v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской ФедерацииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечениюСтатья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим 1. Действующее законодательство о государственной службе Российской Федерации предусматривает право государственных служащих на пенсию за выслугу лет, порядок и условия которой определяются федеральным законом (ст. 19 Федерального закона от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000)*(35). До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в ред. от 13.12.2000)*(36). Согласно названному указу федеральным государственным служащим к государственной пенсии по старости (инвалидности) устанавливалась доплата, размер которой зависел от выслуги государственной службы. С 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат назначаются пенсии за выслугу лет. Правовые основы пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих закреплены в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера. По сути она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. К условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся: а) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет (см. коммент. к ст. 2 и 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении); б) увольнение с федеральной государственной службы по одному из оснований, предусмотренному п. 1 комментируемой статьи: - ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами; - увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий; - достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы. Согласно положениям п. 3 ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. По решению руководителя соответствующего государственного органа допускается однократное продление срока нахождения на государственной службе, но не более чем до достижения федеральным государственным служащим 65 лет, для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного возраста нахождения на государственной службе; - несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья; - увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию; в) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. 2. Законодатель не связывает право государственного служащего на указанный вид пенсионного обеспечения с достижением лицом определенного возраста. Вместе с тем пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой досрочно (см. коммент. к ст. 7, 27, 28 Закона о трудовых пенсиях). Пенсия за выслугу лет может быть также установлена к трудовой пенсии по инвалидности, условия назначения которой определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях. Таким образом, согласно положениям комментируемой статьи пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Однако трудовая пенсия по старости может быть назначена досрочно и в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.03)*(37) при невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении указанной пенсии по старости также может быть решен вопрос о назначении пенсии за выслугу лет. В данном случае для назначения пенсии за выслугу лет необходимо иметь статус безработного, т.е. требуется официальная регистрация гражданина в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы. 3. В случае замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности федеральной государственной службы выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается. После освобождения от государственной службы выплата пенсии возобновляется в прежнем размере. 4. Законом о государственном пенсионном обеспечении предусматривается возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нормативными правовыми актами указанных субъектов права могут устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей 1. В Законе о государственном пенсионном обеспечении о военнослужащих говорится в широком понимании этого слова, охватывающем все категории граждан, пенсионное обеспечение которых приравнено к условиям и нормам обеспечения лиц, проходивших кадровую военную службу (см. ст. 2 этого Закона и коммент. к ней). Однако данный Закон устанавливает условия и нормы пенсионного обеспечения только тех граждан (а в соответствующих случаях - членов их семей), которые проходили военную службу по призыву (см. п. 2-5 ст. 8). Относительно иных категорий военнослужащих дается отсылка к Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. 2. До 1 января 2002 г. военнослужащим пенсия по Закону о государственных пенсиях могла устанавливаться безотносительно к тому, была ли военная служба срочной (по призыву) или сверхсрочной (по контракту), а также независимо от воинских званий и иных обстоятельств. Поэтому на основании этого Закона пенсию могли получить все те инвалиды из числа военнослужащих, на которых не распространялись нормы Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Это правило, в частности, касалось: бывших курсантов и слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования при их увольнении с военной службы до 1 марта 1993 г. либо после этой даты, но до заключения контракта о прохождении военной службы; женщин, проходивших военную службу в добровольном порядке в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, при их увольнении с военной службы до 5 августа 1976 г.; партизан гражданской и Великой Отечественной войн (кроме тех, кто в период последней занимал в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, которым пенсия устанавливается по Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.*(38)). Законом о государственном пенсионном обеспечении предусмотрена иная формула: пенсии всем военнослужащим назначаются по нормам Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву. Однако в связи с принятием этого Закона никаких изменений по расширению круга обеспечиваемых пенсией в Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, внесено не было. Он распространяется только на те категории военнослужащих, которые в нем прямо поименованы. В связи со сказанным сложилась ситуация, при которой с 1 января 2002 г. в назначении пенсии может быть отказано тем гражданам, которые вправе были получать ее по Закону о государственных пенсиях. 3. За рамками государственного пенсионного обеспечения по условиям и нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении могут остаться и некоторые другие категории инвалидов. Так, в Закон о государственных пенсиях были включены инвалиды из числа проходивших военную службу в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полка (см. ст. 41, 42), которые нынешним законом не упоминаются. На равных основаниях с военнослужащими, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, пенсия устанавливалась гражданам: - из числа рабочих и служащих соответствующих категорий, инвалидность которых наступила в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненным по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным решениям Правительства СССР; - ставшим инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период пребывания в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа; - ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей во время прохождения учебных или поверочных сборов (см. ст. 35 Закона о государственных пенсиях). Новым законом перечисленные выше положения не воспроизведены, тем самым данные категории инвалидов лишены права на пенсию, установленную для военнослужащих. 4. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям пенсии назначаются на основаниях, установленных Законом о государственных пенсиях (при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом). Поскольку Закон о государственном пенсионном обеспечении предусматривает условия пенсионного обеспечения только лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, пенсия по инвалидности бывшим военнослужащим, лишенным воинских званий, и их семьям (при потере кормильца) в соответствии с комментируемой статьей не может быть назначена. Речь может идти о назначении им трудовой пенсии (если они отвечают условиям, требуемым для ее назначения) либо социальной. 5. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсия по инвалидности назначается только перечисленным в ней военнослужащим по призыву. В период прохождения военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины могут иметь следующие воинские звания: войсковые (рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина) и корабельные (матрос, старший матрос, старшина 1-й или 2-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина). Ранее военнослужащие по призыву именовались военнослужащими срочной службы. Последним пенсия назначается как военнослужащим по призыву. 6. Основанием для назначения пенсии является наличие инвалидности, полученной в период прохождения военной службы либо в течение ограниченного (3-месячного) срока после увольнения с нее. При этом для определения права на пенсию не имеет значения, вследствие чего наступила инвалидность: ранения (увечья) при исполнении обязанностей военной службы, бытовой травмы, общего заболевания и др. (об исключении см. п. 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении). В данном случае определяющим моментом является наступление инвалидности в указанный период. Если инвалидность наступила спустя более 3 месяцев после увольнения с военной службы, для назначения пенсии в соответствии со ст. 8 должна быть установлена ее связь с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы (о причинах инвалидности см. ст. 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении и коммент. к ней). 7. Условия пенсионного обеспечения семей военнослужащих по призыву зависят от времени и причины гибели (смерти) последних. Если смерть наступила в период прохождения военной службы по призыву или в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы (но не вследствие преступления военнослужащего), пенсия устанавливается как семье военнослужащего независимо от конкретной причины его гибели (смерти). Если между увольнением с военной службы по призыву и смертью кормильца прошло более 3 месяцев, необходимо подтвердить, что смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученного в период прохождения военной службы. 8. К заявлению о назначении пенсии прилагаются документы, перечисленные в п. 9, 9.1 Перечня документов, в частности, подтверждающие: период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; факт и причину гибели (смерти) военнослужащего, либо удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы. Такая связь подтверждается заключением учреждения ГСМСЭ (см. п. 32 Перечня документов). 9. Исключение военнослужащего из личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью или пропажей без вести оформляется приказом по воинской части. Копия выписки из приказа поступает в военкомат по месту призыва. На ее основании семье военнослужащего вручается извещение о его судьбе, которое является документом о дате и причине смерти военнослужащего либо о пропаже его без вести. Смерть бывшего военнослужащего после увольнения с военной службы подтверждается свидетельством, выдаваемым органами ЗАГСа. 10. Подпунктом 1 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении дети, братья, сестры и внуки, потерявшие кормильца-военнослужащего, признаются нетрудоспособными членами семьи при таких же условиях, при которых устанавливается трудовая пенсия. Однако существенно различаются условия, связанные с фактом иждивения детей. Согласно Закону о трудовых пенсиях этот факт необходим, но предполагается, что он имел место в отношении детей, не достигших 18 лет (см. п. 4 ст. 9 этого Закона). При назначении пенсии детям военнослужащих (независимо от их возраста) факт нахождения на иждивении значения не имеет (см. абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении). 11. Круг лиц, имеющих право на пенсию в связи с уходом за малолетними членами семьи военнослужащего (подп. 2 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении), определен иначе, чем в Законе о трудовых пенсиях. Комментируемая норма не предусматривает возможности назначения пенсии ребенку умершего, занятому уходом за малолетними членами семьи, а право брата или сестры, занятых таким уходом, не зависит от достижения ими 18-летнего возраста. 12. Членам семьи, осуществляющим уход, пенсия может быть назначена, если лица, за которыми такой уход осуществляется, входят в круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). Данной категории лиц пенсия назначается независимо от факта иждивения. 13. По общему правилу, установленному подп. 3 п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, отец, мать и супруг военнослужащего имеют право на пенсию, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста или признаны инвалидами, т.е. на таких же условиях, при которых назначается трудовая пенсия (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). О праве вдов военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и в войну с Японией, не вступивших в новый брак, на одновременное получение двух пенсий см. коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении. 14. Особые условия пенсионного обеспечения установлены для родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву. Им пенсия за сына или за дочь назначается независимо от нахождения на иждивении и на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. При назначении пенсии применяется Указание Минсоцзащиты РФ от 25.10.93 N 1-45-У "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву"*(39), но в той мере, в которой этот акт согласуется с положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по данному основанию назначается, если смерть военнослужащего наступила в период прохождения военной службы по призыву (срочной военной службы), в том числе и в период Великой Отечественной войны, независимо от того, связана или не связана ее причина с исполнением обязанностей военной службы, включая и такую причину, как самоубийство. Исключения составляют случаи смерти в результате совершения военнослужащим преступления (см. п. 4 ст. 8 и п. 4 Указания). О праве родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, на получение двух пенсий см. коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении. 15. Бабушка и дедушка военнослужащего признаются нетрудоспособными членами его семьи при таких же условиях, которые установлены для трудовых пенсий (см. коммент. к ст. 9 Закона о трудовых пенсиях). 16. По общему правилу (за исключениями, указанными в п. 3 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении и упомянутыми выше) пенсия назначается, если трудоспособные члены семьи находились на иждивении военнослужащего, однако само понятие иждивения в комментируемом Законе не приводится. Согласно ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении в данном случае применяются нормы Закона о трудовых пенсиях (см. п. 3, 5, 6 ст. 9 названного Закона). О праве на пенсию других, помимо перечисленных выше, членов семьи см. ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении и коммент. к ней. 17. Пункт 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении устанавливает правило, согласно которому виновные уголовно-наказуемые действия лица, повлекшие его инвалидность или смерть, исключают возможность назначения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, установленной для военнослужащих и их семей. В данном случае инвалиду или членам семьи военнослужащего может быть назначена социальная пенсия. Однако при определении права на социальную пенсию должны предъявляться требования, установленные ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в частности пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена более узкому кругу лиц (например, детям умершего только до достижения ими 18 лет, его братьям или сестрам, - если они являются инвалидами с детства, и т.д.). Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания (см. ст. 14 УК). Не имеет значения, было ли преступление совершено вследствие умысла или по неосторожности, а также объект посягательства и тяжесть преступления. Причинно-следственная связь инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленным нанесением ущерба своему здоровью подтверждается заключением учреждения ГСМСЭ (см. п. 31 Перечня документов). 18. Нормами п. 5 комментируемой статьи устанавливается общее правило выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим и по случаю потери кормильца лицам, имеющим оплачиваемую работу. Полагающаяся им пенсия выплачивается в полном размере независимо от того факта, работают они или нет, а также от уровня оплаты труда. Не имеет значения и наличие каких-либо иных доходов. Очевидно, что и назначаются эти пенсии (при наличии всех требуемых условий) независимо от выполнения оплачиваемой работы. Однако из этого общего правила есть исключение. Поскольку пенсия по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за членами семьи, не достигшими 14 лет, устанавливается только при условии, если эти лица не работают, то и выплачиваться она может при том же условии. Следовательно, при выполнении оплачиваемой работы выплата пенсии, назначенной по указанному основанию, должна быть прекращена. Статья 9. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны В ст. 9 Закона о государственном пенсионном обеспечении уточнены условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны из числа граждан, указанных в подп. "а"-"ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 06.03.03)*(40). Обязательным условием для назначения им пенсии по инвалидности (одной либо одновременно с трудовой пенсией по старости) в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении является наличие у участника Великой Отечественной войны инвалидности с установлением одной из трех (III, II или I) степеней ограничения способности к трудовой деятельности (в период до 1 января 2004 г. одной из трех групп инвалидности - I, II или III соответственно). Если участник Великой Отечественной войны не признан в установленном законодательством РФ порядке инвалидом, ему может быть назначена одна пенсия - например, трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны назначается независимо от причины инвалидности, кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью. В случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия, установленная ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности соответствующей степени. Право на установление одновременно двух пенсий социальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии по старости - для указанных граждан из числа участников Великой Отечественной войны не предусмотрено. Пенсии участникам Великой Отечественной войны, установленные в соответствии со ст. 9 Закона о государственном пенсионном обеспечении (как по инвалидности, так и социальные), выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей 1. Гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 г., а также в результате других, случившихся ранее и могущих произойти в будущем, радиационных или техногенных катастроф, пенсии могут устанавливаться в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Условия и порядок предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению подробно регулируются только в отношении граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей отдельных категорий "чернобыльцев". Виды пенсии и условия для ее назначения зависят от категории граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и перечисленных в подп. 1-11 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Однако некоторые условия для назначения одного и того же вида пенсии могут быть одинаковыми для всех категорий граждан. Так, обязательным условием для установления пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, является наличие трудового стажа не менее 5 лет (п. 2 ст. 10). 2. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, указанных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, установлен нормами подп. 1 и 2 ст. 2 этого Закона, а гражданам, указанным в подп. 3, 5-10 п. 1 ст. 10, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом о трудовых пенсиях, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, определенном Законом о социальной защите граждан. 3. В соответствии с Законом о социальной защите граждан территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны: зону отчуждения (в 1986-1987 гг. именовалась 30-километровой зоной, с 1 января 1988 г. до 15 мая 1991 г. - зоной отселения), зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов, пересматриваются Правительством РФ не реже чем 1 раз в 5 лет (ст. 7 указанного Закона). Отнесение конкретного населенного пункта к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению, производится применительно к периоду действия перечней населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных Правительством РФ. С 1 февраля 1998 г. и по настоящее время действует перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.97 N 1582*(41). Вторым условием для назначения пенсии по старости (помимо наличия трудового стажа не менее 5 лет) категориям граждан, перечисленных в п. 1-10 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, является достижение определенного возраста лицом, обратившимся за пенсией. 4. Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении), пенсии по старости назначаются по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 2 п. 1 комментируемой статьи), - 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины); гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи), - в зависимости от года участия в этих работах: "ликвидаторам" 1986-1987 гг. по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины), "ликвидаторам" 1988-1990 гг. - 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения (подп. 4 п. 1 комментируемой статьи), - 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины): гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения (подп. 5 п. 1 комментируемой статьи), - 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом право на пенсию по старости перечисленных категорий граждан не зависит от продолжительности работы или проживания их в зоне отчуждения. Снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости прочим категориям граждан, указанных в подп. 5-10 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, производится в зависимости от периода и продолжительности проживания на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения. Гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения (подп. 5 п. 1 комментируемой статьи), а также гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы (подп. 8 п. 1 комментируемой статьи), проживавшим в указанной зоне в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. (независимо от времени пребывания на территории зоны в этот период), пенсия по старости назначается с уменьшением на 3 года возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом о трудовых пенсиях, и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения. При этом величина уменьшения возраста выхода на пенсию не должна превышать в общей сложности 7 лет (как для мужчин, так и для женщин). Гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение (подп. 6 п. 1 комментируемой статьи), и гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (подп. 10 п. 1 комментируемой статьи), за проживание в указанной зоне в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. возраст выхода на пенсию уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (подп. 7 п. 1 комментируемой статьи), возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 1 год при условии их проживания в указанной зоне в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории этой зоны. Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению согласно п. 3 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 10 комментируемой статьи, - инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 5. Инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите граждан могут быть граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждане, эвакуированные из зоны отчуждения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности. Законом о государственном пенсионном обеспечении гарантируется назначение пенсии по инвалидности в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности трудового стажа. Таким образом, обязательными условиями для установления пенсии по инвалидности в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении являются: наличие у инвалида, имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, причинной связи инвалидности с чернобыльской катастрофой, и наличие трудового стажа любой продолжительности. Порядок признания гражданина инвалидом, установления причинной связи, развившихся заболеваний с последствиями радиационных и техногенных катастроф, регулируется ст. 12 Закона о государственном пенсионном обеспечении (см. коммент. к этой статье). Гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, вместо пенсии по инвалидности может устанавливаться пенсия по старости, предусмотренная подп. 1 или 2 п. 2 настоящей статьи. Одновременное получение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении и пенсии по инвалидности в соответствии с п. 3 ст. 10 этого Закона не предусмотрено. Для назначения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении необходимо, чтобы умерший кормилец относился к любой из категорий граждан, указанных в подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 10 данного Закона, а именно: - к гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий; - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы; - участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг. в зоне отчуждения. 6. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные члены семей вышеперечисленных граждан независимо от продолжительности трудового стажа кормильца. К нетрудоспособным членам семьи относятся: - нетрудоспособные родители (достигшие возраста 60 лет и 55 лет отец и мать соответственно либо моложе этого возраста в случае установления им инвалидности) - независимо от нахождения на иждивении; - дети до 18 лет - независимо от нахождения на иждивении; учащиеся дети в возрасте старше 18 лет - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее чем до достижения возраста 25 лет - в случае нахождения на иждивении умершего родителя; - супруг (жена, муж), занятый уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет, - независимо от нахождения на иждивении и факта работы; - супруг (жена, муж) по достижении возраста 50 лет (жена) и 55 лет (муж) либо ранее указанного возраста в случае установления инвалидности, - независимо от нахождении на иждивении и времени, прошедшего со дня смерти кормильца; - дедушка и бабушка, достигшие возраста 60 и 55 лет соответственно либо являющиеся инвалидами, - при условии отсутствия лиц, обязанных в соответствии с законодательством РФ их содержать. Напомним, что указанные члены семей умерших "чернобыльцев" имеют право на одновременное получение двух пенсий (подп. 5 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Условия назначения пенсий по государственному обеспечению гражданам, указанным в подп. 12 п. 1 ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении, т.е. пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей, устанавливаются Правительством РФ. Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, производится в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам 1. Социальная пенсия - один из видов пенсий, назначаемых в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Согласно п. 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения какой бы то ни было трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) безотносительно к размеру последней. Соответствующее правило закреплено и в п. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении в отношении предусмотренных этой нормой категорий граждан. Данное правило применяется с учетом разъяснения Минтруда России от 07.05.02 N 34 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 10.06.02 N 3508)*(42). Согласно разъяснению необходимо учитывать, что вопрос о праве на трудовую пенсию, как предусмотрено п. 1 ст. 18 и п. 1 и 2 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, может быть рассмотрен только при наличии на то волеизъявления гражданина, которое выражено посредством обращения с заявлением о назначении пенсии. В целях единообразного применения пенсионных законов при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, предложено понимать граждан, которые: - не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии; - соответствуют этим условиям, но за пенсией в установленном порядке не обращались; - обращались за трудовой пенсией с заявлением, но до дня вынесения положительного решения официально отозвали свое заявление и документы; - официально отказались от уже назначенной им трудовой пенсии. Следовательно, социальная пенсия может быть назначена лицам, как не имеющим, так и имеющим право на трудовую пенсию, если они заинтересованы в получении этой пенсии вместо трудовой. 2. Право на социальную пенсию предоставлено только лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Лицам, проживающим здесь временно, такая пенсия не может быть назначена. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается. 3. Право на социальную пенсию установлено для пяти категорий граждан. Пенсия может быть назначена инвалидам, включая инвалидов с детства, с любой степенью ограничения способности к трудовой деятельности - III, II либо I. До 1 января 2004 г. на равных основаниях применяются соответственно I, II либо III группы инвалидности (см. п. 2 ст. 26 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Назначению пенсии инвалиду должна предшествовать проверка его права на трудовую пенсию и на пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 8-10 Закона о государственном пенсионном обеспечении (т.е. установленную военнослужащим, участникам войны и лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф). При этом относительно трудовой пенсии применяется правило, изложенное выше. 4. Ко второй категории лиц, имеющих право на социальную пенсию, относятся дети-инвалиды. Таковыми могут быть признаны дети от рождения и до достижения ими 18-летнего возраста. Степень утраты трудоспособности или группа инвалидности им не устанавливается. По достижении детьми-инвалидами 18-летнего возраста и признании их инвалидами с ограничением трудоспособности любой из трех степеней им может быть назначена социальная пенсия по этому новому основанию. Согласно п. 1.3 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" (в ред. от 26.10.2000)*(43), категория "ребенок-инвалид" устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Факт установления инвалидности подтверждается справкой, выдаваемой по форме, утвержденной Минтрудом России. Как предусмотрено ст. 19 Федерального закона от 30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в ред. от 07.08.2000)*(44). ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, установленная для детей-инвалидов. Следовательно, таким детям эта пенсия назначается и выплачивается независимо от состояния их здоровья, т.е. не только при заболевании СПИДом с признаками инвалидности, но и при обнаружении ВИЧ-инфекции. 5. Третья категория нетрудоспособных граждан, которым может быть назначена социальная пенсия, - это дети в возрасте до 18 лет, если они потеряли хотя бы одного родителя (в том числе дети умершей одинокой матери). В качестве условия, при котором им может быть назначена социальная пенсия, указано отсутствие у них права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Законом о государственном пенсионном обеспечении или Законом о трудовых пенсиях (о понимании отсутствия права на пенсию см. п. 1 коммент. к ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Лица, достигшие 18-летнего возраста, не вправе претендовать на социальную пенсию, как потерявшие кормильца. Судя по тексту п. 4 ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления, назначается социальная пенсия. Аналогичная норма содержится и в Законе о трудовых пенсиях (п. 11 ст. 9). Однако анализ этих положений во взаимосвязи со ст. 11 и 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении не дает оснований для расширения круга лиц, имеющих право на социальную пенсию, в частности, за счет включения в него лиц старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме. Социальная пенсия может назначаться тогда и постольку, когда и поскольку право на нее установлено ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. 6. Сохранено право на досрочное назначение социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера, которое было установлено ст. 27 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 10.01.03)*(45). Социальная пенсия назначается им по достижении общеустановленного пенсионного возраста, т.е. на 5 лет раньше, чем остальным гражданам. Хотя в тексте комментируемой нормы право малочисленных народов Севера не связано с их проживанием на Севере, представляется, что основанием их особого пенсионного обеспечения является именно проживание в соответствующих районах и местностях, а не национальная принадлежность. В п. 4 Указания Минсоцзащиты России от 06.07.94 N 1-4-У, Миннаца России от 14.07.94 N 1459 и ПРФ от 08.07.94 N ЮЛ-6-23/3562 "О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий" (зарегестрировано в Минюсте России 04.08.94 N 651) (в ред. от 01.06.99)*(46) содержится Перечень малочисленных народов Севера, в котором названы ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки, шорцы, телеуты, кумандинцы. Этот перечень не является исчерпывающим. О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей см. коммент. к ст. 28 Закона о трудовых пенсиях. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов Севера или органами местного самоуправления (см. п. 18 Перечня документов). 7. Пятая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию, - это граждане (за исключением граждан из числа малочисленных народов Севера), достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). О таком условии назначения пенсии, как отсутствие права на трудовую пенсию, см. п. 1 коммент. к ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. 8. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Лицам, которым в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении назначена пенсия по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, социальная пенсия не может быть назначена. Исключение составляют родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну или войну с Японией. Им одновременно с пенсией по случаю потери кормильца - военнослужащего может быть назначена социальная пенсия (см. коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении). О возможности получения одновременно социальной пенсии и пенсии по случаю потери кормильца, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, см. также коммент. к ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении. 9. Пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, в период выполнения оплачиваемой работы не выплачивается. По смыслу этой правовой нормы, по заявлению лица, достигшего указанного возраста и состоящего в трудовых отношениях или выполняющего иную работу, на которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, социальная пенсия ему должна быть назначена, однако выплачиваться она может только после прекращения оплачиваемой работы. Пункт 2 комментируемой статьи касается только пятой из перечисленных в п. 1 категорий граждан - тех, кому пенсия назначена именно в связи с достижением указанного возраста. Если социальная пенсия назначается в связи с инвалидностью или в связи с принадлежностью к малочисленным народам Севера, она должна выплачиваться независимо от факта оплачиваемой работы, даже если обращение за ней последовало по достижении 65-60 лет. Не влияет факт оплачиваемой работы на выплату пенсии детям-инвалидам и детям, потерявшим кормильца. Пункт 2 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении применяется с учетом п. 3 ст. 27 Закона о государственном пенсионном обеспечении, согласно которому граждане вправе получать социальную пенсию, назначенную до 1 января 2002 г., в ранее установленном размере. Статья 12. Порядок установления инвалидности Постановлением Правительства РФ "О порядке признания граждан инвалидами" утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы. Положением о признании лица инвалидом регулируются вопросы, связанные с порядком направления на медико-социальную экспертизу, освидетельствования и переосвидетельствования гражданина в учреждении ГСМСЭ, признанием гражданина инвалидом (основания для признания лица инвалидом, установление причины и группы инвалидности и др.), обжалованием решений учреждений ГСМСЭ. Нормами Примерного положения определены органы ГСМСЭ, организация их деятельности, задачи и некоторые имущественные вопросы, связанные с организацией деятельности этих учреждений. Подробно о порядке признания гражданина инвалидом и компетенции учреждений ГСМСЭ см. коммент. к ст. 8 Закона о трудовых пенсиях. Вместе с тем следует отметить, что для пенсионного обеспечения по Закону о государственном пенсионном обеспечении имеет значение как степень ограничения способности к трудовой деятельности (группа инвалидности), так и причина инвалидности. Так, в зависимости от причины инвалидности устанавливаются различные размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца военнослужащих и членов их семей (ст. 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Статья 13. Применение норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца Данной статьей законодатель устанавливает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, а именно семьям военнослужащих и семьям граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, применяются некоторые нормы Закона о трудовых пенсиях, касающиеся как порядка, так и условий назначения пенсии отдельным категориям граждан. Отсылка носит открытый характер. В ней нет указания на конкретные номера статей Закона о трудовых пенсиях, а напротив, сказано, что применяются не только положения этого Закона, упоминаемые в ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении, но и иные, если соответствующие положения отсутствуют в комментируемом Законе. Так, в частности, применяются следующие нормы ст. 9 Закона о трудовых пенсиях (см. коммент. к ней): - семьи безвестно отсутствующих кормильцев приравниваются к семьям умерших кормильцев, если их безвестное отсутствие удостоверено в установленном порядке; - усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении; - отчим и мачеха имеют право на пенсию наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет. Пасынок и падчерица имеют право на пенсию наравне с родными детьми, если они находились на содержании и воспитании умершего отчима или мачехи; - члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию; - нетрудоспособные родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию; - члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца; - пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |