v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный) - Глава III. Антидемпинговые меры -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава III. Антидемпинговые меры

Статья 7. Общие принципы применения антидемпинговых мер

1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, на основании объективного анализа имеющихся фактов установлено, что демпинговый импорт товара причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить Правительство Российской Федерации может применить в отношении демпингового импорта такого товара антидемпинговые меры.

2. Антидемпинговые меры применяются в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств).

Антидемпинговые меры могут быть введены и на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

Комментарий к статье 7

1. В первом пункте настоящей статьи перечислены три ключевых элемента, выявление наличия которых, в ходе антидемпингового расследования, является основанием для применения антидемпинговых мер:

1) демпинг (при условии, что демпинговая маржа не является минимальной);

2) существенный ущерб или угроза его нанесения (при условии, что ущерб не является незначительным);

3) причинно-следственная связь между демпингом и существенным ущербом или угрозой его нанесения.

В отсутствие хотя бы одного из этих элементов, антидемпинговые меры не могут быть применены.

Расследование, указанное п.1 комментируемой статьи проводится в соответствии со ст.18, 20 настоящего закона и специального постановления Правительства РФ. При этом в целях объективного анализа имеющихся факторов - Министерство торговли РФ праве проводить, в том числе, и так называемое расследование на месте - на территории страны местонахождения иностранного экспортера и/или производителя товара, являющегося объектом расследования. Основная цель такого расследования состоит в том, чтобы проверить достоверность информации и получить дополнительные сведения (сбора недостающей информации).

Расследование на месте проводится на территории иностранного государства только после принятия решения о начале антидемпингового расследования, которое можно назвать в этом случае основным, и направления заинтересованным лицам уведомлений, предусмотренных п.5 ст.18 настоящего закона.

Также как, и в случае с основным расследованием, заинтересованные лица должны быть проинформированы о намерении провести расследование на месте.

Если в группу, проводящую расследование на месте, предполагается включить неправительственных экспертов, то фирмы и уполномоченные органы государства-экспортера должны быть проинформированы об этом особо.

Для проведения расследования на месте необходимо согласие соответствующих предприятий и уведомление уполномоченных государственных органов принимающей стороны. До окончательного установления даты посещения в целях проведения расследования на месте необходимо получение явно выраженного согласия со стороны заинтересованных лиц.

Сразу после получения такого согласия Министерство торговли РФ должно уведомить уполномоченные органы государства-экспортера о названиях и адресах фирм, которые предполагается посетить, а также о согласованных датах.

До проведения расследования на месте заинтересованные лица уведомляются об общем характере информации, которую требуется проверить, и о любой дополнительной информации, которую необходимо представить, что не мешает делать запросы на месте о предоставлении дополнительных подробностей в свете полученной информации.

Вышеизложенные правила проведения расследований на месте подлежат применению и в случае инициирования расследования, предшествующего применению компенсационных мер.

2. Во втором пункте комментируемой статьи определены два варианта установления антидемпинговых мер. Причем, если в антидемпинговое расследование вовлечены несколько производителей и/или экспортеров демпингового импорта, из одного и того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать. Антидемпинговые меры применяются:

- в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

- на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

В связи с тем, что по всей видимости, положения п.2 настоящей статьи заимствованы из зарубежного законодательства, раскрыть их содержание помогут практические примеры применения антидемпинговых мер, например в Европейском союзе.

В резулятивной части постановления Совета ЕЭС от 16 марта 1992 года N 729/92 указано, что:

"1. Окончательная антидемпинговая пошлина налагается на импорт бумаги для факсов, происходящих из Японии и подпадающих под следующие коды: 3703 10 00 x 10, 3703 90 90 x 10, 4809 90 00 x 10, 4810 11 90 x 10, 4811 90 10 x 10, 4911 90 90 x 10, 2823 59 10 x 10, 4823 59 90 x 10.

2. Сумма антидемпинговой пошлины на товары, указанные в параграфе 1 составляет 1.275,15 ЭКЮ за тонну нетто (дополнительный код 8602), за исключением случаев, когда они произведены нижеследующими компаниями, для которых установлены отдельные суммы антидемпинговых пошлин: Kanzaki Paper Manufacturing Co., Ltd, Tokyo (дополнительный код 8598) - 211,55 ЭКЮ за тонну нетто (дополнительный код 8598); Mitsubishi Paper Mills Ltd, Tokyo (дополнительный код 8599) - 395,00 ЭКЮ за тонну нетто.

3. Антидемпинговые пошлины не применяются к товарам, произведенным Jujo Paper Co., Ltd, Tokyo (дополнительный код 8601) или Tomoegawa Paper Co., Ltd, Tokyo (дополнительный код 8600).

4. Действующие положения, связанные с таможенными пошлинами, подлежат применению"**83).

Или другой пример: согласно ст.1 постановления Совета ЕЭС от 30 марта 1992 года N 830/92**84), окончательная антидемпинговая пошлина была установлена на импорт некоторых видов полиэстровой нити, происходящей из Тайваня, Индонезии, Индии, Турции и КНР. Для Тайваня, ставка пошлины, подлежащей применению, составила 14,3%, Индонезии - 11,9, Индии - 7,8, Турции - 10,1 и для КНР - 23,5%. При этом для отдельных, поименованных компаний были введены индивидуальные ставки: для тайваньской компании "Chung Shing Textile Company Ltd" - 2,2%, для индийской компании "Rajasthan Spinning & Weaving Mills Ltd" - 2,0%, для турецкой компании "Bisas Bursa Iplik Sanayii AS" - 10,1% и т.д.

После анализа зарубежной правоприменительной практики и содержания п.2 комментируемой статьи следует вывод, что сфера применения антидемпинговой пошлины может быть расширена до всех производителей (экспортеров) конкретного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) и/или ограничена определенными производителями (экспортерами) товара или объединениями таких производителей (экспортеров).

Возможность такой избирательности объясняется тем, что антидемпинг, по своей природе, представляет собой справедливую попытку властей государства - импортера установить ограничение в доступе на рынок в отношении экспортирующих фирм иностранных государств, практикующих демпинг. Правомерность применения санкций, в этом случае, как раз и заключается в наказании непосредственного виновника неблагоприятных последствий (правда в этом случае необходимо выделить ущерб, наносимый этим лицом).

При этом, если например ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу государства, то ставки антидемпинговых пошлин для различных лиц, поставляющих один и тот же товар, могут отличатся. Однако такое различие не связано с формой собственности или другими специфическими характеристиками, то есть например введение повышенных ставок антидемпинговых пошлин для частных предприятий по сравнению с государственными недопустимо. Речь идет прежде всего о стране происхождения соответствующего товара (о данном понятии см. комментарий к ст.2).

Оговорка во п.2 данной статьи о применении соответствующих мер "с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств)" является преломлением широко распространенного во внешней торговле принципа взаимности. В соответствии с которым на каждое действие государства, затрагивающее интересы другого государства, принимаются адекватные меры: "удар на удар". В случае применения иностранным государством антидемпинговых мер в отношении поставок товаров из России на основе, носящей дискриминационный характер (а эти случаи могут иметь место, см. комментарий к п.1 ст.8) Правительство РФ вправе использовать аналогичные критерии.

Статья 8. Определение демпинговой маржи

1. Демпинговая маржа определяется на основе сопоставления нормальной стоимости товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара.

2. Если определить нормальную стоимость товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера не представляется возможным вследствие того, что в государстве экспортера отсутствует производство такого товара или его продажа в целях потребления при обычном ходе торговли, либо продажа такого товара на внутреннем рынке государства экспортера составляет менее пяти процентов импорта такого товара в Российскую Федерацию, либо в государстве экспортера имела место простая переотправка товара в Российскую Федерацию, либо в государстве экспортера при проведении антидемпинговых расследований используются иные методы определения нормальной стоимости товара, федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, может определять демпинговую маржу на основе сопоставления экспортной цены такого товара с его себестоимостью в стране происхождения товара или подходящем третьем государстве с учетом необходимых производственных, торговых, административных затрат, общих издержек, а также прибыли.

3. Себестоимость товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, подсчитывается на основе данных производителя или экспортера при условии, что указанные данные соответствуют правилам бухгалтерского учета и отчетности в государстве экспортера или происхождения товара и объективно отражают производственные и торговые издержки.

4. Для целей настоящего Федерального закона производственные, торговые, административные затраты и общие издержки, а также прибыль определяется на основе данных о производстве и продаже товара при обычном ходе торговли. Если определить указанные показатели таким образом не представляется возможным, они определяются по усмотрению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, на основе всей имеющейся информации при условии, что подсчитанная в данном случае прибыль не превысит прибыль, обычно получаемую другими производителями в стране происхождения товара, являющегося предметом антидемпингового расследования.

5. Сопоставление экспортной цены товара и его нормальной стоимости при определении демпинговой маржи должно проводиться применительно к одной и той же стадии торговой операции с товаром. Для целей настоящего Федерального закона под стадией торговой операции с товаром понимается базис поставки товара (цена "франко-завод") в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов.

6. В случаях, если отсутствуют данные об экспортной цене товара или возникли сомнения в отношении сведений о ней либо если имеются основания предполагать наличие ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены товара, экспортная цена товара может быть определена федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, на основе всей имеющейся информации.

Комментарий к статье 8

1. Основой для установления наличия демпингового импорта на таможенную территорию Российской Федерации является демпинговая маржа, которая определяется сопоставлением двух элементов: нормальной стоимости и экспортной цены.

Комментируемой статьей предусмотрено три вида определения нормальной стоимости товара. Первый способ установления этой величины назван в п.1, а два других - в п.2 настоящей статьи. Действие п.1 настоящей статьи распространяется на случаи наличия у Министерства торговли РФ точной информации о нормальной стоимости товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера.

В данном случае, для характеристики нормальной стоимости подходят определения, приведенные в ст.2 настоящего закона, то есть под нормальной стоимостью понимается цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государстве производителя или экспортера (союзе иностранных государств) товара при обычном ходе торговли таким товаром, а под обычным ходом торговли - купля-продажа товара на внутреннем рынке государства - производителя или экспортера (союза иностранных государств) товара по цене, которая складывается из его средневзвешенной себестоимости и средней нормы прибыли, определяемых, исходя из средневзвешенных производственных, торговых, административных и общих издержек.

При использовании такой нормальной стоимости демпинговая маржа = экспортная цена - нормальная стоимость. Если нормальная стоимость выше экспортной цены, то последняя является демпинговой ценой, то есть ценой, которая действительно уплачена или подлежит уплате за товар, являющийся объектом антидемпингового расследования.

В настоящее время эта методика определения демпинговой маржи применяется за рубежом, как правило, при проведении расследований в отношении поставок товаров из развитых стран. Для бывших же социалистических государств демпинговая маржа, а точнее основной элемент, необходимый для ее определения, рассчитывается с использованием специальной методики.

Впервые ее применение в отношении импорта из стран "с полной или в существенных чертах полной монополией торговли" было санкционировано в 1947 году Генеральным соглашением по тарифам и торговле (Приложение I "Пояснительные замечания и дополнительные положения", к ст.VI)**85). С этого времени принцип двойного стандарта начал завоевывать свое место и в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности, то есть общая структура правовых положений об импорте стала характеризоваться разделением на предписания, которые применяются к странам с рыночной экономикой и на предписания, действующие в отношении стран с государственной монополией внешней торговли или, как их сейчас называют - стран с нерыночной экономикой.

Оговорки об особом режиме определения нормальной стоимости для стран с нерыночной экономикой содержатся во внешнеторговом законодательстве многих государств. Примером таких положений может служить ст.7 Декрета Президента Республики Колумбия от 10 февраля 1995 года N 299 "О применении антидемпинговых и компенсационных пошлин"**86). В ней закреплено, что в случаях, когда товары импортируются или произведены в странах с централизованной, плановой экономикой, нормальная стоимость определяется на основе сравнимой цены, в обычных условиях торговли, по которой товар продан в третьей стране с рыночной экономикой для внутреннего потребления или на экспорт, или на основе любого другого метода по усмотрению властей.

По существу дела, норма этой статьи устанавливает, что цены в странах с нерыночной экономикой неприменимы для целей установления нормальной стоимости и поэтому требует, чтобы эта величина была основана на соответствующих показателях в третьей, так называемой аналогичной или суррогатной стране. Такая презумпция означает, что страны с нерыночной экономикой никогда не будут иметь преимущество перед странами с рыночной экономикой, данные которых используются для определения нормальной стоимости.

Соответствующая третья страна с рыночной экономикой выбирается с учетом информации, доступной во время выбора и в рамках ограничений времени проведения антидемпингового расследования. При этом, как правило, допускается использование третьей страны с рыночной экономикой, участвующей в том же расследовании.

Поставщики и экспортеры из стран с нерыночной экономикой ставятся в известность о выбранной третьей стране с рыночной экономикой и вправе представлять свои комментарии. Однако, несмотря на кажущуюся справедливость, это правило, фактически, работает отнюдь не на экспортеров и производителей, обвиняемых в демпинге. Дело в том, что соответствующую третью страну с рыночной экономикой предлагают представители национальной промышленности, подавшие антидемпинговое заявление, то есть лица, по инициативе которых проводится расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер. При подготовке заявления они имеют достаточно времени для исследования различных третьих стран с рыночной экономикой и могут выбрать любую страну по своему усмотрению. Экспортеры и производители стран с нерыночной экономикой, наоборот, практически не имеют времени для изучения вопроса и предложения страны с рыночной экономикой, более выгодной для них.

При этом окончательном выборе методики учитываются различные факторы, среди которых доминирующую роль играют:

- административное удобство;

- наличие аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, проданного в достаточных количествах;

- схожесть производственных процессов и технологических стандартов.

После выбора аналогичной страны исследуется вопрос о том, будут ли использоваться внутренние цены, экспортные цены или составная стоимость товара, произведенного производителем аналогичной страны. Как правило, используются цены на внутреннем рынке. Причем, например в ЕС придерживаются позиции, согласно которой тот факт, что производители аналогичной страны сами осуществляют поставки по демпинговым ценам, не является основанием для признания цен на внутреннем рынке в третьих странах неприемлемыми. И это логично, потому что в этом случае не внутренние, а экспортные цены являются демпинговыми (и, соответственно, неприемлемыми).

В упрощенном виде разницу в определении демпинговой маржи для экспортеров, поставщиков из стран с нерыночной и рыночной экономикой можно представить следующим образом.

Предположим, из страны А, товар по цене в $ 100 экспортируется в страну Б. В стране Б инициируется антидемпинговое расследование, в ходе которого, при условии применения общих правил (аналогичных установленным в п.1 настоящей статьи) для определения демпинговой маржи, экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью, определенной на основе цены на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар на рынке страны А. Допустим, нормальная стоимость товара на рынке страны А также равна $ 100. Демпинг существует, когда нормальная стоимость превышает экспортную цену. В данном случае такого превышения нет и демпинговая маржа равна нулю. Соответственно, антидемпинговые меры применены не будут.

Такая методика определения демпинга, как правило, применяется при поставках товаров из стран с рыночной экономикой. Что же происходит, когда товар поставляется из стран с нерыночной экономикой и в чем проявляется дискриминация?

Дело в том, что при поставках из названных стран в качестве нормальной стоимости используются не внутренние цены на подобный товар в стране А, а аналогичные показатели на рынках стран с рыночной экономикой - В. В итоге, даже если на самом деле внутренняя и экспортные цены совпадают, тем не менее, когда в качестве нормальной стоимости используются цены на рынке в стране В, в которой цена на подобный товар предположим равна $ 120, возникает демпинговая маржа.

В результате использования специальной методики определения нормальной стоимости для стран с нерыночной экономикой демпинговая маржа присутствует практически всегда. При этом ставка антидемпинговой пошлины по товарам экспортеров - поставщиков из стран с нерыночной экономикой оказывается намного выше аналогичного показателя при демпинговых поставках товара из стран с рыночной экономикой, что и является по сути основной причиной критики использования дифференцированного подхода.

2. Данный пункт подчеркивает, что п.1 ст.18 комментируемого закона является базовым, а п.2 санкционирует еще два способа определения демпинговой маржи, если определить нормальную стоимость товара, являющегося предметом расследования, в государстве экспортера не представляется возможным вследствие того, что в государстве экспортера:

- отсутствует производство такого товара;

- отсутствует продажа такого товара в целях потребления при обычном ходе торговли;

- на его внутреннем рынке продажа товара составляет менее 5% импорта такого товара в Российскую Федерацию;

- имела место простая переотправка товара в Российскую Федерацию;

- при проведении антидемпинговых расследований используются иные методы определения нормальной стоимости.

Если в ходе антидемпингового расследования будет выявлено, что такие случаи не имеют место, то демпинговая маржа определяется на основе сопоставления нормальной стоимости товара в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара, то есть в соответствии с п.1 комментируемой статьи.

В противном случае демпинговая маржа, в отношении товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, должна определяться на основе сопоставления:

- экспортной цены такого товара с его себестоимостью в стране происхождения;

- экспортной цены такого товара с его себестоимостью в подходящем третьем государстве.

При этом в обоих случаях, при сопоставлении, учитываются необходимые производственные, торговые, административные затраты, общие издержки, а также прибыль.

Здесь стоит уточнить, что прибыль - это сумма, на которую увеличивается капитал в результате эффективной работы компании или, иными словами, разница между общими доходами фирмы и ее суммарными издержками. Издержки - уменьшение суммы средств или увеличение суммы обязательств компании в результате приобретения товаров или оплаты услуг. Издержки следует отличать от расходов, которые означают факт использования товаров или услуг, то есть их приобретение в процессе хозяйственной деятельности. Что касается третьего показателя - затрат, то с позиции бухгалтерского учета они подразделяются на две категории:

- затраты на производство, то есть прямые (можно сказать постоянные) затраты, связанные с производством продукции;

- периодические затраты, то есть затраты, связанные с реализацией продукции и с общим обеспечением жизнедеятельности компании за данный отчетный период.

Продажи аналогичного и непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке государства-экспортера или продажи в третью страну по ценам ниже удельных (постоянных или периодических) затрат производства с добавлением административных, торговых и общих затрат могут рассматриваться как осуществляемые не в обычных условиях торговли по причине цены и могут игнорироваться при определении нормальной стоимости только в том случае, если установлено, что такие продажи осуществляются в течение продолжительного периода времени, в значительных количествах и по ценам, которые не предусматривают возмещения всех издержек в течение приемлемого периода времени.

При этом продолжительным периодом может быть один год, но ни в каком случае не менее шести месяцев. Продажи по ценам ниже удельных затрат осуществляются в значительных количествах, когда установлено, что средневзвешенная продажная цена сделок, принимаемых во внимание при определении нормальной стоимости, ниже средневзвешенных удельных затрат или что объем продаж по ценам ниже удельных затрат составляет не менее 20% объема продаж по сделкам, принимаемым во внимание при определении нормальной стоимости. Если цены, которые являются ниже удельных затрат в момент продажи, превышают средневзвешенные удельные затраты в период расследования, то такие цены рассматриваются как предусматривающие возмещение издержек в течение приемлемого периода времени.

3. Если п.1 комментируемой статьи, в силу различных причин, не подлежит применению и определение демпинговой маржи осуществляется в соответствии с правилами п.2, то одним из основных элементов нормальной стоимости товара необходимым для ее определения выступает себестоимость.

Себестоимость - это денежное выражение величины ресурсов, затраченных на хозяйственную деятельность. Для производственного предприятия (а именно их товары наиболее часто являются объектом антидемпингового расследования) себестоимость законченного изделия состоит из трех компонентов:

- себестоимости сырья и материалов, непосредственно входящих в изделие;

- стоимости труда, непосредственно затраченного на изготовление изделия;

- определенной доли накладных затрат, связанной с процессом производства.

В практическом применении настоящего пункта могут приниматься во внимание все имеющиеся доказательства правильности распределения затрат, включая те, которые предоставляются экспортером или производителем в ходе антидемпингового расследования, при условии, что такое распределение традиционно практикуется экспортером или производителем, в частности, в отношении установления соответствующих периодов амортизации, износа, отчислений на капиталовложения и покрытия других расходов на развитие производства.

Если все это не учтено при распределении затрат, то они соответствующим образом корректируются с учетом непериодических статей расходов, предназначенных для развития будущего и/или текущего производства, или обстоятельств, при которых на затраты за период расследования оказывают влияние операции периода становления производства. Поправка на операции периода становления производства отражает затраты на конец периода становления производства или, если этот период выходит за пределы периода расследования, самые последние затраты, которые разумно могут быть приняты во внимание во время проведения антидемпингового расследования.

Как закреплено в п.3 комментируемой статьи, для того, чтобы в ходе антидемпингового расследования данные по себестоимости, предоставленные производителем или экспортером, были приняты во внимание, они должны соответствовать правилам бухгалтерского учета и отчетности в государстве экспортера или происхождения товара.

В отличие от отечественного учета, основы которого закреплены в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года (с изм. от 23 июля 1998 года) N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"**87), за рубежом, как правило, существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, а бухгалтерских служб - на финансовую и управленческую.

Финансовая бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия по их видам и источникам образования, текущих расходов и доходов предприятия, расчетов с различными дебиторами, кредиторами, банками, государством по налогам и прочими юридическими и физическими лицами. По данной бухгалтерии составляется финансовая отчетность, которая дает общее представление о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности за отчетный период.

Управленческая бухгалтерия осуществляет учет расходов по видам изделий и местам их возникновения, выявляет и отражает на счетах отклонения фактических расходов от стандартных норм и смет, определяет себестоимость единицы продукции и финансовый результат от ее реализации. Кроме того, в управленческой бухгалтерии ведется учет поступления и расходования товарно-материальных ценностей и осуществляется контроль за их использованием и сохранностью.

Определение себестоимости продукции (изделий) является одной из основных функций бухгалтерского учета. За рубежом, наиболее распространенными методами калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный.

Позаказный метод исчисления себестоимости используется при изготовлении уникального или выполняемого по специальному заказу изделия. Примерами отраслей промышленности, выполняющих крупные контракты и применяющих позаказный метод калькулирования, являются строительство, машиностроение и др.

Заказ в системе отражения затрат может состоять из единого изделия или из партии одинаковых изделий. Каждому заказу присваивается номер, и затраты по выполнению заказа записывают в регистрационную карточку под этим номером.

Все прямые расходы по заказу отражаются по дебету счетов, которыми являются отдельные заказы, на основании соответствующих документов.

Общая сумма затрат, отраженных по дебету счета "Затраты на производство" составит себестоимость выполненного заказа. Когда заказ выполнен, расходы со счета "Затраты на производство" переносят на счет "Готовая продукция".

Некоторые предприятия не располагают запасами готовой продукции и соответственно не используют этот счет. Когда заказ выполнен и счет представлен заказчику, расходы по его изготовлению списываются с пассива счета "Затраты на производство" в актив счета "Коммерческая себестоимость реализованной продукции".

Процессную калькуляцию себестоимости продукции применяют предприятия, у которых производственный процесс может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.

На производстве, где используется система процессной калькуляции затрат, изделия переходят от одного процесса к другому, пока изделие не будет изготовлено полностью. После завершения производства в последнем процессе изделие поступает на склад готовой продукции.

Для каждого процесса открывают отдельный счет и определяют прямые и накладные расходы. Прямые затраты определяются также, как и в системе позаказной калькуляции себестоимости изделий с учетом затрат материалов и трудозатрат на каждом процессе.

Конечной целью учета затрат по этому методу является определение средней себестоимости одного изделия за отчетный период путем суммирования приходящихся на каждое изделие затрат, учтенных по каждому процессу. После определения общей суммы затрат по всему производству определяется себестоимость изготовления одного изделия. Это осуществляется делением общих затрат на количество единиц продукции, законченных обработкой.

Предприятия зарубежных стран могут использовать и другие способы исчисления себестоимости продукции, которые они выбирают самостоятельно, в зависимости от конкретных производственных условий, о чем делают соответствующие записи.

Основой организации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности является использование в учете ряда основополагающих положений стандартов. Правила бухгалтерского учета и отчетности за рубежом построены, в основном, на базе девяти принципов, а именно:

- двусторонности (средства = обязательства + капитал);

- денежного измерения (в бухгалтерском учете оперируют только с величинами, имеющими денежное выражение);

- автономности предприятия (счета предприятия должны быть отделены от счетов его совладельцев или работников);

- непрерывности (в бухгалтерском учете считают, что предприятие будет функционировать неопределенный период времени и что владельцы не намерены его продавать);

- себестоимости (в бухгалтерском учете оперируют с себестоимостью средств, а не с их рыночной стоимостью);

- консерватизма (доходы учитываются тогда, когда возможность их получения становится вполне определенным событием, а расходы - тогда, когда их возможность является вполне вероятным событием);

- материальности (в бухгалтерском учете пренебрегают незначительными событиями и в то же время учитывают все важные события);

- реализации (доходы учитываются тогда, когда продукция доставляется, а услуги предоставляются клиенту, а не тогда, когда происходит проплата);

- соответствия (расходы данного отчетного периода - это себестоимость осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой появляется доход данного периода).

Кроме того, национальные системы учета и отчетности, которых к концу уже шестидесятых годов было более 100**88), характеризуются также присутствием национального плана счетов бухгалтерского учета, который является определяющим фактором в построении бухгалтерского учета и учетной политики государства, системой организации бухгалтерского учета в масштабе предприятия, методологией определения конечного финансового результата деятельности предприятия, системой финансовой отчетности с указанием типовых форм и, конечно, наличием разнообразной по уровню нормативной правовой базы (например, на территории материкового Китая действуют утвержденные Государственным советом КНР 16 ноября 1992 года нормы отчетности предприятий**89), разд. VI Закона КНР от 29 декабря 1993 года "О компаниях"**90) и другие установления), являющейся правовой основой организации учета.

4. По своему назначению п.4 комментируемой статьи является вспомогательным и предназначен для использования в случаях, когда определить нормальную стоимость товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера не представляется возможным в силу причин, перечисленных в п.2 настоящей статьи.

В такой ситуации производится составление нормальной стоимости на базе себестоимости товара, сумм различных затрат и издержек, а также прибыли.

Суммы на административные, торговые, производственные затраты и общие издержки, а также на прибыль основываются на фактических данных о производстве и продажах аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых экспортером или производителем, в отношении которого проводится антидемпинговое расследование.

Если такие суммы нельзя определить на этой основе, они могут быть рассчитаны на базе:

- фактических сумм, уплаченных или полученных данным экспортером или производителем в связи с производством или продажами на внутреннем рынке страны происхождения той же категории товаров;

- средневзвешенных фактических сумм, уплаченных или полученных другими экспортерами или производителями, в отношении которых проводится антидемпинговое расследование в связи с производством или продажами аналогичного товара на внутреннем рынке страны происхождения;

- любого другого приемлемого метода, при условии, что установленная таким образом сумма прибыли не превышает обычно получаемой другими экспортерами или производителями при продаже товаров той же категории на внутреннем рынке страны происхождения.

При рассмотрении п.4 комментируемой статьи необходимо обратить внимание на увязку понятия "обычный ход торговли" с прибылью - подразумевается, что при обычном ходе торговли коммерческая деятельность приносит прибыль. По смыслу настоящего пункта, продажи аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в убыток подлежат исключению из фактических данных. Соответственно они исключаются и из расчета нормальной стоимости, которая тем самым уменьшается.

5. После определения нормальной стоимости товара и экспортной цены, эти показатели сравниваются.

По общему правилу, сравнение экспортной цены и нормальной стоимости должно производиться справедливо! Такая справедливость выражается отчасти в требовании п.5 комментируемой статьи о том, что сопоставление должно выполняться на уровне франко-завод, и в отношении продаж, осуществленных в одно и то же время.

В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс" (публикация Международной торговой палаты 1990 года N 460)**91) условие франко-завод означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда он в своем помещении предоставляет товар в распоряжение покупателя (например, на заводе, фабрике, складе и т.д.). В частности, он отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем судно или очистку товара, предназначенного на экспорт, от таможенной пошлины, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с доставкой товара из помещения продавца в пункт назначения. Таким образом, это условие возлагает на продавца минимальные обязательства.

После выбора уровня сравнения, делаются необходимые поправки, учитывающие различия, которые оказывают воздействие на сравнение цен, включая различия в:

- обстоятельствах и условиях поставок;

- налогообложении;

- уровнях торговли;

- количествах;

- физических характеристиках;

- других различий, в отношении которых представляются доказательства (обоснования - фактические данные) их влияния на сравнение цен.

Некоторые из вышеуказанных факторов могут частично совпадать, поэтому одна из задач на этом этапе состоит в принятии мер к тому, чтобы не дублировать поправки.

Если сравнение требует пересчета из одной валюты в другую, то он производится с использованием обменного курса на дату продажи (дата контракта, заказа на поставку, подтверждения заказа или счета-фактуры, в зависимости от того, какой документ определяет существенные условия продажи). Колебания обменных курсов не принимаются во внимание, и в ходе антидемпингового расследования экспортерам должно предоставляться по меньшей мере 60 дней для корректировки их экспортных цен с учетом устойчивых изменений обменных курсов в период соответствующего расследования.

Как правило, наличие демпинговой маржи устанавливается на основе сравнения средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных сделок, либо путем сравнения нормальной стоимости с экспортными ценами по конкретным сделкам.

Нормальная стоимость, установленная на среднедневзвешенной основе, может быть сравнена и с ценами конкретных экспортных сделок, если определено наличие так называемого планового демпинга, то есть когда структура экспортных цен существенно различается между различными покупателями, регионами или периодами времени. Такое сравнение возможно в случае, если существует объяснение того, почему такие различия не могут быть соответствующим образом учтены при проведении сравнения средневзвешенных величин, либо цен конкретных сделок.

Когда товары не импортируются непосредственно из страны происхождения, а экспортируются в импортирующую страну из промежуточной страны, цена, по которой товары продаются из страны экспорта в импортирующую страну, сравнивается со сравнимой ценой в стране экспорта. Сравнение может проводиться и с ценой в стране происхождения, если, например, товары лишь переотправляются через страну экспорта, либо такие товары не производятся в стране экспорта, либо в случае отсутствия сравнимой цены на них в стране экспорта.

6. Одними из основных экономических причин демпинга являются закрытость национального рынка экспортера, производителя товара и отсутствие конкуренции на их рынке, что дает возможность заинтересованному лицу произвольно устанавливать экспортную цену на соответствующий товар. Такая цена не подлежит применению, так как не отражает истинное положение вещей и тем самым нарушается принцип справедливого сравнения основных элементов, необходимых для определения демпинговой маржи.

В соответствии с последним пунктом комментируемой статьи экспортная цена, также как и нормальная стоимость, для целей определения демпинговой маржи, может быть составлена, то есть, в ходе антидемпингового расследования может использоваться два вида экспортных цен: экспортная цена - цена, по которой товар ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и составленная экспортная цена.

Составление экспортной цены производится Министерством торговли РФ в случаях, когда:

- данные об экспортной цене отсутствуют;

- возникают сомнения в отношении сведений об экспортной цене;

- имеются основания предполагать о существовании ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены товара.

При этом, сразу необходимо обратить внимание на некоторую ассиметричность реализации настоящего пункта: составная экспортная цена используется и в случаях, когда импортер не связан с экспортером и в случаях, когда они связаны?!

Так или иначе, если имеет место одно из выше названных условий, Министерство торговли РФ может проверять информацию, используя данные из других независимых источников, находящихся в его распоряжении, таких, как опубликованные прейскуранты, официальная импортная статистика и отчетные данные таможенных органов, а также информацию, полученную в ходе антидемпингового расследования от других заинтересованных лиц.

На основе этих данных и составляется экспортная цена. Основной причиной использования, при определении демпинговой маржи, составной экспортной цены является отказ экспортера или производителя товара принимать участие в антидемпинговом расследовании.

Очевидно, что если заинтересованное лицо не сотрудничает и соответствующая информация не предоставляется, эта ситуация может привести к результату, менее благоприятному для данного лица по сравнению с тем, когда заинтересованное лицо было бы расположено к сотрудничеству.

В этой ситуации, Министерство торговли РФ наделено дискреционными полномочиями и выбор соответствующего источника информации зависит от усмотрения должностных лиц этого министерства. Одновременно, при определении, а точнее сказать, составлении экспортной цены подобным образом делаются поправки на расходы, включая таможенные пошлины и налоги, уплаченные в период между импортом и перепродажей, а также на полученную прибыль. Если в таких случаях затрагивается сравнение цен, нормальная стоимость устанавливается на стадии торговой операции, эквивалентной той, применительно к которой была составлена экспортная цена, либо вносятся необходимые поправки.

Статья 9. Особенности определения отрасли российской экономики при демпинговом импорте товара

1. Для целей настоящей главы отрасль российской экономики определяется в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи.

2. Если российские производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара сами осуществляют демпинговый импорт товара либо образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии с гражданским законодательством, под отраслью российской экономики понимаются только остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

3. В исключительных случаях при определении отрасли российской экономики территория Российской Федерации может рассматриваться как состоящая из двух или нескольких конкурирующих рынков, а российские производители в пределах указанных рынков - как отдельная отрасль российской экономики, если такие производители продают на указанных рынках не менее чем восемьдесят процентов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого ими, и спрос на указанных рынках на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар не удовлетворяется в значительной мере производителями, находящимися на остальной территории Российской Федерации.

В таких случаях факт существенного ущерба вследствие демпингового импорта товара может быть установлен, даже если основной части отрасли российской экономики не причинен существенный ущерб, при условии, если демпинговый импорт товара сконцентрирован на указанном рынке и причиняет существенный ущерб не менее чем восьмидесяти процентам производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в пределах указанного рынка.

4. Если в результате антидемпингового расследования при условии, что отрасль российской экономики понимается так, как определено в пункте 3 настоящей статьи, принимается решение о применении антидемпинговых мер, указанные меры могут применяться в отношении всего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию. В данном случае антидемпинговые пошлины вводятся только после того, как экспортерам такого товара была предоставлена возможность прекратить экспорт товара по демпинговым ценам в данный регион или взять на себя обязательства по ценам или количеству поставок, но демпинговый импорт товара не прекратился и соответствующих обязательств взято не было.

Комментарий к статье 9

1. Понятие "отрасль российской экономики", раскрытое в ст.2 комментируемого закона, интерпретируется как относящаяся ко всем российским производителям аналогичного непосредственно конкурирующего товара или к тем из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть (то есть более чем 50% объема) всего отечественного производства этих товаров. Однако, п.1 комментируемой статьи допускает исключения из этого определения и указывает на последующие пункты той же статьи.

2. Во втором пункте комментируемой статьи названы случаи, при которых под отраслью российской экономики понимается только остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, а именно когда российские производители товара:

- сами осуществляют демпинговый импорт товара;

- образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества.

Определение дочерних и зависимых обществ содержится в п.7 _ 2 (ч.I) Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ**92). Правда в нем эти понятия дополнены определением "хозяйственные". Хозяйственные общества - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В отдельных случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится единственным его участником.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое основное хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое преобладающее, участвующее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества (о праве голоса по акциям см. ст.31 и 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"**93) или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (о размере капитала см. ст.14 Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"**94).

Положения п.2 настоящей статьи направлены на объективное исследование отрасли российской экономики при поставках товара на таможенную территорию Российской Федерации по демпинговым ценам. Правовым последствием определения того или иного субъекта, например зависимым, является то, что он, для целей установления состава отрасли российской экономики подлежит исключению из этого понятия. Следует заметить, что это общепринятая схема. Оговорку о таком исключении можно встретить и в зарубежных аналогах. Например, в ст.301, ч. 2, раз. II, кн. 1 Кодекса по таможне и тарифу Республики Филиппины она была включена в ст.3 Закона от 21 декабря 1994 года N 7843 "О рационализации и усилении положений по антидемпингу"**95).

3. В исключительных обстоятельствах, территория Российской Федерации может быть для конкретной отрасли экономики разделена на два и более конкурирующих рынка, и производители внутри каждого из них могут рассматриваться как отдельная отрасль экономики. Это допускается в случаях, если:

(а) производители внутри такого рынка продают всю или почти всю (то есть не менее чем 80%) свою произведенную продукцию на этом рынке,

(б) спрос на этом рынке не удовлетворяется в сколь-либо значительной степени производителями аналогичного товара, находящимися в других частях данной территории.

В таких обстоятельствах наличие существенного ущерба может быть констатировано, даже если основная часть всей отрасли российской экономики не несет существенного ущерба, при условии концентрации демпингового импорта на таком изолированном рынке, а также при условии причинения демпинговым импортом существенного ущерба производителям всей или почти всей отрасли на таком рынке.

Иными словами, согласно п.3 комментируемой статьи существенный ущерб или угроза его нанесения производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, осуществляющим свою деятельность на ограниченном конкурирующем рынке, равноценны ущербу (или угрозе такового) всей соответствующей отрасли российской экономки.

4. Логически, когда отечественная отрасль экономики интерпретируется как относящаяся к производителям определенной зоны, то есть рынка, как он определен в предыдущем пункте настоящей статьи, антидемпинговые пошлины должны налагаться только на соответствующие товары, предназначенные для конечного потребления именно в этой зоне.

Однако, во-первых, такая логика, может свести на нет эффективность любой меры защиты отрасли национальной экономики при осуществлении внешней торговли товарами, так как достаточно будет после прохождения процедур таможенной очистки товара, просто переадресовать его в другой регион государства.

Во-вторых, в большинстве государств существуют общие конституционные требования, запрещающие сужение сферы действия в пространстве таможенно-тарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности или, точнее, гарантирующие экономическое единство территории государства. Например, согласно разд. 8 Конституции США от 17 сентября 1787 года все пошлины, подати и акцизы должны быть единообразными на всей территории Соединенных Штатов**96). В России, соответствующая конституционная норма, впервые обозначенная еще в указе Президента РСФСР от 12 декабря 1991 года N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР"**97), конкретизируется в п.4 комментируемой статьи, определяющей, что антидемпинговые меры применяются без каких либо исключений, в отношении всего объема демпингового импорта товара в Российскую Федерацию.

В случае узкого трактования отрасли российской экономики, для расширенного применения антидемпинговых мер необходимо соблюдение определенного условия: экспортерам должна быть предоставлена возможность прекратить экспорт товара по демпинговым ценам в данный регион или взять на себя обязательства по ценам или количеству поставок.

Статья 10. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта товара

Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта товара устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом определение существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие демпингового импорта товара при проведении антидемпингового расследования должно основываться на анализе объема демпингового импорта товара, влияния демпингового импорта товара на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, а также на анализе воздействия демпингового импорта товара на отрасль российской экономики.

Комментарий к статье 10

Комментируемую статью можно классифицировать как бланкетную, то есть не содержащую в своей структуре полного изложения правовых норм, но указывающую на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты.

В целях реализации комментируемой статьи постановлением Правительства РФ от 16 февраля 1999 года N 183 утверждено положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта**98). Это положение распространяется на порядок определения как собственно существенного ущерба (а), так и угрозы его нанесения (б).

а) Для того, чтобы определить факт наличия существенного ущерба отрасли российской экономики необходимо, прежде всего, установить являются ли определенные факторы, воздействующие на отрасль национальной экономики, существенным ущербом. Затем необходимо определить нанесен или нет такими факторами существенный ущерб отрасли российской экономики.

Определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого Министерством торговли РФ, и должно основываться на результатах анализа:

- объемов демпингового импорта;

- влияния такого импорта на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

- воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики.

Таким образом, установление факта наличия существенного ущерба основывается на положительном (прямом или косвенном) доказательстве и предполагает объективное изучение как объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на внутреннем рынке, так и соответствующих последствий такого импорта для отечественных производителей таких товаров.

При анализе объемов демпингового импорта определяется, имело ли место существенное увеличение такого импорта (в абсолютном и относительном выражении) по отношению к уровню производства или потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации.

При анализе влияния демпингового импорта на цену подобного товара на российском внутреннем рынке учитывается один из следующих факторов:

- были ли цены демпингового импорта существенно ниже цен аналогичного или непосредственно конкурирующего российского товара;

- привел ли демпинговый импорт к значительному снижению на внутреннем рынке Российской Федерации цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий российский товар или препятствовал росту таких цен, который имел бы место в случае отсутствия демпингового импорта.

При анализе воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики определяются:

- фактически происшедшее или возможное падение объема продаж, прибыли, объемов производства, доли на рынке, производительности труда, доходов от капиталовложений, коэффициента использования производственных мощностей;

- факторы, влияющие на цены на внутреннем рынке Российской Федерации;

- размер демпинговой маржи;

- фактически происшедшее или возможное негативное влияние демпингового импорта товара на движение денежных потоков, товарные запасы, уровень занятости и заработной платы, темпы роста производства, возможности увеличения оборотных средств и капиталовложений в соответствующей отрасли российской экономики.

Для принятия решения о наличии существенного ущерба отрасли российской экономики обязательным является положительное заключение по результатам анализа вышеназванных показателей. При этом перечень факторов, оцениваемых при проведении анализов, может включать и другие показатели, то есть ни один из возможных факторов не может играть безусловного решающего значения.

Всесторонность исследования вопросов, связанных с нанесением существенного ущерба дает возможность исключить такие моменты, как деятельность отдельных предприятий отрасли российской экономики в ущерб себе: как это ни странно звучит, но такие факты вполне имеют место в отдельных отраслях национальной экономики и вызваны они, как правило, неправильной коммерческой стратегией, неверными инвестиционными решениями, неэффективностью производства, а порой и просто растаскиванием накопленного.

Механизм обязательного изучения всех факторов, связанных с ущербом, направлен на уменьшение, а порой и на сведение на нет элемента случайности при принятии соответствующего решения и исключение возможности субъективизма в вопросе определения существенного ущерба отрасли российской экономики от поставок на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара по демпинговым ценам.

б) Определение угрозы существенного ущерба вследствие демпингового импорта должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятностных оценках и предположениях. Возникновение ситуации, при которой демпинговый импорт в будущем повлечет существенный ущерб, должно быть очевидным и неотвратимым. Одним, хотя и не исключительным примером является наличие убедительных оснований ожидать в ближайшем будущем значительного увеличения импорта данного товара по демпинговым ценам.

Для определения факта наличия угрозы нанесения существенного ущерба отрасли национальной экономики вследствие демпингового импорта исследуются специальные факторы. Впервые такие факторы были определены в рекомендации Комитета по антидемпинговой практике Генерального соглашения по тарифам и торговле от 21 октября 1985 года**99). Согласно этой рекомендации, при определении угрозы нанесения материального ущерба следует учитывать такие факторы как:

- значительные темпы увеличения демпингового импорта на внутренний рынок, указывающие на вероятность значительного увеличения импорта;

- наличие у экспортера достаточных экспортных возможностей или неизбежное значительное увеличение экспортных возможностей, указывающее на вероятность значительного увеличения демпингового экспорта на рынок импортирующей страны, с учетом возможности других экспортных рынков поглотить любой дополнительный экспорт;

- поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное понижающее и подавляющее влияние на внутренние цены и, по всей видимости, приведут к повышению спроса на дополнительный импорт;

- запасы товара, в отношении которого проводится расследование.

Этот перечень дошел до нашего времени в неизменном виде и включен в соответствующие нормативные правовые акты зарубежных государств. Например, в уведомлении Министерства торговли от 26 сентября B.E. 2534 "О критериях и проведении процедур для наложения специальных пошлин на товары, которые импортируются в Таиланд по несправедливым ценам и для наложения специальных пошлин на товары, которые субсидируются и импортируются в Таиланд" это п.2 ст.7**100).

В Российской Федерации, в соответствии с названным в начале комментария к настоящей статьи постановлением, при определении угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики, вследствие демпингового импорта товаров, учитываются такие факторы, как:

- динамика роста демпингового импорта, свидетельствующая о реальной возможности его дальнейшего значительного роста в будущем;

- наличие или очевидная неотвратимость увеличения в будущем экспортных возможностей иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения демпингового импорта в Российскую Федерацию;

- такой уровень цен демпингового импорта, который оказывает подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей и может привести к дальнейшему росту спроса на товары демпингового импорта;

- негативное влияние импорта товара, являющегося объектом антидемпингового расследования.

Для принятия решения о наличии угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики необходимо установление всех указанных факторов. Однако, при принятии такого решения могут учитываться и другие показатели.

Ни один из факторов, исследуемых в ходе изучения вопроса об угрозе нанесения существенного ущерба, сам по себе не может иметь безусловного решающего значения, но совокупность рассмотренных факторов позволяет заключить, что дальнейший демпинговый импорт является неизбежным и, что в случае непринятия антидемпинговых мер будет нанесен существенный ущерб отрасли российской экономики.

Следует отметить, что установление в ходе антидемпингового расследования факта создания угрозы нанесения существенного ущерба отрасли российской экономики и введение соответствующих санкций несколько изменяет природу антидемпинговых мер. В таком случае о них можно говорить как о превентивных (от анг. - "prevent" - препятствовать, не допускать, предупреждать), то есть мерах, направленных не на нейтрализацию существующего - нанесенного существенного ущерба, а на устранение возможных неблагоприятных последствий от демпингового импорта товаров.

Статья 11. Особенности введения и применения антидемпинговых мер

1. Антидемпинговые меры применяются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

2. В исключительных случаях, но не ранее чем через шестьдесят дней после начала антидемпингового расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном демпинговым импортом товара, а также о том, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики Правительство Российской Федерации на основании предварительного заключения федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, может принять решение о введении временной антидемпинговой пошлины на срок до четырех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев. При этом ставка временной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер подсчитанной демпинговой маржи.

Временная антидемпинговая пошлина вносится плательщиком, определенным в соответствии со статьей 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, на депозит федерального органа исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Временная антидемпинговая пошлина не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины.

3. В случаях, если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен или демпинговая маржа не превышает два процента либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает три процента объема импорта данного товара, платеж, внесенный в счет временной антидемпинговой пошлины, подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин.

4. В случае введения антидемпинговой пошлины временная антидемпинговая пошлина подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

В случае, если антидемпинговая пошлина введена в размере, превышающем ставку временной антидемпинговой пошлины, разница с плательщика не взимается.

В случае, если антидемпинговая пошлина ниже, чем временная антидемпинговая пошлина, разница подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин, а остаток платежа, внесенного в счет временной антидемпинговой пошлины, подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

5. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.

6. При получении от иностранного экспортера добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта товара антидемпинговое расследование может быть прекращено.

В случае, если иностранный экспортер примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере демпинговой маржи, введенная антидемпинговая пошлина не взимается со дня принятия иностранным экспортером такого обязательства в письменном виде.

В случае, если иностранный экспортер нарушит добровольно принятые на себя обязательства, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, Правительство Российской Федерации может немедленно ввести антидемпинговую пошлину.

7. Срок действия временной антидемпинговой таможенной пошлины засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой пошлины.

8. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования.

Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством Российской Федерации на основании результатов повторного антидемпингового расследования, которое проводится в порядке, установленном статьями 18 и 20 настоящего Федерального закона, по инициативе Правительства Российской Федерации или на основании запросов заинтересованных лиц.

Комментарий к статье 11

1. Императивная норма этого пункта, разрешающая применение антидемпинговых мер только на основании соответствующего расследования, показывает основное отличие антидемпинговых и других особых видов пошлин от таможенных пошлин. Установление антидемпинговых мер на основе результатов такого расследования придает казуальный характер решением которыми вводятся эти меры.

Содержащаяся в п.1 комментируемой статьи оговорка о связи между демпингом и ущербом показывает, что помимо факта наличия существенного ущерба отрасли российской экономики, Министерство торговли РФ в ходе антидемпингового расследования должно установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики.

Установление причинно-следственной связи должно основываться на анализе всей информации, имеющей отношение к антидемпинговому расследованию.

При определении причинно-следственной связи между демпинговым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики должны приниматься во внимание и любые другие известные факторы, помимо собственно демпингового импорта, которые оказывали негативное воздействие на состояние отрасли российской экономики одновременно с демпинговым импортом (это вторая стадия в вопросе определения существенного ущерба; о первой стадии см. комментарий к ст.10)

Это очень важный момент, так как, если иностранный экспортер поставляет товары на таможенную территорию Российской Федерации по ценам выше чем другие экспортеры аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, то говорить о причинно-следственной связи между его


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы