v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации - Глава 2. Права и свободы человека и гражданина -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено принципиально новое для отечественного законодательства положение о необходимости его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Это положение в известной степени дополняет ч. 4 ст. 15 Конституции, которая фиксирует примат международного права над правом российским (внутригосударственным) (см. комментарий к ст. 15).

Общепризнанные принципы и нормы международного права, наряду с другими источниками и международно-правовыми документами, формируют международные стандарты в области прав человека и гражданина, к которым стремится любое цивилизованное государство как член мирового сообщества.

Международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина формулируются в ряде документов. Во-первых, это Устав ООН 1945 г. - первый международно-правовой акт, цели которого основаны на всеобщем уважении прав человека. В ст. 1 (п. 3) и 55 он обязывает Организацию Объединенных Наций содействовать "уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии" и объявляет их уважение основой для достижения ее целей.

Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., устанавливающая в ст. 2, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными этой декларацией, без каких-либо различий и ограничений, и в последующих статьях провозглашающая эти права и свободы. Всеобщая декларация прав человека является первым разделом Международного Билля о правах человека, который включает также в себя два международных пакта: один - об экономических, социальных и культурных правах, другой - о гражданских и политических правах. Эти пакты были приняты в 1996 г. и вступили в силу в 1976 г.

Названные выше документы дополняются конвенциями, протоколами, декларациями и в совокупности своей содержат международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина.

Международное сообщество образует и органы, которые призваны следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и реагировать на их нарушение. Важнейшими из них являются Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

В Российской Федерации, начиная с 1991 г., когда была принята Декларация прав человека и гражданина, много сделано для закрепления в отечественном праве общепризнанных принципов и норм международного права. Например, 25 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в котором вместо разрешительного порядка (прописки) предусматривается заявительный порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Конституция закрепила такие права, которые ранее конституционного закрепления не имели: право на жизнь, право на частную собственность, право на определение и указание национальной принадлежности и др. Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая которого вступила в действие с 1 марта 1996 г., закрепил множество новых для России прав личности в сфере гражданско-правовых отношений, известных современным цивилизованным государствам.

Появился в России и реальный механизм защиты конституционных прав и свобод граждан. Действенным средством такой защиты стал Конституционный Суд, принимающий и рассматривающий жалобы граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод. Большие надежды российское общество возлагает и на Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, а также на институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, введенным Федеральным конституционным законом 1997 г.

Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства к общепризнанным международным стандартам в области прав человека и гражданина явилось вступление России в Совет Европы 15 января 1996 г. В конце февраля 1996 г. был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Федеральный закон N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы". Среди условий-рекомендаций присоединения России к Совету Европы значатся: ратификация в течение года Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней, включая протокол N 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Среди первоочередных мер, касающихся защиты прав и свобод, названы такие, как запрещение пыток и бесчеловечного или уничижающего обращения, защита национальных и языковых меньшинств. Граждане России получают право на обращение в Европейский Суд по правам человека.

Ряд условий-рекомендаций Россия может выполнить уже сегодня, внеся соответствующие изменения в свое законодательство. Другие рекомендации будут выполняться постепенно - по мере созревания социально-экономических, политических, государственно-правовых условий. Так, новый Уголовный кодекс РФ значительно сократил количество составов преступлений, за совершение которых следует смертная казнь (их теперь 5 вместо 29).

2. Неотчуждаемость и прирожденность основных прав и свобод человека провозглашены ч. 2 комментируемой статьи. В отличие от чч. 1 и 3 этой нормы здесь речь идет, во-первых, именно об основных правах и свободах; во-вторых, об основных правах и свободах человека (а не человека и гражданина).

Уяснить эти нюансы можно лишь соотнеся далеко не во всем совпадающие понятия "человек" и "гражданин".

Человек - это природное, биосоциальное, т.е. одновременно и биологическое, и социальное, существо с определенной конституцией (строение тела), наделенное разумом и речью. Человека сформировало общество в процессе длительной эволюции его биологических признаков. Категория человека соотносится с категорией общества. Человек, взятый в соотношении с государством, приобретает качество гражданина. Гражданство - это принадлежность человека к государству, его устойчивая правовая связь с государством. Гражданин в обществе появляется тогда, когда возникает государство.

У каждого человека в обществе с момента его рождения появляются права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. Это право на жизнь, на свободу, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др. Совокупность этих прав называют естественным правом. Эти права и называют основными. Они неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и являются необходимым условием человеческого существования и жизнедеятельности. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", - говорится в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

С появлением государства человек, становясь гражданином, приобретает новые права и обязанности, а может (если государство тоталитарное) лишиться и своих естественных прав. Объем прав и свобод, предоставляемых государством гражданину, значительно шире его естественных прав и далеко не все из них предоставляются с момента рождения. Многие из них появляются по мере достижения определенного возраста, получения образования и т.д. Права и свободы гражданина государство закрепляет в юридических нормах, а совокупность этих прав и свобод называется правовым статусом гражданина. Устанавливая права и свободы гражданина и закрепляя их в правовых нормах, государство должно исходить из естественных прав человека, не нарушать их, а дополнять и конкретизировать.

Таким образом, когда речь идет о правах человека и гражданина, то имеются в виду естественные, природные права человеческого индивида и права гражданина, которыми наделяет его государство.

Ни одно из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено без указания оснований ограничения. Российская Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного сторя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гомударства (см. комментарий к ст. 55). Отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56).

3. Человек и гражданин живет в обществе и государстве, сосуществуя и общаясь с себе подобными. Осуществляемые им права и свободы в той или иной мере затрагивают интересы других людей или общества в целом. Именно поэтому при реализации собственных прав и свобод не должны нарушаться права и свободы других лиц. Субъективное право гражданина четко определено границами, строго "дозировано" законом (определен срок прохождения воинской службы, размер пенсии и т.д.). Это сделано для того, чтобы гражданин знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, государства, общества. Только при этом условии все граждане и люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы. Одним из средств установления и поддержания такого порядка в обществе являются ограничения прав и свобод. "При осуществлении своих прав и свобод, - говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Речь идет о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина. Основаниями таких ограничений могут быть: а) правонарушения, в особенности преступления, которые всегда вредны для других лиц, государства и общества. В качестве средств ограничения прав и свобод правонарушителей здесь выступают меры наказания; б) поведение, хотя и не признаваемое правонарушением, но задевающее интересы других лиц, общества и государства. В этом случае ограничения сводятся к сужению объема или даже нейтрализации прав и свобод лиц с таким поведением. Например, лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), невозможность расторжения брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ), ограничение дееспособности лица, признанного судом недееспособным, или дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 29, 30 ГК РФ); в) соглашения самих лиц (ограничение сделок по договорам или учредительным документам - ст. 174 ГК РФ, ограничение прав и обязанностей сроком или условиями в брачном контракте - ст. 42 СК РФ и др.).

Ограничение прав и свобод граждан возможно не только при защите интересов отдельной личности, но и в случаях, когда речь идет о безопасности граждан и защите конституционного строя при введении чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции). Однако при этом не должны приостанавливаться или ограничиваться в соответствии с нормами международного права право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства или подневольного состояния; защита от заключения в тюрьму за неуплату долга, от уголовных законов, имеющих обратную силу; признание правосубъектности перед законом; свобода мысли, совести и религии. Все случаи ограничения прав и свобод должны быть зафиксированы в законе.

Статья 18

Из положений, содержащихся в ст. 17 Конституции (см. комментарий к ст. 17), логично вытекает положение о том, что права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т.е. их осуществление не зависит напрямую от того, признает их государство или нет. Права и свободы человека - явление объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы, оно лишь познает и закрепляет их в своем законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Сформулированные в ст. 18 принципы находят свое обеспечение в ряде конституционных положений, например, о прямом действии Конституции, о судебной защите прав и свобод, о проверке конституционности законов в случаях нарушения конституционных прав и свобод граждан. Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. На это, в частности, ориентирует постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина.

Статья 19

1. Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания неравенства людей (как по закону, так и фактически) по признакам социального происхождения, принадлежности к той или иной религии, в зависимости от цвета кожи, по полу и т.д.

Исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены самой Конституцией относительно неприкосновенности и ответственности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей (ст. 91, 98, 122). Такого рода исключения имеют публично-правовой характер и служат публичным интересам, являются гарантиями осуществления этими лицами общественно полезных государственных функций, профессиональной деятельности в интересах всех членов общества.

Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).

Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно подкрепляется социальным равенством, т.е. равенством социальных возможностей. Поэтому мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.

Конституционный Суд Российской Федерации последовательно отстаивает право всех граждан на судебную защиту прав и свобод, признавая несоответствующими положениям ст. 19 Конституции Российской Федерации установления законов, ущемляющие права и свободы. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в связи с индивидуальной жалобой гражданина признал противоречащей ст. 19 Конституции ограничение права на судебное обжалование, установленное в ст. 220.1 и 220.2 УПК РСФСР для тех лиц, которые уже подвергнуты предварительному заключению, по поводу законности постановления об аресте в качестве меры пресечения.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Данное положение означает, что не должно быть каких-либо ограничений прав и свобод граждан, дискриминации граждан по указанным выше и другим основаниям. В связи с этим запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Равноправие граждан несовместимо с наличием привилегий какой-либо группы граждан.

Однако конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. Цели существования и реализации льгот и преимуществ конкретны: преодоление существующего фактического неравенства людей; обеспечение нормальных, достойных условий жизни групп граждан, имеющих возрастные, физиологические и другие особенности (женщин, детей, престарелых, инвалидов, больных и др.). В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий в положении отдельных категорий лиц. Льготы и преимущества в какой-то мере уравнивают возможности людей, делают их более реальными, доступными для женщин, молодежи, ветеранов войны и труда, пострадавших от катастроф и бедствий, пенсионеров, больных и др.

Происхождение, основания и время приобретения гражданства, принадлежность к той или иной социальной группе, имущественное, должностное положение, проживание на территории того или иного субъекта Российской Федерации не влияют на объем прав и свобод российских граждан, не дают права на особые привилегии. Существующие различия в образовании также не влекут за собой ни умаления прав и свобод граждан, ни приобретения ими каких-либо привилегий.

Гарантирование равенства прав и свобод граждан означает целую систему мер со стороны государства, направленную на реальное использование их гражданами, на эффективную охрану и защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем их судебной защиты. Целям охраны конституционного принципа равенства всех перед законом и судом служат нормы отраслевого законодательства (уголовного и административного), устанавливающие составы преступлений и административных правонарушений (проступков).

Проверку федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на соответствие конституционному принципу равенства всех перед законом и судом осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Так, Конституционный Суд своими решениями признал дискриминацией в трудовых правах граждан те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и получивших право на получение соответствующей пенсии, равно как и тех сотрудников органов внутренних дел, которые получили право на пенсию по выслуге лет, без их согласия и желания.

Конституционный Суд со ссылкой на положения ст. 19 Конституции защитил право на сохранение жилой площади, право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, права детей граждан, репрессированных в годы тоталитаризма, на льготы, которыми обладают их родители после реабилитации, и др.

Из конституционного принципа равенства всех перед законом исходят суды общей юрисдикции, другие государственные органы, стоящие на защите прав и свобод российских граждан.

3. Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязывает государства "включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции". Статья 3 Международного пакта о политических правах не допускает дискриминацию в отношении женщин, т.е. любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование женщинами, независимо от их семейного положения, прав и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Примечательно, что наряду с провозглашением формального (юридического) принципа равных прав и свобод мужчин и женщин в ч. 3 ст. 19 Конституции говорится о равных возможностях их реализации, а это неизбежно связано с допустимостью и необходимостью установления льгот и преимуществ для женщин в трудовых отношениях, в сфере здравоохранения и т.д. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке материнства и детства, специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, об их пенсионном обеспечении и т.д.

К сожалению, в Российской Федерации в современных условиях не ослабевают негативные тенденции относительно положения женщин в обществе: это невостребованность в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья, рост насилия в отношении женщин. Поэтому своевременным является принятие Правительством России Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации от 8 января 1996 г., предусматривающей ряд государственных мер на федеральном и региональном уровнях по улучшению положения женщин в российском обществе, по реальному обеспечению действия принципа равноправия мужчин и женщин.

Статья 20

1. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на Конституции.

Конституционное положение о праве на жизнь соответствует ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Последняя устанавливает, что право на жизнь представляет собой "неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни". Связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения подчеркивается и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2). Вместе с тем Конвенция не относит к числу произвольных случаи лишения жизни нападающего в состоянии необходимой обороны, при подавлении бунта или мятежа, при осуществлении законного ареста или пресечения побега законно задержанного (арестованного) лица. Разумеется, говоря об этих случаях, Конвенция имеет ввиду обязательное условие: соответствие примененных представителями закона средств, приведших к лишению жизни, характеру и общественной опасности действий соответствующего лица.

Говоря о праве на жизнь, Конституция опирается на философские и биологические характеристики этого понятия. В этой связи обычно указывается на наличие у каждого права на жизнь от рождения до смерти. Это общее указание требует определенной детализации. Применительно к рождению имеется в виду момент начала родов; в случаях смерти матери до начала родов или при попытке прервать беременность за один-два месяца до истечения ее срока жизнеспособный плод должен рассматриваться как обладающий правом на жизнь. Момент, который с медицинских и юридических позиций должен считаться моментом наступления смерти, определен в законе - исходя из констатации необратимой гибели всего головного мозга (ст. 9 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека"//Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст. 62). Только с этого момента разрешается изъятие органов и тканей для пересадки, отключение от медицинской аппаратуры и т.д. Рассмотренные выше границы понятия жизни во времени имеют базовое значение не только для законодательства о здравоохранении, но и для семейного и гражданского (в связи с возникновением и прекращением прав и обязанностей), а также уголовного законодательства (в связи с разработкой и применением правовых характеристик преступлений против личности) и т.д.

Наряду и во взаимодействии с конституционными и основанными на них социально-правовыми гарантиями права на жизнь положения ст. 20 Конституции подкрепляются и мерами государства, направленными на противодействие смерти не от естественных причин (то есть не от старости). В этих целях развивается система обеспечения безопасной эксплуатации источников повышенной опасности, организуются борьба с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств и веществ, контроль за оборотом оружия, радиоактивных веществ и т.д.

Охрана права на жизнь представляет одну из "сквозных" задач уголовного законодательства. Именно нормы об ответственности за убийство открывают Особенную часть Уголовного кодекса, чем подчеркивается приоритетность этой задачи. Как особо тяжкие преступления рассматриваются и преступления против мира и безопасности человечества, связанные с производством или распространением запрещенного оружия массового поражения, использованием запрещенных средств и методов ведения войны, геноцидом, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение населения или какой-либо его группы.

Несмотря на настойчивые высказывания ряда научных и общественных деятелей в пользу эвтаназии, если речь идет об избавлении человека по его просьбе от невыносимых и неизлечимых страданий, а также несмотря на попытки отдельных врачей и юристов провести эту идею на практике, она не воспринята отечественным законодательством. Оно не предусматривает возможность оказания содействия добровольному уходу из жизни, независимо от мотивации. Поэтому лица, виновные в соответствующих действиях, привлекаются к ответственности за преступления против жизни больных. Вместе с тем по прямому указанию уголовного закона сострадание является мотивом, существенно смягчающим ответственность виновного.

2. Содержание ч. 2 комментируемой статьи не противоречит действующим международно-правовым документам ООН, которые, ориентируя страны мирового сообщества на постепенное ограничение и отмену наказания в виде смертной казни, исходят из того, что решение этих вопросов находится в компетенции национального законодательства. Так, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что в странах, в которых допускается применение смертной казни, она должна назначаться лишь за самые тяжкие преступления; в этой же связи указывается на гарантии против необоснованного применения смертной казни и на необходимость применения к осужденным амнистии, помилования, смягчения наказания, как и на недопустимость применения смертной казни к несовершеннолетним и женщинам в состоянии беременности. Документ Экономического и Социального совета ООН "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни" подчеркивает, что впредь до ее отмены смертная казнь может назначаться только за преступления с "чрезвычайно тяжкими последствиями" и что ее назначение требует наличия ясных и убедительных (бесспорных) доказательств, исследованных судом, а также последующего эффективного контроля за обоснованностью вынесенного приговора. В документах Экономического и Социального совета ООН сформулированы и требования по юридической защите лиц, которым грозит смертная казнь.

Все эти положения в полной мере учтены в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России. Уголовный кодекс 1996 г. в соответствии с Конституцией допускает применение смертной казни только в пяти случаях совершения особо тяжких преступлений, связанных с убийством потерпевшего (потерпевших) при отягчающих обстоятельствах. Вместе с тем в соответствии со ст. 331 УК РФ законодательство военного времени может предусматривать и другие случаи применения смертной казни.

Приговоры о смертной казни, выносимые российскими судами, в 1991-1995 гг. составили в среднем 0,02% от общего числа обвинительных приговоров, причем, в 80-85% случаев они смягчаются вышестоящими судами или президентскими актами о помиловании.

При вступлении в Совет Европы Россия взяла обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением, а до этого ввести мораторий на ее применение. Дело в том, что хотя основной текст Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод допускает возможность применения судами смертной казни в случаях, исчерпывающе предусмотренных законом (ст. 2), но дополнительный протокол N 6 к этой Конвенции предусматривает, что государства - члены Совета Европы отменяют смертную казнь, сохраняя возможность ее применения в законе только в военное время.

В комментариях норм ст. 20 исключительно важное значение приобретает постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" (ВКС. 1999. N 3), в соответствии с которым Федеральному Собранию надлежит незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

С момента вступления в силу данного постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Статья 21

1. Защиту человеческого достоинства, как и жизни, не принято ставить в зависимость от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений и т.п. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" - провозглашено в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Употребление в статье термина "ничто" означает, что никакие обстоятельства, в том числе отрицательная оценка личности в общепризнанном понимании, психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления достоинства.

Под умалением достоинства личности понимается такое действие, поведение кого-либо, которое позорит его, в неприличной форме представляет человека менее значимым, подрывает общественную оценку личности, причиняя ему, таким образом, нравственные страдания. Наиболее типичными примерами являются оскорбление, клевета, высокомерное отношение к человеку, распространение порочащих его сведений и т.п.

2. Нормы российского законодательства, направленные на охрану достоинства, корреспондируются с нормами международных договоров РФ: ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированной РФ Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ и протоколов к нему (СЗ, 2001, N 2, ст. 163); ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ратифицированного Указом ПВС СССР от 18.09.1973 N 4812-УШ (ВВС СССР, 1976, N 17, ст. 291); Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., ратифицированной Указом ПВС СССР от 21.01.1987 N 6416-XI (ВВС СССР, 1987, N 45, ст. 747); Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., ратифицированной Федеральным законом от 28.03.1998 N 44-ФЗ (СЗ РФ, 1998, N 36, ст. 4465) ст. 55 Римского Статута 1998 г., подписанного РФ расп. Президента РФ от 08.09.2000 N 394-рп (СЗ, 2000, N 37,ст. 3710.); и др.

3. Уважение чести и достоинства личности является принципом уголовного процесса (ст. 9 УПК), административного (ч. 2 ст. 3.1 КоАП) и трудового права (ст. 2 КЗоТ РФ).

В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья, в том числе и в первую очередь насилие, пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 9, 164, 181 УПК). Запрещается производство следственного действия в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК), осуществлять освидетельствование и личный обыск лицом другого пола и в присутствии понятых другого пола (ч. 4 ст. 179, ч. 3 ст. 184 УПК) и т.п. Подозреваемых и обвиняемых, заключение под стражу, в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений" (СЗ РФ 1995; N 39; Ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613) имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей (п. 17 ч. 1 ст. 17).

При применении мер административного принуждения также не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6. КоАП).

Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" с изм. и доп. (ВВС 1991, N 16, ст. 503) сотрудникам милиции запрещено прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Нарушение этого положения влечет дисциплинарную, а в определенных случаях - уголовную ответственность.

4. Умаление достоинства личности или страдания, причиненные человеку в связи с посягательствами на его достоинство, образуют моральный ущерб (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда). Порядок и условия возмещения морального ущерба в сфере гражданского права определяются ст. 150, 1099-1101 ГК, а в сфере уголовного процесса - ст. 136 УПК.

Гражданским и уголовным законами предусмотрена ответственность за посягательства на человеческое достоинство.

В соответствии со ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший их не докажет, что они соответствуют действительности. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 августа 1992 г. с изм. и доп. (Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. С. 249) разъяснил, что под распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, следует понимать не только опубликование их в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, но изложение таких сведений в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение их в иной форме. Закон наделяет гражданина правом не только на опровержение порочащих его сведений, но и на возмещение морального вреда и убытков, причиненных ему в результате умаления его чести и достоинства.

УК предусмотрено наказание за оскорбление (ст. 130); клевету (ст. 129); доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематическое унижение его человеческого достоинства (ст. 110); унижение национального достоинства (ст. 282); оскорбление или клевету в отношении судьи, иного лица участвующего в отправлении правосудия, участников судебного разбирательства, представителя власти и других должностных лиц (ст. 297, 298, 39); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанных с унижением чести и достоинства или издевательством (ст. 335 УК РФ) и др.

5. Запрещение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания является общей международной нормой, которая содержится в большинстве международных актов о защите прав человека. Согласно определению, данному в Декларации ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. (ст. 1), а затем в аналогичной Конвенции ООН от 10 декабря 1984 г. (ст. 1), под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственная со стороны официального лица или по подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, либо запугивания его или других лиц. Вместе с тем в Декларации подчеркивается, что в толкование не включаются боли или страдания, возникающие только из-за лишения свободы.

В понятие "унижающие человеческое достоинство обращение или наказание", согласно разъяснениям Европейского Суда и Комиссии по правам человека, включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить их или сломить их физическое и моральное сопротивление.

В соответствии с УК принуждение к даче показаний, связанное с применением насилия, или угрозой его применения, влекут уголовную ответственность (ст. 286, 302)

Установленные российскими правовыми актами порядок и условия содержания под стражей, обвиняемых и осужденных исключающих возможность применения пытки жестокого и унижающего достоинство личности обращения (ст. 17-31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

6. РФ вправе отказать иностранному государству в выдаче лица, совершившего преступление, "если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания" (ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ//СЗ, 1999, N 43, ст. 5129)

7. Проведение в отношении человека без его согласия медицинских, научных и иных опытов запрещается Основами законодательства об охране здоровья граждан (ст. 29, 43), законом "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании" (ч. 5 ст. 11) и другими актами. Медицинские, научные опыты, связанные с принуждением человека к изъятию органов или тканей человека для трансплантации с применением насилия или угрозой его применения, являются преступлением и влекут уголовную ответственность (ст. 120 УК РФ).

Статья 22

1. Провозглашение права каждого на свободу означает, что это благо распространяется на всех физических лиц. Представления о свободе каждого находят отражение, развитие и конкретизацию в ряде статей Конституции (см. комментарий к ст.ст. 17-21, 27-30, 34, 37 и др.), а также в отраслевом законодательства.

Конституционное положение о свободе каждого не следует абсолютизировать. Свободные действия (или воздержание от них) физического лица допустимы, поскольку ими не может быть причинен вред другим физическим лицам, организациям, обществу, государству. С этой целью в отраслевом законодательстве (уголовном, гражданском, семейном, административном, трудовом и т.д.) устанавливаются дозволения и запреты, в пределах которых каждый свободен в выборе вариантов поведения. Человек, в частности, может быть ограничен в выборе вариантов поведения в силу недееспособности или частичной дееспособности, нахождения на принудительном лечении (по решению суда), отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Ограничение личной свободы может иметь место с учетом характера его деятельности (службы в вооруженных силах, МВД, ФСБ, пограничных войсках; допуск по роду деятельности к государственной тайне).

2. Термин "свобода" многогранен и многозначен. В каждой из статей Конституции, гарантирующих человеку и гражданину свободу, имеются в виду ее определенные аспекты, грани, различные формы проявления (ст. 27-29). Ст. 22 не конкурирует с другими статьями Конституции: в ней речь идет не о свободе вообще. Она имеет в виду только личную свободу. Поэтому в тексте ч. 1 комментируемой статьи рядом с констатацией у каждого "права на свободу" помещены слова "и личную неприкосновенность". Таким образом, право каждого на свободу увязывается с личной неприкосновенностью (физической, психической, моральной).

3. Констатируя неотчуждаемость и принадлежность прав и свобод человека каждому от рождения (ст. 17), Конституция определяет границы, которые должны обязательно соблюдаться при принятии нормативных актов, так или иначе затрагивающих права и свободы человека и гражданина (см. комментарий к ст. 55). Во-первых, перечисляя основные права и свободы человека и гражданина, Конституция предупреждает о недопустимости отрицания или умаления (пренебрежения, недооценки) других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В-третьих, Конституция формулирует цели и общие условия, при наличии которых могут быть ограничены права и свободы гражданина, причем это может быть сделано только федеральным законом. Вводимые ограничения должны быть соразмерны тем целям, для достижения которых они применяются. Согласно Конституции указанные ограничения возможны и допустимы в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Допускаемые Конституцией ограничения прав и свобод (в том числе предусмотренных ст. 22) в условиях чрезвычайного положения могут быть установлены в пределах и в течение срока, указанных в федеральном конституционном законе. При этом многие права и свободы, предусмотренные Конституцией, не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения (см. комментарий к ст. 56).

4. Личная неприкосновенность человека, как важнейшая составная часть его свободы, обеспечивается нормами Конституции (см. комментарий к ст. 21); федерального уголовного закона (уголовная ответственность за покушение на жизнь, здоровье, честь и достоинство человека); федерального гражданского законодательства (об ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда; о порядке защиты нематериальных благ, чести и достоинства); законодательства об административной ответственности (за нарушение правил движения на транспорте, за нарушение прав и свобод граждан, за нарушение экологической безопасности и т.п.). Наконец, систему гарантий устанавливает уголовно-процессуальный закон.

5. Показателем уровня демократизации правового режима в государстве согласно международно-правовым нормам и принципам является степень обеспечения внутренним законодательством свободы и личной неприкосновенности человека и гражданина. В связи с этим важно иметь в виду, что сформулированная в полном соответствии с положениями ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правка ч. 2 ст. 22 Конституции Российской Федерации установила, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей возможны только по судебному решению (суда или судьи).

Уголовное наказание в виде ареста (ст. 54 УК РФ), как и любое другое уголовное наказание, может быть применено только по приговору суда, причем лишь на срок до шести месяцев. При этом арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет (ч. 2 ст. 54 УК РФ).

Однако следует учитывать, что уголовное наказание в виде ареста, как указано в законе, вводится в действие в России после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса по мере создания условий для его исполнения, но не позднее 2001 г. (ст. 4 Федерального закона от 24 мая 1996 г. (13 июня 1996 г.) N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955). Так что с введением в действие 1 января 1997 г. Уголовного кодекса РФ нормы УК РФ, регулирующие применение такого уголовного наказания как арест, не приобрели автоматически юридическую силу и к настоящему времени применяются не в полной мере.

6. Наиболее строгой мерой пресечения согласно УПК РФ является заключение по стражу. Новым уголовно-процессуальным законом (УПК РФ 2001 г.) предусмотрена возможность применения этой меры пресечения только по решению суда и, как правило, лишь по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, если невозможно применение другой, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях мера пресечения в виде заключения под стражей может быть избрана в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Но такая возможность может быть реализована при наличии одного из следующих обстоятельств: а) указанное лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ; б) его личность не установлена; в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) он скрылся от органов предварительного расследования или суда.

К несовершеннолетнему указанная мера пресечения может быть применена, как правило, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Лишь в исключительных случаях к этому лицу указанная мера пресечения может быть избрана в случае совершения преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).

Заметим, что в УПК РФ определены также основания для избрания меры пресечения (ст. 97 УПК); обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения (ст. 99 УПК); сроки содержания лица под стражей (ст. 109 УПК); порядок избрания этой меры пресечения (ст. 108 УПК). Знаменательно, что, придавая важное значение личному участию обвиняемого при рассмотрении вопроса о его аресте в судебном заседании, законодатель еще до начала действия УПК РФ счел возможным дополнить статью 108 УПК указанием на то, что принятие судебного решения в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск (см. пункт 25 федерального закона N 58-ФЗ от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2992 г.); СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2027).

7. Второе положение ч. 2 ст. 22 Конституции РФ в полной мере реализовано в УПК РФ 2001 года. Как и в Конституции РФ, в УПК РФ со всей категоричностью указано, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 1 ст. 10). При этом подчеркнуто, что: 1) осуществить задержание могут только орган дознания, следователь или прокурор; 2) допускается оно в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы; 3) задержание возможно при наличии оснований, указанных в законе (ст. 91 УПК РФ). Законом, однако, предусмотрено, что по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана меры пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения. В этих случаях судья по ходатайству сторон может продлить срок задержания не более чем на 72 часа (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

8. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России; следственные изоляторы органов ФСБ; изоляторы временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых ОВД; ИВС подозреваемых и обвиняемых пограничных войск РФ (ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"). Правовые отношения должностных лиц мест содержания под стражей и граждан, находящихся в них, регулируются Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденное приказом министра юстиции РФ N 20 от 25 января 1999 г. (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. N 2).

9. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ разработано и принято законодательство об административных правонарушениях. Согласно ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФ об АП) административный арест установлен на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест назначается судьей (см. Федеральный закон N 192-ФЗ от 20.12.2001 г. (29.12.2001 г.) (СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1).

10. Вопросы задержания в условиях чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 26 апреля 2001 г. (30 мая 2001 г.) N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277). Согласно ст. 31 указанного закона граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются до окончания комендантского часа. Те же из них, которые не имеют при себе документов, удостоверяющих личность, по решению начальника ОВД или его заместителя, задерживаются до выяснения личности, но не более чем на 3 суток. Решением суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток.

Статья 23

1. "Частная жизнь", "личная семейная тайна", "честь", - важнейшие блага человека, персонифицирующие личность.

В понятие "частная жизнь включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер. Личная и семейная тайны являются обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон личной жизни, когда разглашение определенных сведений является для человека нежелательным. Личная и семейная тайны при определенных обстоятельствах могут совпадать или быть обособленными друг от друга. Личную тайну, например, могут составлять сведения, деловых, дружеских и иных связях, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и т.п. Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям правомерно скрываются ею от постороннего глаза. Под честью (добрым именем) понимается общественная оценка личности, объективный взгляд окружающих а социальные и духовные качества гражданина как члена общества, признаваемые за ним моральные заслуги.

2. Честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относится к числу личных неимущественных прав, нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения. Они неотчуждаемы и непередаваемы кому-либо.

3. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну гарантируется нормами, обеспечивающими неприкосновенность жилища (см. комментарий к ст. 25), тайну усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК), врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30), ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан при; ст. 9 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ, 1999, N 14, ст. 1650), ст. 12 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (СЗ РФ, 2001, N 26, ст. 2581), тайну исповеди (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (СЗ РФ, 1997, N 39, ст. 4465); п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК), тайну нотариальных документов, в частности завещания (ст. 1123 ГК), тайну денежных вкладов (ст. 857 ГК, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 121-ФЗ (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 492,), недопустимость слежки за человеком, прослушивания личных разговоров, тайну на персональный данные о человеке (ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации") и др.

При осуществлении расследования по уголовному делу следственные действия, связанные с вторжением в частную жизнь человека, в его личные и семейные тайны - обыск, выемка, личный обыск и др. следственные действия, проводимые в жилище, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка, контроль и запись переговоров - осуществляется только на основании судебного решения (п. 4-9, 11 ст. 29, ч. 3 ст. 182, ч. 2 ст. 183, ч. 1 ст. 184, ч. 2 ст. 185, ч. 1, 2 ст. 186 УПК - вступает в силу с 1 января 2004 г., до этого времени осуществляется с санкции прокурора или по решению суда). Следователь обязан принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещения, или других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК); участниками уголовного процесса запрещается разглашать данные предварительного следствия без разрешения следователя или прокурора (ст. 161 УПК). При отправлении правосудия в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц допускается проведение закрытого судебного разбирательства (п. 3 ч. 2 ст. 241 УПК).

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни человека, составляющих его личную семейную тайну, является преступлением и влечет уголовную ответственность (ст. 137 УК).

Разбирательство по гражданским, административным и уголовным делам, содержащим сведения, составляющие тайну частной жизни граждан (в том числе, усыновления (удочерения) ребенка) или иные охраняемые законом тайны, осуществляется в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 10 ГПК, ст. 24.3 КоАП, ч. 2-4 ст. 241 УПК)

4. За посягательство на честь гражданина предусмотрена гражданско-правовая (ст. 151, 152 ГК, ст. 43-46, 49, 51 Закона РФ "О средствах массовой информации") и уголовная (ст. 129, 130 УК) ответственность (см. комментарий к ст. 21). В случае, если честь гражданина пострадала в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также иных незаконно примененных мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, он имеет право на восстановление его нарушенных прав и возмещение ущерба, в том числе - морального (гл. 18 УПК, 1070 ГК).

Возмещение морального вреда, причиненных административным правонарушением осуществляется в соответствии со ст. 4.7 КоАП.

5. Право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых. телеграфных и иных сообщений обеспечивает неприкосновенность общения человека с другими людьми путем использования почтово-телеграфной связи и является гарантией права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ограничение этого права, т.е. перлюстрация частной корреспонденции и прослушивание телефонных переговоров, допускается только на основании судебного решения. Данное конституционное установление гарантируется положением ст. 13, 185 УПК, ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", ст. 32 Федерального закона "О связи" и др. В этом Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" от 5 июля 1995 г. (12 августа 1995 г.) определено, что выдача разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий возможна только при наличии информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Закон позволяет в трех случаях начать прослушивание телефонных переговоров без решения суда: 1) при наличии угрозы совершения тяжкого преступления; 2) при наличии данных об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; 3) при наличии угрозы жизни, здоровью или собственности лица по его просьбе или с его согласия о прослушивании телефонных переговоров, ведущихся с его телефона. Тогда постановление о прослушивании телефонных переговоров выносит орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, который уведомляет об этом суд не позднее: в первых двух случаях - 24 часов, а в последнем - 48 часов.

Некоторые вопросы процедуры вынесения судебных решений по данному вопросу разрешены Пленумом Верховного Суда от 24 декабря 1993 г. в постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" (БВС 1994 N 3 С. 12).

Нарушение данного положения должностными и иными лицами влечет уголовную ответственность (ст. 138 УК)

В гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили.

Статья 24

1. Запрет сбора информации о частной жизни и оперирования полученными сведениями охватывает как обширную сферу неофициального общения лица, так и его внутренний духовный мир. Этот запрет является составной частью характеристики качества жизни в обществе, показателем степени автономности и свободы индивида по отношению к обществу и государству. Речь идет о событиях прошлой и настоящей жизни человека, значимых для него фактах, действиях и решениях, наконец, о свойствах и переживаниях, присущих самой личности (в некоторых законодательных актах говорится об интимных сторонах жизни), отделенных от аспектов его бытия, непосредственно включенных в процессы государственной или общественной жизни.

В филологии понятие "частная жизнь" трактуется исходя из признака ее неодинаковости, отделенности, даже противопоставления сфере общественной и государственной жизни. Информация о ней отражает личностно выделенную деятельность, связанную с неофициальным, неформальным межличностным общением, включая общение с семьей, родственниками, друзьями, коллегами и т.д., а также значимые для лица действия и решения, в том числе опирающиеся на его правовой статус, но безразличные с точки зрения интересов общества и государства. Например, сведения о законном приобретении имущества, выборе учебного заведения для детей, места проведения отпуска, новой работы, внесении вклада в определенный банк и т.д. Имеется в виду и информация о взглядах, мнениях, других воззрениях, позициях лица по определенным вопросам. Требования права и морали задают необходимые ориентиры для частной жизни, определяя пределы дозволенного в ней. Формулы "не навреди" и "разрешено все, что не запрещено законом" выражают эти ориентиры в сфере частной жизни, которая является существенным элементом конституционного статуса личности.

Комментируемая статья имеет в виду охрану права на частную жизнь, ее неприкосновенность, личную, семейную тайну лишь применительно к физическим лицам. Но посягательство на это право не допускается со стороны как физических, так и юридических лиц, должностных лиц и служащих любых органов, учреждение, организаций, предприятий. Это необходимо специально отметить так как ч. 2 ст. 24 Конституции, говоря о корреспондирующем праве на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими законные интересы лица, возлагает соответствующую обязанность только на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Информация определяется законом как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления" (ст. 2 Федерального закона от 25 января 1995 г. (20 февраля 1995 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Названный закон выделяет также документированную информацию - сведения, зафиксированные на материальном носителе (именно она имеется в виду в ч. 2 комментируемой статьи); информацию о гражданах или персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

Последнее понятие требует, однако, определенных уточнений: а) речь идет о гражданах в широком смысле слова, т.е. включая иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России (эта трактовка прямо вытекает и из текста ст. 2 и 62 Конституции); б) указание на цель идентификации личности не вполне удачно, так как по буквальному смыслу соответствующего термина имеется ввиду лишь установление тождества, самоличности. Между тем комментируемая статья Конституции имеет ввиду не только данные, необходимые и достаточные, например, для установления времени и места рождения, семейного положения, права на пенсию, лечение и т.д., но любые сведения о частной жизни лица. Все они по определению Закона "Об информации:" должны быть отнесены к конфиденциальным, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Положения ст. 24 соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека; ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 16 Конвенции о правах ребенка; ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Запрещая сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, Конституция имеет в виду просьбу лица или органа, предполагающего работать с соответствующей информацией, обращенную к лицу, о частной жизни которого идет речь, и получение утвердительного ответа, в том числе в форме представления испрашиваемой информации. Ссылки на то, что не поступало возражений, здесь недостаточно: должно быть зафиксировано именно волеизъявление. При несовершеннолетии лица, о частной жизни которого идет речь, иных случаях недееспособности или неполной дееспособности требуется согласие законного представителя.

Права человека и гражданина, закрепленные в ст. 24, относятся к числу тех, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях.

При применении ст. 24 как нормы прямого действия или основания для развития отраслевого (межотраслевого) законодательства о правах и свободах человека и гражданина положения комментируемой статьи необходимо сопоставлять с положениями ст. 23, 25, 28, 29 Конституции, детализирующими само понятие неприкосновенности частной жизни и конституционные способы ее защиты. Надо отметить в этой связи, что ч. 4 ст. 29 о праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом должна, в свою очередь, применяться с учетом положений ст. 23 и 24, т.е. помимо ограничений, связанных со способами информационной деятельности и перечнем сведений, составляющих государственную тайну, должно быть учтено и требование неприкосновенности частной жизни, личной и служебной тайны.

2. На положениях ст. 23 и 24 Конституции основан комплекс федеральных законов и подзаконных актов, законодательных актов субъектов Федерации, устанавливающих конкретные запреты разглашать информацию, относящуюся к отдельным областям частной жизни (см., например, ст. 3 Закона "О банках и банковской деятельности"; ст. 9 Закона "О психиатрической помощи:", ст. 139 Семейного кодекса; ст. 5 Закона об основах социального обслуживания населения; ст. 9, 11, 161 УПК и др.).

Уголовно-правовую защиту неприкосновенности частной жизни от сбора или распространения сведений, нарушающих личную или семейную тайну, предусматривает ст. 137 УК РФ. Уголовный закон специально устанавливает также отв


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы