v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Пособия и льготы гражданам с детьми - Раздел II. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Пособия и льготы гражданам с детьми

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Раздел II. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

1. Право на пособие

по беременности и родам

Право на пособие имеют не все беременные женщины и роженицы, а лишь те, кто находится в одноименном отпуске. Круг этих женщин очерчен ст. 6 Закона от 19 мая 1995 г. Он включает следующие их категории:

подлежащих государственному социальному страхованию;

уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и других организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

обучающихся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;

проходящих военную службу по контракту;

проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

женщин из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Те же категории женщин вправе получить пособие не только если они родили ребенка, но и при усыновлении ребенка, рожденного другой женщиной. Правила предоставления отпуска в этих случаях регулируются ст. 7 названного Закона. Отпуск предоставляется при условии, если ребенок либо несколько детей усыновлены до достижения ими трехмесячного возраста. Тем самым расширено право на пособие женщин, усыновляющих грудных детей. Ранее пособие предоставлялось лишь при усыновлении новорожденного ребенка, причем непосредственно из родильного дома. (Новорожденным признается ребенок в возрасте до 28 дней.) Закон от 19 мая 1995 г., устанавливая право на пособие при усыновлении ребенка большего возраста, не требует его усыновления непосредственно из родильного дома.

Если ребенок усыновлен в возрасте трех месяцев и старше, речь может идти только о пособии по уходу за ним со дня усыновления и до достижения полуторалетнего возраста, разумеется, при наличии права на соответствующие отпуск и пособие.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона от 19 мая 1995 г., всем женщинам, имеющим право на отпуск по беременности и родам, таковой предоставляется по общему правилу продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов. С 1 мая 1997 г. эта норма действует в редакции Закона от 24 октября 1996 г., которым дородовой отпуск при многоплодной беременности увеличен с 70 до 84 календарных дней. В случае осложненных родов послеродовой отпуск удлиняется до 86 календарных дней, а при рождении одновременно двух и более детей - до 110.

Женщинам, усыновившим ребенка, не достигшего трехмесячного возраста, пособие выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения. При одновременном усыновлении двух и более детей, не достигших трехмесячного возраста, пособие выплачивается до истечения 110 календарных дней со дня их рождения (ст. 7 Закона от 19 мая 1995 г.). Существенное изменение последнего правила предусмотрено в разработанном в Государственной Думе проекте Федерального закона "О государственном социальном страховании". Предлагается выдача пособия застрахованным женщинам в случае усыновления ребенка в возрасте до трех месяцев за 140 календарных дней, а при усыновлении двух и более детей - за 156 (ст. 21).

Продолжительность отпуска устанавливается в календарных днях. Это означает, что при подсчете учитываются не только рабочие дни, но также выходные и праздничные. Так, если отпуск был предоставлен на 140 календарных дней с 5 января 1996 г., он определялся следующим образом: 27 дней января (с 5 по 31) + 29 дней февраля + 31 день марта + 30 дней апреля + 23 дня мая (с 1 по 23 включительно) - итого 140 календарных дней.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов (ч. 2 ст. 7 Закона от 19 мая 1995 г.). Так, если женщина фактически до родов находилась в отпуске не 70, а 60 дней, то оставшиеся 10 дней отпуска она вправе использовать после родов. Но возможен и противоположный вариант. Например, женщина родила после ухода в отпуск через 80, а не через 70 дней. В этом случае ее пребывание в послеродовом отпуске может сократиться на 10 дней. Однако следует иметь в виду, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1996 г. была ратифицирована Конвенция Международной организации труда N 103 относительно охраны материнства. Согласно этой Конвенции (ч. 3 и 4 ст. 3) продолжительность обязательного отпуска, предоставляемого после родов, должна быть определена национальными законами или правилами, но не должна ни в коем случае быть ниже шести недель. Если роды происходят после предполагавшейся даты, взятый до родов отпуск должен быть в любом случае продлен до действительной даты родов, и продолжительность отпуска, который должен быть обязательно предоставлен после родов, не должна быть ввиду этого сокращена.

Россия является правопреемником СССР в отношении взятых последним международных обязательств. Следовательно, названная Конвенция МОТ должна применяться и при определении права на пособие по беременности и родам. Исходя из сказанного, представляется, что отпуск после родов должен продлеваться на то количество дней, на которое он оказался короче из-за более поздней, чем предполагалось, даты родов.

Хотя Законом от 19 мая 1995 г. не предусмотрены более длительные сроки предоставления отпусков по беременности и родам, они устанавливаются на основании специальных нормативных актов, посвященных отдельным категориям граждан, например, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Так, согласно ст. 18 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Законов от 18 июня 1992 г. и от 24 ноября 1995 г.) дородовой отпуск женщин, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение*(32), составляет 90 календарных дней. Соответственно общая продолжительность отпуска по беременности и родам у них при нормальных родах должна быть 160 (90+70), при осложненных - 176 (90+86), а при рождении двух и более детей - 200 (90+110) календарных дней.

Дородовой отпуск продолжительностью 90 календарных дней предоставляется также женщинам, постоянно проживавшим (работавшим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также женщинам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ч. 4 ст. 23) предусматривают возможность увеличения продолжительности отпуска в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Однако при этом источником финансирования дополнительных расходов должны быть средства субъектов Российской Федерации, а не Фонда социального страхования.

Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам, а соответственно и для выплаты пособия, является листок нетрудоспособности. Женщины, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, женщины из числа гражданского персонала и воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств и женщины, обучающиеся в образовательных учреждениях, подтверждают право на отпуск и пособие медицинской справкой установленной формы (п. 10 Положения от 4 сентября 1995 г.). Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утверждена приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206 и постановлением Фонда социального страхования РФ от той же даты N 21*(33). Листка нетрудоспособности по беременности и родам либо соответственно справка выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием (п. 8.1 Инструкции). В случае утери больничного листка пособие может быть выдано по его дубликату. Дубликат выдается лечащим врачом при наличии справки с места работы о том, что пособие по данному листку не выплачено. Это предусмотрено п.12 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минздравмедпрома РФ от 13 января 1995 г. N 5*(34).

Выдача листка нетрудоспособности производится по общему правилу с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней. Если беременность многоплодная, листок нетрудоспособности выдается с 28 недель беременности общей продолжительностью 180 дней (п. 8. 1 Инструкции). При оформлении такого отпуска, начиная с 1 января 1997 г., общая продолжительность его при многоплодной беременности, как сказано выше, увеличилась, и должна составлять 194 дня. При осложненных родах женщинам, в том числе иногородним, листок нетрудоспособности выдается дополнительно к ранее выданному еще на 16 календарных дней тем лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды (п. 8.2 Инструкции).

Если живой ребенок родился при сроке беременности менее 30 недель, листок нетрудоспособности выдается на 156 календарных дней. Если же ребенок родился мертвым или умер в первые 7 дней после родов, такой листок выдается лишь на 86 календарных дней (п. 8.3 Инструкции).

На более длительный срок, как отмечалось, выдается листок временной нетрудоспособности женщинам, подвергшимся радиационному воздействию (п.8.4 Инструкции).

При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев листок нетрудоспособности выдается со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка либо до истечения 110 календарных дней со дня рождения при одновременном усыновлении двух и более детей, т.е. по правилам ст. 7 Закона от 19 мая 1995 г., а не Инструкции.

Право на отпуск по беременности и родам может наступить у женщины в период, когда она находится в отпуске по уходу за ранее рожденным ребенком до достижения им возраста полутора лет. В этом случае ей предоставляется право выбрать один из двух полагающихся видов пособий (ст. 13 Закона от 19 мая 1995 г.).

Размер пособия зависит от того, состояла ли женщина на момент ухода в отпуск по беременности и родам в трудовых отношениях либо имела иной статус. Особенности обеспечения пособиями по беременности и родам отдельных категорий женщин рассматриваются ниже.

2. Право на единовременное пособие

женщин, вставших на медицинских учет

в ранние сроки беременности

Законом от 19 мая 1995 г. данная социальная выплата разового характера установлена как самостоятельный вид пособия. Фактически ее можно рассматривать как своеобразную единовременную доплату к пособию по беременности и родам. В ст. 9 названного Закона говорится о праве на получение этого пособия дополнительно к пособию по беременности и родам. Право на пособие имеют все те категории женщин, которым может быть назначено пособие по беременности и родам. Единственное дополнительное условие предоставления единовременного пособия - своевременное обращение женщины в медицинское учреждение для установления беременности и наблюдения за ее течением. Желательной признается постановка на учет в медицинское учреждение при беременности до 12 недель. Такой срок считается ранним и дает основание для выплаты единовременного пособия, производимой одновременно с выплатой пособия по беременности и родам. До 1 января 1997 г. размер рассматриваемого пособия составлял 50%, а с указанной даты увеличен до 100% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам. Данное пособие назначается и выплачивается по месту назначения пособия по беременности и родам и за счет тех же средств (п.9, 18, 12 Положения от 4 сентября 1995 г.). Право на пособие подтверждается справкой женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в указанные выше сроки (п.16 Положения от 4 сентября 1995 г.).

Согласно Федеральному закону от 9 января 1997 г. "О повышении минимального размера оплаты труда", с 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда увеличен с 75 900 до 83 490 руб. в месяц. В таком же размере с указанной даты назначается и выплачивается рассматриваемое пособие.

Конечно, само по себе это пособие как по размеру, так и по правилам выплаты вряд ли может служить материальным стимулом своевременного обращения будущей матери к врачу, однако то обстоятельство, что законодатель подчеркивает важность для здоровья матери и ребенка постановки ее на медицинский учет и указывает, в течение какого времени это желательно сделать, могло бы сыграть определенную роль в своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при беременности и родах. Женщины, серьезно относящиеся к материнству и чувствующие ответственность за судьбу будущего ребенка, должны обратиться к врачу как можно раньше, т.е. при первых признаках беременности, независимо от того, полагается ли им рассматриваемое пособие и нуждаются ли они в таком пособии.

Отметим попутно, что согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Как предусмотрено ст. 36 того же закона, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины " независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Таким образом, своевременная постановка на медицинский в необходимых учет позволяет с минимальными последствиями для здоровья женщины прервать нежелательную беременность или отказаться от рождения ребенка с тяжелыми наследственными заболеваниями или иной патологией. Хотя закон и разрешает проведение таких операций в более поздние сроки, однако при этом риск неблагоприятных последствий для жизни и здоровья женщины существенно повышается.

3. Женщины, подлежащие государственному социальному страхованию

Государственное социальное страхование - это система гарантированных государством видов материального обеспечения в установленных федеральными законами случаях за счет взносов работодателей и граждан.

В части, касающейся обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, государственное социальное страхование осуществляется как в обязательном, так и в добровольном порядке. Страхователи регистрируются в региональных, центральных либо отраслевых отделениях Фонда социального страхования РФ или в филиалах этих отделений.

Согласно Кодексу законов о труде РФ (ст. 236) все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются как организациями, так и отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования (ст. 237 КЗоТ РФ). Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят ли они в штате организации или являются внештатными работниками. Если ранее государственное социальное страхование распространялось лишь на рабочих, служащих и приравненные к ним категории, а колхозники подлежали специальному социальному страхованию, установленному для членов колхозов, то в настоящее время государственное социальное страхование распространяется и на колхозников, а также на некоторые другие категории граждан.

Как предусматривает ст. 25 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(35), глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всех сумм заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. При этом из доходов исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам-членам крестьянских хозяйств предоставляется отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.

Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются органом местного самоуправления. Документом, подтверждающим право на пособие членов фермерского хозяйства и граждан, работающих в этом хозяйстве по трудовому договору, является листок временной нетрудоспособности.

Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповеданий"*(36) предусмотрено, что граждане, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в учреждениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций. В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и в размерах, установленных для общественных организаций (ст. 31 названного Закона).

Согласно п. 5 ст. 40 Закона РФ от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации"*(37), кооператив вносит в Фонд социального страхования РФ страховые отчисления от своих доходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По смыслу данной правовой нормы речь идет об уплате взносов за всех работающих в сельскохозяйственном кооперативе, включая и его членов.

Как установлено Законом от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах"*(38) (п. 3 ст. 19), члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, подлежат социальному страхованию наравне с наемными работниками кооператива.

Согласно Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной совместным постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Государственной налоговой службы РФ с участием Центрального банка РФ от 2 октября 1996 г. N 162/2/87/07-1-07*(39), обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат следующие работодатели, находящиеся на территории России:

организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм, в том числе и иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка;

граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Регистрации в качестве страхователей подлежат также находящиеся на территории России крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Добровольно, т.е. в зависимости от собственного желания, включаются в систему социального страхования в части обеспечения соответствующими пособиями граждане, которые в установленном порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В данном случае речь идет о страховании самих себя. Указанные граждане обеспечиваются пособиями по государственному социальному страхованию, включая и пособия по беременности и родам, при условии, если они были зарегистрированы в качестве страхователей и уплачивали в установленном порядке страховые взносы.

Если индивидуальные предприниматели и иные указанные выше категории граждан используют в своей деятельности труд наемных работников, они подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей как работодатели, т.е. в отношении этих работников.

До принятия и введения в действие российского законодательства о пособиях по государственному социальному страхованию при назначении и выплате пособий по беременности и родам применяются также Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191*(40), с последующими изменениями и дополнениями и Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями)*(41). Данные нормативные акты применяются в части, не противоречащей Закону от 19 мая 1995 г. и Положению от 4 сентября 1995 г.

При определении права на пособие длительность трудового или страхового стажа женщины значения не имеет, она может быть сколь угодно малой. По общему правилу пособие выдается, если право на него наступило в период работы, включая и время испытания, и день увольнения (п. 3 Положения от 12 ноября 1984 г.). Днем увольнения, согласно трудовому законодательству, считается последний день работы. Прекращение трудовых отношений (увольнение) в период нахождения в отпуске по беременности и родам не может служить основанием для ограничения права на пособие за весь период такого отпуска. Положение от 4 сентября 1995 г. предусматривает, кроме того, возможность назначения пособия тем женщинам, у которых отпуск по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения с работы (службы) по определенным уважительным причинам, перечисленным названным Положением. Пособие должно назначаться по последнему месту работы беременной женщины, если в течение месячного срока до наступления отпуска по беременности и родам она была уволена по одной из следующих причин: в связи с переводом мужа на работу в другую местность; в связи с переездом к месту жительства мужа; по болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (при наличии выданного в установленном порядке медицинского заключения); из-за необходимости ухода за больными членами семьи, подтвержденной медицинским заключением; при необходимости ухода за инвалидом I группы (п.9 Положения). Возможность сохранения права на пособие при увольнении по иным причинам, хотя бы и уважительным, а также при увольнении по указанным выше уважительным причинам, но по истечении месячного срока, не предусмотрена.

Согласно проекту Закона "О государственном социальном страховании" (ч. 1 ст. 6) у граждан, работающих по трудовому договору, право на обеспечение по государственному социальному страхованию наступает со дня заключения трудового договора и прекращается по истечении месяца со дня его расторжения независимо от уплаты страхователем страховых взносов. Право на обеспечение по государственному социальному страхованию граждан, работающих по гражданско-правовому договору или занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, наступает со дня уплаты ими в установленном порядке первого страхового взноса и прекращается по истечении месяца со дня уплаты последнего страхового взноса (ч. 2 ст. 6 проекта Закона). После принятия этого закона право на пособие будет зависеть от того, на каких из перечисленных выше условиях протекала трудовая деятельность, а в необходимых случаях также и от того, уплачивались ли и в течение какого периода страховые взносы.

В отдельных случаях срок прекращения права на пособие может быть продлен отделением Фонда социального страхования до двух месяцев со дня расторжения трудового договора или со дня уплаты последнего страхового взноса (ч. 3 ст. 6 проекта Закона). Законопроект не связывает возможность продления указанного срока с перечнем причин, по которым может быть продлен срок прекращения права на пособие. Очевидно, могут быть учтены как причины увольнения с работы, так и другие обстоятельства - тяжелое материальное положение, состав семьи, состояние здоровья, длительность трудового стажа и др.

Предполагается, что решение о возможном продлении срока прекращения права на пособие будет принимать отделение Фонда социального страхования на основании заявления лица, претендующего на пособие, с приложением документов, подтверждающих обстоятельства, могущие повлиять на положительное решение. В случае продления срока прекращения права на пособие отделение Фонда должно будет дать указание органам здравоохранения о выдаче листка временной нетрудоспособности на период отпуска по беременности и родам.

Правила Закона от 19 мая 1995 г., менее льготные по сравнению с нормами проекта Закона "О государственном социальном страховании", будут применяться до введения последнего в действие. При наступлении права на отпуск после указанной даты женщины, уволившиеся за месяц до наступления отпуска, смогут получить пособие независимо от причин, по которым они уволились с работы (при условии, если имеющаяся в законопроекте норма будет принята законодателем).

Согласно ст. 8 Закона от 19 мая 1995 г., пособие устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, а порядок исчисления среднего заработка (дохода) определяется Правительством РФ. Положением от 4 сентября 1995 г. (п. 8) предусмотрено, что средний заработок (доход) для исчисления пособия определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Поскольку законодательством Российской Федерации порядок определения заработка для исчисления пособий по беременности и родам, а также пособий по временной нетрудоспособности пока не установлен, применяются названные выше нормативные акты СССР - Основные условия и Положение 1984 г. В частности, при определении размера пособия учитываются общие правила, изложенные в п. 67-83 Положения 1984 г., а также специальные правила исчисления пособий отдельным категориям трудящихся, предусмотренные п. 84-99 того же Положения.

Лицам с повременной оплатой труда (месячным окладом, дневной или часовой тарифной ставкой) пособие исчисляется из месячного оклада (должностного или персонального), дневной или часовой тарифной ставки с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления отпуска по беременности и родам, и среднемесячной (среднедневной, среднечасовой) суммы премий (п. 72 Положения 1984 г.). Все виды заработка, подлежащие учету при исчислении пособий, в том числе ежемесячные премии, выплаченные вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок по времени, за которое они начислены, а не по времени их фактического получения (там же, ч. 1 ст. 70).

Премии, вознаграждения и доплаты, выплачиваемые за периоды работы, превышающие 1 месяц, учитываются в соответствии с письмом Центральной исполнительной дирекции Фонда социального страхования РФ от 5 марта 1993 г. N 114-43*(42). Учитываются премии не за предшествующий год, а начисленные в текущем году с января до месяца предоставления отпуска по беременности и родам (месяц наступления отпуска из подсчета исключается). Общая сумма премий за указанный период делится на соответствующее число месяцев. При этом вознаграждение за общие результаты работы предприятия по итогам года и единовременное вознаграждение за выслугу лет учитываются в размере 1/12. В случаях, когда в каком-нибудь из кварталов учитываемого периода было начислено две квартальные премии, для подсчета берется одна из них, большая по размеру.

В связи с изменившейся практикой выплаты вознаграждения за общие результаты предприятия по итогам за год Фонд социального страхования РФ своим письмом от 6 апреля 1995 г. N 07-175 ЛР разъяснил: если в течение времени, за которое берутся премии для исчисления пособий с января текущего года до месяца наступления отпуска по беременности и родам, названное выше вознаграждение, а также единовременное вознаграждение за выслугу лет не начислялись, при определении среднемесячной суммы премий учитываются указанные вознаграждения, начисленные в предыдущем году.

Женщинам, имеющим сдельную оплату труда, пособие исчисляется из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступил отпуск, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий, исчисленной в изложенном выше порядке (п. 74 Положения 1984 г.).

Согласно письму ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ от 25 февраля 1992 г. N 11-5/102, заработок для начисления пособий членам колхозов, включая механизаторов и специалистов, берется за те же периоды, которые установлены для рабочих и служащих*(43).

Исходя из среднего заработка за соответствующий период подсчитывается размер дневного пособия. Пособие назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Соответственно общий размер пособия за время отпуска определяется путем умножения размера дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в календарном периоде, за который выдается пособие.

В соответствии со ст. 17 проекта Закона "О государственном социальном страховании" пособие исчисляется из среднего заработка по месту работы за 2 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу, в котором наступил страховой случай. Если застрахованное лицо проработало до наступления страхового случая менее двух месяцев, пособие исчисляется из фактического заработка за отработанное время. В случае перехода на другую работу с перерывом не более месяца по желанию застрахованного может учитываться заработок за соответствующий период по прежнему месту работы.

Как предусматривает проект, в составе заработка, из которого исчисляется пособие, учитываются все виды вознаграждения за работу, включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни. Не учитываются выплаты единовременного и компенсационного характера (единовременная помощь, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, иные выплаты, компенсирующие те или иные расходы работника, например, на питание, на проезд и др.), а также выплаты, с которых в соответствии с законодательством не взимаются страховые взносы.

Как известно, взносы в Фонд социального страхования уплачиваются и за лиц, работающих по совместительству. Однако возможность получения пособия по нескольким местам работы и с учетом заработка за работу по совместительству действующим законодательством, включая и Закон от 19 мая 1995 г., не предусмотрена. Исключение составляют лишь частные случаи (см. п. 79 Положения 1984 г. об учете в определенных пределах заработка за работу по совместительству работника, не получающего полного должностного оклада (ставки) по основному месту работы, п. 84 об исчислении пособий учителям, преподавателям и воспитателям, работающим с повышенной педагогической нагрузкой как в одном, так и в разных образовательных учреждениях).

Проект Закона "О государственном социальном страховании" предусматривает право застрахованных на получение пособий на период отпуска по беременности и родам по каждому месту работы. Основанием для назначения пособия при работе по совместительству будет копия листка нетрудоспособности. Выдача копии должна будет производиться лечащим врачом в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ совместно с Фондом социального страхования.

Положением от 4 сентября 1995 г. предусмотрены важные гарантии для женщин, у которых отпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работы организации либо в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы из-за временного сокращения объемов производства, а также в период работы организации в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня. В этих случаях пособие исчисляется из заработной платы, которую работница получала до наступления указанных периодов, и выплачивается в полном размере за все общеустановленные рабочие дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам (п. 8 Положения). Таким образом, временные экономические и финансовые трудности организации не должны сказываться на уровне материального обеспечения женщины, уходящей в отпуск по беременности и родам. В связи с установленными Положением правилами не следует руководствоваться в отношении пособий по беременности и родам письмом Фонда социального страхования РФ от 6 апреля 1995 г. N 07-177 ЮШ, ограничившим право на пособие, если отпуск наступил в период временной приостановки работы предприятия или его подразделения, а также в период вынужденного отпуска без сохранения заработной платы.

Не всегда непосредственно перед отпуском женщина работает с обычной оплатой труда. Трудовое законодательство предусматривает возможность ее работы с меньшей нагрузкой либо вообще невыполнение трудовой функции, но с выплатой за эти периоды среднего заработка. Так, согласно ст. 164 КЗоТ РФ, беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств организации.

В сельской местности запрещено применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Администрация обязана освободить женщину от такой работы с сохранением среднего заработка по новому месту работы на весь период (постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

Средний заработок, сохраняемый при переводе беременных женщин на более легкую работу, а также при переводе женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы, определяется по правилам, которые в течение нескольких последних лет ежегодно устанавливаются Минтрудом России.

В тех случаях, когда непосредственно перед отпуском по беременности и родам женщина получала сохраняемый за ней средний заработок, пособие, вероятно, может быть исчислено из этого заработка.

Если пособие по беременности и родам полагается в период отпуска по уходу за предыдущим ребенком, оно исчисляется из тарифной ставки (должностного оклада) и среднемесячной суммы премии. Тарифная ставка берется с учетом районного коэффициента и надбавок, получаемых в связи с работой в районах и местностях, где они установлены. При этом не имеет значения, проживает ли данная женщина в период отпуска там, где работает, либо проводит отпуск по уходу за ребенком в другой местности, с более благоприятными климатическими условиями.

При исчислении пособия застрахованным лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, их заработок или доход определяется за предшествующий календарный год (ч. 5 ст. 17 проекта Закона "О государственном социальном страховании"). Рассматриваемый законопроект предусматривает, что минимальный размер пособия за полный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (ст. 23 и 18).

Максимальный размер пособия по беременности и родам не установлен, т.е. пособие назначается в размере 100 процентов среднего заработка (дохода), каким бы высоким он ни был.

При последующих доплатах к тому заработку, из которого пособие уже было исчислено, производится перерасчет данного пособия с учетом этих доплат. Если в период пребывания женщины в отпуске по беременности и родам в данной организации повышается оплата труда, размер пособия за соответствующий период увеличивается пропорционально изменению размера оплаты труда.

Согласно постановлению Правления Фонда социального страхования РФ от 15 апреля 1992 г. N 30, при повышении в период пребывания в отпуске по беременности и родам заработной платы производится перерасчет пособия за оставшиеся дни неиспользованного отпуска. При этом исчисленное до повышения зарплаты дневное пособие пересчитывается пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Пособия назначаются по месту работы (там, где находится трудовая книжка) комиссией по государственному социальному страхованию. В ее состав входят представители и страхователя, и застрахованных лиц. Последними могут быть профсоюзы в лице их соответствующих органов либо иные уполномоченные работниками представительные органы.

Застрахованным лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, пособия назначаются отделением Фонда социального страхования либо его филиалом, зарегистрировавшим страхователя.

Для работы с застрахованными лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, и с предприятиями, где число работников менее 15 человек, Фонд может назначать уполномоченных лиц, имеющих права комиссии по государственному социальному страхованию.

Лица, работающие по трудовому договору, получают пособия непосредственно по месту работы через бухгалтерию страхователя в счет причитающихся с организации взносов на социальное страхование. При ликвидации или реорганизации организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности пособия по страховым случаям, наступившим до ликвидации или реорганизации, выплачиваются тем отделением или филиалом отделения Фонда социального страхования, которые зарегистрировали страхователя.

Застрахованным лицам, работающим по гражданско-правовым договорам или самостоятельно обеспечивающим себя работой, пособия выплачиваются отделениями или филиалами отделений Фонда социального страхования по месту жительства.

В случаях задержки страхователем выплаты пособия по месту работы свыше сроков, установленных законом, пособие должно будет выплачиваться отделением или филиалом отделения Фонда социального страхования, зарегистрировавшим страхователя. Это правило предусмотрено в проекте Закона "О государственном социальном страховании".

Проект устанавливает гарантии для граждан при нарушении сроков выплаты пособий или при уменьшении их размеров. Отделение Фонда социального страхования, согласно ст. 49 проекта, уплачивает застрахованному лицу не только причитающуюся ему сумму пособия, но и пени в размере одного процента указанной суммы за каждый день просрочки платежа.

Пособие гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование, назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано лишь в исключительных случаях и при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за ним (п. 4 Основных условий). Согласно упоминавшемуся выше законопроекту (ст. 40) в отдельных случаях срок обращения за получением пособия может быть продлен до одного года по решению отделения Фонда социального страхования. Пособие, не полученное ко дню смерти, выдается совместно проживавшим с женщиной членам семьи, а также лицам, находившимся вследствие нетрудоспособности на иждивении умершей (п. 50 Основных условий).

Согласно Положению о Фонде социального страхования РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101*(44), ответственность за назначение и выплату пособий по государственному социальному страхованию в организациях, независимо от форм собственности, несет администрация в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10).

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию и за проведением оздоровительных мероприятий трудовые коллективы организаций независимо от форм собственности образуют комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избирают уполномоченного по социальному страхованию*(45).

Соответственно решение администрации по вопросам обеспечения пособиями может быть обжаловано в названную комиссию (уполномоченному). Спорные вопросы между работниками и работодателями по обеспечению пособиями рассматриваются отделением Фонда социального страхования или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя (см. п. 12 Положения от 12 февраля 1994 г.).

4. Проходящие военную службу

по контракту и службу в органах внутренних

дел

Эти категории женщин выделены особо, поскольку они не подлежат государственному социальному страхованию, а полагающиеся им блага социального обеспечения предоставляются непосредственно за счет государственного бюджета. В то же время право на отпуск, его продолжительность и уровень материального обеспечения не отличаются от установленных для лиц, подлежащих социальному страхованию. Согласно ст. 30 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Контракт о прохождении военной службы заключается на срок три, пять или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе (ст. 34 Закона от 11 февраля 1993 г.). Военнослужащим-женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пособие по беременности и родам устанавливается в размере денежного довольствия (ст.8 Закона от 19 мая 1995 г.). Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст.12 Закона РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих").

Так, в денежное довольствие наряду с окладами по воинской должности и воинскому званию включаются процентная надбавка за выслугу лет, другие указанные в расчетной книжке ежемесячные надбавки и денежные выплаты, вознаграждения, премии и ежегодная материальная помощь, предусмотренные действующей системой выплаты денежного довольствия. Денежное вознаграждение и премии по итогам работы за год и ежегодная материальная помощь включаются в месячное довольствие в размере 1/12 выплачиваемой суммы за год либо приходящейся на каждый месяц в году увольнения, а другие вознаграждения и премии, предусмотренные системой выплаты денежного довольствия, - при условии, если они были выплачены в период, за который учитывается денежное довольствие для определения его среднемесячного размера. Не подлежит включению в состав денежного довольствия при исчислении его среднемесячного размера единовременное пособие при увольнении с военной службы и другие выплаты, носящие единовременный характер, а также различного рода компенсационные выплаты (Письмо главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25.12.93 г. N 180/13/1-739).

Иначе говоря, за женщиной - военнослужащей по контракту на период отпуска по беременности и родам сохраняется денежное довольствие в таком же объеме, в каком она получала его до ухода в отпуск.

Аналогично обеспечиваются пособиями также женщины, проходящие службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно п. 9 Положения от 4 августа 1995 г. женщинам пособие назначается и выплачивается по последнему месту службы также и в случаях, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения со службы по следующим причинам:

в связи с переводом мужа на работу в другую местность;

в связи с переездом к месту жительства мужа;

в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

при необходимости ухода за больными членами семьи (в соответствии с медицинским заключением) или за инвалидами I группы.

В подтверждение права на пособие представляется медицинская справка установленной формы с указанием календарного периода, на который предоставлен отпуск по беременности и родам.

Пособие назначается по месту службы и выплачивается не позднее 10 дней со дня представления всех необходимых документов. В этот же срок выплачивается единовременное пособие тем женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности и одновременно с указанной выше справкой представили справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (п.10, 11, 16, 17 Положения от 4 сентября 1995 г.).

Оба пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел (п. 12 и 18 Положения от 4 сентября 1995 г.).

5. Гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации,

находящихся на территории

иностранных государств

Закон от 19 мая 1995 г. особо выделяет право на пособие женщин из числа гражданского персонала воинских формирований, находящихся за пределами территории Российской Федерации. Хотя на таких лиц распространяются нормы трудового законодательства и они соответственно подлежат государственному социальному страхованию, выделение в Законе этой категории женщин обусловлено тем, что они работают за пределами России. Как отмечалось выше, согласно ст. 6 Закона от 19 мая 1995 г. право на пособие установлено для женщин из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Из пп. "д" п. 4 Положения от 4 сентября 1995 г. явствует, что международными договорами должно быть предусмотрено не только нахождение воинских формирований на указанных территориях, но и выплата пособия соответствующей категории женщин. Следовательно, при решении вопроса о возможности назначения пособия в каждом конкретном случае необходимо обращаться к международным договорам Российской Федерации с соответствующим иностранным государством, включая и государства ближнего зарубежья.

Пособие устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы (ст. 8 Закона от 19 мая 1995 г.). Право на пособие подтверждается медицинской справкой установленной формы (п. 10 Положения от 4 сентября 1995 г.).

Выплачивается пособие этой категории женщин за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (ст. 4 Закона от 19 мая 1995 г.).

6. Безработные женщины

Закон от 19 мая 1995 г. предусматривает право на пособие лишь одной категории безработных женщин - тех, кто получил статус безработного и приобрел право на отпуск в течение 12 месяцев после увольнения с работы по определенной причине - в связи с ликвидацией данного предприятия, учреждения или организации. Женщинам, хотя и уволенным по этому основанию, но признанным безработными по истечении указанного 12-месячного срока, а также признанным безработными после увольнения по любым другим основаниям, в том числе в период ликвидации предприятия, пособие не может быть назначено.

Согласно ст. 61 ч. 1 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций"*(46) предоставлено право командирам воинских частей при выводе этих частей с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации (п.1). Соответственно женщины, уволенные из таких воинских частей и официально признанные безработными, имеют право на пособие, как и уволенные в связи с ликвидацией организации при условии, если право на пособие у них возникло в течение 12 месяцев со дня увольнения.

Условием назначения пособия данной категории женщин является не просто отсутствие у них работы (фактическая безработица), а соблюдение определенной процедуры получения статуса безработных. Порядок признания безработными установлен Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями*(47). Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы и документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию. Если граждане в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости отказались от двух вариантов подходящей работы, они безработными не могут быть признаны. Лицо, которому в установленном порядке отказано в признании безработным, вправе через 2 недели повторно обратиться в службу занятости для признания его таковым (п. 4 ст. 3).

При невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня их регистрации в службе занятости граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов (п. 2 ст. 3). Оказание помощи в подборе подходящей работы осуществляется центром занятости, исходя из наличия вакантных рабочих мест (должностей) на предприятиях. Очевидно, что безработная женщина, которой предоставлен отпуск по беременности и родам (путем выдачи листка нетрудоспособности), не обязана искать работу и требовать таковой от службы занятости, поскольку она должна готовиться к родам.

Одновременно с решением о признании гражданина безработным принимается и решение о назначении пособия по безработице. При определении срока, с которого назначается пособие по безработице, учитывается, что некоторые категории граждан и, в частности, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, вправе получать в течение определенного срока до трудоустройства сохраненный средний заработок.

По общему правилу, предусмотренному ст. 40.3 КЗоТ РФ, при реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, организаций за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом выходного пособия. Соответственно пособие по безработице выплачивается по истечении этого срока. В некоторых случаях средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства в течение большего срока. Так, за гражданами, высвобождаемыми из организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с их ликвидацией или реорганизацией и признанными в установленном порядке безработными, но не трудоустроенными в течение 6 месяцев, сохраняется их средняя зарплата с учетом месячного выходного пособия на период их трудоустройства, но не свыше 6 месяцев (ст. 6 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях")*(48).

Аналогично регулируется вопрос о сохранении средней заработной платы и выплате пособия по безработице работникам предприятий и(или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях при их высвобождении в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, ликвидацией предприятий (объектов) - см. п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании"*(49).

Возможность получения среднего заработка на период трудоустройства учитывается при определении сроков выплаты пособия по безработице.

В связи со сказанным встает вопрос, может ли сочетаться получение безработными женщинами пособия по беременности и родам с одновременным получением сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка ( включая выходное пособие). Закон от 19 мая 1995 г. не содержит ответа на этот вопрос, что приводит к разнобою в правоприменительной практике. Желательно закрепить однозначное решение данной ситуации в Положении от 4 сентября 1995 г.

Поскольку пособие по беременности и родам, равно как и пособие по безработице, заменяет утраченный заработок, оно, на наш взгляд, тоже не может выплачиваться одновременно с сохраненной средней заработной платой, включая выходное пособие. В то же время срок предоставления отпуска по беременности и родам зависит только от срока беременности и может приходиться на период, в течение которого женщине полагаются упомянутые выше выплаты. Они же превышают обычно пособие по беременности и родам, устанавливаемое безработным в размере минимальной оплаты труда.

Представляется, что в данной ситуации, коль скоро заработок, сохраняемый на период трудоустройства, выше размера полагающегося пособия по беременности и родам, женщина должна быть вправе отказаться от получения пособия за период до истечения срока выплаты сохраненного заработка. Однако этот вопрос должен быть решен путем официального разъяснения компетентных органов - Минтруда и Фонда социального страхования РФ. При этом было бы целесообразным принять решение о возможности предоставления полноценного отпуска по беременности и родам со дня, следующего за днем, по который женщине причитались указанные выше суммы.

Пособие назначается в размере минимума оплаты труда, установленного федеральным законом. Оно назначается и выплачивается за все календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов. Если в период отпуска по беременности и родам федеральным законом устанавливается новый минимальный размер оплаты труда, с соответствующей даты производится перерасчет пособия, исходя из этого нового минимума за оставшиеся календарные дни отпуска.

Указом Президента РФ от 2 июля 1992 г. N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными"*(50) было установлено право на пособие по беременности и родам безработных женщин, лишившихся работы не только при ликвидации, но и при реорганизации предприятий. Органам социальной защиты населения предписано осуществлять оплату периода отпуска по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий (учреждений, организаций) в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными, в размере минимального уровня оплаты труда, установленного законодательством, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон от 19 мая 1995 г., как отмечалось, предусматривает право на пособие только для тех безработных, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. Однако поскольку Указ от 2 июля 1992 г. не был признан утратившим силу в связи с введением в действие названного закона, представляется, что нет оснований для лишения права на пособие предусмотренных им женщин, ставших безработными в связи с реорганизацией организаций, где они работали.

Согласно ст. 57 ч. 1 ГК РФ реорганизация возможна в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования юридических лиц. Потерявшими работу в связи с реорганизацией могут быть признаны женщины, уволенные при реорганизации по п. 1 ст. 33 КЗоТ, т.е. в связи с сокращением численности или штата работников.

Женщинам-безработным пособия назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения по месту жительства. При обращении за пособием по беременности и родам в этом случае представляется паспорт, удостоверяющий личность женщины и ее местожительство, заявление о назначении пособия, листок нетрудоспособности, выписка из трудовой книжки о последнем месте работы с указанием причины увольнения, заверенная в установленном порядке, и справка из органов государственной службы занятости населения о признании женщины безработной. Выписка из трудовой книжки может быть заверена либо нотариусом, либо отделом кадров по прежнему месту работы. Она может быть заверена также непосредственно органом социальной защиты населения после сличения ее с подлинником трудовой книжки. Одновременно может быть представлена также справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности. В этом случае в заявлении необходимо указать, что женщина просит назначить ей пособие по беременности и родам и дополнительное к нему пособие как вставшей на медицинский учет в ранние сроки беременности, Если при обращении за пособием представлены не все необходимые документы, органы социальной защиты населения разъясняют, какие документы должны быть представлены дополнительно.

Пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней со дня представления всех необходимых документов. Непредставление справки о постановке на учет не может служить основанием для задержки выплаты пособия по беременности и родам, если право на него подтверждено всеми необходимыми документами. Когда указанная справка представляется позже, дополнительное пособие должно быть назначено и выплачено в течение 10 дней со дня ее представления (см. п. 11 Положения от 4 сентября 1995 г.).

Выплата пособия производится за счет средств Фонда социального страхования РФ (п. 12 Положения).

7. Обучающиеся в учреждениях профессионального образования

Все женщины, получающие профессиональное образование с отрывом от производства, имеют при беременности право на соответствующий отпуск и пособие. Закон от 19 мая 1995 г. предусматривает пособие для обучающихся с отрывом от производства лишь в учреждениях профессионального (в том числе и начального), но не общего образования. Соответственно учащиеся общеобразовательных учебных заведений - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, независимо от наименования таких учреждений, а также от формы обучения в них, права на пособие не имеют. Проведение общеобразовательным учреждением профессиональной подготовки учащихся в качестве дополнительных образовательных услуг (как за плату, так и бесплатно) не превращает их в учреждения профессионального образования и не может служить основанием для отнесения учащихся этих учреждений к обучающимся в учреждениях профессионального образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах данного уровня (п. 2 ст. 22 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании"*(51)). К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище ( например, строительное, швейное), профессиональный лицей-центр непрерывного профессионального образования (технический, коммерческий, агролицей и т.п.); учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и др. образовательные учреждения данного уровня. Профессиональное училище обеспечивает приобретение обучающимся конкретной профессии с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Получение такого образования не превращает профессиональное образовательное учреждение в общеобразовательное.

К образовательным учреждениям среднего профессионального образования, именуемым также средними специальными учебными заведениями, относятся учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования (п. 3 ст. 23 названного Закона). Согласно Типовому положению об этих учреждениях, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г. N 1168*(52), они могут иметь разные наименования: техникум, училище, школа, колледж, техникум-предприятие или техникум-учреждение. Возможны и иные типы этих учреждений (при наличии соответствующей лицензии). Средние специальные учебные заведения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными либо общественных и религиозных организаций). Право на пособие не зависит от принадлежности образовательного учреждения.

Если лица, обучающиеся с отрывом от производства, одновременно работают и на день предоставления отпуска по беременности и родам подлежат социальному страхованию, они вправе выбрать, получать ли им пособие как обучающимся либо как подлежащим государственному социальному страхованию.

Высшее образование предоставляется высшими учебными заведениями (вузами). В России установлены следующие виды вузов: университет, академия, институт. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) либо при научных учреждениях (ст. 25 Закона "Об образовании"). Студенты вузов и лица, получающие послевузовское образование, как и остальные обучающиеся в учреждениях профессионального образования, имеют право на пособие, если они получают такое образование с отрывом от производства.

Согласно ст. 10 Закона "Об образовании" в редакции Закона от 13 января 1996 г.*(36), в образовательных учреждениях образовательные программы осваиваются в следующих формах - очной, очно-заочной (вечерней) либо заочной. Допускается сочетание различных форм получения образования. Ко времени принятия Закона от 19 мая 1995 г. действовала иная редакция этой правовой нормы. В ней, в частности, значилось, что образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства. Поэтому и согласно Закону о пособиях гражданам, имеющим детей, право на пособие предоставляется либо не предоставляется в зависимости от того, с отрывом или без отрыва от производства получают они профессиональное образование. В настоящее время законодатель, как отмечалось, отказался от понятия "отрыв от производства". По смыслу оно идентично понятиям очной формы образования (см. ст. 10, п. 5 ст. 19, п. 8 ст. 50 названного Закона) или обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования (см. п.21 ст.51). Соответственно право на пособие как обучающиеся с отрывом от производства имеют те женщины, которые получают образование в очной форме или на дневных отделениях учреждений профессионального образования.

Женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии, установленной данным образовательным учреждением. Однако оно не может быть ниже размера стипендии, установленной законодательством Российской Федерации (пп. "в" п. 7 Положения от 4 сентября 1995 г.).

По Закону "Об образовании" образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в пределах имеющихся у них бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей и на оздоровительные мероприятия (см. п. 4 ст. 42). Порядок установления стипендий определяется, в частности, Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 741*(54). Согласно этому нормативному акту, стипендия - это денежная выплата, назначаемая по результатам экзаменационной сессии студентам очной формы обучения, обучающимся по основным профессиональным программам в пределах государственного задания (контрольных цифр) в зависимости от успехов в учебной (научной) деятельности и материального положения (п.4). В об


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы