v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" - Содержание Глава I. Общие положения (ст. ст. 1 - 4) Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, (ст. ст. 5 - 25) уволенных с военной службы, и членов их семей -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих"

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Содержание Глава I. Общие положения (ст. ст. 1 - 4) Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, (ст. ст. 5 - 25) уволенных с военной службы, и членов их семей

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1.

Комментарий к п.1

1. Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией РФ, комментируемым Законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

2. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, они создают военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей (см. комментарий к п.1 ст.27).

3. В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула (см. комментарий к п.3 ст.27).

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

4. Кроме должностных и специальных обязанностей и прав, военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

Общие обязанности военнослужащих, связанные с выполнением служебного долга, закреплены в комментируемом Законе (ст.26) и дополнены УВС ВС РФ (ст.ст.13-20). К ним относится, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и др.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст.55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления полномочиями и властью.

5. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод.

В группе прав военнослужащих, относящихся к прохождению военной службы, можно выделить те, которые связаны с: а) продвижением по службе (карьерой); б) государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) правом на защиту; г) льготами; д) поощрением.

Основное содержание комментируемого Закона составляют общие права и обязанности военнослужащих, из которых наиболее полно регламентированы права двух категорий военнослужащих: проходящих военную службу по контракту и по призыву.

Отдельную категорию составляют военнослужащие-офицеры, проходящие военную службу по призыву. По своей природе их служба является исполнением в особой форме конституционной юридической обязанности, как и других военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, однако по своему правовому положению (общим, должностным и специальным правам и обязанностям) они приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

6. Военнослужащие в случае совершения ими правонарушения в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность (дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую, уголовную), которая является наказанием за совершенное противоправное действие или бездействие (см. комментарий к ст.28).

Комментарий к п.2

7. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная норма Конституции РФ соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права - Всеобщей декларации прав человека (ст.29) и Международным пактам о правах человека.

Ограничения прав и свобод на основании федеральных конституционных законов и федеральных законов возможны как в отношении всего населения страны (например, в условиях чрезвычайного положения, связанных с эпидемиями, межнациональными конфликтами, стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и т.д.), так и в отношении отдельных категорий граждан, в частности военнослужащих, исполняющих военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав, свобод и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

8. Военная служба, посредством которой реализуются функции и решаются задачи Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых она предусмотрена Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", в сфере обороны и безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах, имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид федеральной государственной службы.

Данные особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела и предназначения военной службы, связанного с возложенными на военнослужащих обязанностями в сфере обороны и безопасности государства, а также необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, подчас с оружием в руках и с риском для жизни, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в войсках, воинских формированиях и органах, в которых граждане проходят военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся, например: принятие Военной присяги, наличие воинских званий, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, беспрекословность воинского повиновения и др.

9. Обусловленные особенностями военной службы ограничения военнослужащего как человека и гражданина в некоторых правах и свободах устанавливаются прежде всего комментируемым Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Такие ограничения распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения (см. комментарий к п.7 ст.10).

В соответствии с комментируемым Законом, кроме случаев, указанных в п.7 ст.10, военнослужащие не вправе:

обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников);

отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;

совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей в законодательных органах Российской Федерации, ее субъектов, органах местного самоуправления;

участвовать в забастовках.

10. Кроме прямых запретов, законодательными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а за пределы Российской Федерации - в порядке, установленном законодательством. В соответствии с УВС ВС РФ выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 34. - Ст. 4029) установлено, что военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ;

военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части;

военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы;

в случае служебной необходимости отдельные мероприятия в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (в Вооруженных Силах РФ такой перечень утвержден приказом министра обороны РФ 1998 г. N 492; в МВД России - приказом министра внутренних дел РФ от 3 ноября 1997 г. N 721; в ФСБ России - приказом ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685; в ФСО России - приказом ФСО России от 18 июня 1999 г. N 197; в ФАПСИ - приказом ФАПСИ от 11 января 1999 г. N 3);

обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, запрещено.

11. Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, и, как следствие, ограничение военнослужащих в некоторых правах и свободах устанавливаются комментируемым Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением льгот, гарантий и компенсаций.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее использование, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращения в суд (субъективные гарантии).

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод всех граждан, в том числе и военнослужащих, посредством системы мер со стороны государства, направленных на их реальное использование, на эффективную охрану и защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе их судебной защиты.

Комментируемый Закон гарантирует: сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах (п.8 ст.2); исполнение обязательств со стороны государства при осуществлении призыва на военную службу, заключении контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении с военной службы (п.6 ст.3); предоставление военнослужащим жилых помещений (п.1 ст.15) и т.д.

Гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя в том числе льготы и компенсации.

Под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

Основными правовыми документами, в которых изложены нормы о льготах военнослужащим, являются комментируемый Закон и Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением Правительства СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 (объявлено приказом министра обороны СССР 1981 г. N 65).

Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Так, комментируемым Законом предусмотрены следующие компенсации:

предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (п.1 ст.11), а также предоставление отдыха за участие военнослужащих в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (п.3 ст.11);

выплата денежных компенсаций: взамен положенного продовольственного пайка (питания) и положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества (пп.1, 2 ст.14); за наем (поднаем) жилых помещений (п.3 ст.15); за санаторно-курортное лечение и организованный отдых (п.4 ст.16) и др.

12. Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Оно вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст.19 Федерального закона "Об обороне") (СЗ РФ. - 1996. - N 23. - Ст.2750).

Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ (ч.2 ст.87 Конституции РФ). Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п."б" ст.102 Конституции РФ).

Порядок введения военного положения установлен Федеральным конституционным законом "О военном положении в Российской Федерации" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ (СЗ РФ. - 2002. - N 5. - Ст.375).

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (ст.1 Федерального конституционного закона "О военном положении в Российской Федерации").

Чрезвычайное положение, также являющееся особым правовым режимом деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, вводится указом Президента РФ (ст.88 Конституции РФ) в целях скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи.

В целях реализации указанного полномочия Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (СЗ РФ. - 2001. - N 23. - Ст.2277) четко определяет основания введения чрезвычайного положения: попытки насильственного изменения конституционного строя, захват или присвоение власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери. Закон разрешает Президенту РФ вводить чрезвычайное положение по всей стране на срок, не превышающий 30 дней, а в ее отдельных местностях - 60 суток.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ. В силу вышеназванного Закона такой указ должен содержать обоснование необходимости чрезвычайного положения, указание временных границ, точное описание территорий, на которых оно вводится, и изложение мер по поддержанию режима чрезвычайного положения. О введении режима чрезвычайного положения незамедлительно сообщается обеим палатам Федерального Собрания. Конституция РФ относит утверждение указа о чрезвычайном положении к ведению Совета Федерации (п."в" ч.1 ст.102). Совет Федерации вправе не согласиться с принятием указа.

Введение чрезвычайного положения допускается с согласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения не может быть распущена Государственная Дума.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться особые формы управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, может допускаться временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч.3 ст.56 Конституции РФ.

Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения.

13. Меры социальной защиты военнослужащих в условиях чрезвычайного положения (предоставление льгот, компенсаций и гарантий) установлены Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г., в Вооруженных Силах РФ - также приказом министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9 с изменениями от 18 июня 2001 г. (приложение N 2 к приказу министра обороны РФ N 274); в Пограничной службе РФ - приказом ФПС России от 29 апреля 1998 г. N 207 (приложение N 2 к приказу); в ФАПСИ - приказом ФАПСИ от 2 апреля 2001 г. N 64 (приложение N 2 к приказу).

Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

- оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

- засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца;

- предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно, и др.

Военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, предоставляются дополнительные льготы, установленные Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ, в том числе на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (ст.14 Федерального закона "О ветеранах" от 2 января 2000 N 40-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 7 июня 2000 г. N 1054 с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях засчитывается на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Зоны, на которые распространяется действие Закона РФ от 21 января 1993 г. и Федерального закона 1997 г. N 146-ФЗ, установлены постановлением Правительства РФ "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896 (СЗ РФ. - 2001.- Ч. II. - N 53. - Ст.5186).

Комментарий к п.3

14. Документами, удостоверяющими личность и правовое положение военнослужащих, являются:

для высших офицеров - удостоверение личности генерала (адмирала);

для старших и младших офицеров (в том числе для офицеров, проходящих военную службу по призыву) - удостоверение личности офицера;

для прапорщиков и мичманов - удостоверение личности прапорщика (мичмана);

для военнослужащих-женщин, проходящих военную службу на должностях сержантов (старшин) и солдат (матросов) - удостоверение личности;

для сержантов (старшин) и солдат (матросов) - военные билеты.

Вышеуказанной нормой предусмотрено право военнослужащих на получение установленных для граждан Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность и гражданство, которыми являются внутренние и заграничные паспорта. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 и постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828).

Выдача паспортов военнослужащим должна производиться в первоочередном порядке (п.2 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 и п.3.5 приказа Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. N 605).

Отказ компетентных органов в выдаче военнослужащему паспорта может быть обжалован в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (см. комментарий к п.2 ст.21).

Документами удостоверяющими личность военнослужащего при выезде за пределы Российской Федерации являются заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка, которые оформляются на основании справки (по форме согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1598 (СЗ РФ. - 1997. - N 52. - Ст.5929), выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. N 397 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, а также порядок и условия оформления и выдачи ими паспортов (СЗ РФ. - 1999. - N 16. - Ст.1998). К ним относятся:

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Федеральная пограничная служба Российской Федерации;

Федеральная служба охраны Российской Федерации;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала в каждом случае осуществляется по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им лица, согласованному с Федеральной службой безопасности РФ (за исключением военнослужащих и лиц гражданского персонала Службы внешней разведки РФ и федеральных органов государственной охраны). Выданные паспорта подлежат возврату в федеральные органы исполнительной власти, осуществившие их выдачу, в порядке, определяемом этими федеральными органами.

Перечни должностных лиц, которым предоставляется право разрешать выезд военнослужащих из Российской Федерации, определяются Министерством обороны РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Эти органы обязаны:

определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделяемых полномочиями выдавать справки, указанные в п.2 вышеназванного постановления, и направить их в Министерство внутренних дел РФ и Министерство иностранных дел РФ;

установить порядок получения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.

По данному вопросу действуют:

Инструкция о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденная приказом Федеральной службы охраны РФ от 27 января 1999 г. N 17;

Инструкция о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации сотрудников Гостехкомиссии России, военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований при Гостехкомиссии России (утвержденная приказом Государственной технической комиссии при Президенте РФ от 15 сентября 1999 г. N 222).

Комментарий к п.4

15. В соответствии со ст.24 Федерального закона "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ граждане Российской Федерации могут применять имеющееся на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Определение понятий необходимой обороны и крайней необходимости дается в УК РФ (ст.ст.37 и 39).

Под состоянием необходимой обороны понимается защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

Под состоянием крайней необходимости следует понимать устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, под которым признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.

16. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие (например, предупредительный выстрел вверх или в сторону), за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Без предупреждения оружие военнослужащими может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием или с использованием транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости (ст.12 УВС ВС РФ). Военнослужащие, кроме того, имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

Применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или в составе подразделения:

- для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

- для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных УГ и КС ВС РФ

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненных, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Федеральными законами для военнослужащих, проходящих военную службу в некоторых министерствах и ведомствах, устанавливаются конкретные случаи применения оружия.

Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ сотрудники федеральных органов государственной охраны в качестве крайней меры имеют право применять оружие в случаях:

1) защиты объектов государственной охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников федеральных органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами и средствами связи;

3) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;

4) освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно;

6) защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.

Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной охраны, имеют право использовать оружие в случае:

1) необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни или здоровья людей;

2) защиты людей от угрозы нападения опасных животных;

3) предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи (ст.27).

Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (ст.14) сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия. Они имеют право применять оружие в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции (ст.15 Закона РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г.).

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для:

а) защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью;

б) отражения нападения на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, угрожающего их жизни и здоровью, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой;

в) освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях и военной техники;

г) задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья граждан либо собственности, пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление;

д) пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, указанных в настоящем пункте;

е) остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск;

ж) отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на военные городки, воинские эшелоны (транспорты), транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями;

з) подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

и) предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

к) пресечения попыток лиц противоправным способом проникнуть на территории охраняемых объектов, постов и других мест несения боевой службы или покинуть их, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным.

Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения (ст.28 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ).

Федеральными законами могут предусматриваться и иные случаи применения военнослужащими оружия.

17. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности (например, отсутствие конечностей), несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления, угрожающего жизни военнослужащих и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно (ст.12 УВС ВС РФ).

18. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

19. В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" (ст.20) разрешение на хранение и ношение наградного оружия, полученного военнослужащими на основании приказа соответствующего руководителя (ст.33 ДУ ВС РФ и ст.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314), выдается органами внутренних дел по месту жительства.

Штатное и наградное огнестрельное и холодное оружие записывается в удостоверение личности или в служебную книжку (военный билет) военнослужащего с указанием системы, серии, номера оружия и даты выдачи.

Владельцы наградного оружия, кроме того, должны иметь документ, подтверждающий награждение оружием.

20. УВС ВС РФ (ст.ст.11, 12) установлено, что военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы (ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

В Вооруженных Силах РФ порядок ношения и хранения огнестрельного оружия военнослужащими определен Правилами ношения и хранения огнестрельного оружия военнослужащими Вооруженных Сил, введенными в действие приказом министра обороны СССР 1962 г. N 56.

Указанными Правилами установлены случаи обязательного ношения огнестрельного оружия:

в военное время - в войсках, входящих в состав действующей армии;

на боевом дежурстве, строевых смотрах, стрелковых и полевых тактических занятиях и учениях и др.

Кроме того, ношение огнестрельного оружия при необходимости может быть разрешено и в иных случаях, например, при убытии в служебную командировку - распоряжением командира воинской части, корабля, начальника учреждения.

Ношение огнестрельного оружия запрещается при нахождении в санаториях, домах отдыха, в отпуске, на лечении и т.п., а также вне расположения воинской части (учреждения) при посещении театров, клубов, парков и других общественных мест, если пребывание в них не связано с несением службы.

В командировочном предписании военнослужащего, убывающего в служебную командировку с оружием, указывается, что ему разрешено иметь при себе оружие, и записываются система, серия и номер оружия.

Разрешение на право хранения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций (включая и военнослужащих), находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается органом внутренних дел по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом МВД России (п.16 Правил оборота ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 с изменениями и дополнениями).

В МВД России по данному вопросу в отношении военнослужащих внутренних войск действует приказ МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 29 декабря 2000 г. N 1328 (с изменениями от 10 августа 2001 г.).

Наградным оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является оружие, полученное сотрудником органов внутренних дел РФ, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел РФ на основании приказа министра внутренних дел РФ о награждении. В МВД России осуществляется награждение боевым ручным стрелковым (пистолет, револьвер) и холодным (шашка, кортик) оружием, а также гражданским (охотничьим) оружием. Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное Федеральным законом "Об оружии" к обороту на территории Российской Федерации.

Наградным оружием награждаются сотрудники и военнослужащие за мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении служебного (воинского) долга с риском для жизни, значительный личный вклад в укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, высокое профессиональное мастерство и большие заслуги в совершенствовании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России. Наградным оружием награждаются сотрудники и военнослужащие, прослужившие в органах внутренних дел и внутренних войсках не менее 20 лет.

После смерти награжденного принадлежавшее ему боевое наградное оружие вместе с принадлежностями, снаряжением к нему и боеприпасами изымается органом внутренних дел и передается на склад вооружения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту регистрации наградного оружия. Гражданское наградное оружие изымается органами внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества.

Комментарий к п.5

21. В соответствии со ст.71 Конституции РФ вопросы обороны и безопасности находятся в ведении Российской Федерации, т.е. правовое регулирование в этой сфере относится к компетенции федеральных органов государственной власти. В то же время органами власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Таким образом, правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов обороны и безопасности возможно только в строго ограниченной области, касающейся вопросов социально-правовой защиты вышеуказанных категорий граждан, а также вопросов, связанных, например, с порядком и организацией призыва на военную службу.

Комментарий к статье 2.

Комментарий к п.1

1. Конституцией РФ провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ч.1 ст.59). В этих целях Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" установлена воинская обязанность, предусматривающая в том числе прохождение военной службы по призыву, а также возможность исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и ее прохождения в добровольном порядке (по контракту).

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, создаваемых в соответствии с федеральными законами в целях обороны и безопасности, решения иных стоящих перед государством специфических задач военными методами, т.е. с применением средств вооруженной борьбы.

2. Военную службу проходят военнослужащие.

Комментируемым Законом определен круг лиц, являющихся военнослужащими. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку только граждане, указанные в п.1 ст.2 комментируемого Закона, обладают специальным статусом военнослужащих (общими, специальными и должностными правами и обязанностями), связанным с исполнением ими военной службы.

3. Исполнение военной службы предусмотрено в войсках, воинских формированиях и органах.

А. Военная служба в войсках, подчиненных непосредственно министру обороны, т.е. в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время общий состав Вооруженных Сил РФ определяется Федеральным законом "Об обороне", в соответствии с которым Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления (Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ), объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Организационно Вооруженные Силы РФ делятся на виды, рода войск и специальные войска.

Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Управление в Вооруженных Силах РФ осуществляется специально для этого учрежденными государством военными органами, являющимися составной, но относительно обособленной частью исполнительной власти. Управление осуществляют центральные органы управления, органы управления объединений, соединений, воинских частей, военных комиссариатов (территориальные органы военного управления), начальники гарнизонов (старшие морские начальники), военные коменданты.

Деятельность по реализации функций Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ ведется военными органами, объединенными в системе Министерства обороны РФ, которые учреждены государством, входят в систему органов государственной (исполнительной) власти и призваны решать задачи, определяемые компетентными органами государственной власти. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

В состав Вооруженных Сил РФ входят также военнослужащие, проходящие военную службу в строительных отрядах. Правовое регулирование их службы осуществляется в соответствии с Положением о военно-строительных отрядах, введенным в действие приказом министра обороны СССР от 30 мая 1977 г. N 175. Главная особенность правового положения военных строителей заключается в том, что на них распространяются нормы как военного, так и трудового законодательства, что обусловлено своеобразием выполняемых ими функций - выполнение строительно-монтажных и производственно-строительных работ в интересах Вооруженных Сил РФ. С одной стороны, на указанных лиц распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, с другой - трудовой процесс (рабочее время, оплата труда, материальная ответственность, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.) регулируется нормами трудового законодательства. Фактически служба военных строителей заключается в осуществлении трудовой деятельности, что противоречит назначению военной службы и, следовательно, в ходе военной реформы подлежит упразднению.

Оплата труда военных строителей производится в соответствии с законодательством о труде на основе тарифных ставок (окладов), районных и других коэффициентов, систем оплаты труда, действующих на предприятиях и в организациях, использующих труд военных строителей, с применением понижающего коэффициента (п.2 постановления Совета Министров - Правительства РФ "Об изменении порядка материального обеспечения военных строителей" от 19 апреля 1993 г. N 355 (с изменениями от 15 ноября 1997 г.)

Б. Военная служба во внутренних войсках, подчиненных министру внутренних дел РФ. Внутренние войска состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения, специальных моторизованных соединений и воинских частей, соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов, конвойных воинских частей (подразделений), авиационных воинских частей, морских воинских частей и воинских частей (подразделений) специального назначения, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования; разведывательных воинских частей (подразделений); учреждений (медицинских, научных и др.) и воинских частей обеспечения деятельности внутренних войск (учебных, связи и др.), специальные задачи которых определены Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ.

В. Военная служба в органах и войсках Пограничной службы РФ предусмотрена Федеральным законом "О Пограничной службе Российской Федерации".

Пограничная служба РФ состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, пограничных войск, органов и других организаций Пограничной службы РФ. Комплектование военнослужащими всех структурных частей Пограничной службы РФ осуществляется в зависимости от решаемых задач. Как уже было отмечено ранее, в ходе военной реформы предполагается сокращение войскового компонента Пограничной службы РФ, т.е. сокращение пограничных войск. В то же время комплектование военнослужащими должностей других органов Пограничной службы РФ сохранится, хотя приоритет будет отдаваться комплектованию их лицами гражданского персонала, поскольку решаемые ими задачи не требуют особой специфики в своей деятельности, предусмотренной для военной службы.

Структура и состав органов и войск Пограничной службы РФ утверждены Указом Президента РФ от 19 июля 1997 г. N 732 (СЗ РФ. - 1997. - N 30. - Ст.3598). В нее входят: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности; органы пограничной стражи; органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска; военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении Пограничной службы РФ согласно федеральному законодательству.

Г. Военную службу граждане проходят в Железнодорожных войсках РФ, которые состоят из федерального органа управления Железнодорожными войсками (Федеральной службы Железнодорожных войск РФ), соединений, воинских частей, научно-исследовательских учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования.

Д. Военная служба в войсках гражданской обороны предусмотрена Федеральным законом "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, которым определено, что к силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны (ст.15).

Е. Военная служба в федеральных органах правительственной связи и информации, составляющих единую систему, к которой относятся:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;

органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

войска;

учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются в том числе за пределами Российской Федерации. Правовое положение войск определено Законом РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. N 4524-I.

Ж. Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ предусмотрена военная служба в Федеральной службе безопасности РФ.

Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности РФ создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности РФ определены Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Президентом РФ от 6 июля 1998 г. N 806 (СЗ РФ. - 1998. - N 28. - Ст.3320).

З. В соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1996г. N 5-ФЗ часть личного состава Службы внешней разведки является военнослужащими (ст.17) и проходит военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики своей деятельности.

И. Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ установлено, что органы государственной охраны комплектуются в частности военнослужащими.

К. Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, в которых также предусматривается прохождение военной службы, в настоящее время реформируются в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по реформированию специального строительства в Российской Федерации" от 4 февраля 1999 г. N 174 (в редакции Указа от 27 августа 1999 г. N 1117) (СЗ РФ. - 1999. - N 6. - Ст.840).

Указанные воинские формирования занимаются специальным строительством в интересах обороны и безопасности государства.

Л. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ к личному составу Государственной противопожарной службы относятся военнослужащие, состоящие на соответствующих штатных должностях.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее в тексте данного издания - МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

М. Исполнение военной службы предусмотрено в Службе специальных объектов при Президенте РФ, являющейся федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (п.1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350) (СЗ РФ. - 1999. - N 12. - Ст.1453).

Н. Военную службу будут проходить граждане в создаваемых на военное время специальных формированиях, правовое положение которых должно определяться законодательством военного времени, которое в настоящее время только разрабатывается.

О. Военная служба в органах военной прокуратуры, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных Силах РФ. Военная прокуратура состоит из Главной военной прокуратуры, военных прокуратур округов (фронтов), флотов, армий, флотилий, соединений, гарнизонов, а также военных прокуратур, приравненных к военным прокуратурам армий, флотилий, соединений, гарнизонов. Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ, Положением о военной прокуратуре, другими законодательными актами Российской Федерации.

П. Военная служба в военных судах Российской Федерации, которые входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военнослужащие военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и Управления военных судов Министерства юстиции РФ проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-I (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N 30. - Ст.1792), другими нормативными актами и Федеральным законом "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции" от 3 декабря 1994 г. N 55-ФЗ.

4. В зависимости от способа исполнения конституционного долга по защите Отечества (прохождения военной службы по призыву или в добровольном порядке) военнослужащие разделены на проходящих военную службу по контракту и по призыву.

Отдельную группу образуют офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, которые по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, например, указанным лицам время их нахождения на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж так же, как и проходящим военную службу по призыву - из расчета один день военной службы за два дня работы (п.3 ст.10 комментируемого Закона). Они не имеют права на обеспечение жилой площадью за счет государственных жилищных сертификатов, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и получение безвозмездной финансовой помощи на покупку или строительство жилья. Выходное пособие при их увольнении с военной службы выплачивается в ином порядке (см. комментарий к п.3 ст.23) и т.д.

5. Статус военнослужащих имеют военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со ст.2 комментируемого Закона граждане, проходящие военные сборы.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные с воинскими званиями или аналогичные им, не являются военнослужащими (п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9).

6. В соответствии со ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" сроки военной службы устанавливаются:

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - 24 месяца;

для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, - 12 месяцев;

для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, - 24 месяца;

для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.

для проходящих военную службу по контракту - на срок контракта.

7. Военнослужащие, поступающие на военную службу в добровольном порядке, заключают контракт о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о прохождении военной службы.

8. Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Можно выделить следующие признаки контракта:

а) особый субъектный состав. Одной из сторон всегда выступает государство в лице своих органов власти. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны РФ, другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) комплексный характер, т.е. он регулируется одновременно нормами нескольких отраслей права. Как уже было отмечено, контракт о прохождении военной службы регулируется в том числе и законодательством о статусе военнослужащих, к которому относятся Конституция РФ, законодательство об ответственности военнослужащих (уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной), законодательство о правах и льготах военнослужащих, в том числе жилищных и т.д.;

в) свобода выбора условий не характерна для указанного соглашения. Обычно жестко формально устанавливается, когда, с кем и на каких условиях административный договор может быть заключен. Указанный признак также полностью присущ контракту о прохождении военной службы;

г) целью соглашения является реализация какого-либо публичного интереса, достижение общественно значимых результатов. Контрактом о прохождении военной службы опосредуется сфера военно-служебных отношений в целях обороны и безопасности государства;

д) автономия воли сторон соглашения не носит характера абсолютного принципа, а уровень диспозитивности намного ниже, чем при заключении гражданских и трудовых договоров.

Виды контрактов: контракт может быть первым и новым (п.1 ст.4 Положения о порядке прохождения военной службы).

А. Первый контракт может быть заключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту (п.2 ст.34 Положения).

Б. Новый контракт может быть заключен: а) с гражданином, ранее проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту; б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; в) с военнослужащим, переведенным из федерального органа исполнительной власти в Министерство обороны РФ; г) с военнослужащим, переведенным из другого государства в Министерство обороны РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации; д) с военнослужащим, которому была приостановлена военная служба в соответствии со ст.45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

В. Контракт, заключаемый с гражданином в соответствии с п.7 ст.38 вышеназванного Закона (далее именуется - краткосрочный контракт), может быть как первым (п.7 ст.8 Положения о порядке прохождения военной службы), так и новым (подп."в" п.5 ст.9 Положения о порядке прохождения военной службы).

Краткосрочный контракт может быть заключен для исполнения специальных обязанностей военной службы в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), а также на время службы в воинских частях, выделенных для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Г. Контракт о прохождени


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы