v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный)В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава VII. Проведение расследований в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарамиСтатья 18. Общие принципы проведения расследований 1. Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, проводится федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, по заявлению о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства Российской Федерации или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 2. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, должно содержать: сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные; описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения такого товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара; сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные; доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской экономики. 3. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации. 4. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении. 5. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о начале расследования должен уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании. Пока не принято решение о начале расследования, федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, не должен разглашать содержание заявления о проведении расследования. В уведомлении заинтересованных лиц должны содержаться вопросы, которые касаются такого расследования и на которые данные лица в течение тридцати календарных дней должны дать ответы в письменном виде на русском языке. В уведомлении должны содержаться: наименование государства или государств экспортера товара и наименование товара, являющегося объектом расследования; дата начала расследования; основания заявления: краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления; адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы; сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои ответы. 6. Заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер, могут являться: заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара, непосредственно конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования, либо объединение российских производителей, большинство участников которого производят такой товар; иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом расследования; российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара; правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта; потребитель или объединение потребителей товара; федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, способны оказать содействие в проведении данного расследования. 7. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, после принятия решения о начале расследования должен уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. 8. Расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования. 9. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, на который возложено ведение государственной статистики, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие организации должны оказывать содействие проведению расследования и предоставлять по запросу федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, образцы товаров и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации. 10. На всех этапах расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен предоставлять информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной, заинтересованным лицам и содействовать их встрече с теми лицами, которые имеют противоположную точку зрения о предмете расследования. 11. С даты принятия решения о начале расследования до его завершения Правительство Российской Федерации может осуществлять лицензирование ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, без применения количественных ограничений. 12. Расследование может быть прекращено или приостановлено на основании решения Правительства Российской Федерации, если иностранным государством (союзом иностранных государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению существенного ущерба отрасли российской экономики. 13. Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций. 14. Если на одного российского производителя, поддержавшего заявление о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, приходится более чем тридцать пять процентов российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем двадцать пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации. Комментарий к статье 18 1. Закон, без процедуры его действия, приводит: власть - к произволу, заинтересованных лиц - к беззащитности. Основной процедурой комментируемого закона является расследование, предшествующее применению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (что, кстати, позволяет говорить об этом законе как о комплексном нормативном правовом акте). Его процедурно-правовые установления являются гарантией законности, порядка и защищенности прав и интересов заинтересованных лиц, участвующих в таком расследовании. В этом расследовании можно выделить два основных элемента: основанную на положениях соответствующего законодательства деятельность уполномоченных органов и правоотношение этих органов как с друг с другом, так и с лицами, на которых распространяется их деятельность. При этом само расследование состоит из нескольких этапов. Первым - предварительным этапом расследования, предшествующего применению мер по защите экономических интересов государства при осуществлении внешней торговли товарами является подача заявления или направление соответствующего поручения. В комментируемой статье (п.1) перечислены случаи инициирования расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Расследование может быть начато на основании: - заявления, поданного от имени отрасли российской экономики; - заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следует обратить внимание на некоторую нечеткость изложения п.1 комментируемой статьи. За фразой "от имени отрасли российской экономики" стоит словосочетание "по поручению Правительства РФ". Следует ли это понимать, как то, что для начала расследования по заявлению, поданному от имени отрасли российской экономики необходимо также поручение Правительства РФ или же поручение Правительства РФ является самостоятельным способом инициирования такого расследования? Представляется, что эти фразы должны быть разделены запятой и инициатива Правительства РФ является отдельным способом начала расследования. Кстати, примерно так построены соответствующие нормы зарубежного законодательства. Согласно п.18 (1), ч. IV Закона Республики Тринидад и Тобако от 19 августа 1992 года N 11 "Власти вправе инициировать расследование для определения существования и воздействия демпинга или субсидирования товаров, по указанию Министра, по его инициативе, или на основании письменного заявления от или от имени производителей аналогичных товаров в Тринидад и Тобако"**153). Если принимается решение об инициировании расследования без получения от отечественной отрасли промышленности или от ее имени заявления с просьбой об инициировании такого расследования, уполномоченный орган приступает к нему лишь в том случае, если у него имеется достаточно доказательств (совокупность фактических данных) наличия демпинга, импорта товара в возросшем количестве или субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними. Это так называемое самоинициирование расследования. В мировой практике оно применяется довольно редко, особенно участниками Всемирной торговой организации, так как сразу же вызывает негативную реакцию со стороны представителей государств-экспортеров**154), и основным инструментом инициирования расследования, как правило, выступает заявление. Заявление, поданное от имени отрасли российской экономики, может быть подано юридическим или физическим лицом, представляющим интересы производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в любых отраслях российской экономики, на долю которых приходится определенная часть объема производства такого товара. Подача заявления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляет собой своеобразное делегирование полномочий. Однако такое предоставление прав, также как и в первом случае, нуждается в поддержке соответствующей отрасли российской экономики. 2. Заявление - это официальное обращение в уполномоченный орган, оформленное в письменной форме, излагающее какую-либо просьбу или предложение. Комментируемая статья не определяет форму заявления, но как следует из содержания п.2 настоящей статьи, оно должно быть оформлено в письменном виде, путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанное уполномоченным лицом. По общему правилу заявление составляется следующим образом: - вдоль верхнего края листа бумаги обозначается орган, в который адресуется заявление; - ниже в правом углу - данные о заявителе; - затем, в центре листа бумаги обозначение - "Заявление"; - далее - изложение сущности просьбы или предложения; - внизу - подпись заявителя и дата. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (в настоящее время) должно направляться в Министерство торговли РФ по адресу: 113324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1. В таком заявлении должны быть приведены достаточные доказательства наличия существенного ущерба или угрозы такового для отечественного производства или отдельных производителей, а также доказательства причинно-следственной связи между ввозом товара и предполагаемым ущербом. Кроме того, в заявлении должны быть указаны причины ущерба (возросший объем ввоза аналогичного или непосредственно курирующего товара, поставка по демпинговым ценам, субсидирование производства или вывоза товара), а также характер предлагаемых мер. По общему правилу, простое утверждение, не подтвержденное соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как достаточное для проведения расследования. При этом изначально важно учитывать, что argumenta ponderantur, non numerantur (лат. - сила доказательств определяется не их количеством, а их весомостью). К заявлению должны прилагаться так называемые исходные документы, содержащие сведения, необходимые для обоснования проведения расследования, по установленному перечню. В комментируемой статье (п.2) содержится базовый или минимальный перечень необходимых данных, достаточных для проведения соответствующего расследования. В него входят: - сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за 3 предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные; - описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения такого товара, сведения об известных иностранных производителях и/или экспортерах такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара; - сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, за 3 предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные; - доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской экономики. Документы, прилагаемые к заявлению должны отвечать общим требованиям: быть законными и обоснованными, содержать четкое, ясное, грамотное изложение сведений, обеспечивать определенную структуру выражения, соблюдение реквизитов и т.д. Направляемые в Министерство торговли РФ документы представляются в виде заверенных фото-копий. При заверении копий указываются дата заверения, фамилия и должность лица, заверившего копию, делается запись "копия верна" и проставляется печать организации. Особенность данной формальности заключается в том, что копии, отправляемые в названное министерство, заверяются не канцелярией предприятия, а непосредственно его руководителем и сотрудниками, ответственными за ведение бухгалтерской отчетности. При этом нотариальное удостоверение предоставляемых документов не требуется. Детализированные перечни документов, информации и сведений, прилагаемых к заявлению приведены в приложениях к так называемому положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 года N 274**155) (см. комментарий к п.1 ст.19, п.1 ст.20 и п.1 ст.21). В соответствии с п.6 этого положения датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в Министерстве торговли РФ. До принятия решения о проведении расследования Министерство торговли РФ не имеет права разглашать содержание заявления, факт его получения и сведения о его рассмотрении. По результатам рассмотрения заявления на предмет наличия в нем сведений, достаточных для проведения расследования, и их достоверности Министерство торговли РФ в течение 30 календарных дней с даты принятия заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании. Вышеуказанный срок может быть продлен, если представленных заявителем материалов недостаточно для принятия решения о проведении расследования. В этом случае Министерство торговли РФ направляет заявителю запрос о представлении дополнительных сведений. Такой запрос считается полученным заявителем через 7 календарных дней после отправки его по почте или в момент передачи непосредственно представителю заявителя. Если заявитель не представил дополнительные сведения в течение 30 календарных дней с даты получения запроса, Министерство торговли РФ в письменной форме сообщает заявителю об отказе в рассмотрении заявления. До истечения срока представления дополнительных сведений данный срок может быть продлен, но не более, чем на 10 календарных дней, по мотивированной просьбе заявителя, изложенной в письменной форме. В случае, если заявитель представляет в Министерство торговли Российской Федерации информацию, дополняющую или изменяющую представленное ранее заявление, датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации таких дополнений или изменений в Министерстве торговли РФ. До принятия Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике решения о проведении расследования федеральные органы исполнительной власти, представленные в этой комиссии, не имеют права разглашать сведения о содержании заявления. О принятии названной комиссией соответствующего решения Министерство торговли РФ сообщает заявителю. На этом заканчивается подготовительный этап расследования на предмет введения мер по защите экономических интересов российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Заявление может быть отозвано заявителем в любое время до принятия решения о начале расследования, предшествующего применению той или иной меры. В этом случае такое заявление считается не поданным. Это означает, что никто не обязан подавать заявления и не может быть принужден к этому. 3. В третьем пункте комментируемой статьи закреплен минимальный уровень поддержки заявления о проведении расследований (российскими производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего товара). Подобного рода "ограничители" являются общепринятыми и включены в законодательство большинства стран. К примеру, в ст.49 и 50 Закона Мексики от 27 июля 1993 года "О внешней торговле" содержатся положения о том, что стороны, требующие проведения расследования на предмет несправедливой торговой практики и защитных мер должны быть представлены национальной промышленностью. Согласно ст.40, того же закона, "под выражением "национальная промышленность" понимаются производители, на долю которых приходится 25% национального производства товара, находящегося на рассмотрении"**156). Положение п.3 комментируемой статьи повторяется и в п.2 ст.20 настоящего закона, посвященной антидемпинговому расследованию: заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации. Такой же уровень необходим и для поддержки заявления, предшествующего применению компенсационных мер (п.2 ст.21). Однако в последнем случае слово "общий" в отношении объема производства не используется. Для специальных защитных мер установлен более высокий уровень поддержки соответствующего заявления - в его поддержку должны выступить российские производители товара, на долю которых приходится не менее чем 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации (п.1 ст.19). Несмотря на определенные различия, общим для всех этих пунктов является то обстоятельство, что (по международным правилам) в случае оспаривания соответствующего уровня поддержки заявления иностранным экспортером или производителем товара бремя доказывания наличия таковой, лежит на государственном органе, проводящем соответствующее расследование. В антидемпинговых делах такая позиция была даже подтверждена специальными третейскими группами, образованными по заявлениям Швеции и Мексики, поданным в Комитет по антидемпинговой практике против Соединенных Штатов**157). 4. Понятие "ответственность за достоверность сведений", используемое в п.4 комментируемой статьи, довольно часто встречается в самых разнообразных нормативных правовых актах. Не являются исключением и акты, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности. Так, в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 года N 879 "О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации"**158), аналогичная оговорка содержится в п.8, в приказе Министерства внешних экономических связей от 22 июля 1994 года N 360 "Об организации работы в Министерстве по вопросам лицензирования экспорта текстильных товаров в страны Европейского союза" - в п.8.6**159), в порядке регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации, утвержденном Министерством внешних экономических связей, Министерством экономики и ГТК России 18, 22 августа 1994 года N 01-20/8553 - в п.9**160). Общим как для п.4 настоящей статьи, так и для перечисленных пунктов других нормативных правовых актов является указание на неблагоприятные последствия, которые могут произойти в случае нарушения соответствующего предписания. С учетом специфики комментируемого закона, анализируя соответствующие положения названных выше нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что ответственностью за недостоверность сведений, указанных в заявлении о применении мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (или иными словами санкцией за нарушение требований п.4 настоящей статьи), является отказ Министерства торговли РФ в принятии соответствующего заявления к рассмотрению или прекращение расследования по той же причине, то есть в рассматриваемом случае последствием за нарушение предписания является ухудшение состояния дел заинтересованного лица. По сути это наиболее существенное наказание для представителей отрасли российской экономики. Так как именно в их интересах инициируется и проводится соответствующее расследование. При этом, формально, отказ в инициировании расследования по причинам указания недостоверных сведений в заявлении не может служить основанием отказа в принятии повторного заявления. Повторное заявление о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении того же товара принимается к рассмотрению не ранее, чем через один год с даты отказа, в том числе и по причине заявления недостоверных сведений. 5. Дата принятия Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике решения о проведении расследования считается датой начала расследования. В течение 30 с даты принятия решения о начале расследования заинтересованные лица ставятся в известность об этом и им направляется Министерством торговли РФ соответствующее уведомление. Комментируемая статья (абз. 4 п.5) содержит перечень данных, которые должны содержаться в таком уведомлении, а именно: - наименование государства или государств экспортера товара и наименование товара, являющегося объектом расследования; - дата начала расследования; - адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы; - сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои ответы. К этому перечню необходимо также добавить, что в уведомлении должен быть указан срок, в течение которого заинтересованные лица могут запросить консультации по предмету соответствующего расследования. С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять в письменной форме все доказательства, которые по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию. По общему правилу, уведомления, в английском варианте именуемые public reports (см. например, ст.23 Декрета Президента Аргентины от 12 мая 1994 года N 766/94**161) выносятся по вопросу о любом предварительном или окончательном определении как утвердительном, так и отрицательном, о любом решении, касающемся принятия обязательства, о прекращении действия такого обязательства, о прекращении действия соответствующей окончательной пошлины. Каждое подобное уведомление должно, в достаточно подробной форме, содержать в приложении выводы и заключения, сделанные на основе фактов и правовых норм, которые считаются существенными. Все подобные уведомления и приложения должны направляться всем заинтересованным лицам, о которых известно, что они имеют интерес в данном деле. Министерство торговли РФ уведомляет уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, о временных пошлинах до начала их применения. Публичное уведомление о введении временных мер должно содержать и/или представлять в виде приложения достаточно подробное объяснение предварительных заключений относительно существования обстоятельств недобросовестной торговой практики и причинения существенного ущерба (или его угрозы), а также ссылки на факты и правовые нормы, на основе которых соответствующие аргументы были приняты или отклонены. Подобное уведомление и приложение, с учетом требований о неразглашении конфиденциальной информации, в частности, должны содержать: - названия поставщиков или, когда это практически нецелесообразно, соответствующих государств-поставщиков; - описание товара, достаточное для таможенных целей; - установленную величину субсидии, демпинга, возросшего ввоза товара и основания, которые привели к вынесению определения об их существовании; - соображения, относящиеся к определению наличия существенного ущерба или угрозы его нанесения; - основные доводы, которые привели к вынесению соответствующего определения. После принятия Правительством РФ решения о применении окончательных специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер либо решения о прекращении их действия, Министерство РФ уведомляет о нем уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган страны происхождения такого товара или его экспорта, а также известных иностранных экспортеров и производителей товара (только в случае принятия решения, касающегося антидемпинговых или компенсационных мер). Публичное уведомление о закрытии или прекращении расследования в случае вынесения утвердительного определения, предусматривающего введение окончательной пошлины или принятие обязательства, должно содержать или представлять в виде отдельного приложения всю относящуюся к делу информацию о фактах, правовых нормах и основаниях для введения окончательных мер или принятия обязательств (с учетом требований о неразглашении конфиденциальной информации). В частности, уведомление и/или приложение должно содержать основания для принятия или отклонения соответствующих аргументов или утверждений, представленных заинтересованными государствами или экспортерами и импортерами. Публичное уведомление о завершении или прекращении расследования в связи с принятием обязательства должно включать или содержать в виде приложения неконфиденциальную часть обязательства. Данные правила действуют и в отношении повторных расследований - пересмотров ранее принятых мер по защите экономических интересов государства при осуществлении внешней торговли товарами. Возвращаясь к первому уведомлению, следует отметить, что одновременно с уведомлением о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых или компенсационных мер, Министерство торговли РФ направляет известным иностранным экспортерам и/или производителям товара перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на русском языке в течение 30 дней с даты их получения. При этом под известными иностранными экспортерами и производителями товара понимаются иностранные экспортеры и производители товара, являющегося объектом расследования, о которых имеется информация в материалах расследования. Соблюдение указанного выше временного периода на ответы очень важно для иностранных экспортеров и производителей товара. Его пропуск может повлечь за собой введение уже через следующие 30 дней, на основании п.2 ст.11 и п.2 ст.14 комментируемого закона, временных мер. Уведомление и/или перечень вопросов Министерства торговли РФ считаются полученными заинтересованным лицом через 7 календарных дней после отправки их по почте или в момент передачи непосредственно представителю заинтересованного лица. Ответы на вопросы считаются полученными, если они поступили в Министерство торговли РФ (по почте или переданы непосредственно представителем заинтересованного лица) не позднее семи календарных дней по истечение тридцатидневного срока с даты принятия заявления. Любая просьба о продлении этого периода подлежит рассмотрению, и при наличии оснований должна удовлетворяться во всех случаях, когда это практически осуществимо. Заинтересованное лицо должно понимать, что если информация не предоставляется в установленный срок, определение по тому или иному вопросу может быть вынесено на основе имеющихся фактов, включая те, которые содержатся в заявлении об инициировании расследования, поданном от имени отечественной отрасли экономики. За рубежом особо акцентируют внимание на этом вопросе и используют его в качестве своеобразного инструмента давления на заинтересованных лиц: в одном из официальных докладов было отмечено, что, "в соответствии с действующей процедурой Таможенной службы Австралии, если при составлении нормальной стоимости иностранный экспортер отказывается предоставить часть или всю информацию, затребованную лицами, проводящими расследование, информация, предоставленная австралийским заявителем, имеет приоритет"**162). В Российской Федерации материалы от заинтересованных лиц по предмету расследования принимаются Министерством торговли РФ в письменной форме на русском языке. От заинтересованного лица может быть потребовано представить ответ на определенном носителе (например, на магнитном). При такой просьбе учитываются возможности заинтересованного лица. В частности, от него нельзя требовать использовать при ответе компьютерную систему, отличную от применяемой данным лицом. Министерство торговли РФ не вправе настаивать на просьбе о компьютеризированном ответе, если заинтересованное лицо не ведет компьютеризированных счетов и если предоставление ответа в запрашиваемом виде означало бы неразумное дополнительное бремя для заинтересованного лица, например, потребовало бы дополнительных расходов и усилий. Всю информацию, поддающуюся проверке, которая представлена таким образом, что может быть использована в расследовании без излишних трудностей, и которая предоставляется своевременно и, где это применимо, на соответствующем носителе, должна приниматься во внимание при вынесении определений. Если лицо не представляет ответа на предпочтительном носителе по объективным причинам, это не может рассматриваться как препятствие расследованию. Если Министерство торговли РФ не имеет возможности обработать информацию, представленную на определенном носителе, то информация должна быть предоставлена в виде печатного материала или в любом другом виде, приемлемом для соответствующего подразделения министерства. Даже если представленная информация не является идеальной во всех отношениях, это является основанием для не принятия ее во внимание, при условии, что заинтересованная сторона действовала наилучшим возможным для нее образом. Если доказательства или информация не принимаются, то представляющее их лицо должно быть немедленно уведомлено о причинах этого и ему должна быть предоставлена возможность представить дальнейшие объяснения в течение приемлемого периода времени, учитывая при этом должным образом сроки соответствующего расследования. Если объяснения расцениваются как неудовлетворительные, то причины отклонения таких доказательств или информации приводятся в вынесенных определениях. Если заинтересованное лицо отказалось от предоставления информации по запросу Министерства торговли РФ, не предоставило запрашиваемую информацию в установленные сроки или если есть обоснованные сомнения в достоверности представленной информации, Министерство торговли РФ принимает решение по результатам расследования на основе той достоверной информации, которая имеется в его распоряжении. 6. В комментируемой статье (п.6) определены заинтересованные лица - участники отношений, возникающих в ходе проведения расследований на предмет введения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Данные лица обладают правосубъектностью, то есть являются носителями субъективных прав и обязанностей. Изначально, в так называемом временном порядке проведения расследований в целях применения защитных мер в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства внешних экономических связей от 2 августа 1995 года N 1 (официально не опубликован), предполагалось (в п.2.3) закрепить относительно исчерпывающий перечень "заинтересованных сторон", а именно: - заявитель, запрашивающий введение защитных мер; - любой действующий на территории Российской Федерации производитель подобных или непосредственно конкурирующих товаров; - ассоциация российских производителей таких товаров; - ассоциация российских потребителей таких товаров; - экспортер затронутых процедурой товаров в Российской Федерации; - импортер затронутых процедурой товаров в Российской Федерации; - правительственный орган страны, чьи производители или экспортеры оказываются затронутыми вводимыми защитными мерами. На этом данный перечень закрывался. Очевидно, что определенный в п.6 комментируемой статьи перечень заинтересованных лиц при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, намного шире и более точно отражает возможные комбинации участников той или иной процедуры. В частности в список заинтересованных лиц вполне оправдано включены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако для того, чтобы какой-либо из таких органов принял участие в расследовании на предмет введения мер по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, объектом расследования должна быть "профильная" данному органу номенклатура товаров или курируемое направление. Например, статус заинтересованного лица может получить Министерство здравоохранения РФ, которое в соответствии с п.86 положения об этом министерстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 года N 659, "решает совместно с Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в установленном порядке вопросы экспорта и импорта лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники"**163). Или другой пример: в п.4.17 положения о Государственном комитете РФ по лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 года N 1004 закреплено, что этот комитет разрабатывает предложения "по регулированию экспорта и импорта лесобумажной продукции, по тарифному и нетарифному регулированию экспортно-импортных отношений, установлению таможенных пошлин по номенклатуре продукции лесопромышленного комплекса, машин и оборудования для лесопромышленного производства"**164). Включен в п.6 комментируемой статьи и открытый подпункт, допускающий участие в расследовании иных лиц, права и интересы которых затрагиваются соответствующим расследованием и которые, по мнению Министерства торговли РФ, способны оказать содействие в его проведении. По своему значению, подобного рода оговорка является одним из важнейших процессуальных средств, с помощью которого устраняются пробелы в решении той или иной задачи, стоящей перед названным министерством при проведении расследования на предмет введения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. 7. Как следует из содержания п.7 комментируемой статьи Министерство торговли РФ после принятия решения о начале расследования должно уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Следует напомнить, что согласно первому абзацу п.5 настоящей статьи Министерство торговли РФ, в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о начале расследования должно уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании. В соответствии с п.6 той же статьи, заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер, может выступать и правительство иностранного государства. Таким образом, настоящий пункт (7) дублирует положения п.5 комментируемой статьи. В связи с тем, что в п.7 не указан срок, в течение которого компетентный орган иностранного государства (союза государств) должен быть поставлен в известность о предстоящем расследовании, подлежит применению соответствующее положение п.5 комментируемой статьи. То же справедливо и в отношении содержания уведомления. Необходимо также отметить, что в случае, если в расследование, предшествующее введению антидемпинговых или компенсационных мер, вовлечено более двух иностранных экспортеров и/или производителей, Министерство торговли РФ вправе уведомить только уполномоченные органы стран происхождения товара, являющегося объектом расследования, или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, о принятии решения о проведении расследования. См. также: комментарий к п.5 настоящей статьи. 8. В п.8 настоящей статьи закреплен базовый принцип проведения расследований, предшествующих применению основных мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли: расследование не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску (передаче таможенными органами товара после его таможенного оформления в полное распоряжение того или иного лица) на таможенную территорию государства товара, являющегося объектом такого расследования. Таможенное оформление - это процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима. Оно начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров, при соблюдении порядка совершения предварительных операций. По общему правилу, никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Оно производится в определенных местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится, в случае с импортом, получатель товаров либо его структурное подразделение, и, как правило, во время работы таможенного органа. При этом получатель товара - это лицо, принимающее от собственного имени товары, которому перевозчик, осуществляющий перевозку груза в соответствии с заключенным им договором, должен выдать перевозимые им товары и сведения о котором указаны в транспортных документах, а при изменении таможенного режима товаров - лицо, обладающее на момент подачи грузовой таможенной декларации полномочиями от собственного имени получить у таможенного органа декларируемые товары после их таможенного оформления в свое распоряжение. Основой таможенного оформления является декларирование, которое производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров для коммерческих целей производится с использованием грузовой таможенной декларации. Форма и порядок декларирования товаров с применением этой декларации и перечень сведений, необходимых для таможенных целей и заявляемых в грузовой таможенной декларации, о товарах, помещаемых под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и экспорта, определены в инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848**165). Декларирование товаров с использованием грузовой таможенной декларации осуществляется в формах письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке формы ТД1 (основной лист) и формы ТД2 (добавочный лист), а также заявления этих сведений в виде электронной копии грузовой таможенной декларации. Если декларант в силу особых причин не может подать полную декларацию, он может использовать временную декларацию при условии, что временная грузовая таможенная декларация содержит основные сведения, необходимые для таможенных целей, и что в дальнейшем - в определенный срок - недостающие сведения будут представлены. После заполнения грузовой таможенной декларации она представляется в соответствующий таможенный орган, где производится ее регистрация, заполняются должностным лицом графы 7 основного листа и графы "А" добавочных листов. С момента оформления ее принятия она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. После принятия таможенным органом решения о выпуске, условном выпуске товаров или о невозможности их выпуска или условного выпуска, сведения о таком решении указываются должностным лицом в графе "Д" основного листа грузовой таможенной декларации и графе "С" добавочных листов, после чего третьи листы грузовой таможенной декларации возвращаются декларанту. 9. Комментируемая статья (п.9) содержит практически открытый перечень лиц, на которых возлагается обязанность содействовать расследованию, проводимому в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. В этот список входят: - ГТК России; - Государственный комитет РФ по статистике (положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 года N 834)**166); - коммерческие организации (то есть юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности); - другие федеральные органы исполнительной власти (службы, агентства, управления и т.д.) и органы власти субъектов Российской Федерации (советы, администрации и т.д.). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ должны оказывать содействие проведению расследования и представлять по запросу Министерства торговли РФ в срок не более 30 дней с даты получения запроса необходимую информацию, в том числе и конфиденциальную. По мотивированной просьбе заинтересованного лица, изложенной в письменной форме, срок представления информации может быть продлен Министерством торговли РФ, но не более чем на 10 календарных дней, если это не нарушает хода расследования. В ходе проведения расследования на предмет введения мер по защите экономических интересов Российской Федерации Министерство торговли РФ может запросить у коммерческих организаций необходимую информацию, в том числе конфиденциальную, направляемую ими в течение 30 календарных дней с даты получения запроса с указанием источника получения такой информации. Используя определение конфиденциальной информации, приведенное в ст.2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" можно сказать, что конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничен**167). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден указом Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188**168). К ним в частности отнесены служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна) и сведения, связанные с коммерческой тайной, доступ к которым также ограничен (коммерческая тайна). Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законами и иными нормативными правовыми актами. Например, в соответствии со ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг обязан осуществить раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности**169). В указе Президента РФ от 16 ноября 1992 года N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" определено**170), что требования по продаже холдинговой компанией акций, включенные в состав плана приватизации, являются обязательными и не могут быть отнесены холдинговой компанией к ее коммерческой тайне. Согласно п.89 приказа Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации" годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей и т.д**171). Наиболее крупный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35**172). К таким данным, в частности, относятся учредительные документы и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения, необходимые для проверки правильности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и т.д. Раскрытие коммерческой тайны и соответствующей информации может представить значительное конкурентное преимущество другому хозяйствующему субъекту и/или иметь неблагоприятные последствия для лица, представившего информацию, или для лица, от которого данное лицо получило такую информацию. В связи с этим, в комментируемой статье (п.9) закреплено, что Министерство торговли РФ несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные юридическому лицу убытки подлежат возмещению. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При предъявлении юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа. При этом, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8**173), предъявление иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение (в смысле комментируемой статьи к Министерству торговли РФ), не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В ходе рассмотрения такого дела основным вопросом будет установление причинно-следственной связи. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета. 10. Положение п.10 комментируемой статьи показывает, что наряду с такими правами заинтересованных лиц, как право требовать возврата излишне уплаченных сумм (п.2 ст.6), обжаловать действия или бездействие должностных лиц (ст.22), ходатайствовать о проведении повторного расследования (п.8 ст.11), принимать на себя добровольные обязательства (п.4. ст.14), их правая защита расширяется также за счет права информировать и быть выслушанными. Министерство торговли РФ представляет заинтересованным лицам информацию (за исключением конфиденциальной), полученную в ходе расследования и содействует встрече лиц, имеющих противоположную точку зрения о предмете расследования, и вправе принимать в нем участие. Требование, закрепленное в п.10 комментируемой статьи, направлено прежде всего на соблюдение принципов (а) гласности и (б) состязательности. а) Гласность - это важная гарантия от произвола властей, проводящих расследования, которые наделены чрезвычайно широкими дискреционными полномочиями. Этот принцип гарантирует максимально полный учет интересов различных участников конкретного расследования, что в конечном счете обеспечивает легитимность принимаемого решения. Формальная трактовка принципа гласности предполагает соблюдение ряда юридических требований, важнейшим из которых является обязательное обнародование решений, принимаемых в ходе всего расследования. Вместе с тем, принцип гласности допускает ограничение в доступе к определенной информации - конфиденциальной, что не препятствует раскрытию общей информации и причин, на которых основаны решения или раскрытию доказательств, использованных властями для объяснения причин в судебном процессе. Раскрытие должно производиться в письменной форме. Это правило не распространяется на внутренние документы государственных органов, участвующих в антидемпинговом расследовании. Конфиденциальная информация не раскрывается без специального письменного разрешения стороны, которая ее предоставляет. Это правило не распространяется на случаи, когда ее запрашивают компетентные правоохранительные органы (прокуратура, Федеральная служба безопасности и другие). Министерство торговли РФ вправе требовать от заинтересованных сторон, представляющих конфиденциальную информацию, подготовить ее неконфиденциальное резюме - пояснительную записку. Такие резюме должны быть достаточно подробными для приемлемого понимания существа информации, представленной конфиденциально. В исключительных обстоятельствах заинтересованные стороны вправе заявить, что такая информация не поддается краткому изложению. В этом случае должны быть изложены причины, по которым составление резюме невозможно. Если Министерство торговли РФ признает, что просьба о конфиденциальности не является обоснованной, или если источник информации либо не желает разглашения информации, либо не разрешает ее раскрытие в обобщенном или кратком изложении, оно вправе не учитывать такую информацию, если им не будет убедительно доказано из надлежащих источников, что информация является достоверной. б) Как отметил в свое время профессор В.А.Рязановский: "Право (и обязанность) сторон на собирание фактического материала и приведение доказательств по делу, свободное состязание сторон перед беспристрастным третьим - судом составляет общее явление для гражданского, уголовного и административного процесса (с большим или меньшим добавлением официального начала). Принцип состязательности есть выражение самодеятельности сторон в процессе"**174). Этот принцип больше свойственен рассмотрению дел в суде. Однако, комментируемая статья и в частности п.10 показывают, что он, с определенными оговорками, применим и в расследованиях, предшествующих введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Данный принцип создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения. В силу это принципа, стороны, участвующие в расследовании, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить органам, проводящим расследование, имеющие существенное значение для дела юридические факты или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить уполномоченный орган в своей правоте. С одной стороны, в противоположность рассмотрению дел в судах общей юрисдикции, процедура расследования, как правило, не предполагает использование устных свидетельских показаний (исключение составляет п.21 Закона от 13 августа 1991 года Р.С. 1991-1446 "О правилах международного торгового трибунала Канады" допускающего даже перекрестный опрос свидетеля**175). Участники расследования должны в письменном виде изложить предмет спора, со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и материалы, с представлением соответствующих доказательств. Соответственно, фокус внимания Министерства торговли РФ сконцентрирован на изучении определенных им документальных фактов (включая процессуальное закрепление, исследование, проверку и оценку доказательств). С другой стороны - отдельные вопросы требуют пояснений. Поэтому еще в Соглашение об интерпретации ст.VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, заключенное в ходе токийского раунда переговоров (1973 - 1979), в п.1 ст.6 было включено отдельное предложение о том, что заинтересованные лица "должны иметь право, в оправдание, представлять доказательства устно"**176). При наличии оснований, заинтересованные стороны имеют право представлять дополнительную информацию устно. При этом устная информация принимается во внимание лишь в той мере, в какой она затем воспроизводится в письменном виде на русском языке и предоставляется в распоряжение других заинтересованных лиц. Информация, представленная заинтересованными лицами в ходе расследования в Министерство торговли РФ в устной форме, не может служить основанием для оспаривания решения Правительства РФ по результатам расследования, за исключением случаев, когда указанная информация была подтверждена в ходе расследования в письменной форме на русском языке. В целях соблюдения принципа состязательности, Министерство торговли РФ может проводить встречи как в отдельности с каждой из заинтересованных сторон, так и организовывать такие, которые можно назвать конфронтационными, потому что они основаны на несовпадении целей сторон. При этом никакая сторона не обязана присутствовать на встрече (это ее субъективное право - правомочие, которым она обладает) и отсутствие не влечет за собой ущерб интересам этой стороны. 11. По сложившейся в России практике, введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием. Комментируемая статья (п.11) представляет собой исключение из данного правила и закрепляет возможность осуществления Правительством РФ лицензирования ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара без применения количественных ограничений. В результате этого, лицензирование получает самостоятельное значение как инструмент внешнеторгового регулирования. Как уже отмечалось (см. комментарий к ст.2), в Европе количественные ограничения заняли достойное место среди инструментов протекционистской политики в период экономического кризиса 1929-1933 годов, когда цены на сельскохозяйственное сырье и продовольствие упали в большей мере, чем на готовые промышленные изделия. По другую сторону Атлантического океана, в США наибольшее применение имел другой вид нетарифных ограничений - лицензирование: в 1940 году была введена система лицензий на экспорт всех товаров, а в 1941 году - на импорт основных товаров. Чем-то похожая на лицензирование система действовала и в Советском Союзе: в п.9 разд. II правил пропуска грузов через государственную границу СССР, утвержденных приказом по Министерству внешней торговли СССР от 5 февраля 1959 года N 44 было закреплено**177), что вывоз грузов из СССР и ввоз грузов в СССР производятся на основании разрешений, выдаваемых соответствующими управлениями Министерства внешней торговли. Допускался ввоз грузов в СССР и на основании разрешений, выдаваемых торговыми представительствами СССР за границей. Грузы, на которые в таможни не поступали разрешения, а также грузы, которые не соответствовали данным, указанным в разрешениях и в сопроводительных документах (несоответствие груза по наименованию, стране назначения), не пропускались. Современное лицензирование - представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Применительно к комментируемой статье (п.11), используя понятие, содержащееся в ст.1.1 Соглашения от 15 апреля 1994 года "О процедурах импортного лицензирования" лицензирование импорта товаров можно определить, как "административные процедуры, используемые для осуществления режима импортного лицензирования, требующего представления соответствующему административному органу заявления или другой документации (отличной от требуемой для таможенных целей) в качестве предварительного условия для ввоза на таможенную территорию импортирующего члена"**178). Существуют две формы импортного лицензирования: автоматическое и неавтоматическое. Автоматическое лицензирование импорта - это импортное лицензирование, при котором одобрение заявления дается во всех случаях. Оно применяется с соблюдением следующих условий: а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию (процедуры автоматического лицензирования считаются ограничивающими торговлю, если не выполняются следующие требования: любое лицо, фирма или учреждение, которое выполняет юридические требования импортирующего члена для осуществления импортных операций, включая товары, подлежащие автоматическому лицензированию, равным образом обладает правом на обращение и получение импортных лицензий; заявления на получение лицензий могут подаваться в любой рабочий день до таможенной очистки товаров; заявления на получение лицензий, если они представлены в надлежащей и полной форме, утверждаются немедленно по получению, в пределах административных возможностей, но в течение максимального срока в 10 рабочих дней); б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение и до тех пор, пока лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом. Неавтоматическое лицензирование это прямая противоположность автоматического лицензирования. Такое лицензирование не должно иметь ограничивающее или нарушающее воздействие на импорт в дополнение к воздействию, вызванному наложением этого ограничения. Процедуры неавтоматического лицензирования по сфере действия и продолжительности должны соответствовать мере, для выполнения которой они используются, и в административном плане не должны быть более обременительными, чем абсолютно необходимо для осуществления этой меры. В случае введения лицензирования для целей, отличных от осуществления количественных ограничений, для всех участников торговли должна быть доступна информация, достаточная для понимания основы предоставления и/или распределения лицензий. Импортное лицензирование осуществляется посредством оформления специального документа, именуемого лицензией. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на перемещение (то есть на совершение действий по ввозу или вывозу) через таможенную границу государства определенного объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. При этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта). Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике, является генеральная и индивидуальная лицензия. Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя - тремя видами, но одной и той же товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия. Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугода или года. В нормативном правовом акте, устанавливающем порядок осуществления внешнеторговых операций, могут содержаться уточняющие определения индивидуальной (разовой) и генеральной лицензии. Так в Федеральном законе от 8 января 1998 года "О сборах за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" N 5-ФЗ (ст.3) предусмотрено**179), что разовая лицензия на экспорт (импорт) выдается на поставку этилового спирта, спиртосодержащих растворов или алкогольной продукции, таможенная стоимость которой не превышает 10.000 минимальных размеров оплаты труда или объем которой в пересчете на абсолютный спирт не превышает 2.000 декалитров, на срок не свыше двух месяцев. Выдачу (внешнеторговых) лицензий осуществляет Министерство торговли РФ. Для оформления лицензии заявитель представляет в названное министерство такие документы, как: - заявление о выдаче лицензии; - копию внешнеторгового контракта; - копии учредительных и регистрационных документов; - постановление или распоряжение Правительства РФ и т.д. Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более, чем на 10 дней со дня представления доработанных документов. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме. За рассмотрение документов о выдаче лицензий и оформление самих лицензий обычно взимается установленная плата - лицензионный сбор. В Российской Федерации за выдачу разовой лицензии взимается плата в размере 15 минимальных оплат труда, а за выдачу генеральной лицензии - 100 минимальных оплат труда (п.1 положения об установлении размеров платы за оформление лицензий, сертификатов и паспортов бартерных сделок на экспорт и импорт товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности)**180). Указанная плата поступает в доход федерального бюджета. Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге. Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передаче другим заявителям. Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации. При принятии Правительством РФ решения об осуществлении временного лицензирования ввоза товаров, в соответствии с п.2 приказа ГТК России от 15 июля 1997 года N 423**181), лицензия становится документом, необходимым для таможенных целей при таможенном оформлении товаров и выпуск лицензируемых товаров для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации допускается только при условии предоставления лицензии. При этом следует иметь в виду, что это правило противоречит положению п.8 настоящей статьи, согласно которому расследование (в том числе и меры, принимаемые в ходе его проведения) в целях возможного применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования. Владелец лицензии должен представить оригинал лицензии до фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в отдел нетарифного и экспортного контроля таможни, указанной в графе 6 лицензии (в этой графе указывается наименование и код таможни, в регионе деятельности которой находится владелец лицензии). В уполномоченном таможенном органе проверяется правильность заполнения оригинала лицензии. Лицензии, заполненные в нарушение установленного порядка, не принимаются. Должностное лицо упомянутого отдела таможенного органа, на оборотной стороне оригинала лицензии указывает номер и срок действия лицензии, наименования, коды таможен, в регионе деятельности которых находятся фактические получатели товаров, и количество ввозимых тов Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |