v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияНаучно-практический комментарий к Закону РФ "О рекламеВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителейСтатья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу Следует отметить, что Закон "О рекламе" не установил ответственности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за невыполнение своей обязанности по хранению материалов, содержащих рекламу, или их копий. Такая ответственность не установлена не только комментируемой статьей, но и статьей 30 Закона "О рекламе", специально посвященной ответственности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Если в "Комментарии Закона Российской Федерации "О рекламе", изданном в 1998 г., мы ставили вопрос о необходимости введения ответственности за невыполнение требований ст. 21 Закона "О рекламе", то ставить такой вопрос в настоящее время нет необходимости, так как такая ответственность установлена статьей 13.20 АК. Согласно этой статье нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 22. Предоставление рекламной информации для производства и распространения рекламы Разъяснение по поводу выполнения требований, содержащихся в п. 1 ст. 22 Закона "О рекламе", дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 (дело N 12). В силу ст. 22 Закона "О рекламе" предъявление рекламодателю требований подтвердить достоверность рекламной информации в части характеристик рекламируемого товара является правом, а не обязанностью рекламораспространителя. Следовательно, со стороны рекламораспространотеля отсутствует нарушение каких-либо норм закона при принятии от рекламодателей объявлений без пометки, например, что товар подлежит обязательной сертификации. Поэтому в части отсутствия пометки о сертификации товара предписание антимонопольного органа должно быть адресовано рекламодателю, а не рекламораспространителю, за исключением случаев, когда по вине последнего соответствующая пометка была изъята из полученного им текста рекламы. Если требовать от рекламодателей представления документального подтверждения достоверности рекламной информации является правом, то требовать от него предъявления в соответствующих случаях лицензии или ее надлежаще заверенной копии является их обязанностью. О невыполнении этой обязанности и привлечении за это к ответственности виновных говорится в одном из арбитражных дел, включенных Президиумом Высшего Арбитражного Суда в информационное письмо от 25 декабря 1998 г. N 37 (дело N 10). Организация-рекламораспространитель (рекламная газета) опубликовала ряд объявлений типа "ветеринарные услуги, тел. ...", "ветеринарная помощь, тел. ..." без сообщения об органе, выдавшем лицензии рекламодателям, и номеров лицензий. Антимонопольный орган признал действия рекламораспространителя нарушением п. 3 ст. 5 и ст. 22 Закона "О рекламе" и направил ему предписание о прекращении этого нарушения. Арбитражный суд, куда рекламораспространитель обратился с иском о признании предписания антимонопольного органа недействительным, в иске отказал. В своем решении арбитражный суд отметил, что в момент распространения рекламы оказание ветеринарных услуг являлось лицензируемым видом деятельности. В связи с этим в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию. На основании ст. 30 Закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части ее содержания, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламораспространителя или рекламопроизводителя. В данном случае нарушение установленных Законом "О рекламе" требований к рекламе было очевидно для рекламораспространителя, оказывавшего услуги в качестве такового на постоянной основе. Публикация ненадлежащей по содержанию рекламы произошла по его вине. Думается, что возложение ответственности на рекламораспространителя в данном случае является спорным. Дело в том, что, согласно ст. 30 Закона "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе только в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы. Его ответственность за содержание рекламы указанной статьей не предусмотрена. Такая ответственность возложена на рекламодателя. По указанному делу именно он нарушил п. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" и за это должен нести ответственность. Рекламораспространитель мог бы быть привлечен к ответственности только в случае, если бы он изъял из текста рекламы отметки рекламодателя о номере лицензии и наименовании органа, выдавшего эту лицензию. Что касается рекламопроизводителя, то на него статьей 30 возложена ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности оформления, производства, подготовки рекламы. Думается, что, говоря об ответственности рекламопроизводителя за оформление рекламы, законодатель имел в виду его ответственность за придание рекламе законченного внешнего вида, а не за придание рекламе законной силы путем выполнения необходимых формальностей, что также охватывается термином "оформить". Что касается слов "подготовка рекламы", то это, видимо, означает сделать рекламу готовой для распространения. Следовательно, на рекламопроизводителя также нельзя возлагать ответственность за содержание рекламы при нынешней редакции ст. 30 Закона "О рекламе". Думается, что для привлечения рекламодателя и рекламопроизводителя к ответственности за невыполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктом 2 ст. 22 Закона "О рекламе", следовало бы дополнить ст. 30 этого Закона указанием на такую их ответственность. Статья 23. Обязанность рекламопроизводителя информировать рекламодателя об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе Во втором абзаце этой статьи употреблены такие термины, как "своевременное предупреждение" и "обоснованное предупреждение". "Своевременное предупреждение" - это предупреждение, сделанное в нужный момент (См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 1998. С. 616.). Этот момент во избежание споров должен быть установлен в договоре между рекламодателем и рекламопроизводителем. "Обоснованное предупреждение" - это предупреждение, подтвержденное фактами, серьезными доводами (Там же. С. 365.). Целесообразно указать в договоре, хотя бы примерно, какие факты и доводы сделают предупреждение рекламопроизводителя обоснованным. Понятие "убытки", о котором идет речь также во втором абзаце комментируемой статьи, содержится в п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. "Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)". Статья 23 Закона "О рекламе" является как бы продолжением ст. 22 этого Закона. В ней говорится о последствиях использования рекламопроизводителем своего права, предоставленного ему статьей 22, требовать от рекламодателя документального подтверждения достоверности рекламной информации и невыполнения последним этого требования, выполнить которое он обязан на основании ст. 22. В этом случае, а также в случае если рекламодатель не изменит свои требования к рекламе, которые могут привести к нарушению законодательства о рекламе, и в случае если рекламодатель не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор с рекламодателем и потребовать от него полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное (например, возмещение только реальных убытков без упущенной выгоды. - Ю.В.). Статья 24. Предоставление информации органам исполнительной власти Законом "О рекламе" (ст. 26) назван только один федеральный орган исполнительной власти (и его территориальные органы), на который возложен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, - федеральный антимонопольный орган (МАП) и его территориальные органы. Между тем нормативные правовые акты, принятые после издания Закона "О рекламе", возлагают контроль за соблюдением законодательства о рекламе и на другие федеральные органы исполнительной власти, по требованию которых рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители также обязаны предоставлять документы, письменные и устные объяснения, видео- и звукозаписи и другую информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. При этом полномочий, предусмотренных не Законом "О рекламе", как указано в ст. 24, а иными нормативными правовыми актами. Так, согласно Федеральному закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", (См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 10. Ст. 1163.) контроль за рекламой ценных бумаг возложен на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Думается, что с 1 июля 2002 г., в связи с введением в действие АК, Федеральный закон "О защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в части осуществления контроля за рекламой ценных бумаг федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг теряет силу, так как ненадлежащая реклама ценных бумаг не выделена АК в качестве самостоятельного административного правонарушения и охватывается общей статьей 14.3. АК о ненадлежащей рекламе, функциями контроля за которой федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумах АК не наделен.). В соответствии с п. 6 Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 410 (См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 28.), контроль за соблюдением требований этой Инструкции должны осуществлять подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог установлено, что проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода, осуществляют, в пределах своей компетентности, железные дороги (См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 33.). С 1 июля 2002 г., т.е. со дня введения в действие АК, осуществлять контроль за рекламой и составлять протоколы о ненадлежащей рекламе должны помимо федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3 АК) должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 АК), должностные лица государственной инспекции по торговле (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 АК), а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 АК). Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны выполнять требования вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов о предоставлении документов, объяснений, видео- и звукозаписей и иной информации, необходимой для выполнения ими своих полномочий. Предоставлять указанные выше материалы в установленный срок рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны и по требованию прокурора на основании ст. 6 и 22 Закона РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации". (См.: Российская газета. 1995. 25 ноября.) Статья 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" предоставляет прокурорам право требовать от федеральных министерств и ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Согласно ст. 6 Закона "О Прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Непредоставление рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями федеральным органам исполнительной власти, указанным выше, сведений, перечисленных в ст. 24 Закона "О рекламе", влечет за собой административную ответственность на основании ст. 19.7 АК в виде административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 АК, рассматриваются судьей на основании ст. 23.1 АК. Статья 25. Публичное предложение о заключении договора в рекламе Вначале о ключевых терминах, употребляемых в этой статье. Их определения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. "Оферта". "Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложениe, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента получения ее адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной" (ст. 435 Гражданского кодекса РФ). "Публичная оферта". "Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делавшего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)" (ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации). Определение публичной оферты применительно к договору розничной купли-продажи таково: "Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437), если оно содержит существенные условия договора различной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи" (ст. 494 Гражданского кодекса РФ). "Существенные условия договора". "Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение" (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ). "Акцепт". "Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте" (ст. 438 Гражданского кодекса РФ). "Когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока" (ст. 440 Гражданского кодекса РФ). "Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или другими правовыми актами, а если такой срок не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени" (ст. 441 Гражданского кодекса РФ). В случае спора по поводу указанного выше "нормально необходимого времени" этот спор разрешается в судебном порядке. "В случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным" (ст. 442 Гражданского кодекса РФ). "Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой" (ст. 443 Гражданского кодекса РФ). Примером нарушения рекламодателем требования, изложенного в п. 2 ст. 25 Закона "О рекламе" об указании срока действия рекламы, выступающей в качестве публичной оферты, может служить дело по иску АООТ "Консорциум "Универсалстрой" к Волгоградскому управлению ГАК о признании недействительным его решения и предписания. В обоснование иска указано, что статья истца в газете "Деловые вести" не является заведомо ложной и публичной офертой, поскольку из содержания материала не вытекает умышленное введение в заблуждение потребителя рекламы, в нем отсутствуют существенные условия, предусмотренные частью 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ, а потому требования об указании срока действия рекламы на опубликованную в газете статью не распространяются. Решением Арбитражного суда Волгоградской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, иск был удовлетворен. В кассационной жалобе Волгоградское управление ГАК просило отменить состоявшиеся служебные и истцу в иске отказать. Судебной коллегией было установлено, что статья истца в газете "Деловые вести" является ненадлежащей рекламой, так как в ней имеют место не соответствующие действительности сведения, не оговорено условие о залоге и не указан срок действия рекламы, являющейся публичной офертой. Согласно п. 2 ст. 25 Закона "О рекламе", рекламодатель был обязан указать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. Поскольку в рекламе определены предмет договора - коттеджи, место их расположения - Капустная балка Кировского районе г. Волгограда, общий метраж, стоимость, варианты и условия заключения договоров и т.д., что является существенными условиями договора, предусмотренными статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обязан был указать срок действия рекламы. Истец срок действия рекламы не указал. Судебная коллегия принятые по делу судебные акты отменила и кассационную жалобу удовлетворила - истцу в иске к Волгоградскому территориальному управлению ГАК отказала. Глава IV. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы Статья 26. Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы В комментарии к ст. 24 Закона "О рекламе" уже было указано, что контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен в настоящее время не только на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, но и на другие федеральные органы исполнительной власти. Полномочиями контроля за соблюдением законодательства о рекламе эти "другие" федеральные органы наделены как отдельными нормативными правовыми актами, так и АК. В соответствии, например, с п. 6 Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, о которой речь шла в комментарии к ст. 15 Закона "О рекламе", контроль за выполнением требований этой Инструкции должны осуществлять подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). При регистрации, перерегистрации и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, имеющих рекламу, должностные лица ГИБДД вносят соответствующие отметки в талон о прохождении государственного технического осмотра и в журнал учета размещения рекламы на транспортных средствах. На должностных лиц ГИБДД возложена и обязанность составления протоколов о ненадлежащей рекламе на транспортных средствах (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 АК). Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, как уже отмечалось, возложен АК на должностных лиц органов Государственной инспекции по торговле (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 АК) и на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 АК). Помимо антимонопольных органов государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации". Касаясь полномочий антимонопольных органов в области рекламы, в частности их права направлять в правоохранительные органы материалы по признакам преступлений в области рекламы, следует обратить внимание на ст. 182 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. "Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет". Из приведенного определения заведомо ложной рекламы видно, что оно шире, чем ее определение в ст. 9 Закона "О рекламе". Реклама может быть заведомо ложной на основании Закона "О рекламе" и не содержать состава преступления, предусмотренного статьей 182 УК РФ. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право антимонопольных органов заключить с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. Думается, что такие соглашения в настоящее время могут заключать не только антимонопольные органы, но и упомянутые выше органы, также осуществляющие контроль за рекламной деятельностью. На первый взгляд кажется, что такие соглашения не нужны, так как главное - соблюдение законодательства о рекламе. На самом же деле такие соглашения приносят немалую пользу их сторонам. Так, в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по контролю за рекламной деятельностью, созданной в Рязанской области, антимонопольное управление и ассоциация работников печати этой области заключили соглашение о соблюдении правил и обычаев рекламной практики со средствами массовой информации области. Соглашение предусматривает обязательства антимонопольного управления и ассоциации работников печати доводить до средств массовой информации результаты мониторинга рекламной деятельности, обеспечивать их нормативно-методическими материалами, осуществлять обучение и консультации работников рекламных отделов и т.п. В свою очередь, средства массовой информации принимают обязательства по предупреждению появления в их изданиях или в эфире ненадлежащей рекламы. К соглашению присоединились десять рекламораспространителей, и выразили намерение присоединиться к соглашению несколько рекламных агентств. По мнению начальника Рязанского территориального управления ГАК, соглашение позволит отсеять значительную часть ненадлежащей рекламы, обусловленную незнанием законодательства (См.: Сборник тезисов участников II Международной конференции "Конкурентная политика в условиях переходной экономики", 17-20 февраля 1997 г. М.: ГКАП России. Ч. III. С. 22.). На упомянутой II Международной конференции "Конкурентная политика в условиях переходной экономики" предлагалось дополнить полномочия антимонопольных органов правом выдавать предписания о снятии ненадлежащей рекламы без возбуждения дела (См.: там же. С. 29.). Представляется, что предложение является разумным. Кроме мер, указанных в комментируемой статье и применяемых антимонопольными органами к нарушителям законодательства о рекламе, некоторые меры, не предусмотренные этим законодательством, были применены Правительством РФ. Так, распоряжением Правительства России от 2 сентября 1994 г. N 1410-р (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 20. Ст. 2297.) была приостановлена реклама АО "МММ" в государственных средствах массовой информации "в целях недопущения дезинформации населения, а также принимая во внимание обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о том, что увеличивающийся объем рекламы АО "МММ" создает дополнительную социальную напряженность в обществе и препятствует скорейшему расследованию уголовного дела в отношении президента названного АО". В целях усиления контроля за соблюдением законодательства о рекламе в некоторых антимонопольных органах введен специальный "реестр недобросовестных рекламодателей", который регулярно печатается в прессе. Государственный контроль в области рекламы осуществляется и в других странах. В Великобритании, например, существует Британское агентство по контролю за рекламой и Британская комиссия по рекламным стандартам. В 2002 г. Британское агентство по контролю за рекламой запретило, например, использование и распространение рекламного ролика игровой приставки "X box" компании Microsoft, который в ускоренном режиме иллюстрировал жизнь человека от момента рождения до смерти. Телевизионная компания ITC получила на этот ролик 136 жалоб в основном от тяжело больных людей и матерей, потерявших своих детей (См.: Новое русское слово. 2002. 8-9 июня.). Британская комиссия по рекламным стандартам в 2002 г. признала плакат духов Calvin Klein слишком "откровенным" и запретила печатать его в полиграфических изданиях. На плакате была изображена женщина, рядом с которой находился мужчина, обнимающий ее. Оба были обнажены выше пояса. В левой руке мужчина держит флакон духов, частично прикрывая грудь женщины. Его левая рука находится за поясом брюк женщины. Она склонилась к мужчине, и они целуются с открытыми ртами (См.: Секс-скандал - двигатель рекламы//Новое русское слово. 2002. 27 августа.). Бельгийские власти запретили рекламу одного из бюро по трудоустройству, сочтя ее вульгарной и наводящей на мысль о сексуальной агрессии. На рекламе был изображен голый толстый мужчина, лежащий на столе, прикрыв причинное место листком бумаги с текстом контракта для девушек, ищущих работу. В Голландии же эту рекламу выдвинули на конкурс "Лучшая реклама года" (См.: Бельгийские власти не поняли юмора//Новое русское слово. 2001. 9 февраля.). Статья 27. Право доступа к информации В связи с расширением круга федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, о чем шла речь в комментарии к ст. 24 и 26 Закона "О рекламе", законодателю следовало бы, по нашему мнению, расширить круг лиц, имеющих доступ к информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей. Одновременно на эти органы надлежало бы возложить ответственность за убытки, причиненные разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну. Помимо указанных выше должностных лиц беспрепятственный доступ ко всем необходимым ему документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, как отмечалось выше, имеет прокурор и другие должностные лица прокуратуры на основании ст. 6 и 22 Закона "О Прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-Ф3 (См.: Российская газета. 1995. 25 ноября.). Согласно ст. 139 Гражданского кодекса РФ, информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она "имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности". Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законами и иными правовыми актами. Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну той или иной организации, определяет ее руководитель путем издания соответствующего приказа. При этом он обязан иметь в виду существование перечня сведений, которые могут составлять коммерческую тайну. Такой перечень был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (СП Российской Федерации. 1992. N 1/2. Ст. 7.). В этот перечень входят: учредительные документы организации и ее устава; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, и др.); сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других платежей в государственный бюджет страны; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их зарплате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах, сведения о загрязненности окружающей среды, о нарушениях антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Государственным и муниципальным предприятиям запрещено до и в процессе приватизации относить к коммерческой тайне данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства России и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. Что касается сведений, составляющих государственную тайну, о которых идет речь в п. 3 комментируемой статьи, то это сведения, защищаемые государством в области его военной, внешнеполитической, экономической разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Такой перечень предусмотрен в настоящее время Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. N 8-П. Как указано в ст. 7 Закона "О государственной тайне", не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" этот перечень уточнен и конкретизирован. К перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, были отнесены наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании сведений, приведенных выше, которые засекречиванию не подлежат, либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну (носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов), несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. К сожалению, АК выделена в отдельную статью (ст. 19.8) повышенная административная ответственность за непредоставление в антимонопольный орган, его территориальные органы сведений (информации), предусмотренных только антимонопольным законодательством. В связи с этим к виновным в непредставлении сведений, предусмотренных законодательством о рекламе, применяется статья 19.7 АК. Статья 28. Права органов саморегулирования в области рекламы Понятие "саморегулирование в области рекламы" было дано на заседании Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г., на котором рассматривался вопрос о состоянии и перспективах саморегулирования рекламы в России. "Саморегулирование рекламы, - говорится в пресс-релизе Совета, - представляет собой взаимодействие основных участников рекламного процесса - рекламодателей, рекламистов и СМИ - с целью выработки единых правил игры, осуждения порочной практики в бизнесе и эффективного взаимодействия с представителями общественности, потребителей, органов государственной власти. Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает климат доверия и открытости, благоприятный как для рекламного сообщества, так и для потребителей. В основе механизмов саморегулирования лежат согласованные этические нормы, примером которых является Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП)". "Саморегулирование рекламы - это один из способов повышения качества рекламной продукции и устранения плохой рекламы", - говорится в "Материалах к заседанию Общественного совета по рекламе 15 ноября 1996 г.". "В то время как законодательные механизмы являются консервативными и неповоротливыми, - говорится в тех же "Материалах", - система саморегулирования продемонстрировала во многих странах возможность своевременно, гибко и с меньшими затратами регулировать отношения внутри рекламного сообщества и обеспечивать его взаимодействие с общественностью, потребителями и государством. Более того, в отличие от законодательства саморегулирование предполагает добровольное следование не только букве, но и духу своих принципов". В настоящее время в России существует целый ряд органов саморегулирования в области рекламы. К наиболее известным относятся Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты России, Российская ассоциация рекламодателей, Ассоциация рекламных агентств России. 5 октября 1995 г. впервые в России был зарегистрирован Общественный совет по рекламе. Основными задачами этого Совета, как указано в "Вестнике Общественного совета по рекламе" (См.: Вестник Общественного совета по рекламе. 1996. Октябрь. С. 22.), являются: - организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; - предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере; - разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий для развития механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке; - содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы; - создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций; - развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями как в России, так и за рубежом; - организация и проведение мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов и т.д.), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе; - содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса, защиты авторских прав и интересов членов Совета; - проведение независимой экспертизы рекламной продукции. В Попечительский совет Общественного совета по рекламе входят представители: Торгово-промышленной палаты РФ, Российской ассоциации рекламных агентств, Союза журналистов России, Фонда поддержки рекламопроизводителей, Международной конфедерации общества потребителей, Ассоциации главных редакторов и издателей, Ассоциации работников рекламы, Международной академии информатизации. Основной задачей Попечительского совета является всемерное содействие Общественному совету по рекламе, создание материальных, финансовых и организационных условий его деятельности. Органы саморегулирования в области рекламы созданы в ряде городов России. Так, в Новосибирске действует городской совет рекламы, в Омске - Ассоциация рекламного искусства. Советы саморегулирования в сфере рекламы были образованы в Мурманской области и в других регионах России. К сожалению, деятельность всех этих организаций по реализации Закона "О рекламе" очень мало освещается средствами массовой информации. Распоряжением от 2 сентября 1994 г. N 1409-р Правительством РФ предложено ГАК России, ФСТР России при участии Роскомпечати рассмотреть вопрос о целесообразности создания межведомственного совета по рекламе и внести согласованные предложения в Правительство РФ (См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 20. Ст. 2296). Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |