v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным деламВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
3. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. N 4)Грань между получением взятки за общее попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ) и получением взятки за незаконное бездействие, в особенности, когда речь идет об обвиняемом, являющимся сотрудником милиции, госсанэпиднадзора, госторгинспекции и т. п., может быть трудноуловимой. Во всех такого рода случаях при принятии решения об окончательной квалификации действий обвиняемого следует руководствоваться принципом презумпции невиновности. Неустраненные сомнения в виновности всегда должны толковаться в пользу обвиняемого. Поэтому, когда действия обвиняемого могут быть расценены и как попустительство по службе, и как незаконное бездействие, доказанным должно признаваться совершение данным лицом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом лично или через посредника взятки за общее попустительство по службе). К примеру, попустительством по службе будет не реагирование участковым инспектором милиции на факт выявленного им административного правонарушения (допустим, управления транспортным средством без соответствующей категории). В комментируемом постановлении отмечено, что вопрос об освобождении от уголовной ответственности решается в отношении лица добровольно сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче им взятки или совершении коммерческого подкупа. При ознакомлении с данным положением, а также с примечаниями к ст.ст. 204, 291 УК РФ, сразу возникает несколько вопросов. Что подразумевается под органом, имеющим право возбудить уголовное дело о даче взятки; освобождается ли от уголовной ответственности лицо, дававшее взятку, если должностное лицо отказалось таковую брать и когда не будет добровольного сообщения? Правом возбуждения уголовного дела обладают прокурор, начальник следственного отдела, следователь и орган дознания. Причем орган дознания вправе возбуждать уголовные дела только по подведомственным ему преступлениям. Поэтому не все органы дознания вправе возбуждать уголовные дела по факту получения взятки. Не обладает, к примеру, указанным правом такой орган дознания, как орган государственного пожарного надзора. До недавнего времени возбуждали уголовные дела суды. И сейчас не исключены из УПК и ГПК РСФСР статьи, предусматривающие их на это право. Однако постановлением Конституционного Суда РФ их полномочие возбуждать уголовного дела в рамках уголовно-процессуального производства признано несоответствующим Конституции РФ. Данные обстоятельства должен учитывать суд при решении вопроса, правомочному ли возбуждать уголовные дела о взяточничестве органу, сообщил взяткодатель о совершенном им преступлении. Между тем граждане вполне могут не знать, какой государственный орган вправе, а какой нет возбуждать уголовные дела, а тем более возбуждать дела по конкретному виду преступления. Поэтому немаловажное значение для правильного разрешения данного вопроса имеет установление целей, которые преследовались лицом, дававшее взятку, при его обращении в орган, по его мнению, имеющий право возбудить уголовное дело. Однозначным ответ на вопрос, освобождается ли от уголовной ответственности лицо, дававшее взятку, если должностное лицо отказалось таковую брать, может быть лишь в том случае, когда данным должностным лицом был сотрудник органа власти. В этой ситуации органу власти в лице сотрудника, не взявшего взятку (даже если он не стал в последующем принимать мер к привлечению взяткодателя к уголовной ответственности), с самого начала известно о покушении на совершение рассматриваемого преступления. Поэтому, согласно п. 22 комментируемого постановления, сообщение лица, дававшего взятку, не может быть признано добровольным, а значит, взяткодатель не подлежит освобождению от уголовной ответственности. В остальных случаях, то есть когда лицо сообщает о факте совершенного им покушения на взятку, следует устанавливать, насколько данное заявление является добровольным. Причем не подлежит освобождению от уголовной ответственности взяткодатель, сообщивший о совершенном им преступлении из боязни, что лицо, отказавшееся получить взятку, первым обратиться в компетентные органы с заявлением о данном преступлении, или, как бывает на практике, сообщает о таковом с целью организовать провокацию взятки в большем размере. Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому, состав преступления будет и в действиях сотрудников милиции, прокуратуры и т. п., если дача взятки (коммерческий подкуп) организована ими (вне зависимости от мотивов, которыми они при этом руководствовались). Сотрудники органов предварительного следствия и дознания уполномочены на осуществление контроля над ходом дачи взятки (коммерческого подкупа) и то только в случаях вымогательства таковой. Организация же дачи взятки (коммерческого подкупа), в особенности, когда из заявления гражданина и иных, имеющихся в их распоряжении доказательств, не следует, что имело место вымогательство таковой, есть организация совершения преступления. Если в таких действиях должностного лица органа дознания (а иногда и следователя) *(10) отсутствует состав провокации взятки (коммерческого подкупа), то они, бесспорно, образуют состав соучастия в даче взятки (коммерческом подкупе). Действия по организации взятки (коммерческого подкупа) могут заключаться в создании группы лиц, которые будут вручать, и обеспечивать дачу взятки (коммерческий подкуп), распределение между участниками такой группы ролей, выработке плана совершения преступления, инструктировании взяткодателя (лица, готовящегося к коммерческому подкупу) где, кому и как он должен давать взятку (имущественное вознаграждение), обеспечении вручения денег взяткодателю (лицу, выполняющему управленческие функции в организации), а также условий, при которых никто не сможет помешать даче взятки (коммерческого подкупа) и т. п. Между тем действия по организации дачи взятки (коммерческого подкупа) могут быть сопряжены с совершением провокации взятки (коммерческого подкупа). Все оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых вручается взятка (имущественное вознаграждение при коммерческом подкупе), преследуют цель искусственного создания доказательств совершения преступления. Исходя их буквального толкования п. 25 рассматриваемого нами постановления, в действиях оперативных работников отсутствует состав преступления, если имело место вымогательство взятки (коммерческого подкупа), то есть, как минимум, из заявления гражданина следует, что будущий взяткополучатель (лицо, выполняющее управленческие функции в организации) дал согласие на получение денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера. Если ни следователь, ни орган дознания (прокурор и т.п.) не обладали доказательствами предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки (коммерческого подкупа), то все участники такого "оперативно-розыскное мероприятия", в ходе которого была предпринята попытка передачи должностному лицу предмета взятки (коммерческого подкупа) в целях искусственного создания доказательств совершения преступления, подлежат ответственности по статье 304 УК РФ (по ст. 30 и ст. 304 УК РФ). Причем на наличие либо отсутствие в их действиях состава преступления - провокации взятки или коммерческого подкупа (покушения на совершение данного преступления) никак не влияет то обстоятельство, имело ли место спровоцированное получение взятки (коммерческого подкупа) или же должностное лицо отказалось от совершения данного преступления. Практики известны случаи полной реабилитации лиц получивших взятку после того как было доказано совершение в отношении них провокации взятки. И еще об одном моменте. В анализируемом постановлении прямо обращается внимание на то, что провокацией взятки или коммерческого подкупа не являются проведение не любого оперативно-розыскного мероприятия, а лишь предусмотренного законодательством. Соответственно, если "оперативно-розыскные действия" осуществлялись сотрудником учреждения, не наделенного правом его производства (к примеру, следователем прокуратуры), как минимум, исключается возможность использования ч. 3 п. 25 комментируемого постановления для обоснования отсутствия в его действиях состава провокации взятки. Сейчас суд не вправе возбуждать уголовные дела в отношении нового лица в рамках уголовного процесса. Поэтому, если в судебном разбирательстве по делу о получении взятки (о коммерческом подкупе) выяснится, что в материалах этого дела имеются достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны таких составов преступлений, как провокации взятки (коммерческого подкупа) или организация дачи взятки (коммерческого подкупа), а тем более основания для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления, суд должен выделить касающиеся рассматриваемых фактов материалы и направить их в орган, уполномоченный возбуждать подобного рода уголовные дела. Материалы об организации дачи взятки (коммерческого подкупа) или провокации взятки (коммерческого подкупа) направляются, к примеру, в районную прокуратуру, когда в совершении преступления принимали участие сотрудники районного отдела внутренних дел, и в областную прокуратуру, когда организатором явился прокурор района. Кроме того, по ходатайству прокурора или одной из сторон такое дело о получении взятки может быть возвращено для производства дополнительного расследования по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 232 УПК РСФСР (см. об этом комментарий к постановлению 4 настоящей работы). В п.п. 23 и 24 комментируемого постановления приведено три ситуации, при которых четко определено как суд должен поступить с предметом взятки (коммерческого подкупа). По общему правилу предмет взятки (коммерческого подкупа) обращается в доход государства. Однако из этого правила предусматривается два исключения - две ситуации, общим для которых является то, что в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа. Второе, что объединяет данные случаи - это то, что взяткодатель добровольно сообщил о совершенном им преступлении в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело.*(11) Таким образом, если в отношении лица не были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, или оно добровольно не заявляло об этом в компетентный орган, предмет взятки (коммерческого подкупа) обязательно должен быть обращен в доход государства. Между тем и ситуации, которые обладают вышеприведенными двумя признаками, Верховным Судом РФ подразделяются на два вида. В одном случае лицо обращается в компетентный орган до передачи взятки или предмета коммерческого подкупа, а в другом после этого. Если оно заявило о предъявляемом к нему требовании дать взятку (передать имущество в виде коммерческого подкупа) до совершения данного преступления, для того, чтобы деньги, (ценные бумаги, иное имущество) затем было ему возвращено достаточно двух вышеизложенных условий. Во втором же случае этих двух условий (наличия соответствующего требования и добровольного обращения в компетентный орган) недостаточно. Требуется, чтобы в отношении взяткодателя не только имел место факт вымогательства, но и обстоятельства совершения данного преступления (вымогательства) были таковы, что предотвратить наступление незаконных, вредных последствий лицо не могло иначе как путем передачи вымогателю денег или иных ценностей. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |