v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияПостатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава V Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имуществоКомментарий к статье 31 1. В комментируемой статье идет речь о гражданско-правовой (имущественной) ответственности, наступающей при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эта ответственность означает, что если в результате указанных в комментируемой статье нарушений, допущенных при государственной регистрации, правообладателю, сторонам в договоре, другим заинтересованным лицам причинен ущерб, он подлежит возмещению. Отсутствие специальных норм о принципах исчисления подлежащего возмещению имущественного ущерба означает, что в указанных случаях применяется ст.15 ГК. В названной статье под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 2. В п. 1 комментируемой статьи названы две группы субъектов, которые привлекаются к ответственности в зависимости от характера допущенных нарушений. К первой группе относятся учреждения юстиции по регистрации прав. Именно они несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный нарушением требований о своевременности и точности записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре, а также требований о полноте и подлинности выдаваемой информации о правах и сделках. Порядок и содержание записей, вносимых в Единый государственный реестр, определяются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г.. // СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963. Срок для государственной регистрации определен в один месяц со дня подачи заявления и документов, необходимых для проведения регистрации (см. п.3 ст.13 и комментарий к нему). Об основаниях для приостановления регистрации см. ст.19 и комментарий к ней. Об обязанностях по предоставлению информации, ее содержании и сроке предоставления см. ст. 7, 8 и комментарии к ним. Норма комментируемого Закона об ответственности за названные нарушения воспроизведена в Примерном положении об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. В связи с содержащимся в комментируемой норме указанием на то, что учреждение юстиции по регистрации прав выступает как непосредственный субъект ответственности, необходимо учесть, что учреждения юстиции по регистрации прав являются государственными органами (см. п.5 ст.9 комментируемого Закона и п.2 Примерного положения). В соответствии со ст.16 и 1069 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. С. 313.) специально предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием для непринятия искового заявления либо его возвращения без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну (п.12 постановления). Вместе с тем специальный режим финансового обеспечения учреждений юстиции по регистрации прав, предусмотренный комментируемым Законом и Примерным положением, дает основание для вывода, что соответствующие нормы ГК об ответственности за действия государственных органов в данном случае должны применяться по-особому. Специальный режим финансового обеспечения учреждений юстиции по регистрации прав заключается в том, что система государственной регистрации прав создается прежде всего за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а также за счет бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. Средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление информации, должны использоваться учреждениями юстиции по регистрации прав исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав (см. ст.11 Закона и комментарий к ней). К числу гарантий безусловно следует отнести и установленную Законом имущественную ответственность учреждений юстиции по регистрации прав за причиненный вред. В п.21 Примерного положения порядок расходования средств, получаемых учреждениями юстиции по регистрации прав, определен более детально. То обстоятельство, что установленный Законом порядок финансового обеспечения деятельности по государственной регистрации предполагает поступление соответствующей платы на счет учреждений юстиции, подтверждает и постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998г. N 237 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" (// СЗ РФ. 1998. N 9. Ст.1114.) , в котором предусмотрено, что учреждения юстиции должны перечислять централизуемую долю средств в размере 5 процентов на счет Министерства юстиции Российской Федерации. Помимо денежных средств, остальное имущество учреждений юстиции по регистрации является собственностью субъекта Российской Федерации и закрепляется за соответствующим учреждением на праве оперативного управления (п.23 Примерного положения), а значит, не может быть объектом взыскания. Следовательно, при отсутствии у учреждения юстиции денежных средств для полного возмещения убытков должна быть применена ст.120 ГК. Эта статья предусматривает, что при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Применительно к учреждениям юстиции по регистрации прав субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести субъект Российской Федерации, в собственности которого находится имущество учреждения юстиции. Недостающие для возмещения вреда средства взыскиваются за счет казны соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из изложенного есть все основания утверждать, что содержащаяся в комментируемой статье норма о непосредственной ответственности учреждений юстиции не противоречит Конституции Российской Федерации (ст.53). Вместе с тем в ряде регионов (например, в Башкортостане) все средства, поступающие в оплату регистрации прав и за предоставление информации, направляются в казну субъекта Федерации. В этих случаях в соответствии со ст.16 и 1069 ГК возмещение ущерба, причиненного в связи с нарушениями, указанными в комментируемой статье, должно производиться непосредственно за счет соответствующей казны. 3. В силу п.7 Примерного положения учреждения юстиции вправе создавать в пределах своего регистрационного округа филиалы. Территория, на которой филиалом осуществляется государственная регистрация, определяется учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку филиалы не являются юридическими лицами, а представляют собой лишь обособленные подразделения создавших их юридических лиц (см. ст.55 ГК), ответственность за вред, причиненный в результате допущенных филиалом нарушений, несут сами учреждения юстиции по регистрации прав. 4. В п.1 комментируемой статьи не предусмотрены основания наступления ответственности учреждений юстиции по регистрации. Следовательно, необходимо руководствоваться общими правилами наступления гражданско-правовой ответственности, в соответствии с которыми такая ответственность наступает при наличии вины причинителя. Ответственность без вины допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом форма вины (умысел или неосторожность) не влияет ни на наступление ответственности, ни на ее размер. Вина ответственного лица презюмируется. Это означает, что причинитель считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины (ст.1064 ГК). 5. Государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы. Следовательно, нарушения, о которых идет речь в абз. 1 п.1 комментируемой статьи, допускаются прежде всего ими. Вместе с тем в соответствии со ст.1068 ГК юридические лица несут ответственность за вред, причиненный действиями их работников при исполнении последними своих служебных, должностных и иных трудовых обязанностей. Поэтому именно учреждение юстиции обязано возместить убытки, возникшие в результате виновных действий регистраторов и других работников. В связи с этим возникает вопрос о регрессной ответственности непосредственных причинителей вреда. Этот вопрос решен в ГК. Статьей 1081 ГК предусмотрено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в частности, работником при исполнении им своих обязанностей), имеет право обратного требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Размер регрессной ответственности работников определяется нормами трудового законодательства. В соответствии со ст.119 Кодекса законов о труде Российской Федерации за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, работник, по вине которого причинен ущерб, несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба (речь идет о реальном ущербе, возмещение упущенной выгоды не предусмотрено), но не более размера своего месячного заработка. Ответственность работника в полном размере ущерба может наступить, если ущерб причинен его преступными действиями, установленными приговором суда. 6. В абз.2 п.1 комментируемой статьи назван второй вид субъектов ответственности за ущерб, причиненный при государственной регистрации. Имеются в виду случаи, когда причинение ущерба связано с нарушением требований о своевременном предоставлении и точности данных об объектах недвижимого имущества, подлежащих регистрации. Описание объекта недвижимого имущества составляет структурную часть каждого раздела Единого государственного реестра (см. п.6 ст.12 Закона и пп.5 и 8 Правил ведения Единого реестра). Соответствующий подраздел заполняется на основании документов, выдаваемых организациями, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа (см. п.23 Правил ведения Единого реестра). В п.3 ст.8 комментируемого Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организации по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в срок не более чем десять дней с даты обращения должны предоставить такие сведения правообладателю и учреждениям по регистрации прав. Сведения, которые должны содержаться в предоставляемой соответствующими субъектами информации, перечислены в пп.23-25 Правил ведения Единого реестра. Среди организаций, на которые возложен учет объектов недвижимости, можно назвать следующие. Учет земель ведется государственными органами (организациями) по земельным ресурсам и землеустройству в государственном земельном кадастре (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992г.). // САПП РФ. 1992. N 9. Ст.609. Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997г. (// СЗ РФ. 1997. N 42. Ст.4787.), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). В Положении специально предусмотрены случаи, когда данные технического учета обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Среди них указана государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.9 Положения). Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998г. (// СЗ РФ. 1998. N 28. Ст.3354.), установлен порядок учета и ведения реестра объектов федеральной собственности. Эти функции возложены на территориальные органы Министерства государственного имущества Российской Федерации или органы управления государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенные правами территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации. В этом Положении предусмотрено обязательное предоставление информации об объектах любым заинтересованным лицам и установлен специальный порядок предоставления информации учреждениям юстиции по регистрации (см. пп. 20 и 21 указанного Положения). Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке формирования и ведения Российского реестра гидротехнических сооружений" от 23 мая 1998г. ( // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст.2462.) на Министерство природных ресурсов Российской Федерации возложено ведение такого реестра. При этом специально подчеркнуто, что реестр, среди прочего, ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений. Обязанность по возмещению убытков органами (организациями) по учету объектов недвижимости так же, как и учреждений юстиции по регистрации прав, наступает во всех случаях при наличии их вины. Характер этой ответственности - является ли она исключительной или при недостаточности у причинителя денежных средств может быть привлечена соответственно казна Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - зависит от того, по какой модели создана организация по учету. Так, если в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда технический учет возложен на специализированное унитарное предприятие, которое в силу ст.114 ГК является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения, оно в связи с этим несет самостоятельную имущественную ответственность. Регрессная ответственность работников организаций по техническому учету объектов недвижимости строится по тем же принципам, что и регрессная ответственность работников учреждений юстиции по регистрации. В случаях, если несвоевременность предоставления или неточность предоставленных данных об объектах учета привели к несвоевременности и неточности записи о правах и в результате к имущественной ответственности учреждений юстиции по регистрации, последние имеют право обратного требования (регресса) к организациям по учету объектов (ст.1081 ГК). 7. В п.2 комментируемой статьи идет речь об ответственности лиц, виновных в искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, уже зарегистрированных в установленном порядке. В роли "лиц", виновных в названных нарушениях, могут выступать работники учреждений юстиции по регистрации, иные физические, а также юридические лица. Об ответственности учреждений юстиции по регистрации за действия своих работников см. комментарий к абз. 1 п.1 настоящей статьи. Если же в искажении или утрате информации виновны иные физические или юридические лица, именно они отвечают за причиненный их действиями вред по общим правилам гражданско-правовой ответственности. В п.2 комментируемой статьи в качестве лиц, имеющих право на возмещение материального ущерба, названа лишь "какая-либо из сторон". При применении этого пункта следует иметь в виду, что ущерб должен возмещаться правообладателю, любой стороне в договоре, а также любому иному лицу, права и законные интересы которого нарушены соответствующими действиями. 8. В комментируемом Законе предусмотрена ответственность также за использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей (см. п.5 ст.7 и комментарий к нему). Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |