v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской ФедерацииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава I. Общие положенияСтатья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению 1. Статья посвящена источникам права, регулирующим условия предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В юридической литературе в качестве источников права рассматриваются "способы выражения государственной воли", через которые государственная власть придает общеобязательную силу конкретным правилам поведения. В российской системе права наиболее важное место среди источников права занимают нормативные правовые акты государственных органов, т.е. выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, содержащие нормы права. В зависимости от юридической силы, которая определяется положением государственного органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе государственных органов, все нормативные правовые акты можно разделить на две группы: законы и иные нормативные правовые акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти. В России такой орган - Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции). К иным нормативным правовым актам федерального уровня относятся: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и др. 2. В п. 1 комментируемой статьи прямо указано, что правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения не исчерпывается Законом о государственном пенсионном обеспечении. Круг субъектов, на которых он распространяется, установлен в ст. 4 этого Закона (см. коммент. к этой статье). Вместе с тем в рамках государственного пенсионного обеспечения как организационно-правовой формы реализации конституционного права пенсии предоставляются и лицам, находящимся за пределами его действия. В частности, судьи, ушедшие в отставку по достижении возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, получают ежемесячное пожизненное содержание (ст. 19 Закона РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15.12.01)*(1). По своей экономической сути и целевому назначению ежемесячное пожизненное содержание судей аналогично пенсии, а источником его выплаты служат средства федерального бюджета. 3. В статье особо подчеркивается, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние годы довольно часто происходило на практике. 4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет международных договоров, заключенных и ратифицированных Российской Федерацией (или бывшим СССР), перед российскими законами. Фактически воспроизведено содержание ч. 4 ст. 15 Конституции. В российскую правовую систему входят только те принципы и нормы международного права, которые названы общепризнанными, и международные договоры. Это означает, что резолюции международных организаций, документы политического характера и решения международных судебных органов не являются частью отечественной правовой системы. В теории международного права не существует единства мнений по вопросу об общепризнанных принципах и нормах права. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН к источникам права относятся: международные конвенции; международные обычаи как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Но встречается и другой подход, при котором общепризнанными считаются только императивные принципы международного права, облекаемые в правовую форму общим соглашением государств. Основным источником таких принципов служит Устав ООН, являющийся международным договором. В п. 4 ст. 15 Конституции не указано место общепризнанных принципов и норм международного права в иерархии российского права. На правоприменительные органы не возлагается обязанности отдавать им предпочтение перед нормами внутреннего права. Под договором понимается международное соглашение, заключенное Россией с иностранными государствами либо с международными организациями в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. "а" ст. 2 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(2)). К международным договорам России относятся также и те, в которых она выступает как государство-правопреемник СССР. Нормы ратифицированных международных договоров имеют преимущественную силу перед федеральными законами, если они устанавливают иные правила поведения. В данном случае подразумеваются любые расхождения между нормами международного договора и федерального закона. 5. Полномочия Правительства РФ по конкретизации порядка осуществления права на пенсию ограничиваются только теми вопросами, которые прямо указаны в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Законом о государственном пенсионном обеспечении правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей (ст. 10), порядок и условия признания граждан инвалидами (ст. 12), порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации (ст. 19), перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации (ст. 24) (см. коммент. к ст. 10, 12, 19 и 24 указанного Закона). Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона 1. Включение в текст федеральных законов определений основных понятий в последние годы становится традицией. В целом попытки сформировать терминологическую базу следует оценить положительно. Очевидно, что при этом должно быть обеспечено единообразие. К сожалению, законодатели упростили свою задачу, указав, что основные понятия, содержащиеся в статье, должны использоваться только для целей комментируемого Закона. 2. Определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, содержащееся в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, является родовым по отношению ко всем видам пенсий, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Оно позволяет разделить пенсии по целевому назначению на три группы. Первую группу составляют пенсии, которые предоставляются в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности). Однако не ясно, как в данном случае употребленный термин "трудовая пенсия по старости (инвалидности)" соотносится с понятийным аппаратом Закона о трудовых пенсиях. Вторую группу образуют пенсии, выплачиваемые в целях компенсации вреда, причиненного: - при прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках РФ, ФСБ России и др.); - в результате радиационных и техногенных катастроф (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном объединении "Маяк" в 1957 г. и др.). В третью группу входят социальные пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным лицам в целях предоставления им средств существования. Право на них не зависит от какой-либо трудовой или общественно-полезной деятельностью в прошлом. Столь различное целевое назначение пенсий по государственному социальному обеспечению дает повод усомниться в возможности обозначения их одним родовым понятием. В данном случае в качестве основы для разработки универсального термина использован единственный общий признак, которым служит источник финансирования - средства федерального бюджета. Но одного, пусть и весьма важного, признака для создания понятийного аппарата недостаточно. 4. Понятие государственной службы закреплено в Федеральном законе от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000)*(3). В соответствии с ним государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя: - федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; - государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности определенных категорий. Это означает, что не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Государственные должности делятся на три категории: "А", "Б" и "В". Категорией "А" обозначаются государственные должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ и Председатель Правительства РФ, министры и др.). Важно отметить, что эти должности не признаются государственными должностями государственной службы. Следовательно, деятельность занимающих их лиц выходит за рамки понятия государственной службы. Так, депутаты Государственной Думы занимают должности категории "А", но поскольку Конституция запрещает им нести государственную службу (п. 3 ст. 97), они не считаются государственными служащими. Категория "Б" охватывает государственные должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности категории "А". Поэтому государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории "А". К категории "В" относятся должности, учреждаемые для исполнения и обеспечения государственными органами их полномочий. 5. Понятие "среднемесячный заработок" имеет значение только для исчисления пенсий государственным служащим и военнослужащим, поскольку всем другим гражданам, указанным в ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении, пенсии назначаются в твердых суммах, пропорциональных размеру базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона о трудовых пенсиях). Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы (ст. 17 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Для исчисления пенсии военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы во внимание принимаются оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В денежное довольствие, принимаемое во внимание, включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежная продовольственная компенсация, выплачиваемая лицам рядового и начальствующего состава (ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). 6. Понятие "военная служба" содержится в ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 22.02.03)*(4). Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Они являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательством. Представляется некорректным отнесение к "военнослужащим" прокурорских работников, поскольку служба в органах и учреждениях прокуратуры - это вид федеральной государственной, а не военной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы (ст. 40 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 05.10.02)*(5). 7. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 06.05.03)*(6) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны, перечисленные в ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", подразделяются на четыре категории: 1) участники Великой Отечественной войны (их девять групп); 2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Действие Закона о государственном пенсионном обеспечении распространяется не на всех ветеранов Великой Отечественной войны, а только на тех, которые указаны в подп. 1 (кроме обозначенных буквой "з") п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. только на отдельные категории лиц, обозначенных категорией "участники Великой Отечественной войны". Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" для разных категорий различны: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а"-"ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2, они предоставляются на основании ст. 15, участникам войны из числа лиц, указанных в подп. "з", на основании ст. 17 Федерального закона "О ветеранах". Статья 15 Федерального закона "О ветеранах" гарантирует участникам Великой Отечественной войны льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1). До 1 января 2002 г. при осуществлении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а"-"ж" и "и", соответствующие льготы этой категории граждан предоставлялись в соответствии с Законом о государственных пенсиях и Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. С 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны из числа указанных в подп. "а"-"ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" регулируется Законом о государственном пенсионом обеспечении, Законом о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу. Согласно ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством РФ после указанной даты. Для участников Великой Отечественной войны документами, на основании которых им предоставляются установленные законодательством меры социальной защиты, в том числе льготы по пенсионному обеспечению, являются: - для граждан из числа лиц, указанных в подп. "а", "б", "г", "ж" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", - удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.78 N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" (в ред. от 21.02.80)*(7), либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.10.99 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" (в ред. от 13.02.01)*(8); - для граждан из числа лиц, указанных в подп. "в" подп. 1 п. 1 ст. 2, удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27.02.81 N 220 "О распространении льгот, установленных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и партизан, на вольнонаемный состав действующей армии"*(9), либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1122; - для граждан из числа лиц, указанных в подп. "д" подп. 1 п. 1 ст. 2, удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27.02.81 N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.10.99 N 1122; - для граждан из числа лиц, указанных в подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2, удостоверение участника войны, выданное в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.78 N 907, от 27.02.81 N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.10.99 N 1122; - для граждан из числа лиц, указанных в подп. "и" подп. 1 п. 1 ст. 2, удостоверение, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14.05.85 N 416 "О распространении льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, на граждан, работающих в период блокады г. Ленинграда на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденных медалью "За оборону Ленинграда" (в ред. от 12.09.90)*(10), либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.10.99 N 1122. 8. Гражданами, пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф, являются: - граждане, указанные в ст. 13 Закона о социальной защите граждан; - граждане, пострадавшие от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.; - граждане, перечисленные в ст. 1 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в ред. от 29.12.01)*(11); - граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; - граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф. С 1 января 2002 г. гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении устанавливаются пенсии по государственному пенсионному обеспечению на основаниях, предусмотренных этим законом. До 1 января 2002 г. вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, аварий, ядерных испытаний и т.п., решались в рамках действующего пенсионного законодательства и принимаемых в целях их социальной защиты федеральных законов и других законодательных актов. Это прежде всего Закон о социальной защите граждан, в котором целый раздел (ст. 29-38) посвящен пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 г. в результате аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие этой катастрофы. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, перечислены в ч. 1 ст. 13 этого Закона (см. п. 4 коммент. к ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении). С 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении и Законом о трудовых пенсиях, в связи с чем нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим Законом о социальной защите граждан, применяются в части, не противоречащей Закону о государственном пенсионном обеспечении и Закону о трудовых пенсиях (в частности, при установлении пенсии с 1 января 2002 г. не начисляется надбавка, предусмотренная Законом о социальной защите граждан для "ликвидаторов"). Принятые в период с 15 мая 1991 г. до 1 января 2002 г. законодательные акты РФ, направленные на социальную защиту граждан, пострадавших вследствие других (кроме чернобыльской) радиационных аварий, катастроф и т.п., ответственность за которые взяло на себя государство - Российская Федерация, при установлении тех или иных льгот, в том числе связанных с пенсионным обеспечением, отсылают к аналогичным нормам Закона о социальной защите граждан. Рассмотрим это на примерах. В целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска (ПОР) непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет РФ принял 27.12.91 специальный документ - постановление N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"*(12). Следует отметить, что до настоящего времени этот законодательный акт существует в первоначальной редакции. Данным нормативным актом определено, какие конкретно нормы (с указанием статей и пунктов) Закона о социальной защите граждан, распространяются на граждан из подразделений особого риска (военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск и т.д.). Для указанных граждан, в частности, с 1 апреля 1992 г. были введены льготы по пенсионному обеспечению, предусмотренные ст. 29 и ст. 30 (ч. 1 и п. 2 ч. 2) данного Закона для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при назначении им пенсии по инвалидности и старости соответственно. 18 июня 1992 г. Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был принят в новой редакции. Одновременно п. 8 постановления Верховного Совета РФ от 18.06.92 N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(13) было предусмотрено, что положения Закона от 18.06.92 N 3061-1 с момента введения его в действие применяются к гражданам, на которых решениями Верховного Совета РФ было распространено действие Закона о социальной защите граждан в первоначальной редакции от 15.05.91. В результате с 1 июля 1992 г. к гражданам из подразделений особого риска стали применяться льготы по пенсионному обеспечению, установленные Законом о социальной защите граждан в редакции Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1 для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. и в 1988-1990 гг., в том числе: имеющим инвалидность с причиной "увечье (травма, ранение, контузия, заболевание), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска" назначение пенсии по инвалидности в порядке, установленном для инвалидов вследствие военной травмы (в том числе предоставление права на получение наряду с пенсией по инвалидности пенсии по старости или за выслугу лет); уменьшение на 10 лет возраста выхода на пенсию по старости при наличии общего трудового стажа 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин, а также начисление к пенсии надбавки в размере 30% минимальной пенсии по старости гражданам, указанным в подп. "а"-"г" п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1; начисление к пенсии, надбавки в размере 25% минимальной пенсии по старости лицам, предусмотренным подп. "д" п. 1 этого постановления. С 1 января 2002 г. пенсионное обеспечение граждан из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении на основаниях, установленных для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в пределах, установленных постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1). Льготы и компенсации гражданам из подразделений особого риска предоставляются при предъявлении удостоверения "Ветеран подразделений особого риска" с указанием подп. "а"-"г" или "д" п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1, а для инвалидов дополнительно справки об инвалидности, в которой причина инвалидности формулируется следующим образом: - для военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, - "увечье (травма, ранение, контузия, заболевание), полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска"; - для граждан из числа вольнонаемного состава - "увечье (травма, ранение, контузия, заболевание) связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". Что касается членов семей граждан из подразделений особого риска, то в части пенсионного обеспечения этой категории лиц постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 не содержит отсылок к соответствующим нормам Закона о социальной защите граждан (к п. 3 ст. 29), а лишь гарантирует предоставление льгот и компенсаций не ниже норм, установленных Законом о государственных пенсиях в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1, пенсии по случаю потери кормильца могут устанавливаться на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих. При этом обязательным условием предоставления пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца по нормам, установленным для военнослужащих, является наличие документа, подтверждающего причинно-следственную связь смерти военнослужащего с исполнением им обязанностей военной службы, выдаваемого медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска. Социальная защита граждан, пострадавших в результате деятельности производственного объединения "Маяк" и случившейся на нем в 1957 г. радиационной катастрофы, осуществляется на основании Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", вступившего в силу со 2 декабря 1998 г. (ранее действовал Закон РФ от 20.05.93 N 4995-1 с аналогичным названием*(14). Этим Федеральным законом определен круг лиц, на которых распространено действие Закона о социальной защите граждан. Так, например, гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, гражданской обороны, принимавшим в 1957-1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также занятым на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 гг., гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом о социальной защите граждан для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. Отсюда следует, что и льготы по пенсионному обеспечению у этих категорий граждан одинаковы. С 1 января 2002 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, пенсии назначаются на основаниях, предусмотренных для соответствующих категорий "чернобыльцев" Законом о государственном пенсионном обеспечении. Основанием для предоставления соответствующих компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавших участие в ликвидации их последствий, является удостоверение, выданное в порядке, предусмотренном Положением, зарегистрированным в Минюсте России 14.10.93 (регистрационный N 365), доведенным до органов исполнительной власти РФ письмом Госкомчернобыля России от 15.10.93 N ВД-10-4468. Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не предусмотрено льгот по пенсионному обеспечению для членов семей вышеперечисленных граждан, в связи с чем нормы, установленные Законом о социальной защите граждан для семей погибших (умерших) "чернобыльцев" при назначении пенсий по случаю потери кормильца, на них не распространяются. Действие Закона о социальной защите граждан (в пределах, установленных законодателем) распространяется на граждан, проживавших в 1949-1963 гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне*(15), а также на детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей. До 12 января 2002 г. вопросы социальной защиты этой категории граждан регулировались Федеральным законом от 19.08.95 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(16), а еще раньше - Указом Президента РФ от 20.12.93 N 2228 с аналогичным названием*(17). С 12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.01.02 N 2-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(18); одновременно Федеральный закон от 19.08.95 N 149-ФЗ утратил силу. Объем льгот и компенсаций, гарантируемых Федеральным законом от 10.01.02 N 2-ФЗ (ранее - Федеральным законом от 19.08.95) гражданам, проживавшим в 1949-1963 гг. в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни, зависит от полученной ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения: от 5 до 25 сЗв (бэр) или свыше 25 сЗв (бэр). Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ*(19). Что касается льгот по пенсионному обеспечению, то Федеральным законом от 10.01.02 N 2-ФЗ предусмотрено назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр). До 12 января 2002 г. пенсия по старости этой категории граждан назначалась в соответствии с Федеральным законом от 19.08.95 N 149-ФЗ на основаниях, установленных Законом о социальной защите граждан для лиц, эвакуированных из зоны отчуждения, - с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, т.е. мужчинам - по достижении возраста 50 лет и женщинам - по достижении возраста 45 лет. Федеральный закон от 10.01.02 N 2-ФЗ (п. 11 ст. 2) сохранил ранее установленную льготу по пенсионному обеспечению в части уменьшения на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), установив лишь прямое действие указанной нормы (аналогичная пенсионная льгота, предусмотренная утратившим силу с 12 января 2002 г. Федеральным законом от 19.08.95 действовала с отсылкой на Закон о социальной защите граждан. Таким образом, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), может быть назначена трудовая пенсия по старости по достижении возраста 50 или 45 лет (соответственно мужчины и женщины). Исчисление пенсии этим гражданам осуществляется по условиям и нормам Закона о трудовых пенсиях (с учетом страхового стажа, заработка, объема уплаченных страховых взносов и т.д.). 9. Категория "нетрудоспособные граждане" охватывает как лиц, имеющих степень инвалидности, так и лиц, признаваемых нетрудоспособными в силу возраста, к которым относятся дети до 18 лет, а также лица из числа малочисленных народов Крайнего Севера в возрасте 55 и 50 лет и лица, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию по старости или какую-либо другую пенсию, назначаемую в связи с иной общественно-полезной деятельностью. О категориях граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, см. также коммент. к ст. 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом 1. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.02 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(20) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, а к лицам без гражданства - не являющиеся гражданами Российской Федерации не имеющие доказательств наличия гражданства иностранного государства. Важно отметить, что для государственного пенсионного обеспечения приоритетное значение имеет не столько наличие или отсутствие "гражданства", сколько служба (работа) или иная общественно полезная деятельность на территории РФ, а также факт постоянного проживания на территории РФ. Право на социальную пенсию предоставляется в силу ст. 39 Конституции независимо от службы или работы, но необходимым условием является проживание на территории РФ. Кроме того, принимая во внимание особый характер федеральной государственной службы и военной службы, а также нормы соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих прохождение службы, можно утверждать, что среди государственных служащих и военнослужащих вообще не должно быть иностранцев и лиц без гражданства. В частности, согласно подп. 6 п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" в качестве обстоятельств, при которых не допускается принятие на государственную службу, указано наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда межгосударственными соглашениями установлено иное. Все сказанное по поводу гражданства федеральных государственных служащих и военнослужащих относится и к участникам Великой Отечественной войны. Исключением являются граждане бывшего СССР, которые после его распада стали относиться к категории иностранцев. 2. Общий принцип пенсионного обеспечения заключается в том, что при наличии права на различные пенсии выплачивается одна из них по выбору пенсионера. Очевидно, что при возникновении права на пенсии по различным основаниям (например, по инвалидности и по старости) назначается и выплачивается наибольшая по размеру пенсия. Это правило имеет в нашей стране долголетнюю традицию. Оно содержалось в ст. 3 Закона СССР от 14.07.56 "О государственных пенсиях в СССР"*(21), а затем было воспроизведено в Законе СССР от 15.05.90 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"*(22) и в ст. 5 Закона о государственных пенсиях. Данная норма распространяется только на государственные пенсии. Это означает, что разрешается одновременное получение государственной пенсии и негосударственной (корпоративной) пенсии из негосударственного пенсионного фонда. Правом выбора пенсии можно воспользоваться в любое время. Кроме того, можно неоднократно менять свой выбор, переходя с одной пенсии на другую. 3. Вместе с тем Закон о государственном пенсионном обеспечении предусматривает исключения и предоставляет отдельным категориям граждан право на одновременное получение двух пенсий. Исчерпывающий перечень исключений из правила, сформулированного в п. 2 комментируемой статьи, содержится в п. 3. Предоставление права на получение двух пенсий одновременно объясняется стремлением законодателя повысить уровень пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны, родителей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, вдов военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак, отдельных членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, и в какой-то мере компенсировать им повышенные расходы на восстановление здоровья или частично возместить утрату помощи от погибших (пропавших без вести) детей или супругов. Законом о государственном пенсионном обеспечении гарантирована возможность одновременного получения двух пенсий отдельным категориям граждан, в том числе гражданам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 10 этого Закона (такое право закреплено в подп. 5 п. 3 ст. 3). Таким образом, право на одновременное получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семей при условии, что умерший кормилец относился к одной из следующих категорий: - получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении); - ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении); - принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Отнесение умершего кормильца к одной из перечисленных категорий подтверждается документами, выданными в установленном законодательством РФ порядке (о полученной или перенесенной лучевой болезни, других заболеваниях, связанных с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий; об установлении инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы; об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г.). При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - "чернобыльца", Закон о государственном пенсионном обеспечении отсылает к п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о социальной защите граждан (см. подп. 11 п. 1 ст. 10). При этом не учитывается, что Закон о социальной защите граждан (как в первоначальной, так и во всех последующих редакциях, включая ныне действующую) не содержит определения понятий "член семьи" и "нетрудоспособный член семьи", а в п. 3 ст. 29 этого Закона закреплены льготы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, а также граждан, работавших на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г., умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы (в том числе им гарантирована возможность назначения и получения пенсии по случаю потери кормильца независимо от других видов пенсий, пособий и доходов). К примеру, в п. 3 ст. 29 данного Закона указаны учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста (другие, "не учащиеся", дети не упомянуты). Однако из этого вовсе не следует отсутствие у детей в возрасте до 18 лет права на получение пенсии за умершего вследствие чернобыльской катастрофы родителя, - законодатель лишь установил право на получение пенсии учащимися детьми до 25-летнего возраста, а не до 23 лет, по общему правилу. Не случайно в преамбуле к ст. 29 этого Закона записано, что "отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами". Помимо перечисленных в п. 3 ст. 29 Закона о социальной защите граждан нетрудоспособных родителей, детей (учащихся до 25 лет), супругов, занятых уходом за не достигшими 14 лет детьми умершего кормильца, супругов, достигших возраста 50 лет (для жены) и 55 лет (для мужа) либо ставших инвалидами, к числу нетрудоспособных членов семьи умершего "чернобыльца" Закон о государственном пенсионном обеспечении относит также дедушку и бабушку, которые достигли возраста 60 и 55 лет соответственно и при этом не имеют лиц, обязанных в соответствии с законодательством РФ их содержать (подп. 11 п. 1 ст. 10). Вышеназванные категории граждан могут получать одновременно два вида пенсии, при этом одна из пенсий - по случаю потери кормильца - всегда устанавливается в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении (в размерах, предусмотренных п. 3, с применением п. 4. ст. 17). Второй пенсией может быть либо трудовая пенсия по старости (инвалидности), установленная в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, либо социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Участникам Великой Отечественной войны из числа граждан, указанных в подп. "а"-"ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии по старости. Условия назначения участникам Великой Отечественной войны пенсии по государственному пенсионному обеспечению закреплены в ст. 9 Закона о государственном пенсионном обеспечении, а размеры такой пенсии устанавливаются в соответствии со ст. 16 этого Закона. При этом право на получение двух пенсий в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставлено участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Что касается участников Великой Отечественной войны из числа других категорий военнослужащих (кроме проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), то им пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности назначается в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, из чего следует, что этой категории граждан пенсии по государственному пенсионному обеспечению не назначаются. 4. Правило, установленное в п. 4 комментируемой статьи, касается всех лиц, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Однако приобрести право на накопительную часть трудовой пенсии по старости или инвалидности смогут далеко не все из них. Для анализа данного пункта обратимся к Закону о трудовых пенсиях и Закону об обязательном пенсионном страховании. Трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Размер накопительной части трудовой пенсии определяется как частное от деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого она назначается, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии. Пенсионные накопления формируются за счет уплаты в ПФР обязательных страховых взносов. В соответствии с п. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании с 1 января 2001 г. уплата взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии должна производиться только за мужчин моложе 50 лет (с 1953 г.р.) и женщин моложе 45 лет (с 1957 г.р.). В связи с этим лица старше указанного возраста права на накопительную часть пенсии не приобретут. Очевидно, что участники Великой Отечественной войны не попадают в эту группу по возрасту. При решении вопроса о праве инвалида на накопительную часть трудовой пенсии применяется письмо ПФР от 13.05.02 N СД-09-27/4254 "О предоставлении льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организаций инвалидов"*(23). В соответствии со ст. 239 НК от уплаты налога освобождаются: 1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы; 2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника: - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения; - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов*(24); 3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода; 4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. В связи с поступающими запросами от общественных организаций инвалидов о предоставлении льготы по уплате единого социального налога, предусмотренной ст. 239 НК, ПФР в письме "О предоставлении льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организаций инвалидов" дал следующее разъяснение. Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 24.07.02)*(25) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были выведены из состава единого социального налога. Статья 10 Закона об обязательном пенсионном страховании предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу. Но согласно ст. 17 и ст. 52 НК объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. Налоговые льготы применяются лишь после исчисления самого налога исходя из налоговой базы и налоговой ставки. Специальной нормы о предоставлении льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов Закон об обязательном пенсионном страховании не содержит. Следовательно, нормы ст. 239 части второй НК, устанавливающие льготы по единому социальному налогу, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяются. Таким образом, организации, перечисленные в ст. 239 НК, освобождаются только от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме. Приказом МНС России от 01.02.02 N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения", зарегистрированным в Минюсте России 14.03.02 N 3288, (в ред. от 26.03.03)*(26) также определено, что предоставление льгот по уплате страховых взносов, аналогичных перечисленным в ст. 239 и 245 НК, не предусмотрено. Это означает, что за работающих инвалидов должны вноситься взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии и они смогут приобрести на нее право. 5. Социальные пенсии для нетрудоспособных лиц были впервые введены в нашей стране Законом о государственных пенсиях. В настоящее время их получают около 1,4 млн. человек. Основной категорией получателей являются дети-инвалиды и лица, ставшие инвалидами в детстве. Отличительная особенность социальных пенсий заключается в том, что они предоставляются нетрудоспособным лицам, не имеющим права на какую-либо трудовую пенсию. Следовательно, законом установлены такие условия, которые вообще исключают одновременное получение социальной и трудовой пенсии, включая ее накопительную часть. Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению 1. Данная статья устанавливает круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не с точки зрения их правовой связи с конкретным государством, т.е. гражданства, а с учетом целевого назначения пенсий. Необходимо подчеркнуть, что правовой статус большинства из них определен специальными законами. Так, согласно ст. 3 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ. В соответствии с этим Законом к федеральным государственным служащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, относятся граждане, занимающие должности категории "Б" и "В" (см. п. 4 коммент. к ст. 2. Закона о государственном пенсионном обеспечении). Перечень государственных должностей категории "А", "Б" и "В" утвержден Указом Президента РФ от 11.01.95 N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" (в ред. от 26.11.01)*(27). Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией и федеральными законами. В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе и повышения кадровой политики в государственном аппарате Указом Президента РФ от 03.09.97 N 981 утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы (в ред. от 27.11.02)*(28). 2. Категории лиц, относящихся к военнослужащим, определены в ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 24.12.02)*(29). К военнослужащим относятся: - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; - офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ; - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Вместе с тем, следует отметить, что определение понятия военнослужащих, предусмотренное Законом о государственном пенсионном обеспечении не в полной мере соответствует понятию военнослужащих, используемому в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Кроме того, понятие военной службы, используемое в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, также не совпадает с понятием военной службы, используемым в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе". Однако, учитывая, что понятийный аппарат Закона о государственном пенсионном обеспечении используется исключительно в целях пенсионного обеспечения, его применение на практике, как правило, затруднений не вызывает. 3. К участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Закона о государственном пенсионном обеспечении, относятся: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г.; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью "За оборону Ленинграда". Категории участников Великой Отечественной войны установлены ст. 2 Федерального закона "О ветеранах". 4. В четвертую группу граждан, указанных в комментируемой статье, входят: 1) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие Закона о государственном пенсионном обеспечении, в том числе: а) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: - лиц (включая временно направленных и командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; - военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; - граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; - граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности; в) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; г) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 гг. службу в зоне отчуждения; д) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; е) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; ж) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; з) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; и) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; к) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); л) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы; м) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льгот Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |