v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный) - Глава II. Специальные защитные меры -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава II. Специальные защитные меры

Статья 4. Общие принципы применения специальных защитных мер

1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить специальные защитные меры в отношении такого товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин.

2. Специальные защитные меры в отношении какого-либо товара применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара.

Комментарий к статье 4

1. Нормы комментируемой статьи являются базовыми, то есть адресованы ко всем отношениям определенного рода. При этом следует обратить на скрытую тавтологию в названии этой, а также ст.7, 12 и 18 настоящего закона. Определение принципов как общих, не совсем верно. Слово "принцип" имеет несколько значений, в том числе и основное, исходное положение какой-либо теории, убеждение, взгляд на вещи, основная особенность, а производное от него фразеологическое выражение "в принципе" - в основном, в общем, в целом. Термин "общий" означает свойственный всем, используемый всеми, взаимный, целый, весь, касающийся основ, без подробностей**66). Таким образом, название комментируемой статьи можно прочесть как "Общие основные или касающиеся основ, основные особенности правил применения специальных защитных мер"?!

Непосредственно в п.1 настоящей статьи установлено ряд обязательных условий применения специальных защитных мер. Во-первых, закреплено, что введению специальных защитных мер предшествует специальное расследование (проводимое Министерством торговли РФ). Во-вторых, названы меры, которые могут быть введены Правительством РФ по результатам такого расследования (импортные квоты, специальные пошлины). В-третьих, перечислены основания для введения таких мер (возросший ввоз, существенный ущерб или его угроза, причинная связь).

Однако nulla regula sine exceptione (лат. - нет правил без исключений). Для этой цели в нормативных правовых актах используются так называемые специальные нормы. Среди таких норм, устанавливающих изъятия из п.1 комментируемой статьи, следует назвать прежде всего п.5 ст.6 (определяющий, что специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводится без проведения расследования) и ст.23 (в которой санкционирована возможность неприменения специальных защитных мер даже, если для этого имеются все основания).

2. Принцип недискриминации, о котором идет речь в п.2 комментируемой статьи, широко используется в различных отраслях законодательства. Например, в межправительственных договоренностях по налоговым вопросам его смысл заключается в том, что национальные лица одного договаривающегося государства не должны подвергаться в другом договаривающемся государстве любому налогообложению или любому связанному с ним требованию, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним требования, которым подвергаются или могут подвергаться национальные лица такого другого государства при тех же обстоятельствах, в частности в отношении постоянного местопребывания (ст.24 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25 марта 1997 года))**67).

Не является исключением и внешнеторговое законодательство. При этом заявления о применении принципа недискриминации во внешней торговле иногда даже опережают нормативные правовые акты, являющиеся основой для введения той или иной меры. Так незадолго до вступления в силу комментируемого закона, в заявлении Правительства и Центрального банка РФ от 11 апреля 1998 года "Об экономической и структурной политике на 1998 год" подчеркивалось**68), что в случае необходимости введения защитных мер они не будут носить дискриминационного характера.

Недискриминация во внешней торговле предусматривает взаимное предоставление государствами особых условий, в основе которых лежит режим наиболее благоприятствуемой нации.

Как уже отмечалось в комментарии к ст.2 настоящего закона, режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что в отношении пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые государством в отношении любого товара, происходящего из любого другого государства или предназначаемого в любое другое государство, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других государств, или предназначаемому для территории всех других государств.

Иными словами принцип наиболее благоприятствуемой нации означает право каждого государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которые другое государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

Существуют две формулировки соответствующего договорного положения о взаимном предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации: позитивная и негативная. В первом случае речь идет о праве воспользоваться режимом наибольшего благоприятствования, во-втором - о праве на не менее благоприятный, по сравнению с любым третьим государством, режим. По существу, обе формулировки имеют одну цель - обеспечить предоставление тому или иному государству таких же равных условий, какие предоставляются или будут предоставлены любому третьему государству. При этом полное отождествление принципов наиболее благоприятствуемой нации и недискриминации было бы не совсем верным.

Требование, закрепленное в комментируемой статье (п.2) означает, что специальные защитные меры должны применяться на основе режима наиболее благоприятствуемой нации, и не могут быть направлены против импорта из конкретного государства или группы государств.

Таким образом, даже если возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товара, наносящий ущерб или создающий его угрозу отрасли российской экономики, имеет происхождением только одну или две страны, специальные защитные меры надлежит применять в отношении всего аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, независимо от страны его происхождения.

Для членов Всемирной торговой организации возможно исключение из этого правила: согласно п.4 ст.6 Соглашения по текстильным изделиям (Марракеш, 15 апреля 1994 года) защитные (в том числе временные) меры в отношении товаров, указанных в приложении к этому соглашению, могут применяться в переходных период на так называемой пострановой индивидуальной основе**69). Государство, которому приписывается причинение серьезного ущерба или реальная угроза причинения такого ущерба, определяются по резкому и существенному увеличению импорта, будь то фактического или неизбежного, из данной страны на индивидуальной основе, и по уровню импорта в сравнении с импортом из других источников, рыночной доле, а также импортным и внутренним ценам на сопоставимой стадии коммерческой сделки (при этом ни один из этих факторов, взятый по отдельности, либо в сочетании с другими факторами, не может служить обязательной основой для принятия окончательного решения).

См. также комментарий к п.5 ст.15 и п.5 ст.16.

Статья 5. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики в связи с возросшим ввозом товара

При проведении расследования в целях установления причинно-следственной связи между возросшим ввозом на таможенную территорию Российской Федерации товара и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен объективно, в том числе и с количественной стороны, оценить факторы, характеризующие ситуацию в отрасли российской экономики, в особенности:

темпы и абсолютные величины прироста импорта товара (в абсолютных и относительных единицах);

изменения объема продажи такого товара, происходящего из Российской Федерации, на внутреннем рынке Российской Федерации;

изменения объема производства товара, показателей производительности труда, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отраслях российской экономики:

долю импортного товара в общем объеме реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации.

Комментарий к статье 5

В отличие от статей 10 и 13 комментируемого закона, настоящая статья не делегирует Правительству РФ право устанавливать особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара.

Соответственно, если например при демпинговом импорте товаров Министерство торговли РФ следует положениям как настоящего закона, так и специального постановления (см.: комментарий к ст.10), то при исследовании вопроса нанесения существенного ущерба или его угрозы по причине возросшего ввоза на российскую таможенную территорию товара, тоже министерство будет руководствоваться в основном комментируемой статьей.

На ее основе можно вывести следующие принципы определения существенного ущерба отрасли российской экономики или его угрозы в связи с возросшим ввозом товара:

- в ходе расследования (в случае его проведения) для решения вопроса о том, нанес ли или угрожает ли нанести существенный ущерб отрасли российской экономки возросший импорт, оцениваются все соответствующие факторы объективного характера и поддающиеся количественному выражению, которые оказывают влияние на положение в этой отрасли;

- решение о наличии существенного ущерба принимается, если только расследование покажет на основе объективных данных наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом данного товара и существенным ущербом или угрозой его нанесения;

- когда другие факторы, кроме возросшего импорта, наносят существенный ущерб (или создают угрозу его нанесения) отрасли национальной экономики в то же самое время, то такой ущерб не должен быть отнесен к возросшему импорту.

Указанные в комментируемой статье особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики в связи с возросшим ввозом товара на таможенную территорию Российской Федерации являются общепринятыми и практически в том же составе включаются в аналогичные зарубежные нормативные правовые акты. Примерно по такой же модели построена ст.42 Центрально-американского постановления (Коста Рика) от 29 января 1993 года "О несправедливой деловой практике и защитной оговорке"**70). В этом вопросе, пожалуй одним из немногих отличий между комментируемой статьей и зарубежными аналогами является лишь то, что законодательстве других государств, в том числе и в названном постановлении, в отношении специальных защитных мер используют не понятия "существенный ущерб" и "угроза существенного ущерба", а - "серьезный ущерб" и "угроза серьезного ущерба". Причем разница даже не в слове "серьезный" (анг. - serious), а в слове "ущерб". Если обычно в отношении других мер защиты, в английском варианте, применяется слово "injury", то когда речь идет именно о специальных защитных мерах, используется слово "prejudice". В переводе на русский язык первые значения этих слов совпадают - вред, ущерб, но во втором - слово "prejudice" означает "ущерб, причиненный несправедливым решением, несправедливость"**71). Тем самым подчеркивается вероятное участие государства в возможностях иностранного экспортера увеличить объемы своего экспорта.

Статья 6. Особенности введения и применения специальных защитных мер

1. Годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в предшествующий период.

Меньший, чем указанный в абзаце первом настоящего пункта, годовой объем импортной квоты может быть установлен только при условии, что импортная квота именно в таком объеме необходима для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или предотвращения угрозы его причинения.

В пределах годового объема импортной квоты, введенной в качестве специальной защитной меры. Правительство Российской Федерации может установить импортные квоты для отдельных государств.

Правительство Российской Федерации устанавливает долю импортной квоты для того и иного иностранного государства после проведения консультаций с указанным государством с учетом его интересов в поставках такого товара.

В случаях, если импортная квота распределяется между государствами-поставщиками Правительство Российской Федерации может договориться о распределении импортной квоты со всеми государствами-поставщиками, имеющими заинтересованность в поставках данного товара. В случаях, если это не представляется возможным, Правительство Российской Федерации распределяет между государствами-поставщиками, имеющими заинтересованность в поставках данного товара, импортную квоту в пропорции, сложившейся в предшествующий период, на основе общего количества товара или его стоимости. В случае необходимости Правительство Российской Федерации может распределить импортную квоту между отдельными государствами-поставщиками с учетом абсолютных и относительных показателей прироста импорта из отдельных иностранных государств (союза иностранных государств).

2. Если задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии Правительство Российской Федерации на основании предварительного установления федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию Российской Федерации и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения может применить специальные защитные меры посредством введения временной специальной пошлины при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения.

Срок действия временной специальной пошлины не должен превышать двести дней.

Временная специальная пошлина вносится плательщиком, определенным в соответствии со статьей 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, на депозит федерального органа исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о применении специальных защитных мер.

В случае, если в результате расследования применение специальных защитных мер признано нецелесообразным или будет признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка временной специальной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин.

В случае, если специальная пошлина введена в размере большем, чем ставка временной специальной пошлины, разница с плательщика не взимается. Если после окончания расследования принято решение о применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины, срок действия временной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры.

3. Срок действия специальных защитных мер не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. Указанный срок не может составлять более чем четыре года.

Срок действия специальных защитных мер может быть продлен Правительством Российской Федерации, если в результате повторного расследования установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики или угроза его причинения продолжает сохраняться, при условии, что отраслью российской экономики принимаются меры по адаптации к меняющимся экономическим условиям.

Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать восемь лет.

4. В случае введения специальных защитных мер на срок более чем один год условия их применения (объем импортной квоты, ставка специальной пошлины) рассматриваются Правительством Российской Федерации в течение указанного срока для определения возможности их смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.

В случае, если срок действия специальных защитных мер в результате повторного расследования продлевается, условия применения таких мер не могут быть более ограничительными, чем условия применения в течение первоначального срока действия специальных защитных мер.

5. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Комментарий к статье 6

1. В комментируемой статье (п.1) раскрываются особенности применения одного из видов специальных защитных мер, установленных в виде импортной квоты.

Импортная квота - это ограничение импорта товара в отношение его количества и/или стоимости. Экономические последствия установления квот на импорт проявляются следующим образом.

Предположим, что государство является импортером какого-либо товара. В условиях свободной торговли внутренняя цена на товар не отличается от мировой цены. При такой цене отечественные производители могут обеспечить всю потребность страны в этом товаре. Если правительство устанавливает квоту, то общее предложение соответствующего товара на внутреннем рынке, даже с учетом импорта падает. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением. В результате введения импортной квоты на товар часть спроса на него оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства, но одновременно сокращается спрос. Таким образом, отечественным производителям введение импортной квоты выгодно, а потребители в результате роста цен несут потери.

Поэтому, защитные меры применяются только в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения существенного ущерба и для облегчения процесса экономического приспособления экономики.

Если применяется количественное ограничение, то такая мера не должна сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который принимается средний импорт за последние три года, по которым имеются статистические данные, если только не будет четкого обоснования необходимости установления иного уровня для предотвращения или устранения существенного ущерба.

В случаях, когда импортная квота распределяется между различными государствами-поставщиками такая квота называется индивидуальной. Переговоры о распределении импортной квоты, по поручению Правительства РФ, проводит Министерство торговли РФ. Импортная квота распределяется между всеми государствами имеющими заинтересованность в поставках на таможенную территорию Российской Федерации соответствующего товара. Она может быть распределена также:

- между государствами-поставщиками, имеющими заинтересованность в поставках данного товара, в пропорции, сложившейся в предшествующий период, на основе общего количества товара или его стоимости;

- между отдельными государствами-поставщиками с учетом абсолютных и относительных показателей прироста импорта из отдельных иностранных государств (союза иностранных государств).

По общему правилу импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений. Импортная квота может вводиться только в исключительных случаях. Одним из них является необходимость защиты отрасли российской экономики. В этой связи важно помнить, что постановления Правительства РФ о введении специальной защитной меры в виде импортной квоты должны приниматься и официально опубликовываться не позднее, чем за 3 месяца до введения ее в действие.

Другая особенность импортной квоты заключается в том, что согласно постановлению Правительства от 31 октября 1996 года N 1299, она (также как и экспортная квота) может быть объектом купли-продажи**72). Сделки с этим специфическим товаром осуществляются в ходе специальных (открытых или закрытых) конкурсов и аукционов. Соответствующие вопросы регламентированы положениями "О Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот" и "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений". Данные положения были утверждены вышеназванным постановлением Правительства РФ.

Межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже внешнеторговых квот создается с целью обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ о введении в установленном порядке количественных ограничений. Основной ее задачей является оптимальное размещение квот путем проведения конкурсов и аукционов с соблюдением принципов гласности, объективности оценки, единства требований и создания равных конкурентных условий. При этом не допускается ограничение числа участников конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

2. Само по себе расследование, предшествующее применению специальных защитных мер, не препятствует таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования (п.7 ст.18 настоящего закона). Только введение временных мер ставит первые преграды на пути импорта.

В критических обстоятельствах, когда отсрочка может нанести трудновозместимый урон, допускается применение временной защитной меры на основе предварительной констатации, что имеются очевидные свидетельства того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести существенный ущерб.

Срок действия временной защитной меры ограничен и не должен превышать 200 дней, но ее введение не ограничивает срок проведения соответствующего расследования. При этом временная защитная мера, также как и окончательная, применяется к импортируемому товару независимо от его источника. Временная защитная мера вводится в виде пошлины.

Для применения временной специальной пошлины Министерство торговли РФ, с учетом предложения лица, подавшего заявление о проведении расследования, направляет в Правительство РФ в установленном порядке, в форме доклада, предложение о введении такой пошлины. При этом, как следует из содержания абз. 1 п.2 комментируемой статьи, введение временной специальной пошлины обязательно сопровождается продолжением расследования, которое в отличие от расследований, предшествующих применению антидемпинговых или компенсационных мер (см.: п.2 ст.11 и п.2 ст.14 настоящего закона), является обязательным условием ее введения.

Примером практического использования временной специальной пошлины может служить постановление Правительства РФ 17 июля 1998 года N 783 "О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса"**73).

На основании предварительного расследования, проведенного Министерством промышленности и торговли РФ по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, и в соответствии с Решением Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 29 июня 1998 года о существенном ущербе российскому свеклосахарному комплексу в связи с возрастающим ввозом сахара-сырца белого на российскую таможенную территорию, Правительство РФ постановило ввести с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года временные специальные пошлины на сахар-сырец (код 1701 11) в размере 74% от таможенной стоимости, но не менее 0,16 ЭКЮ за килограмм, и на сахар белый (код 1701 99 100) в размере 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,055 ЭКЮ за килограмм, за исключением товаров, происходящих из государств, участников таможенного союза.

Во исполнение этого постановления вышел приказ ГТК России от 31 июля 1998 N 532 "О временных специальных пошлинах"**74).

В нем заслуживают внимания два принципиальных момента. Во-первых, названным приказом было закреплено, что при взимании временных специальных пошлин льготы (снижение ставки, освобождение от уплаты), предусмотренные законодательством Российской Федерации по уплате ввозных таможенных пошлин не применяются. Во-вторых, при расчете налога на добавленную стоимость (взимание которого при импорте предусмотрено п.1(б) ст.3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года (с посл. изм.) N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость**75) в налогооблагаемую базу временные специальные пошлины не включаются.

Окончательное решение по данному делу было оформлено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1998 года N 1549 "Об отмене временных специальных пошлин на сахар-сырец белый"**76).

На основании результатов расследования, проведенного Министерством торговли РФ, одобренного решением Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 24 ноября 1994 года, Правительство РФ постановило:

- считать завершенным расследование, проведенное Министерством торговли РФ по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, о существенном ущербе российскому свеклосахарному комплексу в связи с возрастающим ввозом сахара-сырца и сахара белого на таможенную территорию Российской Федерации;

- по результатам указанного расследования признать правомерным введение с 1 августа 1998 года временных специальных пошлин на сахар-сырец и сахар белый;

- отменить временные специальные пошлины на сахар-сырец (код 1701 11) с 1 января 1999 года и на сахар белый (код 1701 99 100) с 15 февраля 1999 года.

Одновременно, Министерству торговли РФ и Министерству РФ по делам Содружества Независимых Государств было поручено уведомить заинтересованные иностранные государства и Интеграционный комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации о завершении расследования о существенном ущербе свеклосахарному комплексу в связи с возрастающим ввозом сахара-сырца и сахара белого на таможенную территорию Российской Федерации и об отмене временных специальных пошлин на указанные товары.

Временная специальная пошлина вносится ее плательщиком на депозит ГТК России. Она является своеобразной формой залога, который импортер должен внести на определенный срок. В этом случае сумма временной специальной пошлины выступает в качестве беспроцентного вклада, равного всей или части стоимости товара.

По-видимому, в тексте следующего абзаца допущена опечатка: под ст.11 (п.1) имеется в виду ст.11 (п.2), под ст.2 (п.14) имеется в виду ст.14 (п.2)

Для уточнения категории плательщиков, а точнее лиц, ответственных за внесение на депозит ГТК России, временной специальной пошлины, в п.2 комментируемой статьи используется отсылка к другому нормативному правовому акту, то есть в определенной ее части ст.6, также как и ст.11 (п.1), ст. 2 (п.14) настоящего закона является отсылочной. Такой прием преследует цель не загромождать текст (в данном случае комментируемого) закона излишними повторениями (специальных) правил, изложенных в других источниках. Тем самым закон освобождается от повторений, значительно сокращается в объеме и упрощается его понимание и применение. Прибегая к отсылочным статьям, законодатель тем самым выражает логическую связь, существующую между различными нормативными правовыми актами.

Упомянутая ст.118 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 года (с изм. и доп. от 19 июня, 27 декабря 1995 года и от 21 июля, 16 ноября 1997 года) N 5221-I касается вопросов уплаты так называемых таможенных платежей**77).

До недавнего времени, наиболее полный список таможенных платежей содержался во временной инструкции о взимании таможенных платежей, утвержденной ГТК России 8 июня 1995 года (с изм. от 10 октября 1997 года) N 01-20/8107**78). В п.14 ст.1 этой инструкции было закреплено, что к таможенным платежам относятся и "другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации". Таким образом, перечень таможенных платежей является открытым и при введении Правительством РФ, в соответствии с положениями комментируемого закона, временной специальной пошлины, она приобретает статус таможенного платежа.

Причитающиеся таможенные платежи могут быть уплачены любым заинтересованным лицом. В случае их неуплаты в установленные сроки и в установленном порядке, причитающиеся суммы взыскиваются с лиц, ответственных за их уплату.

До помещения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим (определяющий статус перемещаемых товаров) либо их помещении на склад временного хранения, ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик.

Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец такого склада (п.8.1 положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом ГТК России от 7 октября 1993 года N 388**79). Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец такого склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей, то есть, в таком случае, таможенные органы вправе требовать уплаты таможенных платежей как от обоих этих лиц совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и отдельной части. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров.

При производстве таможенного оформления товаров ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант (то есть лицо, перемещающее через таможенную границу товары и/или заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее товары для целей таможенного оформления.

Говоря об ответственности, следует обратить внимание на не совсем корректный оборот, используемый в абз.4 п.2 комментируемой статьи. В нем в частности закреплено, что "... излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику ...". Однако, как следует из содержания этого и предшествующего абзаца, речь идет не о взыскании, а о суммах, внесенных на депозит ГТК России. Это не равнозначные понятия. Взыскание - это воздействие, применяемое согласно закону, полномочным органом государства или должностным лицом к нарушителям правовых норм, предусматривающих за их нарушение ответственность (обязательным условием применения взыскания является установление вины совершившего недозволенное действие)**80). Иными словами, взыскание - это санкция, которая может выражаться в наложении штрафа, конфискации товара и других мерах воздействия в отношении лица, совершившего правонарушение (см. например, гл.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 января 1985 года постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1984 года**81), то есть оно характеризуется принуждением. Понятию "внести" по своему значению более близки такие слова как "уплатить", "сделать взнос", "зачислить", то есть термины, характеризующиеся добровольностью действия.

Если исходить из того, что в абз. 1 и 3 п.2 настоящей статьи используется слово "внести" и после этого отсутствует указание на совершение плательщиком временной специальной пошлины какого-либо правонарушения, то, следовательно, необходимо говорить о возврате не излишне взысканных сумм, а о праве плательщика на получение излишне уплаченных или внесенных сумм (о порядке проведения такого возврата см. комментарий к п.4 ст.11).

В абз. 4 п.2 настоящей статьи названы два основания возврата излишне внесенных сумм временных специальных пошлин, а именно:

- применение специальных защитных мер признано нецелесообразным;

- признано целесообразным введение более низкой ставки окончательной специальной пошлины.

В первом случае, возврату подлежит вся сумма временной специальной защитной пошлины, внесенной плательщиком на депозит ГТК России в ходе проведения расследования. Во втором случае, возвращается только часть этой суммы в объеме разницы между суммой временной и окончательной пошлинами, а остаток платежа, внесенного в счет временной специальной защитной пошлины, по аналогии с положением п.4 ст.11 комментируемого закона, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

3. Защита экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами посредством таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности необходима прежде всего для того, чтобы помочь "встать на ноги" в рыночной среде жизнеспособным и потенциально конкурентоспособным отраслям и секторам экономики. Срок действия таких мер не может быть сколь угодно долгим, и должен охватывать сравнительно короткие промежутки времени, необходимые для становления защищаемых производств. В данном пункте установлено, что общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать 8 лет.

4. Экономические издержки протекционизма включают в себя прямые издержки, связанные с распределением ресурсов, и косвенные издержки, обусловленные конкретной формой ограничения импорта, которые главным образом связаны с нетарифными ограничениями, поскольку они разрывают связь между внутренними и мировыми ценами и изолируют отечественных производителей от внешней конкуренции.

В течение срока действия специальных защитных мер уровень защиты нецелесообразно поддерживать неизменным, он должен последовательно снижаться по мере роста конкурентоспособности защищаемых отраслей, то есть протекционизм должен быть достаточно умеренным: выборочным - ограниченным во времени и убывающим по степени поддержки отраслей экономики.

С этой целью в комментируемой статье (п.4) закреплено базовое правило, которое определяет, что в случае введения специальных защитных пошлин или импортных квот на срок более чем один год, ставка или объем импортной квоты могут быть рассмотрены в Правительстве РФ в течение срока действия соответствующей меры на предмет определения возможности смягчения действия той или иной меры.

Если срок действия специальных защитных мер превышает 3 года, Министерство торговли РФ не позднее чем через 6 месяцев после их введения проводит в обязательном порядке повторное расследование для определения необходимости продолжения применения таких мер.

Используя компоновку п.1 ст.18 постановления Совета ЕЭС от 5 февраля 1982 года N 288/82 "О совместном регулировании импорта" можно сказать, что во время проведения в отношении специальных защитных мер повторного расследования необходимо:

"а) выяснить влияние этих мероприятий;

б) установить, нужно ли их продолжать дальше"**82).

В ходе повторного расследования условия применения специальных защитных мер, то есть ставка специальной защитной пошлины или объем импортной квоты и срок действия соответствующей меры могут быть изменены. При внесении поправок должны соблюдаться следующие требования:

- общий срок действия специальных защитных мер не может превышать 8 лет;

- ставка специальной защитной пошлины не может быть повышена, а объем импортной квоты уменьшен.

Гипотетически, если срок действия специальных защитных мер в результате повторного расследования уменьшается, то ставка специальной защитной пошлины может быть повышена или объем импортной квоты - уменьшен.

При этом необходимо учитывать, что во-первых, положения п.4 комментируемой статьи распространяются только на окончательные специальные защитные меры и не действуют в отношении временных специальных защитных пошлин, которые могут быть либо установлены, либо отменены, то есть в отношении условий их применения повторное расследование не проводится. Во-вторых, в п.4 настоящей статьи говорится только о повторных расследованиях, проводимых по инициативе федеральных органов исполнительной власти и в отличии например, от п.8 ст.11 рассматриваемый пункт прямо не предусматривает возможность проведения повторного расследования по заявлению заинтересованного лица.

О повторных расследованиях см. также п.5 ст.14.

5. По своей природе п.5 комментируемой статьи является специальным, то есть дополнительным к общим статьям комментируемого закона и прежде всего к п.1 ст.4, причем таким дополнением, которое устанавливает изъятие из правил указанного пункта ст.4 настоящего закона.

Положения этого пункта представляют собой баланс между двумя крайностями. С одной стороны, сельскохозяйственные товары являются исключением из базовых правил, в том смысле, что для введения на поставки этих товаров специальных пошлин проведения расследования не обязательно. С другой стороны, без проведения специального расследования специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться на срок только до окончания календарного года (то есть до 31 декабря), в котором введена указанная пошлина и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар, то есть отсутствие расследования ipso jure (лат. - автоматически) уменьшает как срок действия специальной пошлины, так и ее ставку (для ее определения необходимо обратиться к действующему постановлению Правительства РФ о ставках таможенных пошлин (см. комментарий к ст.2).

Одновременно эта норма показывает, что в случае проведения в соответствии со ст.19 настоящего закона, полноценного расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, срок действия специальных пошлин на сельскохозяйственный товар может быть ограничен только сроками, предусмотренными в п.3 комментируемой статьи, а ее ставка уровнем ущерба отрасли российской экономики!

Вопрос о том проводить или нет соответствующее расследование решается по усмотрению Министерства торговли РФ, то есть в данном случае оно наделено дискреционными полномочиями.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы