v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской ФедерацииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного страхованияСтатья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Положения комментируемой статьи в значительной степени воспроизводят положения БК, касающиеся регулирования вопросов, связанных с правовым статусом и функционированием государственных внебюджетных фондов. Это касается и норм о том, что средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат (ст. 143 БК), и порядка составления и утверждения бюджета ПФР (ст. 145 БК). Комментируемой статьей предусматривается также, что при формировании бюджета ПФР устанавливается норматив оборотных средств. Установление норматива оборотных средств необходимо, в первую очередь в силу специфики функционирования той части пенсионной системы, которая продолжает работать на распределительной основе, в связи с чем по окончании финансового периода в бюджете ПФР должны быть предусмотрены средства, за счет которых начнется финансирование выплаты пенсий в следующем финансовом периоде. Положение о том, что бюджет ПФР является консолидированным, означает, что в состав бюджета ПФР входят бюджеты всех его отделений в субъектах РФ. Это означает также, что бюджеты отделений ПФР в субъектах РФ являются составной частью консолидированного бюджета ПФР в целом как бюджета государственного внебюджетного фонда РФ и не являются бюджетами территориальных внебюджетных фондов. В связи с этим на бюджеты отделений ПФР в субъектах РФ не распространяются положения абз. 2 п. 2 ст. 145 БК о том, что проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. 2. Особо оговорено, что суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части ИЛС и выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются в составе бюджета ПФР отдельно. Это связано с тем, что в связи с введением накопительного элемента пенсионная система в Российской Федерации и ее бюджет стали функционировать одновременно и на распределительной (страховая часть трудовой пенсии), и на накопительной основе (накопительная часть трудовой пенсии), что потребовало обособить учет средств накопительной части пенсионной системы. 3. Предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся только в ЦБР, и только в случае его отсутствия хранение денежных средств обязательного пенсионного страхования может осуществляться в иных кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяет Правительство РФ. Данная норма соотносится как со ст. 23 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 10.01.03)*(40), так и со ст. 23 Закона об основах обязательного социального страхования. Положение о том, что плата за банковские услуги со средств обязательного пенсионного страхования не взимается, также соответствует ст. 23. Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Содержание статьи о формировании бюджета ПФР в полной мере учитывает установленный ст. 32 БК принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Таким образом, все доходы ПФР, будь то уплаченные страхователями суммы страховых взносов, ассигнования из федерального бюджета на выплату пенсий, которые согласно законодательству РФ выплачиваются органами ПФР за счет средств федерального бюджета, доходы от инвестирования пенсионных накоплений или добровольные взносы, подлежат в обязательном порядке отражению в составе бюджета ПФР, утверждаемого федеральным законом. 2. Отдельно необходимо оговорить финансовые взаимоотношения бюджета ПФР и федерального бюджета. Согласно законодательству РФ через бюджет ПФР за счет средств федерального бюджета осуществляется выплата базовой части трудовой пенсии и всех пенсий, назначенных в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, а также ряда иных выплат. Кроме того, комментируемой статьей предусматривается также, что за счет средств федерального бюджета бюджету ПФР компенсируются в возмещение уплаты страховых взносов расходы, связанные с включением в страховой стаж в соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях периодов ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периодов прохождения военной службы по призыву. При этом объем, а также порядок возмещения этих средств из федерального бюджета должен устанавливаться федеральным законом. Дополнительно о финансовых взаимоотношениях бюджета ПФР с федеральным бюджетом см. далее коммент. к ст. 18. Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Комментируемой статьей регулируются вопросы расходования средств бюджета ПФР. В частности, предусматривается, что средства ПФР расходуются на выплату пенсий в соответствии с законодательством РФ, а также на выплату социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Причем, за счет средств ПФР также осуществляется доставка пенсий, но только тех пенсий, которые выплачиваются из бюджета ПФР (т.е. на доставку пенсий, выплачиваемых через бюджет ПФР за счет средств федерального бюджета, средства бюджета ПФР не расходуются). Предусмотрено также расходование средств бюджета ПФР на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. 2. Допускается расходование средств бюджета ПФР на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, однако здесь необходимо учитывать некоторую специфику и применять эту норму с учетом воспроизведенного в этом же пункте положения п. 3 ст. 83 БК, согласно которому осуществление финансирования новых видов расходов может осуществляться только с начала очередного финансового года и только при условии их включения в соответствующий бюджет. Характерным примером расходования средств бюджета ПФР на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, является расходование средств ПФР на предусмотренные бюджетами ПФР некоторых лет расходы по финансированию региональных социальных программ поддержки престарелых и нетрудоспособных граждан либо на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам. Причем данный вид расходов может быть включен в бюджет ПФР только с учетом того, что расходование средств ПФР на эти цели разрешается п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)"*(41). Противоположным примером расходов, которые не могут финансироваться за счет средств бюджета ПФР, является оплата (1 раз в 2 года) стоимости проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно. Данная льгота для пенсионеров предусмотрена ст. 34 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 10.01.03)*(42). При этом ст. 4 данного Закона установлено, что источником финансирования затрат на предусмотренные им гарантии и компенсации для лиц, получающих государственные пенсии, является ПФР в соответствии с положением о нем. Однако Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) не предусмотрено финансирование расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров из районов Крайнего Севера к месту отдыха и обратно. Не предусмотрены эти расходы ни в федеральных законах о бюджете ПФР, ни в Законе об обязательном пенсионном страховании. Кроме того, Закон РФ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не является актом законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, а это обязательное условие финансирования дополнительных расходов. Это означает, что средства бюджета ПФР на финансирование данной льготы не могут быть израсходованы без внесения изменений в законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании. 3. Комментируемой статьей предусматриваются также дополнительные нормы, связанные с взаимоотношениями бюджета ПФР и федерального бюджета. Так, устанавливается, что все средства, поступившие в федеральный бюджет в качестве единого социального налога, в полном объеме должны перечисляться в бюджет ПФР, и одновременно закрепляется порядок расходования этих средств. В том случае, если в страховой части бюджета ПФР (т.е. в части, связанной с финансированием страховой части трудовой пенсии) имеется дефицит, то он закрывается данными средствами федерального бюджета. В том случае, если дефицит отсутствует, эти средства расходуются на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из расчетного уровня инфляции на очередной финансовый год. 4. Предусматривается отсылочная норма о том, что порядок использования временно свободных средств будет определяться федеральным законом. Вероятно, здесь имеется в виду федеральный закон о бюджете ПФР на очередной финансовый год. Так, например, ст. 9 Федерального закона от 29.05.02 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год"*(43) ПФР разрешено в 2002 г. направлять временно свободные средства резерва своего бюджета на размещение (инвестирование) в порядке, определяемом Правительством РФ. В развитие этой нормы Правительством РФ издано постановление от 18.09.02 N 681 "О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации"*(44). Согласно положениям данного постановления ПФР предоставлено право размещать временно свободные средства резерва бюджета ПФР, образовавшиеся сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности и пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета, в государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ и иностранной. При этом предусматривается, что продажа указанных ценных бумаг осуществляется в случае образования текущего дефицита бюджета ПФР в части средств, направляемых на финансирование выплаты пенсий, а соглашения об агентском обслуживании в целях проведения операций с временно свободными средствами и государственными ценными бумагами могут быть заключены с ЦБР и Внешэкономбанком. Закреплено также, что операции со временно свободными средствами, включая принятие решений об объемах, структуре и сроках приобретения и продажи ПФР государственных ценных бумаг, согласовываются с Минфином России, а в Правительство РФ ежеквартально должны представляться нарастающим итогом сведения о способах и объемах размещения временно свободных средств. Постановлением Правительства РФ от 04.04.03 N 198 "О порядке размещения в 2003 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации"*(45) определен порядок решения этих вопросов в 2003 г. 5. Комментируемой статьей дополнительно устанавливается отсылочная норма об ответственности за нецелевое использование средств бюджета ПФР по аналогии с п. 2 ст. 19 Закона об основах обязательного социального страхования. Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Комментируемой статьей допускается формирование резерва бюджета ПФР в случае возникновения профицита. Наличие подобного резерва необходимо для стабильности и финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Все вопросы, связанные с регулированием правового статуса этого резерва, а также его формирования и расходования, будут решаться в рамках федерального закона о бюджете ПФР. Статья 20. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала 1. Понятие расчетного пенсионного капитала предусмотрено ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с данной статьей расчетный пенсионный капитал - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу этого Закона, которая является базой для определения страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в состав расчетного пенсионного капитала не включаются. 2. Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.02 N 407*(46). Согласно Правилам в составе расчетного пенсионного капитала нарастающим итогом учитываются суммы страховых взносов, поступившие в ПФР за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. При этом суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили. Например, гражданин осуществлял свою трудовую деятельность в течение календарного года, причем заработная плата ему выплачивалась 5-го числа каждого месяца за предыдущий месяц. Следовательно, заработная плата за декабрь этого календарного года выплачивается гражданину только в январе следующего года, и соответственно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за этого гражданина за декабрь также поступят только в январе. Это означает, что страховые взносы, перечисленные страхователем за этого гражданина за декабрь, будут учтены уже в расчетном пенсионном капитале следующего года. Та же ситуация будет и в том случае, если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут перечисляться с задержкой, - в любом случае эти денежные средства будут учитываться в расчетном пенсионном капитале того года, в котором они поступили (независимо от того, за какой год они поступили). Отдельно оговорен случай, когда лицу назначена страховая часть трудовой пенсии исходя из размера расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого она назначена (п. 5 ст. 14, п. 3 ст. 15 и п. 2 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях), однако после назначения пенсии на ИЛС застрахованного лица продолжают поступать денежные средства. В этом случае с 1 июля года, следующего за годом назначения пенсии, будет произведена корректировка ее размера с учетом дополнительно поступивших сумм в состав расчетного пенсионного капитала. 3. Включение в ИЛС застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФР от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год (эти данные представляются в ПФР органами федерального казначейства Минфина России). При этом осуществляется учет только фактически поступивших сумм страховых взносов. Это означает, что если страхователь представит сведения о суммах страховых взносов, которые необходимо включить в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, а по данным органов федерального казначейства от данного страхователя поступила меньшая сумма страховых взносов, то по ИЛС работников может быть разнесена только та сумма денежных средств, которая от него реально поступила в бюджет ПФР. Причем в этой ситуации поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по ИЛС застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Применение данной нормы дополнительно разъяснено письмом ПФР от 01.07.02 N КА-1627/5835 "О некоторых вопросах уплаты страховых взносов в ПФР"*(47), где описывается ситуация, при которой страхователь, имеющий задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляет уплату страховых взносов в полном объеме только за тех своих работников, которые в ближайшее время выходят на пенсию, и разъясняется, что в этом случае разносить данные суммы денежных средств следует по ИЛС всех работников данной организации пропорционально начисленным суммам страховых взносов. 4. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в том же порядке, что и индексация страховой части трудовой пенсии, т.е. в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях. Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1. Норма об осуществлении Счетной палатой РФ контроля за расходованием средств бюджетов государственных внебюджетных фондов предусмотрена, кроме комментируемой статьей, также ст. 17 Федерального закона от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (в ред. от 24.12.02)*(48). 2. Вопросы правового регулирования правоотношений, связанных с созданием и деятельностью наблюдательного совета ПФР, отнесены к компетенции Правительства РФ. Причем при рассмотрении вопроса о создании и деятельности наблюдательного совета ПФР следует иметь в виду, что опыт создания подобных органов в пенсионной системе уже есть. Как уже указывалось (см. коммент. к преамбуле Закона об обязательном пенсионном страховании), в соответствии с Указом Президента РФ от 08.02.01 N 137*(49) при Президенте РФ был создан Национальный совет по пенсионной реформе с достаточно широким в нем представительством от различных политических сил и общественности. Основной политической задачей данного Национального совета в соответствии с Положением о нем, утвержденным названным Указом, являлось достижение общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы. Следует отметить, что несмотря на то что заседаний Национального совета было проведено немного, а также на то что дискуссии вокруг пенсионной реформы в обществе продолжаются и по сей день, политическую цель создания данного органа можно считать выполненной, поскольку его работа позволила в конечном счете, принять важнейшие законодательные акты, направленные на проведение пенсионной реформы. В связи с этим закрепленную в комментируемой статье необходимость создания наблюдательного совета ПФР следует рассматривать как признание успешности подобной формы работы в сфере пенсионного страхования, и, безусловно, в его работе необходимо будет необходимо в полной мере использовать опыт Национального совета. 3. Наблюдательный совет ПФР, который должен функционировать в соответствии с комментируемой статьей, следует отличать от общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, создание которого предусмотрено ст. 8 Закона об инвестировании средств. В отличие от наблюдательного совета ПФР общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений создается для осуществления общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, т.е. в его компетенцию будет входить более узкий круг вопросов, а именно только те, которые напрямую связаны с инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Деятельность общественного совета имеет также некоторые другие особенности, определенные вышеназванным Законом. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |