v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ; от 25 июля 2002 г. N 112-Ф - Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ; от 25 июля 2002 г. N 112-Ф

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Статья 37. Прокурор

1. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора.

2. В ходе досудебного производства прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, которая заключается в полномочиях, указанных в ч.2 комментируемой статьи. Реализация этих полномочий и есть осуществление уголовного преследования, которое в итоге находит свое выражение в форме выдвижения против конкретного лица обвинения в совершении преступления.

3. Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя к другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст.27 Закона о прокуратуре). В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.

4. По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, что обвинительное заключение утверждено прокурором.

5. Прокурор вправе давать письменные указания органу дознания, дознавателю, следователю по вопросам расследования уголовных дел. При этом указания прокурора для названных субъектов являются обязательными для исполнения. Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения кроме как в случаях обжалования следующих решений: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

6. В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела, независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.

Статья 38. Следователь

1. Следователь - должностное лицо, уполномоченное производить предварительное следствие, которое является основной формой расследования уголовных дел. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной налоговой полиции. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел (см. коммент. к ст.151). Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями.

2. Процессуальная самостоятельность в настоящем Кодексе полностью не сохранена. Однако закон позволяет следователю оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.

Конституция РФ устанавливает, что некоторые меры уголовно-процессуального принуждения, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, производятся на основании судебного решения.

По действующему уголовно-процессуальному законодательству суд дает санкцию на применение мер пресечения в виде заключения под стражу и на применение залога на отмену или изменение следователем меры пресечения. Суд санкционирует производство обыска; выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемку; отстранение обвиняемого от должности. Прокурор утверждает постановление следователя об установлении определенного срока для ознакомления обвиняемого с материалами дела. Прокурор или его заместитель утверждает обвинительное заключение, составленное следователем (ст.37).

3. В случаях, предусмотренных законом, следователь обязан получить санкцию (согласие) прокурора на производство того или иного действия либо утвердить у прокурора наиболее важные процессуальные документы. Установленный перечень случаев дачи прокурором санкции, согласия либо утверждения им процессуальных решений следователя является исчерпывающим.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" прокурор осуществляет надзор за органами предварительного следствия.

Осуществляя надзор за производством предварительного следствия, прокурор не вправе подменять следователя, который сохраняет свою процессуальную самостоятельность. Прокурор наделен полномочиями давать следователю письменные указания о расследовании преступлений, обязательные для исполнения следователем.

4. При несогласии следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам, от решения которых зависит судьба уголовного дела в целом, следователь может воспользоваться своими правами, установленными в ч.3 ст.38. При этом следователь приостанавливает выполнение соответствующих указаний прокурора и вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора либо поручает производство предварительного следствия другому следователю.

5. Следователь наделен правами возбуждения уголовных дел с согласия прокурора. А в случаях, предусмотренных п.4-9 и 11 ч.2 ст.29, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносит постановление.

Обязанность милиции исполнять соответствующие поручения и указания следователей закреплена в п.14 ст.10 Закона РСФСР "О милиции". Соответствующая обязанность федеральных органов налоговой полиции как органов дознания прямо предусмотрена в п.5 ст.10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

6. Согласно ст.7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Поручения и указания следователя органам дознания облекаются в форму письменного предписания и направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного органа, который поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам.

7. Статья 38 не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. При этом следует иметь в виду, что выполнение поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст.38, нередко предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не укладывающуюся в рамки десятидневного срока. Поэтому срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

8. Представляется, что производство процессуальных действий, имеющих наиболее важное значение по делу, не может быть поручено следователем органам дознания. Подобные действия должны выполняться следователем лично (вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, проведение допроса обвиняемого). Перекладывание следователем на органы дознания выполнения наиболее важных процессуальных действий может нарушить право обвиняемого на защиту, что обусловливает возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования.

9. Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу.

Статья 39. Начальник следственного отдела

1. Термин "начальник следственного отдела" охватывает начальников следственных управлений, отделов, отделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности РФ, федеральных органов налоговой полиции и их заместителей, действующих в пределах компетенции.

Руководители следственных подразделений прокуратуры, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, пользуются полномочиями, предоставленными прокурорам Законом "О прокуратуре РФ" и УПК.

2. Начальники следственных подразделений органов внутренних дел, федеральной службы налоговой полиции и органов федеральной службы безопасности осуществляют ведомственный процессуальный контроль за производством предварительного следствия подчиненными им следователями. Деятельность руководителей следственных подразделений (их заместителей) указанных органов поднадзорна прокурорам.

3. Содержащийся в комментируемой статье перечень прав руководителей следственных подразделений по контролю за производством предварительного следствия является исчерпывающим.

В отношениях между следователями и начальниками следственных подразделений должны строго соблюдаться правила о процессуальной самостоятельности следователя по вопросам, указанным в законе.

4. При несогласии следователя с указаниями руководителя следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для назначения судебного заседания или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору, с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор отменяет указания руководителя следственного подразделения либо поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.

5. Начальник следственного подразделения, осуществляя контроль за расследованием преступлений, не обладает процессуальной самостоятельностью следователя и не вправе приостановить исполнение указаний прокурора. В случаях, когда начальник следственного подразделения осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, он пользуется полномочиями следователя (ст.38) в полном объеме.

Статья 40. Орган дознания

1. Настоящий УПК предусматривает два вида органов предварительного расследования: следователи (см. коммент. к ст.38) и органы дознания. Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. Согласно п.1 ч.1 этой статьи органами дознания являются органы внутренних дел и органы, наделенные правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" таковыми помимо органов внутренних дел являются: органы федеральной службы безопасности; федеральные органы налоговой полиции; федеральные органы государственной охраны; органы пограничной службы; таможенные органы; служба внешней разведки РФ.

Впервые функциями органов дознания наделены судебные приставы разных уровней (п.2 ч.1 ст.40).

2. Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

3. Государственные органы и должностные лица, наделенные полномочиями органов дознания, осуществляют процессуальную деятельность наряду с основными функциями. Для всех органов дознания, кроме федеральных органов налоговой полиции, процессуальная деятельность производна от основных функций.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

4. К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

5. Милиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

6. Милиция подразделяется на криминальную милицию и местную милицию (общественной безопасности). Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

7. Основными задачами местной милиции (общественной безопасности) как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (см. ст.8 и 9 Закона РСФСР "О милиции").

8. Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители (см. разъяснение Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" от 9 сентября 1993 г. N 25/15-1-19-93 и N 1/3986).

9. Начальники органов дознания (милиции) поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. В системе местной милиции (общественной безопасности) имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания.

10. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действует в качестве органа дознания с момента поступления к нему заявления (сообщения) о преступлении или непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, при наличии основания, возбудить уголовное дело.

В ведомственном порядке Министерством обороны РФ предусмотрен порядок, в соответствии с которым командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа подчиненных офицеров дознавателей, которые и осуществляют дознание, а равно другую процессуальную деятельность, относящуюся к компетенции органов дознания.

11. Органы государственной безопасности - это органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Их компетенция в качестве органов дознания ограничена производством по делам, подследственным следователям этого ведомства.

12. Компетенция федеральных органов налоговой полиции как органов дознания ограничена делами о налоговых преступлениях (ст.10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Полномочиями органов дознания обладают Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции в республиках, управления, отделы Департамента налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции (местные органы налоговой полиции) (см. ст.5 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции").

13. Таможенные органы РФ - это Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ (ст.8 Таможенного кодекса РФ).

Кроме того, в исключительных случаях законодатель возлагает обязанность возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия на должностных лиц, указанных в ч.3 ст.40.

Статья 41. Дознаватель

1. Настоящий Кодекс наделяет дознавателя правами, сходными с правами следователя. Ранее на практике орган дознания, как орган расследования конкретного преступления, действовал обычно в составе двух субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (или нескольких лиц), которому (или которым) он поручает производство дознания. Начальник учреждения выступал по уголовному делу в качестве начальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручил расследование, - в качестве лица, производящего дознание. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания сохраняет за собой право контроля за действиями и решениями лица, производящего дознание.

2. Дознаватель - это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Дознаватель принимает дело к своему производству. Работая под контролем начальника органа, он обладает определенной самостоятельностью.

Дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

3. Ответственность за решения и действия, отнесенные к компетенции органа дознания, несут его начальник и дознаватель.

4. Процессуальные документы, составление которых отнесено к компетенции дознавателя, приобретают сразу же юридическую силу и не нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

5. При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника органа дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач (раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение возмещения причиненного преступниками ущерба и т.д.) по уголовному делу, за качество и сроки дознания.

Статья 42. Потерпевший

1. Юридическим фактом, с которым связано вступление потерпевшего в уголовно-процессуальные отношения, является не факт причинения ему вреда уголовно-наказуемым деянием, а вынесение постановления о признании гражданина потерпевшим. Причинение же вреда преступлением, а точнее наличие данных о причинении такого вреда, - это фактическое основание к вынесению постановления о признании гражданина потерпевшим. Поскольку законодатель связывает вынесение указанного постановления с причинением вреда уголовно наказуемым деянием, гражданин признается потерпевшим лишь при причинении вреда непосредственно преступлением (Сб. пост. Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР Российской Федерации по уголовным делам. - М., Спарк. С.297). Положения ч.1 ст.42 в процессе применения необходимо увязывать с положением ст.49 Конституции РФ, согласно которой факт совершения преступления устанавливает суд, в силу чего и наступление последствий преступления в виде причиненного вреда может признать только суд. Между тем, наделяя правами потерпевшего в уголовном процессе, законодатель тем самым исходит из того, что потерпевший может и должен активно участвовать на предварительном следствии и дознании в ходе исследования обстоятельств дела, а в суде даже является равноправной стороной состязательного процесса (ч.3 ст.123 Конституции РФ). Поэтому не случайно сложилась судебная и следственная практика признания гражданина потерпевшим, при наличии доказательств, указывающих на причинение преступлением вреда гражданину.

2. Право потерпевшего на ознакомление с материалами уголовного дела с момента окончания предварительного следствия распространяется на все формы окончания предварительного расследования.

3. Рассматривая несоблюдение процессуальных прав потерпевшего в судебном разбирательстве как нарушение права на защиту его интересов, Верховный Суд РФ считает подобное игнорирование уголовно-процессуального закона одним из оснований к отмене приговора (Бюл. Верховного Суда РФ. 1994. - N 1. - С.7). Существенным нарушением закона, влекущим отмену приговора, признается неустановление судом конкретного размера ущерба, причиненного потерпевшему преступлением (Бюл. Верховного Суда РФ. 1995. - N 1. - С.15).

Нерассмотрение кассационной инстанцией кассационной жалобы потерпевшего, поданной последним в установленный законом срок на обжалование приговора, Верховный Суд РФ расценивает как существенное нарушение уголовно-процессуального закона (Бюл. Верховного Суда РФ. 1994. - N 4. - С.16).

О правах потерпевшего в суде присяжных см. комментарий к главе 42.

4. Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично - дача показаний. Но дача показаний это не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осуществляется по правилам допроса свидетелей, он предупреждается об ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч.1 ст.51 Конституции РФ).

О предмете показаний потерпевшего см. комментарий к ст.78.

5. При наступлении последствий преступления в виде смерти потерпевшего правами, предусмотренными ст.42, наделяются его близкие родственники.

О круге лиц, которые вправе участвовать в уголовном судопроизводстве вместо потерпевшего, см. п.4 ст.5.

6. При причинении потерпевшему преступлением имущественного ущерба он вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда. Пленум Верховного Суда РФ, считая допустимым рассмотрение в уголовном деле иска о компенсации потерпевшему морального вреда, причиненного преступлением, разъяснил, что при производстве по уголовному делу потерпевший вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, причиненного преступлением (Бюл. Верховного Суда РФ. - 1995. - N 3. - С.8).

Статья 43. Частный обвинитель

1. Процессуальный статус частного обвинителя получает потерпевший, подавший заявление о преступлениях, указанных в ч.2 ст.20 . С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему разъясняются права, предусмотренные ст.42 и 43 Кодекса.

2. По делам частного обвинения особое процессуальное значение имеет жалоба потерпевшего, являющаяся, как правило, единственным поводом к возбуждению уголовного дела и определяющая пределы судебного разбирательства. При приеме жалобы следует убедиться, содержатся ли в ней все необходимые для правильного ее разрешения данные.

3. Законодатель наделяет частного обвинителя правами, равными правам государственного обвинителя, указанным в ч.4, 5, 6 ст.246.

Статья 44. Гражданский истец

1. Направление деятельности гражданского истца в уголовном процессе является обвинительным по своему характеру.

2. Следователь, усмотрев из материалов дела, что расследуемым преступлением причинен имущественный вред гражданину, предприятию, учреждению или организации, разъясняет им или их представителям право предъявить гражданский иск. При предъявлении гражданского иска в уголовном деле следователь выносит мотивированное постановление о признании лица гражданским истцом или об отказе в этом.

3. Постановление (определение) о признании гражданским истцом сообщается гражданскому истцу, а при явке последнего ему разъясняются процессуальные права, предусмотренные ст.44 Кодекса.

В основе процессуального акта о признании лица гражданским истцом присутствуют две группы оснований: а) уголовно-правовые основания причинение имущественного вреда непосредственно преступлением, составляющим предмет предварительного расследования или судебного разбирательства; б) уголовно-процессуальные основания - наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение лицу имущественного ущерба уголовно наказуемым деянием. Когда законодатель предписывает следователю разъяснить лицу право на предъявление иска, а затем и вынести соответствующее постановление, он имеет в виду, что данные к этому должны найти отражение в материалах уголовного дела. Поэтому и указывает, что следователь все это делает "при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением..." (ч.1 ст.44). Такие "основания" могут быть сформированы у следователя на основании имеющихся доказательств.

4. Недооценка объекта конкретного преступления и его объективной стороны приводит к неправильным решениям органов предварительного расследования и судом в части признания лиц гражданскими истцами в уголовном деле. Если имущественный вред преступлением причинен гражданину, он признается не только в качестве гражданского истца, но и в качестве потерпевшего (см. коммент. к ст.42) и обладает правами, предусмотренными ст.42, 44 Кодекса.

Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.

5. При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу (Сб. пост. и определ. Верховного Суда РСФСР. - 1974. - С.471-472).

6. Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК. Верховный Суд РФ подчеркнул, что суд первой инстанции не вправе оставлять иск без рассмотрения, основываясь на том, что истцы не представили доказательств в подтверждение размера причиненного преступлением ущерба (Бюл. Верховного Суда РФ. - 1995. - N 1. - С.15).

7. Рассмотрение требований гражданского истца в уголовном деле не сводится только к его доказыванию, осуществляемому по правилам уголовного процесса. Закон не препятствует решению ряда других процессуальных вопросов по правилам гражданского процессуального законодательства. Но это возможно постольку, поскольку предстоит решить иск, вытекающий из данного уголовного дела, а вопрос не урегулирован нормами УПК (Бюл. Верховного Суда РФ. - 1970. - N 1. - С.11).

8. Гражданский истец имеет широкие возможности по обжалованию процессуальных актов органов расследования и прокурора, права гражданского истца на обжалование судебных актов ограничены: он может обжаловать решения суда лишь в части, касающейся гражданского иска.

По поводу возможности компенсации за причинение морального вреда, полученного в результате преступления, см. комментарий к ст.42.

Статья 45. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

1. Представительство в уголовном процессе существует в двух видах: договорное и законное. Первое основано на договоре (соглашении) с юридической консультацией; второе - на родстве.

2. Круг лиц, которые могут представлять в уголовном судопроизводстве интересы потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, значительно уже по сравнению с защитником обвиняемого, подсудимого (ст.49).

3. На стороне гражданина (потерпевшего, гражданского истца) в качестве законных представителей в уголовном судопроизводстве могут участвовать близкие родственники (п.4 ст.5) и законные представители (п.12 ст.5). В уголовный процесс они вовлекаются по постановлению мирового судьи.

4. Если гражданским истцом или гражданским ответчиком являются предприятия, учреждения, организации, в качестве их представителей, согласно Гражданскому кодексу РФ, могут выступать их руководители, а на основании доверенности- и другие должностные лица юридических лиц.

5. Участие в уголовном судопроизводстве законного представителя потерпевшего не исключает возможности допроса этого лица в качестве свидетеля.

6. Процессуальным документом, подтверждающим право адвоката на выполнение обязанностей по представительству интересов потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика является ордер юридической консультации. Допуск в уголовное судопроизводство родителей и других родственников осуществляется на основании документов, подтверждающих родственные отношения представителя и представляемого. Представительские функции других лиц подтверждаются документом, подтверждающим их должностное положение, или доверенностью.

7. Права представителя производны от прав представляемого. Объем правомочий представителя зависит от воли представляемого. Однако есть право, которое представитель потерпевшего не может получить, - право на дачу показаний вместо потерпевшего. В случае недееспособности потерпевшего, гражданского истца их права автоматически переходят к законным представителям.

8. О законных представителях и представителях несовершеннолетнего потерпевшего см. комментарий ст.42, 48 Кодекса.

Кроме лиц, указанных в ст.45, законного представителя могут иметь и другие участники уголовного процесса - обвиняемые, подсудимые, подозреваемые, гражданский ответчик (см. ст.46, 47, 54, 55).


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы