v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный) - -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Комментарий к статье 2

Красота закона заключается в его логичности, лаконичности, точности, четкости и ясности, в том числе и приведенных в нем понятий. Как известно, отсутствие четких нормативных определений основных понятий приводит к их различному пониманию заинтересованными лицами и, как следствие, к неизбежным конфликтам. Четкие формулировки базовых для комментируемого закона понятий, призваны предотвратить возможные противоречия в его толковании или иными словами, точность закона определяется прежде всего точностью понятий, посредством которого он выражен.

Понятия (многие из которых являются новыми), содержащиеся в комментируемой статье, условно можно сгруппировать по следующим направлениям:

а) ущерб (существенный ущерб отрасли российской экономики, угроза причинения существенного ущерба, существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом государств) и отрасль российской экономики) и товар (аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, товар, происходящий из Российской Федерации и сельскохозяйственный товар, импорт товара за предшествующий период));

б) таможенное обложение (ставка таможенной пошлины);

в) ограничения ввоза и вывоза товаров (специальные защитные меры, импортная квота, экспортная квота и специальная пошлина);

г) демпинг и антидемпинг (антидемпинговые меры, антидемпинговая пошлина, демпинговый импорт товара, обычный ход торговли, экспортная цена товара, демпинговая маржа и минимально допустимая демпинговая маржа);

д) финансовая поддержка иностранного государства и меры противодействия (компенсационная мера, субсидия иностранного государства, специфическая субсидия).

При этом сразу необходимо оговориться, что перечень понятий, включенный в настоящую статью, не является исчерпывающим, так как многие понятия применены, а некоторые и раскрыты в соответствующих статьях закона. Например, такой прием использован в п.5 ст.8.

Также важно учитывать, что многие понятия, институты и термины, используемые в комментируемом законе, заимствованы из других отраслей законодательства Российской Федерации (это касается например, понятия "ставка таможенной пошлины"). В этом случае они применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства.

а) Понятие "существенный ущерб отрасли российской экономики", используемое в абз. 2 комментируемой статьи, определяется посредством двух компонентов (что позволяет говорить о нем как о комплексном понятии).

Во-первых, - это негативное воздействие на такую отрасль, причиной которого может быть как минимум один из следующих факторов:

- возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;

- демпинговый импорт на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;

- импорт на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, субсидируемого иностранным государством или союзом иностранных государств.

Во-вторых, - это подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое может выражаться в:

- сокращении объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;

- сокращении реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

- снижении рентабельности производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;

- замедлении развития отрасли российской экономики;

- негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.

Зарубежным аналогом понятия "существенный ущерб отрасли российской экономики" является "материальный ущерб". Однако следует обратить внимание на изначальную разницу в составных элементах понятия "ущерб". В соответствии с дополнением, внесенным в разд.VII _ 731 Закона США от 17 июня 1930 года "О тарифе" разд.I _ 101 Закона США от 26 июля 1979 года "О торговых соглашениях", понятие "ущерб" включает в себя "материальный ущерб", "угрозу материального ущерба" и "материальное замедление становления промышленности"**13).

В приведенном определении составным элементом - одним из видов ущерба является материальное замедление становления промышленности или иными словами препятствие организации производства аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров. В комментируемой статье этот вид ущерба не выделен. Отчасти это связано с тем, что в качестве основы российскими законодателями использовано не понятие "ущерб", а "существенный ущерб".

Как видно из абз.3 комментируемой статьи, помимо существенного ущерба может иметь место и угроза его нанесения. Чтобы разделить эти два понятия достаточно использовать определение "нанесенный", которое характеризует понятие "существенный ущерб отрасли российской экономики". Угроза нанесения такового характеризуется такой категорией как "возможность причинения". В этом основное отличие между этими видами ущерба.

За рубежом официально признанным третьим видом ущерба является материальное замедление становления промышленности. Этот вид ущерба наиболее часто используется развивающимися странами, особенно в Республике Корея.

Развитые страны поддерживают свою конкурентноспособность индивидуальными новшествами. Они обычно лидируют в производстве товаров, требующих высокоразвитой технологии или массированных капиталовложений. Развивающиеся страны не имеют возможности (технологической и материальной) производить такие товары не завися от импорта развитых стран. Однако, с экономическим ростом, развивающиеся страны могут преуспеть в производстве таких товаров и будут пытаться поставлять их на национальный и внешний рынки. В этом случае, экспортеры из развитых стран, оказавшись перед опасностью потери рынка, предпринимают попытки удержать рынок посредством методов недобросовестной конкуренции, которые, используя определение, содержащееся в п.1 ст.2 постановления Совета ЕЭС от 17 сентября 1984 года N 2641/84 "Об усилении единой торговой политики, и в частности мер по борьбе с недозволенными способами торговли", можно охарактеризовать, как "все те способы, применяемые третьими странами, которые в международной торговле несовместимы с нормами международного права или с другими общепризнанными нормами"**14). В этой ситуации, одним из немногих выходов для национальных производителей аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, которые уже осуществили инвестирование и понимают, что не смогут устоять перед конкуренцией иностранных экспортеров длительный период времени, является подача в уполномоченный орган своего государства заявления на предмет введения той или иной меры защиты.

Так как в ходе специального расследования по такому заявлению национальный производитель не может предоставить доказательства, требуемые для определения нанесенного материального ущерба, ведь он начнет свое производство только через год или два и говорить о его доле на рынке и других параметрах еще преждевременно, то в данном случае определение ущерба на основе факторов нанесенного существенного ущерба будет невозможным. Тоже справедливо и в отношении угрозы нанесения такого ущерба.

Для обхода этих трудностей и применяется третий вид ущерба: материальное замедление становления национальной отрасли экономики.

В определении такого замедления вначале проверяется - создана ли отрасль. Отрасль, которая не создана, включает не только отрасль, в которую произведены значительные инвестиции, такие как вложение средств в производственные мощности, но и тех производителей, которые еще не достигли стабильности. Если отрасль национальной экономики создана - изучается вопрос наличия замедления, то есть сравниваются ожидаемые результаты с действительными. Для ожидаемых результатов обычно учитываются точные цифры, рассчитанные на дату инициирования соответствующего расследования.

К сожалению в комментируемом законе не дано определение понятия "препятствие организации производства аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров" и напрямую - четко не указана возможность использования этого вида ущерба, что несомненно можно отнести к недостаткам - ограничению возможностей российских заинтересованных лиц.

Помимо существенного ущерба отрасли российской экономики и угрозы его причинения в абз. 4 комментируемой статьи отдельно выделено понятие "существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств)".

По своему статусу это уточняющее понятие, которое показывает, что существенный ущерб от импорта товара, субсидируемого иностранным государством или союзом иностранных государств или угроза его причинения может быть вызван не только ухудшением положения отечественных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на отечественном рынке, но и невозможностью для них экспортировать такой товар на таможенную территорию (то есть территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данного государства) иностранного государства, которое предоставляет субсидию.

Таким образом перечень факторов, рассматриваемых при определении существенного ущерба или его угрозы от субсидируемого импорта несколько шире.

Наиболее тесно с вышеприведенными терминами связано понятие "отрасль российской экономики". Оно применимо во всех случаях, за исключением указанных в п.2 и 3 ст.9 комментируемого закона, а именно:

- если российские производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара сами осуществляют демпинговый импорт товара, либо образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии с гражданским законодательством, под отраслью российской экономики понимаются только остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара;

- при определении отрасли российской экономики территория Российской Федерации может рассматриваться как состоящая из двух или нескольких конкурирующих рынков, а российские производители в пределах указанных рынков - как отдельная отрасль российской экономики, если такие производители продают на указанных рынках не менее чем 80% аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого ими, и спрос на указанных рынках на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар не удовлетворяется в значительной мере производителями, находящимися на остальной территории Российской Федерации.

Понятие "аналогичный или непосредственно конкурирующий товар" впервые стало применятся с 1930 года в США. Оно не имеет экономического определения и характеризуется двумя признаками.

Во-первых, это товар, который классифицируется одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Во-вторых, это товар, который полностью идентичен другому товару или сопоставим с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления.

Второй признак определяет необходимую схожесть - идентичность аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в двух плоскостях:

- в использовании;

- по характеристике.

Схожесть в использовании означает только то, что потребитель может использовать товар для той же или для тех же целей с таким результатом, чтобы эти товары были взаимозаменяемы в потреблении. Схожесть по характеристике указывает на схожесть в назначении, важном больше для производителя, нежели для потребителя. Так как схожесть в потреблении уже определена использованием, следовательно схожесть по характеристике дополняет схожесть и заменяемость в производстве или распределении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Определение схожести товара должно основываться как минимум на основе двух национальных товарах или товарах, происходящих из Российской Федерации, один из которых идентичен в потреблении с импортным товаром. При определении аналогичности и непосредственной конкуренции между товарами могут приниматься во внимание следующие компоненты:

- природа;

- физические характеристики;

- компоненты;

- технические атрибуты;

- страна происхождения;

- страна экспорта;

- использование / функции;

- положение на рынке / режим;

- качество;

- сорт;

- коммерческий престиж;

- отношение потребителей.

Для определения первого и основного признака аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, в комментируемой статье (абз. 6), используется прямая отсылка к унифицированным правилам, применение которых обусловлено необходимостью существования в какой-либо систематизированной форме обширного перечня товаров, обращающихся во внешней торговле.

Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств было подписано в Москве 3 ноября 1995 года**15). Эта товарная номенклатура основана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (Брюссель, 14 июня 1983 года)**16). Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 года N 372 для Российской Федерации названная конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года**17).

Гармонизированная система - это многоцелевая товарная номенклатура, построенная на принципах максимально тесной увязки между внешнеторговой и производственной статистикой различных государств.

Она состоит из 21 раздела и 99 групп, причем три группы (77, 98 и 99) зарезервированы на будущее. Они могут быть использованы в товарных номенклатурах соответствующих стран для выделения специфических товаров. Основу классификации товаров по разделам составляет совокупность различных признаков товаров, основными из которых являются происхождение, функциональное назначение, химический состав и вид материала, из которого изготовлен товар. При образовании групп используется принцип последовательности обработки товаров - от сырья к получению полуфабрикатов и готовых изделий. Группировка товаров производится на уровне позиций и субпозиций, из которых выделяют один или несколько видов продукции, наиболее широко обращающихся в мировой торговле, для остальных же видов предназначается обобщенная классификационная группировка "прочие". Всего в гармонизированной системе пять уровней. Для обозначения разделов и подгрупп используются римские цифры, а для групп, товарных позиций и субпозиций - арабские цифры.

В качестве наглядного примера этой довольно сложной системы можно обратиться к классификации сельскохозяйственных товаров, упомянутой в последнем абзаце комментируемой статьи.

В этом абзаце законодатель использовал довольно интересный прием. Он не стал раскрывать понятие "сельскохозяйственные товары" (которые можно определить, как товары, не являющиеся объектом промышленного производства или как товары, существенные характеристики которых не подвергаются значительной модификации), а лишь указал на то, что в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, под сельскохозяйственными понимаются:

- товары, которые классифицируются в группах с 1 по 24 (за исключением рыбы и продуктов из морских биологических ресурсов) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности содружества Независимых Государств;

- иные товары по перечню.

В группах с 1 по 24 (с включением рыбы и продуктов из морских биологических ресурсов) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности содружества Независимых Государств названы следующие товары:

- живые животные (01);

- мясо и пищевые мясные субпродукты (02);

- рыба и ракообразные, моллюски беспозвоночные (03);

- молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные (04);

- продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные (05);

- живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень (06);

- овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды (07);

- съедобные плоды (фрукты) и орехи; кожура и корки цитрусовых или бахчевых культур (08);

- кофе, чай, мате (парагвайский чай) и пряности (09);

- хлебные злаки (10);

- продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмал; инулин; пшеничная клейковина (11);

- масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж (12);

- шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты (13);

- растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные (14);

- жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (15);

- готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных (16);

- сахар и кондитерские изделия из сахара (17);

- какао и продукты из него (18);

- готовые продукты из зерна хлебных злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия (19);

- продукты переработки овощей, плодов (фруктов), орехов или прочих частей растений (20);

- разные пищевые продукты (21);

- алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (22);

- остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных (23);

- табак и промышленные заменители табака (24).

Подробнее например, в группе 13 указаны: Шеллак природный неочищенный; природные камеди, смолы, гуммисмолы и живица (например, бальзамы) (код 1301): - шеллак природный неочищенный (1301 10 000); - гуммиарабик (1301 20 000); - прочие (1301 90); - - природная смола Chios (дерева вида Pistasia lentiscus) (1301 90 100); - - прочие (1301 90 900) и т.д.

Помимо этого довольно подробного перечня к товарным позициям существуют свои примечания. Например в товарную позицию 1302 включаются экстракты солодки и пиретрума, хмеля, алоэ и опиума. В данную товарную позицию не включаются: экстракт солодки с содержанием сахарозы более 100 мас. % или приготовленный в виде кондитерских изделий (товарная позиция 1704); экстракт солода (товарная позиция 1901); экстракты кофе, чая или мате (товарная позиция 2101); растительные соки или экстракты, используемые при производстве алкогольных напитков (группа 22); камфора, глицирризин или другие продукты товарной позиции 2914 или 2938; лекарственные средства товарной позиции 3003 или 3004 или реактивы для определения группы крови (товарная позиция 3006); дубильные или красящие экстракты (товарная позиция 3201 или 3203); эфирные масла, конкреты (твердые цветочные экстракты), абсолюты, резиноиды, экстрагированная живица, водные дистилляты или водные растворы эфирных масел или готовые продукты, основанные на ароматических веществах, используемые при производстве напитков (группа 33); натуральный каучук, балата, гуттаперча, гваюла, чикл или аналогичные природные камеди (товарная позиция 4001).

Для применения к поставкам квалифицированного по товарной номенклатуре товара каких-либо мер государственного регулирования, основным вопросом является определение его страны происхождения, о котором говорится в абз.7 комментируемой статьи.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования его ввоза на таможенную территорию государства или союза государств и вывоза с этой территории. По общему правилу, страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

В соответствии со ст.27 Закона РФ от 21 мая 1993 года (с изм. от 13 июля, 18 октября и 22 ноября 1995 года, 17 января 1997 года) N 5003-I "О таможенном тарифе"**18), товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

- полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

- растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

- живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

- продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

- произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

- продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в океане судами данной страны либо судами, зафрахтованными ею;

- вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

- продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

- товары, произведенные в данной стране исключительно из полезных ископаемых, добытых на ее территории или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах.

В принципе, это общепринятый перечень, который содержится и в законодательстве зарубежных государств и их союзов. Например, в Европейском союзе указанные выше пункты перечислены в ст.23 постановления Совета ЕЭС от 12 октября 1992 года N 2913/92**19).

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием достаточной переработки. Термин "критерий достаточной переработки" означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

- изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

- выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

- правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

- операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

- операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); простые сборочные операции;

- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны, происхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков.

Когда критерий достаточной переработки выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются:

- для импортированных товаров - по стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе; или, в случае, если их происхождение неизвестно, - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство;

- для готовых товаров - по цене франко-завод - изготовитель товара.

Для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления специального документа - сертификата о происхождении товара.

При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается российскими торгово-промышленными палатами (это право им предоставлено ст.12 Закона РФ от 7 июля 1993 года (с изм. от 19 мая 1995 года) N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации")**20), в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации.

Понятие "импорт товара за предшествующий период" предназначено для использования в ходе расследований на предмет введения той или иной меры защиты отечественной отрасли экономики.

При этом под импортом следует понимать ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Импорт можно также определить, как приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его из-за границы. Предоставление сведений об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за 3 предшествующих года является необходимым условием для принятия заявления о проведении расследования (см. например п.2 ст.18 комментируемого закона).

б) Таможенная пошлина является одним из видов косвенных налогов наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизом**21). Она взимается таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или вывозе товара с этой территории и выступающем неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Транзит товаров от таможенных пошлин освобожден (в Советском Союзе этот принцип впервые был закреплен в постановлении Совета народных комиссаров СССР от 8 января 1925 года "О транзите иностранных товаров через территорию Союза ССР" (п.1))**22).

Функцию взимания таможенных пошлин выполняет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

Использование в комментируемом законе такого понятия как "федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации" не случайно. Аналогичный подход применен и в ст.3 и п.14 ст.18 настоящего закона. Данный прием позволяет избежать многочисленных поправок, в том числе и в комментируемый закон, в случае изменения названия того или иного государственного органа, что происходит сегодня довольно часто (см. комментарий к ст.3). Исключением является пожалуй лишь п.4 ст.15 настоящего закона, в котором напрямую определено, что решение об ограничении импорта товаров в целях поддержания равновесия платежного баланса, принимается по представлению Центрального банка РФ.

В настоящее время под федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации следует понимать Государственный таможенный комитет Российской Федерации, действующий в соответствии с положением, утвержденном указом Президента РФ от 25 октября 1994 N 2014**23).

В сокращенном варианте Государственный таможенный комитет РФ, согласно так называемому перечню полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, утвержденному распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 10 ноября 1998 года**24), имеет аббревиатуру "ГТК России".

Этот орган решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

ГТК России издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, действующие на всей территории Российской Федерации и обязательные для исполнения всеми государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Возглавляет ГТК России председатель. Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством РФ.

ГТК России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках и других кредитных учреждениях.

Комментируемым законом на этот орган возложена обязанность взимания особых видов пошлин сверх базовых ставок таможенных пошлин. По общему правилу, ставки таких пошлин являются едиными на всей территории Российской Федерации и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу (то есть за границу таможенной территории) Российской Федерации, видов сделок и других факторов. Исключение составляют только тарифные льготы (снижение ставки или беспошлинный ввоз).

Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ. При этом, наиболее распространенными в настоящее время являются ввозные таможенные пошлины. В настоящее время действуют ставки этих пошлин, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 года (с посл. изм.) N 1560**25).

Ставки таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, указаны в приложении N 1 к приказу ГТК России от 26 апреля 1996 года (с посл. изм.) N 258**26). Они называются минимальными.

Режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования - это условие, предусматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав, преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин и сборов, методов их взимания и формальностей, которыми пользуется или будет пользоваться любое третье государство (в отношениях нашего государства с другими странами, после Октябрьской революции, одним из старейших примеров предоставления такого режима является ст.1 Временного торгового соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Великобританией, которое было заключено в Лондоне 16 февраля 1934 года)**27).

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными. Преференциальные ставки являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам.

По способу взимания, или точнее по видам применяемых ставок, таможенные пошлины делятся на специфические, пошлины с цены и пошлины смешанного типа.

Специфические таможенные пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Размеры таких пошлин не зависят от товарных цен. Если цены на товар растут, то степень обложения специфическими таможенными пошлинами по отношению к цене товара понижается. Этот недостаток перекрывается тем, что поступления в бюджет при падении цен не уменьшаются.

Исчисление специфических таможенных пошлин производится по формуле: Пип1 = Вт х Сип1 х Ке/Квк, где Пип1 - размер ввозной таможенной пошлины; Вт - количество товара; Сип1 - ставка ввозной таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации; Квк - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

Пошлины с цены, или таможенные пошлины ad valorem (франц. - адвалорные), устанавливаются в виде процента с цены облагаемого товара. Доход от этих пошлин находится в сильной зависимости от колебания конъюнктуры. При падении товарных цен поступления в бюджет от обложения такими пошлинами падают.

Исчисление адвалорной таможенной пошлины производится по формуле: Пип2 = Ст х Сип2, где Пип2 - размер ввозной таможенной пошлины; Ст - стоимость товара; Сип2 - ставка ввозной таможенной пошлины, установленной в процентах к таможенной стоимости товара.

Таможенные пошлины смешанного или комбинированного типа применяют как дополнение к специфическим в случае недостаточной их эффективности. Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых пошлиной по комбинированным ставкам, производится в три этапа. Сначала определяется размер пошлины по ставке за единицу товара, затем исчисляется размер пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. В заключение, для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая величина.

Можно сказать, что все вышеприведенные понятия являются общими - базовыми понятиями. Следующие группы понятий предназначены для уточнения, раскрытия и определения конкретных мер защиты. Условно их можно разделить на три группы понятий, связанных с антидемпинговыми, компенсационными и специальными защитными мерами.

в) Защитные меры - это возможность ограничивать временно доступ определенных товаров на отечественный рынок в случае, если импорт товаров возрастет в такой степени, что нанесет ущерб соответствующей отрасли национальной экономики.

На международном уровне применение чрезвычайных, защитных мер в отношении импорта отдельных товаров впервые было санкционировано 30 октября 1947 года Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ст.XIX)**28).

В частности, было закреплено, что если в результате непредвиденных обстоятельств и выполнения взятых на себя какой-либо договаривающейся стороной обязательств по названному соглашению, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется на территорию такой договаривающейся стороны в таких увеличенных количествах и в таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить существенный ущерб отечественным производителям на этой территории аналогичных или непосредственно конкурирующих с ним товаров, договаривающаяся сторона имеет право по отношению к подобному товару и в такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения или устранения такого ущерба, приостановить обязательство полностью или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения.

В настоящее время эта статья действует в редакции 1994 года**29). Защитные меры, принятые на основании ее прежней редакции и применяемые на 1 января 1995 года, должны прекратить свое действие через восемь лет после даты, когда они были введены впервые, либо в 2000 году, в зависимости от того, какой из сроков наступит позднее.

Унифицированные правила применения защитных мер установлены в Соглашении по защитным мерам, заключенном на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров Генерального соглашения по тарифам и торговле (Марракеш, 15 апреля 1994 года)**30).

Говоря о российском законодательстве следует отметить, что используемое в комментируемой статье понятие "специальные защитные меры" включает в себя инструменты как таможенно-тарифной, так и нетарифной политики. Импортная квота является нетарифной мерой государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Специальная пошлина, в том числе временная специальная пошлина, - таможенно-тарифной мерой.

Их объединяет то, что и та и другая мера применяются в форме специальных защитных мер только при импорте товаров. По механизму своего воздействия на импорт, различие между названными нетарифными и тарифными мерами заключается в том, что первые удерживают импорт на определенном заданном уровне, не позволяя ему расти вслед за увеличением потребления, а вторые изменяют объем ввозимых товаров иностранного производства в масштабах, обратно пропорциональных уровню импортных цен. В первом случае удорожание импорта достигается начислением специальной защитной пошлины на цену товара, а во-втором (при использовании импортной квоты), - сокращением импортного предложения.

Важно отметить, что следуя логике построения понятия "специальные защитные меры" и структуры ст.4 комментируемого закона "Общие принципы применения специальных защитных мер", законодатель, посредством применения союза "или" исключил возможность одновременного применения таможенно-тарифных и нетарифных мер, то есть ограничение ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации через установление в отношении его поставок импортной квоты и, одновременно, специальной пошлины не допускается, даже, если какая-либо из упомянутых специальных защитных мер недостаточна для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или причинения его угрозы.

Ранее упомянутое понятие "импортная квота" имеет два основных значения:

- нетарифный количественный (стоимостной или натуральный) способ ограничения ввоза отдельных товаров в государство;

- экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства в целом, а также для отдельных отраслей и производств по различным видам продукции, исчисляемой в ценностном или натуральном выражении за определенный период в виде отношения объема импорта "И" к объему внутреннего потребления, представляющему собой сумму отечественного производства, запасов "По" и импорта "И" соответствующих товаров, %: k = 100И/(По + И).

Первые ограничения и запреты на ввоз товаров были введены еще до первой мировой войны. В интересах так называемой общественной безопасности запрещались к ввозу взрывчатые вещества, оружие, в интересах здравоохранения - яды и т.д. Запрещались к ввозу такие товары, которые являлись объектами государственных монополий: табак, спички, соль, спирт.

В годы экономического кризиса 1929-1933 годов цены на сельскохозяйственное сырье и продовольствие упали в большей мере, чем на готовые промышленные изделия. Многие аграрные страны для ликвидации дефицита своих платежных балансов экспортировали товары в промышленно развитые страны Западной Европы по заниженным ценам. В ряде стран, например во Франции и Германии, развернулась острая конкурентная борьба между сельскохозяйственными товарами иностранного производства и национальными. Существовавшие в то время таможенные пошлины на сырье и продовольствие не смогли приостановить импорт сельскохозяйственных товаров (например, из Румынии во Францию), который принял угрожающий характер для многих индустриальных стран с развитым сельскохозяйственным производством. В силу этого они прибегли к новому средству, более эффективному, чем действовавшие пошлины, - к установлению квот товаров, подлежащих ввозу. Вскоре эта система была распространена и на импорт готовых изделий.

В чем же заключаются преимущества импортных квот? Во-первых, они дают гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Во-вторых, использование импортных квот делает внешнеторговую политику более выборочной: применение количественных ограничений характеризуется в первую очередь тем, что посредством этого инструмента защищается обычно не национальная экономика в целом, а лишь отдельные отрасли, то есть проводится политика селективного протекционизма.

В нашей стране количественные ограничения получили распространение в девяностые годы нынешнего столетия. В России попытки введения количественных ограничений предпринимались в отношении импорта текстильной (постановление Правительства РФ N от 11 декабря 1997 года 1549 "О временном введении квот на импорт из Европейского союза ковров и текстильных напольных покрытий")**31) и алкогольной продукции (постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 года N 130 "О квотировании спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации")**32).

При этом такие квоты следует отличать от квот, применяемых в отношении импорта специфических товаров. Примером последних может служить постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ"**33).

Как правило, когда речь идет об использовании квот в отношении количества или стоимости товара, подразумеваются прежде всего различные меры по ограничению импорта. Вместе с тем, ст.17 комментируемого закона предусматривает, что в целях предотвращения уменьшения критического недостатка продовольствия или иных товаров, которые являются существенно важными на внутреннем рынке Российской Федерации, Правительство РФ может временно запретить или ограничить экспорт (вывоз с таможенной территории государства без обязательства об обратном ввозе) таких товаров. Ограничение экспорта продовольственных или иных товаров осуществляется посредством введения экспортных квот.

Как экономическая категория, экспортная квота - это удельный вес экспорта в валовом национальном продукте по рыночным ценам и индикатор степени интеграции народного хозяйства во внешнюю торговлю.

Впервые ограничения экспорта появились в двадцатые годы нынешнего столетия, когда немецкое правительство ограничило экспорт бумаги в Швейцарию. В России, одно из первых официальных упоминаний о возможности введения экспортных квот возникло с принятием постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 года (с посл. изм.) N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации"**34). В частности, Министерству экономики РФ по согласованию с Министерством внешних экономических связей РФ и другим заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации было поручено до 15 ноября 1992 года установить квоты экспорта товаров в 1993 году, перечисленных в приложении N 2 к названному постановлению.

По своему действию экспортная квота выполняет роль ограничения экспорта. При этом само понятие "ограничение экспорта" применимо ко всем мероприятиям государства, ограничивающим или полностью запрещающим экспорт. По сути это может быть та же квота, но вводимая не страной-импортером, а страной-экспортером. Ограничениями экспорта являются самые разнообразные меры, в том числе:

- государственный запрет на экспорт определенных товаров, а также капиталов в отдельные страны;

- контроль над экспортом, устанавливаемый государством для предотвращения нежелательного развития экспорта и т.д.

В Соединенных штатах к термину "ограничение экспорта" добавляют определение "добровольное" (анг. - voluntary export restrictions). Добровольное ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров по внешнеторговым связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Такое обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Однако чаще всего добровольные ограничения экспорта вводятся в отношении товаров и предприятий, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции тех стран, в которых осуществлялся экспорт этих товаров. Как правило, для того, чтобы предотвратить антидемпинговое обложение поставок.

Впервые такого ограничения добились в начале пятидесятых годов США от Японии. В качестве недавнего примера добровольных ограничений экспорта можно привести дело по поставкам российской стали на рынок Соединенных Штатов.

Комиссия по международной торговле США определила возможность нанесения национальной промышленности Соединенных Штатов ущерба в связи с двухкратным увеличением (до 450 тысяч тонн в год) поставок листовой углеродистой стали производства Магнитогорского, Орско-Халиловского, Череповецкого металлургических комбинатов (всего 12 производителей).

Временная антидемпинговая пошлина на толстый лист Череповецкого комбината была установлена в размере 61,23%, а на продукцию остальных производителей 185%.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство внешних экономических связей и торговли РФ направило в Министерство торговли США проект соглашения, в котором предлагалось добровольно ограничить российский экспорт стали.

После согласования отдельных положений соглашение было подписано, а вслед за ним вышло Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1185 "Об урегулировании антидемпинговой процедуры по толстолистовой стали в США"**35).

Министерству внешних экономических связей и торговли РФ было поручено осуществлять в период действия соглашения выдачу субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации независимо от формы собственности лицензии на экспорт разрезанной на мерные длины толстолистовой углеродистой стали в США. Выдача лицензий на экспорт стали осуществляется в порядке фактического проведения операций по экспорту до суммарного исполнения экспортной квоты.

Экспортная квота, так же как и импортная, является нетарифной мерой. К таможенно-тарифным средствам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится следующее понятие "специальная пошлина".

Она применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести существенный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров.

Наряду с антидемпинговой и компенсационной пошлиной, она составляет группу так называемых особых видов пошлин. Под особыми видами пошлин, оговорка о возможности применения которых содержится и в п.2 ст.3 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ**36), понимаются взимаемые в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности пошлины, установленные на определенный срок и применяемые к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации.

Специальная пошлина, как и другие особые виды пошлин, представляет собой отдельную разновидность косвенного налога, который включается в продажную стоимость товаров и тем самым влияет на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, специальные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя внешнеторговых операций: их введение дифференцировано удорожает ввозимые товары.

г) Понятие "антидемпинговые меры" включает в себя временную антидемпинговую пошлину, антидемпинговую пошлину и ценовое обязательство. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Основной среди них является антидемпинговая пошлина. Она применяется в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести существенный ущерб отечественным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

Необходимо отметить, что в проекте комментируемого закона, принятого Государственной думой в первом чтении (см. предисловие), также как и в случае с другими особыми видами пошлин, использовалось несколько иное понятие - "антидемпинговая таможенная пошлина". Она была определена, как таможенная пошлина, применяемая вследствие демпингового импорта и взимаемая сверх базовой ставки таможенной пошлины в размере демпинговой разницы.

Такой подход к определению антидемпинговой пошлины имел ряд недостатков: прежде всего в связи с ее полным отождествлением с таможенной пошлиной. Во-первых, в отличие от таможенной пошлины, срок действия антидемпинговой пошлины, так же как и сезонной пошлины, ограничен определенным периодом времени. Во-вторых, основной элемент антидемпинговой пошлины - ее ставка устанавливается для каждого конкретного случая отдельно, то есть носит персонифицированный - индивидуальный характер.

Не свободно от недостатков и нынешнее определение. Указание на взимание антидемпинговой пошлины сверх базовой ставки таможенной пошлины позволяет говорить об этой пошлине как о надбавке к таможенной пошлине, тогда как в законодательстве других стран (например, в п.1 ст.45 Закона Израиля от 1 января 1991 года "О налогообложении торговых операций" 5751-1991**37) особо подчеркивается то, что антидемпинговая пошлина взимается независимо от того, облагается ли товар таможенной пошлиной или числится в списке беспошлинных товаров. Тем самым, российский законодатель ограничил сферу применения антидемпинговых пошлин товарами, облагаемыми таможенной пошлиной. В результате, антидемпинговая пошлина как инструмент оперативного экономического регулирования внешнеторговой деятельности несколько теряет свою эффективность.

Как следует из названия, антидемпинговая пошлина предназначена для нейтрализации существенного ущерба отрасли национальной экономики (или предотвращения угрозы его нанесения такой отрасли), вызванного демпинговым импортом товаров. Иными словами, это средство борьбы с несправедливостью под названием демпинг.

Слово "демпинг" происходит от английского глагола "to dump", что означает сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать. Он используется в основном в уничижительном смысле в сравнении с кучами мусора и малоценных вещей. С этим связывается и немецкий термин "schleuderkonkurrenz", то есть конкуренция сбрасыванием более дешевых, чем у конкурентов, товаров в больших количествах. Это явление родилось в Германии перед первой мировой войной и по мнению Рудольфа фон Далберга стало одним из психологических факторов ее начала**38).

В законодательстве и научной литературе используются различные определения демпинга, основными среди них являются следующие:

- монопольный демпинг, при котором предприятие или группа предприятий занимает доминирующее положение в своей стране и продает за рубеж производимые товары по ценам ниже тех, которые они применяют на внутреннем рынке**39);

- технологический демпинг, под которым понимается продажа товаров по низким ценам как результат высокой производительности труда, достигнутой благодаря применению передовой технологии**40);

- плановый демпинг, возникает при резких колебаниях цен на рынке**41);

- спорадический демпинг - ввоз какого-либо товара в значительных объемах в течение небольшого промежутка времени**42);

- русский демпинг - феномен начала тридцатых годов, использовавшийся для изыскания иностранной валюты, необходимой для закупки оборудования и материалов, посредством экспорта имевшихся ресурсов по ценам, которые порой на 40% были ниже цен на рынке государства-импортера**43);

- валютный демпинг, представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран**44);

- внутренний демпинг, то есть демпинг со стороны какой-либо фирмы одного из государств-членов таможенного союза**45).

В классическом виде, демпинг можно охарактеризовать как ценовую дискриминацию между национальными рынками. Это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже чем за границей и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше чем на экспортных рынках, однако, в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране.

Впервые попытку противодействовать демпингу на законодательном уровне предприняли в 1904 году канадцы, после этого антидемпинг получил мощное развитие и в других странах. При этом методы, используемые для определения демпинга, значительно отличались среди стран. Это расхождение и возрастающий потенциал применения национальных антидемпинговых законов становился значительным барьером в международной торговле, что и вызвало международный интерес в отношении демпинга уже в двадцатые годы нынешнего столетия.

Вопросы, связанные с противодействием демпинговому импорту товаров, изначально выступали объектом торговых трений (к примеру, в 1920 году антидемпинговые вопросы обсуждались в Лиге наций, в 1933 году - на Всемирной экономической конференции), что и привело к включению, по предложению США, во второй половине сороковых годов в Генеральное соглашение по тарифам и торговле специальной статьи (VI) посвященной демпингу и мерам противодействия этой недобросовестной торговой практике, а затем, в последствии, и разработке специальных соглашений, получивших название "Антидемпинговый кодекс".

Несмотря на многочисленные торговые переговоры, проходившие в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, первоначальное определение непосредственно демпинга, выработанное сторонами на переговорах Кеннеди раунд и включенное в ст.2(а) Соглашения 1967 года об интерпретации ст.VI Генерального соглашения по тарифам и торговле, дошло до нашего времени без малейших изменений. Согласно этой статье "товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране"**46).

Как видно из содержания этой статьи, для определения товарного демпинга используются три основных понятия "нормальная стоимость товара", "обычные условия торговли" или пользуясь терминологией комментируемого закона "обычный ход торговли" и "экспортная цена товара".

Сопоставление нормальной стоимости и экспортной цены при обычном ходе торговли показывает наличие или отсутствие товарного демпинга, а точнее демпинговой маржи.

"Демпинговая маржа" - это чрезвычайно важное понятие. Во-первых, наличие демпинговой маржи является одним из оснований для применения антидемпинговых мер. Во-вторых, она служит основой для расчета уровня антидемпинговых мер. В третьих, демпинговая маржа выполняет роль ограничителя уровня антидемпингового обложения: согласно п.5 ст.11 комментируемого закона ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

Положения о минимально допустимой демпинговой марже следует рассматривать как льготу - право на демпинг в минимальном размере. Ранее, в качестве льгот использовался несколько иной прием - освобождались от уплаты антидемпинговых пошлин отдельные виды товаров. Например, в Японии в двадцатые годы нынешнего столетия даже несмотря на то, что был обнаружен демпинг, антидемпинговая пошлина не взималась с поставок красителей и отдельных видов машин.

д) Понятие "минимальная демпинговая маржа" замыкает группу понятий, связанных с антидемпинговыми мерами. Следующая - заключительная группа образована субсидиями и компенсационными мерами.

Состав последних требует некоторого уточнения. В комментируемой статье перечислены только пошлины: временные и окончательные. Вместе с тем, п.4 ст.14 настоящего закона закрепляет, что при получении от иностранного государства (союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара в приемлемом размере, дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных мер в отношении данного товара может быть прекращено. Таким образом, в арсенал компенсационных мер входят не только пошлины, но и обязательства.

Ключевое место в системе мер, направленных на противодействие недобросовестной торговой практике, выражающейся в предоставлении запрещенной субсидии, является компенсационная пошлина.

По определению, содержащемуся в абз. 23 настоящей статьи, она представляет собой обязательный платеж, взимаемый ГТК России сверх базовой ставки таможенной пошлины при ввозе товаров на российскую таможенную территорию.

В силу своей природы компенсационная пошлина обладает всеми основными признаками и чертами налога, в том числе обязательностью и индивидуальной безвозмездностью (хотя ей присущи и отдельные признаки сбора - ее уплата является условием определенных юридически значимых действий государственных органов). По объекту взимания компенсационная пошлина является ввозной или импортной пошлиной.

Регламентация ее применения, также как и других особых видов пошлин, в своей основе имеет прежде всего финансово-правовые нормы - нормы права, регулирующие финансово-денежные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (распределения и перераспределения национального дохода). При этом, нельзя не отметить, что при всей важности собственно финансовых норм в правовом механизме применения этих таможенно-тарифных мер регулирования, в нем достаточно широко представлены и административные нормы. Это прежде всего касается порядка проведения расследования, предшествующего применению компенсационных пошлин.

Основными функциями компенсационных пошлин являются фискальная и регулятивная. Первая функция дает государству средства для покрытия его расходов, а вторая - обеспечивает государственное вмешательство в экономику и является средством реализации его политики. Однако, это разделение в определенной степени условно и в настоящее время эти функции не могут рассматриваться отдельно. Их единство лежит в самой основе механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Возможность использования компенсационной пошлины ограничена: она применяется не ко всем ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам, а лишь к тем, в отношении которых на основании результатов соответствующего расследования установлено наличие причинно-следственной связи между причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения и импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств).

Прообразом современных внешнеторговых субсидий являются так называемые вывозные премии, которые носили агрессивный характер и предназначались для захвата иностранных рынков.

Вывозные премии в эпоху меркантилизма (экономического учения и экономической политики, отражавших интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII века)) входили в группу специальных средств подчинения других стран своему экономическому могуществу. Они стояли, с одной стороны, рядом с запрещением ввоза иностранных товаров и, с другой стороны, со всевозможными льготами и привилегиями, которые государство раздавало промышленникам.

В 1689 году вывозные премии были установлены на английское зерно. В то время во Франции их даже рассматривали как источник богатства Англии и причину блестящего развития ее сельского хозяйства.

В XVIII веке часто использовались не только государственные вывозные премии, но и частные. Это разновидность вывозных премий, которые уплачивали промышленники за вывоз и реализацию товаров на внешнем рынке. Порой, такие действия приводили к убыткам, но главная цель выполнялась: посредством экспорта товаров уничтожались зачатки промышленности в определенных государствах.

Периодом активного распространения вывозных премий как универсального средства, пригодного чуть ли не для всякой отрасли производства, стали двадцатые - сороковые годы XIX века. Эти премии использовались при экспорте шерстяной пряжи, мыла, сахара и многих других товаров.

Так же как и демпинг, вывозные премии или как их сейчас называют - субсидии всегда выступали в качестве источника торговых трений и споров. После включения в ст.XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года положений, касающиеся субсидирования, правила по субсидиям изменялись несколько раз.

Первоначально вышеупомянутая названная статья содержала только положения по консультациям и уведомлениям. В 1955 году в нее были добавлены положения (раздел В) по экспортным субсидиям и появилось разделение на "сырьевые" и "несырьевые" товары. Экспортные субсидии по несырьевым товарам были запрещены, если они приводили к превышению экспортной цены, то есть цены, по которой товар ввозился на таможенную территорию государства импортера. Обязательство в отношении сырьевых товаров, включая сельскохозяйственные, сводилось только к "избеганию" использования экспортных субсидий таким образом, чтобы ни один из участников Генерального соглашения по тарифам и торговле не занял более значительное место, чем по справедливости причитается ему в мировом экспорте данного товара. Первый пояснительный список экспортных субсидий был утвержден в 1960 году.

Так как субсидии рассматривались как способ изменять конкурирующие отношения между импортируемыми и отечественными товарами, ст.VI Генерального соглашения по тарифам и торговле уполномочила договорившиеся стороны на получение компенсации в виде наложения компенсационных пошлин на товары, которые приносят выгоду от субсидий вне зависимости от того, предоставлялись ли субсидии прямо или косвенно на экспорт какого-либо товара или приводили к уменьшению экспортной цены по сравнению с отечественной ценой экспортирующей страны, но только в случае существования необходимости устранения ущерба от субсидируемого импорта.

Упомянутые прямые субсидии - это непосредственно денежная дотация из бюджета. Например, корпорации в каком-то году перечисляется сумма, скажем, в 100.000 долл. США. Косвенные субсидии предусматривают уменьшение отчислений в бюджет. Например, семи процентная скидка с налога на прибыль есть не что иное, как фактическая субсидия, но в косвенной форме.

Бывают еще субсидии, сочетающие одновременно признаки и прямых и косвенных отчислений из бюджета, которые можно рассматривать как третью группу. К ней относится финансирование кредитов. Предположим, на рынке ссудного капитала процентная ставка - 10%, что означает цену за кредит, равную 10% годовых его размера. За кредит платит предприятие-экспортер, которое берет взаймы. Государство может оплатить ему 4 из 10% и таким образом уменьшит его расходы. Это будет фактической субсидией для предпринимателя, ибо ему надо будет уплатить только 6 из 10%.

Юридически субсидии могут оформляться например следующим образом. Согласно постановлению Совета министров РФ от 18 ноября 1993 года N 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 94 годах", Министерству финансов РФ было поручено "предусмотреть в проекте республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 год 500 млрд. рублей на субсидирование части кредитов, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, внедрение эффективных технологий, определив порядок использования указанных средств"**47).

Субсидии являются одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей, посредством предоставления льгот финансового характера. В результате такого действия экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен и объемы экспорта растут.

Унифицированные правила по субсидиям были значительно расширены в ходе так называемого Токийского раунда переговоров, проходившего в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в период с 1973 по 1979 год. В ходе этих переговоров было принято Соглашение об интерпретации ст.VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года**48). Основное внимание в этом соглашении, которое иногда еще называют Кодексом по субсидиям**49), сконцентрировано на запрещении экспортных субсидий безотносительно к их дифференциальному воздействию на цены.

В отношении отечественных субсидий названным соглашением было впервые закреплено международное правило по этому вопросу. В частности, было отмечено, что отечественные субсидии могут наносить ущерб промышленности или серьезно ущемлять интересы другого участника Генерального соглашения по тарифам и торговле, поэтому от участников было потребовано избегать таких действий. Предусматривалось также проведение консультаций и были регламентированы процедуры урегулирования споров. И конечно, государство импортер было вправе налагать компенсационные пошлины на основании определения о том, что отечественной промышленности нанесен или существует угроза нанесения материального ущерба, вызванного субсидированием.

Новое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам было заключено в ходе Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, проходившего с 1986 по 1994 год**50). В нем содержится согласованное определение субсидии, как "финансовый вклад правительства" или какого-либо государственного органа и "льгота", получаемая в этой связи, а сами субсидии разделены на три вида. Некоторые из них дают основания для принятия мер, другие наоборот, третьи - вообще запрещены. К последним, в частности, относятся:

- предоставление правительствами прямых субсидий предприятию или промышленности, обусловленное результатами экспорта;

- программы, допускающие удержание валюты, либо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте;

- внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые правительствами на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке;

- предоставление правительствами или их организациями прямо или косвенно через правительственные программы импортных или отечественных товаров или услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более благоприятных, чем условия предоставления аналогичных или непосредственно конкурир


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы