v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 98-ФЗ; от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ; от 25 июля 2002 г. N 112-ФВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательствоСтатья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства 1. Пункт"о" ст.71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации уголовно-процессуальное законодательство. Конституция имеет прямое действие и преимущественную юридическую силу по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам РФ на всей территории Российской Федерации. Это касается и Уголовно-процессуального кодекса РФ. 2. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" указал, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. 3. Пленум рекомендует судам применять непосредственно Конституцию, в частности: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. 4. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании какой-либо нормы закона неконституционной не препятствует применению закона в остальной его части. 5. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ). 6. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч.4 ст.125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос, согласно ст.101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ, может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст.103 вышеназванного Федерального конституционного закона, приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом РФ, о чем должно быть указано в определении (постановлении) суда о приостановлении рассмотрения дела. 7. Если подсудимый содержится под стражей, суду рекомендовано в каждом случае обсуждать вопрос об изменении ему меры пресечения. 8. В силу ч.3 ст.15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. 9. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он, в силу ч.2 ст.120 Конституции РФ, обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). 10. Конституцией РФ каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч.1 ст.47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду. 11. Правила и нормы Уголовно-процессуального кодекса обязательны для всех судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства, где бы они не находились. Единый порядок уголовного судопроизводства, действительный для всей Российской Федерации, способствует установлению единого режима законности, создает благоприятные условия для защиты прав и интересов всех граждан, которые могут иметь какое-либо отношение к уголовной юстиции. 12. Впервые в уголовно-процессуальном законодательстве появилась норма, регламентирующая иерархию внутреннего уголовно-процессуального законодательства России и международных актов. 13. Суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение об обязательности действия которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. 14. В силу п.3 ст.5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Что касается иных положений международных договоров Российской Федерации, наряду с ними следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве 1. Если содеянное виновным квалифицируется по УК РФ, дознание, предварительное следствие и судебное разбирательство на территории Российской Федерации производятся на основе норм настоящего Кодекса. 2. К государственной территории Российской Федерации относятся: сухопутная территория в пределах Государственной границы РФ, внутренние воды, недра, воздушное пространство над территорией Российской Федерации. Помимо этого, к территории страны относятся территориальные воды, то есть прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива на материке и на островах, принадлежащих Российской Федерации. 3. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод Российской Федерации может устанавливаться международными договорами РФ, а при отсутствии договоров - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. 4. К внутренним водам Российской Федерации относятся: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидрографических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством РФ; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации. 5. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории Российской Федерации. 6. В соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. 7. Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается на протяжении 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды Российской Федерации. 8. Территорией Российской Федерации считаются суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, а также военные корабли или военные воздушные суда Российской Федерации, независимо от места их нахождения. 9. В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Российская Федерация, подобно другим государствам, осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космическое пространство объектами и их экипажами. 10. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая и наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие выполнено на территории Российской Федерации, а преступный результат наступил за ее пределами. 11. Государственная граница Российской Федерации определяется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. 12. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах- по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Никаких изъятий при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, не установлено. 2. Часть 2 ст.26 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на пользование родным языком. В силу этого суд по ходатайству заинтересованных лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. Естественно, что это в первую очередь касается иностранных граждан, которые могут не владеть русским языком или языком той республики, на котором ведется судопроизводство. 3. В случае производства по уголовному делу о преступлении, совершенном дипломатическими представителями иностранных государств и иными гражданами, которые пользуются дипломатическим иммунитетом на территории Российской Федерации, вопрос разрешается на основе норм международного права. Иммунитет означает их неподсудность по уголовным делам судам Российской Федерации. 4. Перечень дипломатических представителей, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, устанавливается международными договорами на началах взаимности. Как правило, к их числу относятся главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и члены дипломатического персонала представительств; советники, торговые представители и их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами. 5. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, прибывающих в Россию по служебным делам либо следующих в этих же целях транзитом через территорию Российской Федерации, а также члены семей этих лиц, которые их сопровождают, если они не являются российскими гражданами. Таким правом могут пользоваться и должностные лица международных неправительственных организаций и представительств иностранных государств. Их состав определяется международными договорами. Должностные лица консульских учреждений пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается их служебной деятельности. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью при исполнении служебных обязанностей (они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, а их багаж и перевозимая ими почта - досмотру). На основе специальных договоров с иностранным государством дипломатический иммунитет может быть распространен также на административно-технический персонал дипломатических представительств и на иных лиц (за исключением граждан Российской Федерации). Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени 1. Уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы. Нормы УПК не являются материальными. Они устанавливают правила процедуры, применяющиеся в том виде, в котором соответствующие нормы действуют в момент их применения. 2. В связи с этим может возникнуть такая ситуация, когда по одному и тому же уголовному делу будут применяться разные нормы: если в процессе производства по делу уголовно-процессуальный закон будет изменен. Например, в первом полугодии 2002 г. судопроизводство ведется в соответствии с нормами УПК РСФСР 1960 г. Если производство по делу не будет завершено к 1 июля 2002 г., то после этой даты оно будет продолжено в соответствии с нормами УПК Российской Федерации 2001 г. 3. Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ федеральные законы вступают силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. 4. На практике часто дата введения в действие закона определяется самим законодателем индивидуально для каждого закона. Дата введения в действие небольших по объему законов указывается в специальной статье в конце закона. При принятии крупных законов и кодексов издается самостоятельный закон, например Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". 5. Многие законы вводятся в действие непосредственно со дня их официального опубликования. При принятии крупных (и по важности, и по объему) законов законодатель дает значительное время для их изучения. Кодексы вводятся в действие, как правило, по истечении полугода после их опубликования. Так, настоящий Кодекс вводится в действие с 1 июля 2002 г. 6. В ряде случаев разные нормы одного и того же закона вводятся в действие в разное время. Так, ряд норм данного Кодекса будет введен позднее основной даты введения в действие УПК. Например, п.3 части второй ст.30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, вводится в действие с 1 января 2003 года. До 1 января 2003 года уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции единолично. 7. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и им же направляются для официального опубликования. Уголовно-процессуальный закон относится к федеральным законам, и поэтому к нему относятся все условия вступления в силу федеральных законов, установленные в указанном Федеральном законе от 14 июня 1994 г. 8. Если законодатель применяет уголовно-процессуальную норму с бланкетной диспозицией - правоприменитель должен проверить действие законодательного или иного нормативного акта, с помощью которого конструируется соответствующая норма. 9. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов - указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ определен Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" от 5 апреля 1994 г. с последующими изменениями. Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе 1. Разъяснения терминов имеют важное значение для точного и одинакового понимания их смысла. Иногда такое разъяснение необходимо, если специальное (уголовно-процессуальное) понимание этого термина расходится с общеупотребительным значением соответствующего слова. 2. Расшифровка терминов в специальной статье целесообразна, если этот термин встречается достаточно часто. Таковы, например, термины "вердикт", "дознание", "реабилитация" и др. Между тем в ряде случаев определяются термины, которые встречаются в Кодексе в единичных случаях, например, "алиби". 3. Несмотря на существенное увеличение числа разъясненных терминов, их перечень - далеко не исчерпывающий, причем нет достаточно часто встречающихся в УПК слов, которые можно отнести к специальной правовой терминологии, например, гражданский истец, гражданский ответчик, давность, подозреваемый, потерпевший, специалист и др. 4. В ряде случаев термины разъясняются в тексте Кодекса, например, в ст.42 дается определение потерпевшего, в ст.44 - гражданского истца. 5. В некоторых случаях разъяснения одних и тех же терминов даются и в ст.5 и в соответствующих статьях УПК. Например, значение термина "прокурор" в п.31 ст.5 определяется как Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре, а в ч.1 ст.37 - как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Аналогично понятие "следователь" в п.41 ст.5 раскрывается как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а в ч.1 ст.38 - как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Хотя эти различия и не существенны, вряд ли нужно в одном Кодексе дважды определять эти понятия. 6. Для того, чтобы найти необходимые понятия, можно обращаться к алфавитно-предметному указателю. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |