v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации - Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Данной статьей определяется круг субъектов обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. При этом в качестве субъектов обязательного пенсионного страхования указываются страхователи (т.е. лица, которые осуществляют уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), застрахованные лица (лица, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), страховщик (орган, который осуществляет обязательное пенсионное страхование, т.е. учитывает поступающие средства на обязательное пенсионное страхование и осуществляет выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию), а также федеральные органы государственной власти.

Следует отметить, что федеральные органы государственной власти не случайно поименованы отдельно, в числе субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статьей 12 Закона об обязательном пенсионном страховании определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования (см. коммент. к этой статье). При этом необходимо отметить, что в комментируемой статье под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации), федеральные органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции.

Статья 5. Страховщик

1. Комментируемой статьей определяется страховщик в системе обязательного пенсионного страхования, а также его правовой статус и положение.

Следует отметить, что вопрос об органе, который должен осуществлять обязательное пенсионное страхование и отвечать за весь комплекс вопросов от поступления страховых взносов в пенсионную систему до назначения и выплаты пенсий, обсуждался очень долго и являлся предметом рассмотрения не только органов исполнительной и законодательной, но также и судебной власти.

Как уже упоминалось, система социального страхования и обеспечения, имеющаяся в настоящее время в Российской Федерации, складывалась еще в начале 90-х гг. Так, базовый пенсионный закон - Закон о государственных пенсиях - был принят еще в 1990 г., а Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2121-1 (в ред. от 05.05.97)*(19). До недавнего времени вопросы выплаты пенсий регулировались также Законом РФ от 05.03.92 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (в ред. от 16.11.97)*(20) и Законом РФ от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02)*(21).

Следует отметить, что все вышеперечисленные законодательные акты принимались еще в условиях, когда действовала Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России, принятая в 1978 г. и основанная на принципиально ином построении системы государственных органов, в т.ч. в части управления системой пенсионного обеспечения.

В результате функционирования данной системы в условиях Конституции и, соответственно, совершенствования нормативной правовой базы сложилась ситуация, когда к 2000 г. многие важнейшие вопросы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, в том числе вопрос назначения и выплаты государственных пенсий в Российской Федерации, оказались законодательно неурегулированными.

Так, в соответствии со ст. 117 Закона о государственных пенсиях пенсионное обеспечение должно было осуществляться государственными органами социальной защиты населения. При этом законодательство РФ не раскрывает содержания понятия "государственный орган социальной защиты".

В соответствии с упомянутыми выше актами законодательства РФ управление системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществлялось на трех уровнях: на федеральном, на уровне субъекта РФ, на уровне местного самоуправления.

На федеральном уровне управление системой пенсионного обеспечения осуществлялось федеральными органами государственной власти и ПФР - органом, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (в ред. от 05.08.2000)*(22)).

Функции по организации работы по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий на уровне субъекта РФ на основании ст. 56 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" были возложены на краевую, областную администрации (т.е. фактически на органы исполнительной власти субъекта РФ), а аналогичные функции на уровне местного самоуправления на основании ст. 64 и 75 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" - на районную, городскую администрацию. При этом органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 г. входили в систему органов государственной власти.

Однако Закон РФ "О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации" утратил силу с принятием Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 11.12.02)*(23), а Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02)*(24). При этом следует иметь в виду, что ни Федеральный закон N 184-ФЗ, ни Федеральный закон N 154-ФЗ не наделили органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что, поскольку вопросы создания системы органов государственной власти субъектов РФ отнесены в соответствии с Конституцией к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, сложилась ситуация, при которой не существует унификации в вопросах подчиненности органов социальной защиты населения. Так, в одних субъектах РФ органы социальной защиты населения входят в состав органов местного самоуправления, в других - являются территориальными подразделениями государственных органов социальной защиты населения субъектов РФ, что еще более усугубляло ситуацию с осуществлением пенсионного страхования и обеспечения, поскольку органы социальной защиты населения, входящие в состав органов местного самоуправления, не являются государственными, так как сами органы местного самоуправления ст. 12 Конституции выведены из состава органов государственной власти.

Причем к концу 90-х гг. правовая неопределенность в этом вопросе создала проблемы не только в вопросах подчиненности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и в вопросах определения статуса средств пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

О степени серьезности данной проблемы говорит также то, что в итоге вопрос об определении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в целом в Российской Федерации, решил Президент РФ и своим Указом от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управлением государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"*(25) полномочия по выплате государственных пенсий закрепил за ПФР и его территориальными органами.

Здесь необходимо отметить, что осуществление Президентом РФ правового регулирования вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов законодательной власти, породило большое количество споров в определенных кругах, в связи с чем, по инициативе группы депутатов Государственной Думы, был сделан запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии вышеприведенного Указа Президента РФ Конституции. Конституционный Суд своим постановлением от 25.06.2000 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"*(26) определил, что в условиях, когда неопределенность в вопросе об органе, уполномоченном осуществлять функции по пенсионному обеспечению, создает угрозу для реализации гарантированных ст. 39 Конституции прав граждан на социальное обеспечение в установленных законом случаях, Президент РФ как гарант Конституции в силу ее ст. 80 и 90 вправе своим указом впредь до принятия необходимого федерального закона урегулировать данный вопрос.

Подобное решение вопроса об осуществлении ряда функций, связанных с пенсионным страхованием и обеспечением, соответствовало и Закону об основах обязательного социального страхования, который возложил обязанности по выплате страхового обеспечения, в том числе пенсионных выплат, на страховщика - некоммерческую организацию, создаваемую в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, уже довольно длительное время функции страховщика в области обязательного пенсионного страхования фактически осуществляет ПФР, однако закрепление его статуса следовало законодательно оформить соответствующим федеральным законом, что и было осуществлено в рамках Закона об обязательном пенсионном страховании, которым предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является ПФР.

2. Необходимо отметить, что согласно нормам комментируемой статьи ПФР по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением. Однако следует учитывать, что говорить о государственном учреждении в его классическом понимании применительно к ПФР нельзя по следующим причинам.

Во-первых, в соответствии с ГК государственное учреждение в силу специфики своего правового статуса имеет специальную право- и дееспособность, которая ограничивается в соответствии с учредительным документом (уставом) учреждения. ПФР действует на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации*(27), а также ряда иных законов и наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных (см. коммент. к ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Во-вторых, согласно положению комментируемой статьи ПФР имеет свои территориальные органы, создаваемые как самостоятельные юридические лица, тогда как гражданским законодательством возможность наличия у государственного учреждения каких-либо обособленных подразделений (тем более юридических лиц) не предусмотрена.

В связи с вышеизложенным говорить о ПФР как о государственном учреждении можно только с учетом п. 3 ст. 120 ГК, согласно которому законом и иными правовыми актами могут быть установлены особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Таким образом, ПФР является государственным учреждением, особенности правового положения которого устанавливаются законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

3. Согласно положениям комментируемой статьи ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Данная норма содержится в законодательстве РФ об обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются федеральной собственностью, поэтому с учетом положений ст. 71 Конституции (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой, вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.

4. Комментируемой статьей предусмотрено также положение о субсидиарной ответственности государства по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Данная норма вытекает из статуса ПФР как государственного учреждения, по обязательствам которого в случае нехватки собственных денежных средств в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК субсидиарную ответственность должен нести собственник соответствующего имущества (т.е. Российская Федерация).

Аналогичное правило закреплено и в Законе об основах обязательного социального страхования. Статьей 24 данного Закона предусмотрено, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить выплаты, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования по обязательному социальному страхованию.

На практике применительно к системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации это означает следующее.

В том случае, если по каким-либо причинам в бюджете ПФР будет недостаточно денежных средств для обеспечения своевременно и в полном объеме выплаты назначенных трудовых пенсий, государство за счет средств федерального бюджета или из иных источников должно дотировать бюджету ПФР недостающие финансовые ресурсы.

5. Предусмотрено также положение о том, что ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и Закона об обязательном пенсионном страховании. С учетом того, что первый из этих двух законов в Российской Федерации не принят, ПФР и его органы должны осуществлять свою деятельность на основании Закона об обязательном пенсионном страховании, а также уже упоминавшегося Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которое применяется в части, не противоречащей этому Закону. Дополнительно к этому каждый территориальный орган ПФР осуществляет свою деятельность на основании индивидуального положения о нем, утверждаемого правлением ПФР. При этом следует заметить, что территориальные органы создаются также в организационно-правовой форме государственных учреждений.

6. В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законом, полномочия страховщика в сфере обязательного пенсионного страхования может осуществлять негосударственный пенсионный фонд.

При этом необходимо отметить одну немаловажную деталь. Согласно этой норме федеральный закон, который разрешит негосударственному пенсионному фонду осуществлять полномочия страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен также урегулировать все связанные с этим вопросы, а именно:

- порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений;

- порядок инвестирования негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных накоплений;

- порядок передачи пенсионных накоплений из ПФР в негосударственный пенсионный фонд;

- порядок уплаты страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд;

- пределы осуществления негосударственным пенсионным фондом полномочий страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Последнее особенно важно, так как в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании на ПФР и его территориальные органы возложено большое количество полномочий, в том числе властных (связанных, например, с осуществлением проверки правильности представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета с правом требования всех необходимых документов и т.д.). Возложение всего этого комплекса полномочий на негосударственные пенсионные фонды представляется необоснованным, поскольку в отличие от ПФР они не выступают в системе обязательного пенсионного страхования от имени государства.

Статья 6. Страхователи

Комментируемой статьей определяется круг страхователей в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Редакция данной статьи является фактически идентичной редакции ст. 235 НК, определяющей круг плательщиков единого социального налога. Это не удивительно, поскольку и единый социальный налог, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают фактически одни и те же лица.

Согласно положениям статьи всех страхователей можно условно разделить на три группы:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам. По сути речь идет о работодателях, производящих выплаты наемным работникам по трудовому договору, заключаемому в соответствии с ТК. При этом следует отметить, что в тексте данной статьи Федерального закона правомерно не используются понятия "работодатель" и "наемный работник", поскольку действующее законодательство РФ предусматривает ряд случаев, когда лицо, осуществляющее выплаты физическому лицу по договору, не являющемуся трудовым, тем не менее обязано с этих выплат производить отчисления на обязательное пенсионное страхование. Прежде всего речь идет о договорах гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (например, о договорах подряда или договорах возмездного оказания услуг), а также об авторских договорах.

Несмотря на то что данные виды договоров являются гражданско-правовыми и не регулируются трудовым законодательством, их предметом, как уже указывалось выше, является выполнение работ либо оказание услуг, что позволяет классифицировать правоотношения между сторонами по данным видам договоров как сходные с трудовыми, вследствие чего на данные правоотношения в полной мере должно распространяться законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании;

2) лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно индивидуальные предприниматели и адвокаты. При этом следует отметить, что в целях исполнения Закона об обязательном пенсионном страховании частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, что также соответствует ст. 11 НК, в соответствии с которой эти категории налогоплательщиков в рамках налоговых правоотношений не разделяются. Кроме того, в рамках правоотношений по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к индивидуальным предпринимателям также приравнены главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств.

Данная группа страхователей интересна тем, что перечисленные в ней лица уплачивают страховые взносы сами за себя, т.е. выступают одновременно в двух качествах - страхователей и застрахованных лиц.

Еще одна особенность этой категории страхователей состоит в том, что в случае наличия у них договора с физическими лицами, за которых в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании необходимо осуществлять уплату страховых взносов в ПФР, эта категория страхователей осуществляет уплату страховых взносов по двум основаниям. Иными словами, если индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с наемным работником, то он обязан осуществлять уплату страховых взносов и за своего наемного работника, и за себя;

3) приравненные к страхователям физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Это лица: а) работающие за пределами Российской Федерации, осуществляющие уплату страховых взносов за себя; б) осуществляющие уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, а также физические лица, которые имеют право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части уплаты страховых взносов сверх установленного для них минимального размера фиксированного платежа (более подробно о данной группе страхователей см. коммент. к ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Статья 7. Застрахованные лица

1. Комментируемой статьей определяется круг застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. При этом устанавливается, что обязательному пенсионному страхованию подлежат граждане Российской Федерации и проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

Это означает, что право на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию при условии уплаты за них страховых взносов имеют:

граждане Российской Федерации вне зависимости от места проживания. Причем здесь необходимо оговориться, что за граждан Российской Федерации, работающих за пределами Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в обязательном порядке не уплачиваются, поэтому они не могут рассчитывать на получение в этой части соответствующего страхового обеспечения. Это связано с тем, что уплата всех видов обязательных платежей гражданами, работающими за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством государства пребывания либо в соответствии с международным договором;

постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Данная норма по своей сути не является новеллой в пенсионном законодательстве РФ, так как в ст. 4 Закона о государственных пенсиях было определено, что право на получение государственной пенсии наравне с гражданами Российской Федерации имеют постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

Факт проживания на территории РФ должен подтверждаться соответствующими данными органов регистрационного учета Российской Федерации.

При этом следует отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ (в том числе и на основании трудового договора), не подлежат в Российской Федерации обязательному пенсионному страхованию и за них не должна производиться уплата страховых взносов в ПФР (см. также коммент. к ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).

2. Этой же статьей устанавливается круг застрахованных лиц применительно к их трудовому статусу.

Как уже указывалось выше (см. коммент. к ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании), статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации гражданин приобретает в том случае, если он работает по трудовому договору или получает вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, либо по авторскому договору, если он самостоятельно обеспечивает себя работой или же работает за пределами Российской Федерации и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование добровольно.

Отдельно необходимо остановиться на таких двух категориях застрахованных лиц, как члены крестьянских (фермерских) хозяйств, а также родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Может возникнуть вполне закономерный вопрос о том, как будет реализовываться право этих граждан на обязательное пенсионное страхование в связи с тем, что ни крестьянские (фермерские) хозяйства, ни родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, не поименованы в ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании в качестве страхователей.

Это действительно так, однако следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02)*(28) общины малочисленных народов наделяются с момента государственной регистрации правами юридического лица. Что же касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то они в соответствии с ГК также подлежат государственной регистрации, и глава крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со ст. 23 ГК признается индивидуальным предпринимателем с момента регистрации хозяйства. При этом данное положение дополнительно подкреплено подп. 2 п. 1 ст. 235 НК, которым установлено, что в целях налогообложения единым социальным налогом главы и члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

С учетом изложенного нет оснований полагать, что члены крестьянских (фермерских) хозяйств, а также родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, не будут подлежать обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании не содержит закрытого перечня страхователей. Следует также иметь в виду, что крестьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию поименованы в других статьях данного Закона (см., например, ст. 11, 22 и 33 Закона об обязательном пенсионном страховании).

В указанном Законе в качестве застрахованных лиц также поименованы иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с этим Законом. Прежде всего здесь имеются в виду физические лица, за которых уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа будет осуществляться другими физическими лицами в добровольном порядке (см. коммент. к ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании).

3. Комментируемой статьей также закреплен один из важнейших принципов осуществления обязательного пенсионного страхования, а именно то, что право на него реализуется только в случае уплаты страховых взносов.

Аналогичное положение закреплено также в ст. 4 Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которой одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является принцип эквивалентности страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию уплаченным страховым взносам.

В случае с обязательным пенсионным страхованием в условиях проведения пенсионной реформы данные положения вышеназванных законов приобретают особую актуальность в связи с тем, что согласно новой формуле расчета пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях, основной составляющей при расчете трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца является именно сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и поступивших в ПФР.

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Статьей 8 Закона об обязательном пенсионном страховании раскрывается содержание понятий "страховой риск" и "страховой случай" применительно к системе обязательного пенсионного страхования.

Следует отметить, что содержащиеся в статье определения являются частными по отношению к определениям страхового риска и страхового случая в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации, данным в Законе об основах обязательного социального страхования, что вполне закономерно, поскольку обязательное пенсионное страхование является лишь одним из видов обязательного социального страхования.

Страховым риском для целей обязательного пенсионного страхования признается утрата заработка (или иного дохода, связанного с выполнением работ или оказанием услуг) в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями для целей обязательного пенсионного страхования признаются случаи выплаты страхового обеспечения - наступление старости, инвалидности, а также потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

Комментируемой статьей определяются виды страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, нормативные акты, на основании которых осуществляется их выплата, а также источники финансирования выплаты страхового обеспечения.

1. Как указывалось в коммент. к ст. 8 Закона об обязательном пенсионном страховании, в системе обязательного пенсионного страхования установлено три классических страховых случая, а применительно к ним устанавливаются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования:

- в случае наступления старости - страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- в случае наступления инвалидности - страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- в случае потери кормильца - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Однако в рассматриваемой статье присутствует еще один вид страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию - социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Очевидно, что правовая природа социального пособия на погребение отличается от природы страховых выплат по обязательному пенсионному страхованию, поэтому нахождение данного вида пособия в Законе об обязательном пенсионном страховании представляется необоснованным. Однако исторически сложилось так, что установленное Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в ред. от 10.01.03)*(29) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, выплачивалось из бюджета ПФР за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых работодателями на пенсионное страхование, поэтому даже в условиях проведения комплексной пенсионной реформы не нашлось другого источника выплаты данного пособия, и оно было включено в перечень видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержится ссылка на нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия установления и выплаты страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Применительно к страховой и накопительной частям трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца таким нормативным правовым актом является Закон о трудовых пенсиях, а применительно к социальному пособию на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле".

3. Комментируемой статьей устанавливаются также источники финансирования составных частей трудовой пенсии.

Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять их трех частей: базовой, страховой и накопительной.

При этом следует отметить, что согласно Закону об обязательном пенсионном страховании базовая часть трудовой пенсии не является видом страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Это связано с тем, что установление базовой части трудовой пенсии, согласно Закону о трудовых пенсиях практически не ставится в зависимость от трудового вклада гражданина (он только должен обязательно иметь 5 лет страхового стажа), и эта часть трудовой пенсии финансируется не за счет средств обязательного пенсионного страхования.

Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части сумм единого социального налога, направляемой в федеральный бюджет, а затем в бюджет ПФР для осуществления выплаты данной части трудовой пенсии.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет средств обязательного пенсионного страхования, а именно - сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями соответственно на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. При этом особо следует отметить тот факт, что в связи с особенностью правового статуса и метода финансирования накопительной части трудовой пенсии правовой статус и режим страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии также имеют некоторые особенности, главная из которых, безусловно, - наличие статуса пенсионных накоплений (ст. 3 Закона об инвестировании средств, а также отдельный от остальных страховых взносов учет в специальной части ИЛС застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Статья 10. Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит один чрезвычайно важный для регулирования вопроса возникновения обязательств ПФР перед застрахованными лицами момент. Данной статьей определяется, что на ИЛС застрахованного лица учитываются только те страховые взносы, которые поступили за него в бюджет ПФР. Это означает, что страховые взносы за застрахованное лицо, начисленные, но не уплаченные страхователем, либо уплаченные, но не дошедшие до бюджета ПФР (например, "зависшие" в банке), не могут быть учтены на ИЛС застрахованного лица, вследствие чего ПФР не несет никаких встречных обязательств по этим суммам перед данным лицом.

Связано это с особенностями правового положения средств обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Так, в соответствии с уже упоминавшимся Законом об инвестировании средств суммы страховых взносов, уплаченные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, подлежат передаче отобранной на конкурсной основе управляющей компании, которая должна их инвестировать, а полученный инвестиционный доход должен быть отражен в специальной части ИЛС застрахованного лица. Очевидным является тот факт, что нельзя инвестировать, а тем более получить какой-то доход с тех денег, которые не поступили в бюджет ПФР и которыми он реально не может распорядиться. В этой связи любой другой подход, кроме учета только фактически поступивших сумм страховых взносов, означал бы, что ПФР изначально берет на себя обязательства, не подкрепленные реальными финансовыми источниками, т.е. как бы заранее провоцирует банкротство пенсионной системы в целом.

2. Комментируемой статьей закрепляется порядок определения объекта для обложения и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Как известно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были введены фактически путем разделения единого социального налога, т.е. путем выделения части единого социального налога в самостоятельный обязательный платеж, имеющий иной правовой статус. Однако данный платеж по-прежнему является финансовым бременем для работодателя и выражается в процентах от средств, затрачиваемых на оплату труда. В связи с этим вряд ли целесообразно устанавливать новую базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принципиально отличную от налоговой базы по единому социальному налогу. Поэтому закрепляется норма, согласно которой объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" НК.

Одновременно следует отметить, что исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование имеет свои особенности и несколько отличается от исчисления единого социального налога (см. коммент. к ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Статья 11. Регистрация страхователей в органах страховщика

1. Комментируемая статья регулирует вопросы регистрации страхователей в органах страховщика (ПФР).

Необходимо отметить, что ранее, до введения единого социального налога (взноса), регистрация плательщиков страховых взносов в органах ПФР являлась обязательной и регулировалась Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 "Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (в ред. от 05.08.2000)*(30).

С введением с 1 января 2001 г. единого социального налога (взноса), установленного гл. 24 "Единый социальный налог" НК, вышеназванный Порядок был признан утратившим силу, и плательщики перестали регистрироваться в органах ПФР.

Однако обязанность по регистрации в органах страховщика в качестве страхователя по конкретным видам обязательного социального страхования предусматривалась также Законом об основах обязательного социального страхования, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 25.10.01 N 138-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"*(31) ст. 15 "Права и обязанности работодателя" Закона об индивидуальном учете была дополнена положением о том, что работодатель обязан зарегистрироваться в органе ПФР в месячный срок со дня постановки на учет в налоговом органе.

В Законе об обязательном пенсионном страховании данная обязанность страхователя конкретизирована и подкреплена санкцией за уклонение от регистрации в органе ПФР в качестве страхователя.

2. С учетом особенностей правового положения различных видов страхователей в системе обязательного пенсионного страхования применены и различные подходы для установления критериев, которых следует придерживаться при регистрации в территориальных органах ПФР.

Так, для страхователей, которые согласно законодательству РФ должны проходить процедуру государственной регистрации (работодатели-организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели), регистрация в органах ПФР осуществляется в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации. Для частных детективов, которые свою деятельность осуществляют без государственной регистрации на основании лицензии, регистрация в органах ПФР осуществляется относительно даты получения ими лицензии.

Что касается родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, которые подлежат государственной регистрации в качестве общин, то они после государственной регистрации приобретают права юридического лица и после этого регистрируются в территориальных органах ПФР согласно процедуре, предусмотренной для юридических лиц. При этом указанные общины регистрируются не только в случае осуществления ими выплат в пользу наемных работников по трудовым договорам (договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам), но и в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа за членов общины.

Отдельно следует остановиться на физических лицах, осуществляющих прием на работу по трудовым договорам или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы. Так как на выплаты, производимые согласно вышеуказанным договорам, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, эти физические лица также подлежат регистрации в органах ПФР. Однако поскольку в данной ситуации они не выступают ни в каком ином качестве, кроме как страхователи, их регистрация осуществляется относительно момента заключения соответствующих договоров.

Необходимо также более подробно осветить вопрос о месте регистрации в органе ПФР.

Юридические лица регистрируются в территориальном органе ПФР по месту своего нахождения, указанному в учредительных документах в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В случае, когда у юридического лица есть обособленное подразделение, это юридическое лицо регистрируется также по месту нахождения своего обособленного подразделения, однако это касается только тех обособленных подразделений, через которые осуществляется выплата вознаграждений физическим лицам (т.е. юридическое лицо регистрируется в территориальном органе ПФР только по месту нахождения такого своего обособленного подразделения, которое впоследствии вправе выполнять от имени этого юридического лица обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - см. коммент. к ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Все физические лица, подлежащие регистрации в органах ПФР, регистрируются по месту своего жительства либо, в случае осуществления деятельности в другом месте, по месту осуществления своей деятельности.

3. Определение порядка (процедуры) регистрации страхователей в органах ПФР в соответствии с положениями комментируемой статьи отнесено к компетенции ПФР.

В настоящее время данный вопрос регулируется Временным порядком регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденным постановлением правления ПФР от 11.03.01 N 33а (в ред. от 11.07.01)*(32) в части регистрации страхователей, осуществляющих выплаты по трудовым договорам (договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы