v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный) - Глава IV. Компенсационные меры -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (постатейный)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава IV. Компенсационные меры

Статья 12. Общие принципы применения компенсационных мер

1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, установлено, что импорт какого-либо товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить Правительство Российской Федерации может применить компенсационные меры.

2. Установление факта того, что предоставленная иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидия является специфической, ее размер превышает пять процентов стоимости товара, она направлялась на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность и выдавалась многократно, осуществляется в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер и проводимого в порядке, установленном статьями 18 и 21 настоящего Федерального закона.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) не рассматривается как специфическая, если объективные критерии и условия ее предоставления, например в зависимости от числа работников предприятия или отрасли российской экономики либо от объема выпуска продукции, устанавливаются без указания конкретного предприятия или отрасли российской экономики.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) может быть признана специфической в зависимости от следующих факторов:

очевидное преимущественное использование субсидии ограниченной группой предприятий или организаций;

очевидная избирательность со стороны государственных органов иностранного государства (союза иностранных государств) при выборе способа предоставления субсидии.

3. Компенсационные меры применяются с учетом интересов российских потребителей товара, ставшего предметом расследования.

4. Компенсационные меры применяются в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии всех производителей (экспортеров) такого товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Компенсационные меры могут вводиться на индивидуальной основе в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии конкретных производителей (экспортеров) такого товара или объединений таких производителей (экспортеров), с учетом практики применения компенсационных мер в отношениях с данным государством.

5. В случае, если производство аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один или несколько видов субсидий, определенных в статье 2 настоящего Федерального закона, для обеспечения нормальных условий конкуренции при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается совокупный объем соответствующих российских субсидий.

Комментарий к статье 12

1. Компенсационные меры - это меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством или союзом иностранных государств, которые вводятся Правительством РФ в виде временной компенсационной пошлины, окончательной компенсационной пошлины или добровольного обязательства.

Основаниями для применения таких мер, согласно п.1 комментируемой статьи, являются установленные Министерством торговли РФ в ходе соответствующего расследования, факты наличия:

- существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его нанесения (см. комментарий к ст.13);

- субсидии иностранного государства или союза иностранных государств (см. комментарий к п.2 настоящей статьи);

- причинно-следственной связи между субсидированием экспорта и существенным ущербом или угрозой его нанесения (см. комментарий к ст.14).

При этом Правительство РФ, в соответствии со ст.23 комментируемого закона, вправе принять решение о неприменении компенсационных мер, даже если их введение соответствует всем критериям и процедурам, если введение таких мер может причинить существенный ущерб развитию отрасли российской экономики, экономике Российской Федерации в целом или интересам значительной части потребителей товаров, либо по иным существенным причинам, имеющим общегосударственную важность, то есть к списку указанных выше оснований, наличие которых необходимо для применения компенсационных (также как и антидемпинговых и специальных) мер, можно добавить и необходимость применения соответствующих мер.

См. также комментарий к п.3 настоящей статьи.

2. Если первый пункт комментируемой статьи содержит три базовых условия, дающих Правительству РФ основания для применения компенсационных мер, то во втором пункте перечислены ключевые вопросы, связанные с определением в ходе соответствующего расследования непосредственно субсидии, а именно:

- является ли субсидия специфической?

- превышает ли ее размер 5% стоимости товара?

- направлялась ли субсидия на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность?

- выдавалась ли субсидия многократно?

Постановка этих вопросов показывает, что не каждая субсидия дает основание для применения соответствующих санкций, предусмотренных настоящим законом, а лишь та, по которой, в ходе расследования, предшествующего применению компенсационных мер, даны положительные ответы на указанные выше вопросы. Например, руководствуясь названием п.11 уведомления Правительства Индии, Министерства финансов и Департамента доходов, вступившего в силу 1 января 1995 года, N 1/95-N.T. CUSTOMS, можно сказать, что для применения компенсационных мер необходимо определить "природу субсидии"**113).

Понятие "специфическая субсидия" раскрыто в ст.2 настоящего закона. Стоит напомнить, что по определению - это субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и/или экспортеру, или конкретному союзу производителей и/или союзу экспортеров, или конкретной отрасли экономики, либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

С учетом этого определения, комментируемая статья (п.2) выделяет два характерных признака специфической субсидии:

- очевидное преимущественное использование субсидии ограниченной группой предприятий или организаций;

- очевидная избирательность со стороны государственных органов иностранного государства (союза иностранных государств) при выборе способа предоставления субсидии.

Вместе с тем, как указано в абз. 2 п.2 комментируемой статьи, субсидия иностранного государства или союза иностранных государств не рассматривается как специфическая, если объективные критерии и условия ее предоставления, например в зависимости от числа работников предприятия либо от объема выпуска продукции, устанавливаются без указания конкретного предприятия. При этом следует обратить внимание, что само содержание этого абзаца несколько запутано. Если связь, указанная в п.5 настоящей статьи, между совокупным объемом соответствующих российских субсидий и расчетом ставки компенсационной пошлины на субсидируемый иностранный товар очевидна, то увязка, в рассматриваемом абзаце, отрасли российской экономики и субсидии предоставляемой иностранным государством национальному производителю или экспортеру, не совсем понятна.

Не подпадают под категорию "наказуемых" субсидий, предоставленные в следующих формах:

а) помощь на исследовательские работы, проводимые фирмами, а также высшими учебными заведениями и научными организациями на контрактной основе, при условии, что такая помощь покрывает не более 75% стоимости промышленных исследований или 50% стоимости разработок на доконкурентной стадии (что означает перевод результатов промышленных исследований в план, чертеж, макет новых модифицированных или улучшенных товаров, технологических процессов или услуг, предназначенных для продажи или использования, включая создание первого прототипа, непригодного для коммерческого использования, иногда включая также формулировку концепции и замысел альтернативных товаров, способов или услуг, а также первоначальные демонстрационные либо пилотные проекты, при условии, что они не могут быть приспособлены или использованы для промышленного применения или коммерческой эксплуатации) и при условии, что она предоставляется исключительно на покрытие:

- расходов на персонал (исследователи, техники и другой вспомогательный персонал, занятый исключительно исследовательской деятельностью);

- расходов на инструменты, оборудование, землю и сооружения, используемые исключительно и постоянно (за исключением продажи на коммерческой основе) для целей исследовательской деятельности;

- расходов на консультационные и эквивалентные услуги, используемые исключительно для научной деятельности, включая покупку научных и технических знаний, патентов;

- дополнительных накладных расходов, понесенных непосредственно в результате исследовательской деятельности;

- других текущих расходов (на материалы, техническое обеспечение), понесенных непосредственно в результате исследовательской деятельности;

б) помощь неблагополучным регионам, которая предоставляется в рамках общего регионального развития (при этом региональные программы субсидирования должны быть частью последовательной и глобально применяемой региональной политики, и субсидии не должны предоставляться на региональное развитие отдельных географических пунктов, не оказывающих или практически не оказывающих влияния на развитие региона), является неспецифической и распределяется между соответствующими регионами при условии, что:

- каждый неблагополучный регион должен представлять собой четко обозначенную компактную административную и экономическую зону;

- такой регион рассматривается как неблагополучный на основе нейтральных и объективных критериев (которые не предоставляют определенным регионам льготы сверх того, что необходимо для устранения или сокращения различий между регионами в рамках региональной политики. В этом отношении региональные программы субсидирования должны включать максимальные суммы помощи, которые могут быть предоставлены по каждому субсидируемому проекту. Такие максимальные суммы должны быть дифференцированы в зависимости от уровня развития регионов, которым оказывается помощь, и выражены в виде расходов на инвестиции и создание рабочих мест. В пределах этих сумм помощь должна распределяться достаточно широко с тем, чтобы избежать преимущественного использования субсидий или предоставления непропорционально больших сумм определенным предприятиям), показывающих, что трудности региона определяются не только временными обстоятельствами, при этом такие критерии должны быть четко обозначены в законах, правилах или других официальных документах с тем, чтобы их можно было проверить;

- критерии должны включать определение экономического развития, которое должно основываться на одном из следующих показателей (доход на душу населения или доход на члена семьи, либо валовый внутренний продукт на душу населения, который не должен превышать 85% среднего показателя для данной территории; уровень безработицы, который должен составлять по крайней мере 110% от среднего показателя для данной территории, рассчитанный за трехлетний период);

(в) содействие в адаптации существующей инфраструктуре (которая должна находиться в эксплуатации, по крайней мере, два года до введения новых требований по охране окружающей среды) к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, установленным законодательством, которое влечет за собой дополнительные ограничения и усиление финансового бремени для предприятий, при условии, что такое содействие:

- является единовременной, неповторяющейся мерой;

- составляет не более 20% расходов по адаптации;

- не покрывает расходов на замену и эксплуатацию субсидируемого оборудования, которые должны полностью ложиться на предприятия;

- непосредственно связано и пропорционально планируемому предприятием сокращению загрязнения и не покрывает экономии на производственных расходах, которая может быть достигнута;

- доступно для всех предприятий, которые могут перейти на новое оборудование и/или производственные процессы.

Субсидии, направляемые в указанных размерах и на перечисленные цели называются субсидиями, не дающими основания для применения мер. Их списки, как правило, закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. К примеру, в Канаде перечень subvention ne donnant pas lieu a une action или nonactionable subsidies (франц., и анг. - субсидии, не дающие основания для применения мер) включен в Закон от 22 ноября 1984 года Р.С. 1984-3728 "О специальных импортных мерах" п.4 дополнения от 20 декабря 1994 года Р.С. 1944-2156**114).

Установленный комментируемой статьей (п.2) порог размера специфической субсидии в 5% служит в качестве своеобразного водораздела между допустимой "помощью" правительств иностранных государств своим производителям - экспортерам и так называемым серьезным ущемлением интересов страны-импорта.

Следует отметить, что в соответствии со стандартами Всемирной Торговой Организации пяти-процентный барьер не распространяется на торговлю гражданской авиатехникой, осуществляемой в рамках одноименного Соглашения от 12 апреля 1979 года (с посл. изм.)**115). Другое ограничение касается предприятий, находящихся на так называемой стадии становления. Согласно п.4 приложения IV к Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам**116), если предприятие-получатель находится в начальном периоде становления, то существенный ущерб считается существующим, если общий уровень субсидирования превышает 15% общей суммы капиталовложений. При этом, названный начальный период становления не должен выходить за пределы первого года производства (начальный период становления включает случаи, когда финансовые обязательства по разработке данного товара или созданию мощностей для производства товаров, пользующихся субсидией, уже приняты, хотя производство еще не началось).

Помимо случаев, когда размер субсидии составляет в стоимости товара более 5%, серьезным ущемлением интересов считаются:

- субсидии на покрытие эксплуатационных убытков предприятия, за исключением единовременных мер, которые не повторяются и не могут повторяться для данного предприятия, и которые предоставляются только для того, чтобы дать время для реализации долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;

- прямое списание задолженности, например, списание задолженности государству и субсидий на погашение долга.

Кроме того, серьезное ущемление интересов может возникнуть в любом случае, когда применение субсидии влечет за собой одно или несколько из следующих последствий:

- результатом субсидии является увеличение доли субсидирующей страны на мировом рынке того или иного сырьевого товара по сравнению со средней долей, которую субсидирующее государство имело за предшествующий трехлетний период, и это увеличение является устойчивой тенденцией на протяжении периода, когда осуществлялось субсидирование;

- результатом субсидии является вытеснение или затруднение импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара одной страны на рынок субсидирующей страны или на рынок какой-либо третьей страны.

В последнем случае, вытеснение или затруднение, приводящее к серьезному ущемлению интересов, не возникает при наличии в течение соответствующего периода времени одного из следующих обстоятельств:

- запрещение или ограничение экспорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара из страны-импортера;

- решение правительства страны импортера, практикующего монополию торговли или государственную торговлю данным товаром, по некоммерческим причинам переориентировать импорт на другую страну или страны;

- стихийные бедствия, забастовки, перебои на транспорте или другие форс-мажорные обстоятельства, оказывающие серьезное негативное воздействие на производство, качество, количество или цены товара, имеющегося в наличии для экспорта из страны-импортера;

- наличие договоренностей, ограничивающих экспорт из страны-импортера;

- добровольное сокращение количество экспортируемого данного товара из страны-импортера (включая, в частности, ситуацию, когда предприятия страны-импортера автономно переориентировали экспорт данного товара на новые рынки).

3. Введение компенсационных мер, прежде всего, сказывается на интересах отечественных потребителей товара, в отношении которого применены соответствующие меры. О том как выражается это влияние можно проследить на следующем примере.

Предположим, что мировая цена на какой-либо товар ниже внутренней цены на тот же товар. В этой ситуации государству не будет выгодно импортировать этот товар. Если первоначально в нем существует режим свободной торговли, то цена на товар на внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение соответствующего товара только в определенном размере, тогда как величина спроса оказывается значительно больше. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом товара. Приобретая товар по относительно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш.

Допустим, что правительство какого-либо государства в целях защиты отрасли национальной экономики устанавливает таможенно-тарифную меру. Цена импортируемого товара на внутреннем рынке этого государства возрастет на величину ставки такой меры. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный товар, несут потери, так как при неизменном уровне доходов они будут вынуждены покупать соответствующий товар в меньшем объеме и платить за него дороже.

Установление ограничений на импорт приводит к росту цены не только импортируемого товара. Низкий уровень мировой цены делал отечественных производителей товара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении таможенно-тарифных мер для того, чтобы цена на товар стала выше, а их собственная продукция - более конкурентоспособной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно национальным производителям лишь в том случае, если возрастет цена на их продукцию. Таким образом, наряду с подорожанием импортного товара, происходит рост цен и на товар отечественного производства**117).

Все это, естественно, негативно сказывается на потребителях. По сути комментируемый пункт требует, до введения компенсационных мер, проведения всестороннего анализа того, как эта мера защиты экономических интересов Российской Федерации скажется на положении отечественных потребителей. Таким образом, как уже было отмечено в комментарии к п.1 настоящей статьи, к трем основаниям применения компенсационных мер, добавляется еще одно - соответствие ее введения интересам потребителей.

См. также комментарий к ст.23.

4. Когда компенсационные меры вводятся в отношении какого-либо товара, то они применяются в каждом случае в соответствующих суммах с импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара из всех источников, в отношении которых было установлено наличие субсидий и причинение существенного ущерба, за исключением импорта из таких источников, которые отказались от использования подобных субсидий, или из источников, чьи обязательства были приняты в соответствии с положениями п.4 ст.14.

Содержащаяся в п.4 настоящей статьи оговорка о том, что компенсационные меры могут вводиться на индивидуальной основе, показывает, что в отличие от специальных защитных мер, компенсационные меры могут быть введены как в отношении всего субсидируемого импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, так и по отношению товаров отдельных производителей или экспортеров. Тем самым подчеркивается возможность адресности этих мер, которая позволяет обеспечить необходимую степень защиты и уровень поддержки отечественных товаропроизводителей. То же правило применяется и в случае с антидемпинговыми мерами (см. комментарий к п.2 ст.7).

В этом пункте также указано, что применение компенсационных мер на индивидуальной основе производится с учетом практики применения таких мер в отношениях с соответствующим государством. В этой связи следует отметить, что в законодательстве других государств санкционировано введение только таможенно-тарифных мер защиты экономических интересов - пошлин. Компенсационные пошлины называются, в этом случае, индивидуальными. Причем, подчеркивается прежде всего индивидуальность ставки - нормы обложения этими пошлинами. Такой акцент прослеживается например, в п.ii _ 355.15 временных правил Министерства торговли США от 11 мая 1995 года "Об антидемпинговых и компенсационных пошлинах"**118). Данный подход объясняется тем, что индивидуальность компенсационных обязательств не требует уточнений, так как они принимаются непосредственно каждым производителем или экспортером иностранного государства (союза иностранных государств) отдельно - индивидуально.

5. В комментируемой статье (п.5) закреплено правило, направленное на обеспечение нормальных условий конкуренции, по которому, если производство аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один или несколько их видов, указанных в ст.2 комментируемого закона (субсидия и специфическая субсидия), при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается совокупный объем соответствующих российских субсидий.

Общие вопросы субсидирования в Российской Федерации юридических лиц, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также граждан-предпринимателей, зарегистрированных в Российской Федерации, определены в ст.78 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ**119). В ней, в частности, определено, что предоставление субсидии (бюджетных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов) названной категории лиц допускается:

- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

В приведенном из кодекса последнем пункте, одновременно содержится и перечень основных источников информации, на основании которой имеется возможность определить наличие и совокупный объем соответствующих российских субсидий, подлежащих учету при расчете ставки компенсационной пошлины.

Статья 13. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию

1. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, а также особенности определения размеров субсидирования в таких случаях устанавливает Правительство Российской Федерации.

2. В случае, если субсидии предоставляются государственными органами иностранного государства (союза иностранных государств) в соответствии с различными программами, учитывается их совокупный размер.

3. В случае, если при производстве или экспорте товара используются субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), при определении существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения учитывается не только увеличение доли такого товара на внутреннем рынке Российской Федерации, но и сохранение указанной доли на одном уровне и, кроме того, некоторое уменьшение указанной доли, которое было бы более значительным при отсутствии указанных субсидий.

4. При определении факта снижения цены товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), сравнивается цена такого товара и цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, при производстве или экспорте которого не использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), при одном и том же объеме продажи такого товара за сопоставимый период.

5. В случае, если импорт товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), осуществляется из нескольких иностранных государств, существенный ущерб отрасли российской экономики может определяться на совокупной основе.

6. При определении существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного ей в результате использования субсидий иностранного государства (союза иностранных государств) при импорте товара в Российскую Федерацию, должно также учитываться влияние указанных субсидий на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации и рынках третьих государств, на которые поступает такой товар, происходящий из Российской Федерации.

Комментарий к статье 13

1. Комментируемый закон является актом прямого действия. Однако реализация многих его положений невозможна без дополнительного подробного уточнения. Дело в том, что данный закон, как и любой другой, содержит в себе лишь общие, наиболее важные и принципиальные правила. В нем нельзя предусмотреть все возможные ситуации, в том числе раскрыть в полной мере такой частный, но одновременно очень важный специальный вопрос как особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Этим обстоятельством обуславливается потребность в разработке подзаконных актов, осуществляемых органами исполнительной власти: п.1 комментируемой статьи предусматривает, а точнее даже делегирует, полномочия по регламентации соответствующего вопроса Правительству РФ.

В целях реализации настоящей статьи постановлением Правительства РФ от 16 февраля 1999 года N 184 утверждено положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, и размера субсидирования**120).

Определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого Министерством торговли РФ, и основывается на результатах анализа:

- объемов импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства или союза иностранных государств (в этом случае определяется, имело ли место существенное увеличение субсидируемого импорта (в абсолютном или относительном выражении) по отношению к уровню производства или потребления товара на внутреннем рынке Российской Федерации);

- влияния субсидируемого импорта на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

- воздействия субсидируемого импорта на отрасль российской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар (если выделить такую отрасль на основании имеющейся статистической информации невозможно, то воздействие субсидируемого импорта оценивается в отношении отрасли российской экономики, производящей группу (возможно более узкую) товаров, включая аналогичный товар, по которой имеется необходимая информация).

Для принятия решения о наличии существенного ущерба отрасли российской экономики обязательным является положительное заключение по результатам соответствующего анализа. При этом перечень факторов, оцениваемых при проведении такого анализа, может включать и другие показатели.

По общему правилу, определение угрозы существенного ущерба от субсидируемого импорта должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятностных оценках и предположениях. Возникновение ситуации, при которой субсидируемый импорт может в будущем повлечь существенный ущерб, должно быть очевидным и неотвратимым.

При определении угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики учитываются такие факторы, как:

- характер рассматриваемой субсидии (субсидий) и ее воздействие на торговлю;

- динамика роста субсидируемого импорта, свидетельствующая о реальной возможности его дальнейшего увеличения в будущем;

- наличие или очевидная неотвратимость увеличения экспортных возможностей иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения субсидируемого импорта;

- осуществление субсидируемого импорта по ценам, которые будут оказывать подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей товара, что может привести к дальнейшему увеличению спроса на субсидируемые импортные товары;

- негативное влияние на запасы товара, являющегося объектом расследования.

Для принятия решения о наличии угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики необходимо установление всех указанных выше факторов. Однако при принятии такого решения, так же как и в случае с определением существенного ущерба, могут учитываться и другие показатели.

2. Второй пункт комментируемой статьи закрепляет один из базовых принципов определения размера субсидии на единицу товара: субсидии, предоставленные в течение года разными субсидирующими органами и/или для выполнения разных программ, суммируются.

См. также комментарий к п.3 ст.14.

3. В настоящей статье (п.3) закреплено правило о том, что в случае, если при производстве или экспорте товара используются субсидии иностранного государства или союза таковых, при определении существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения учитывается различное состояние доли такого товара на внутреннем рынке Российской Федерации, которая является одним из элементов, исследуемых при анализе воздействия такого импорта на отрасль российской экономики.

Изменение в соответствующих долях рынка включает любую из следующих ситуаций:

- увеличение рыночной доли субсидированного товара;

- рыночная доля субсидированного товара остается неизменной в обстоятельствах, при которых в отсутствие субсидии она должна была бы снизиться;

- рыночная доля субсидированного товара падает, но более медленными темпами, чем это имело бы место при отсутствии субсидирования.

Исследование подобной ситуации должно проводиться за достаточно характерный период, необходимый для доказательства четких тенденций в развитии рынка данного товара, который в обычных условиях должен составлять не менее года.

Помимо этого, при анализе субсидируемого импорта на отрасль российской экономики определяются также:

- фактически происшедшее или возможное сокращение объема продаж, прибыли, объемов производства, производительности труда, доходов от капиталовложений, коэффициента использования производственных мощностей;

- фактически произошедшее или возможное негативное воздействие субсидируемого импорта на движение денежных потоков, товарные запасы, уровень занятости и заработную плату, темпы роста производства, возможность увеличения оборотных средств и капитальных вложений в соответствующей отрасли российской экономики.

При субсидируемом импорте сельскохозяйственных товаров определяется также вопрос о том, привел ли субсидируемый импорт к необходимости расширения государственных программ поддержки производства аналогичных российских товаров.

4. Для определения факта снижения цены товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), используется метод сравнения цен.

Снижение цен включает все случаи, в которых оно может быть доказано путем сравнения цен субсидированного товара с ценами аналогичного или непосредственно конкурирующего несубсидированного товара на одном и том же рынке. Сравнение должно проводиться на одном и том же уровне торговой операции и за сравнимые периоды времени, при этом во внимание должны приниматься любые другие факторы, влияющие на сопоставимость цен. Однако, если такое прямое сопоставление невозможно, то наличие занижения цен может быть установлено на основе средних экспортных цен.

5. В случае, если предметом расследования, предшествующего введению компенсационных мер, является субсидируемый импорт одного и того же товара из нескольких иностранных государств, то воздействие такого импорта на отрасль российской экономики оценивается на совокупной основе, то есть производится кумуляция ущерба. Определение ущерба на совокупной основе допускается, если в ходе расследования установлено, что:

- размер субсидии в каждой стране по данному товару составляет более 1% его стоимости, а объем субсидируемого импорта из каждой страны в Российскую Федерацию составляет более 3% общего объема импорта такого товара на российскую таможенную территорию (иными словами размер субсидии не должен быть минимальным, а объем - незначительным);

- оценка существенного ущерба на совокупной основе допустима (является уместной) с учетом условий конкуренции между импортным товаром и аналогичным или непосредственно конкурирующим российским товаром.

Проведение кумулятивного анализа воздействия импорта на отрасль российской экономики предусмотрено и в п.4 ст.20 комментируемого закона при проведении расследований, предшествующих применению антидемпинговых мер. Однако, объединение антидемпингового расследования с расследованием, предшествующим применению компенсационных мер (или наоборот), в целях проведения совокупной оценки влияния импорта, неправомерно.

Хотя в зарубежном законодательстве встречаются и исключения из этого правила. Например, согласно п.38 Закона Канады от 22 ноября 1984 года P.C. 1984-3728 "О специальных импортных мерах" при поставках сельскохозяйственных товаров могут быть объединены**121):

- два или более антидемпинговых расследований;

- два или более расследований по вопросу субсидирования;

- одно или более антидемпинговых расследований, и одно или более расследований по вопросу субсидирования.

При этом в случае объединения расследований на основании этого пункта, импортерам, экспортерам, правительству государства-экспортера и лицам, подавшим заявления, должны быть направлены уведомления. Кроме того, указание на конкретный товар означает, что в других случаях такая кумуляция, в том числе различных расследований не проводится.

Необходимо также обратить внимание на то, что в статье (п.20), посвященной совокупной оценке воздействия демпингового импорта, присутствует указание на использование кумуляции при одновременном проведении нескольких антидемпинговых расследований (независимо от их стадий). Тем самым дела, по которым такие расследования уже завершены, автоматически исключаются из списков претендентов на такой кумулятивный анализ. В комментируемой же статье (п.5) подобная увязка с расследованием, предшествующим применению компенсационных мер отсутствует, что дает основание предполагать о возможном, достаточно вольном толковании соответствующих положений Министерством торговли и Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

См. также комментарий к п.4 ст.20.

6. В комментируемой статье (п.6) закреплено дополнительное требование по вопросу определения существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного ей в результате использования субсидий иностранного государства (союза иностранных государств) при импорте товара в Российскую Федерацию. При определении ущерба необходимо также учитывать влияние субсидий на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на:

- внутреннем рынке Российской Федерации;

- рынках третьих государств, на которые поступает такой товар, происходящий из Российской Федерации.

В отношении влияния субсидированного импорта на цены исследуется вопрос о том:

- имело ли место значительное занижение цен субсидированного импорта по сравнению с ценой аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке страны импортера (то есть на рынке Российской Федерации) и рынках третьих государств, на которые поступает такой товар;

- вызвал ли такой импорт значительное падение цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар страны импортера, либо воспрепятствовал ли он существенно повышению (росту) цен, которое произошло бы в его отсутствие.

Ни один из этих факторов в отдельности, ни их комбинация не могут служить безусловной основой для принятия соответствующего решения.

Статья 14. Особенности введения и применения компенсационных мер

1. Компенсационные меры могут применяться только на основании результатов соответствующего расследования, установившего наличие причинно-следственной связи между импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

2. В исключительных случаях, но не ранее чем через шестьдесят дней после начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что задержка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики, Правительство Российской Федерации может принять решение о введении временной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев.

Временная компенсационная пошлина вносится плательщиком, определенным в соответствии со статьей 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, на депозит федерального органа исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

Временная компенсационная пошлина не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении компенсационной пошлины. В случае принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении компенсационной пошлины в отношении временной компенсационной пошлины действуют положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в Российскую Федерацию.

4. При получении от иностранного государства (союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара в приемлемом размере с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных мер в отношении данного товара может быть прекращено.

В случае, если производитель (экспортер) иностранного государства (союза иностранных государств) примет в письменном виде на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии, введенная компенсационная пошлина не взимается со дня принятия Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, такого обязательства.

5. В случае нарушения обязательств, указанных в пункте 4 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации может немедленно ввести компенсационную пошлину.

Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пять лет со дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной пошлины в результате повторного расследования.

Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение срока ее действия по инициативе Правительства Российской Федерации.

В случае причинения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие импорта товара, в отношении которого предоставляются субсидии третьими государствами Правительство Российской Федерации проводит консультации со страной происхождения такого товара без применения компенсационных пошлин. Если подобные консультации не дают положительных результатов, Правительство Российской Федерации извещает правительство такого государства о введении компенсационной пошлины с предоставлением результатов проведенного расследования.

Комментарий к статье 14

1. Первый пункт комментируемой статьи в значительной мере дублирует положения п.1 ст.12 и подчеркивает, что для того, чтобы по результатам соответствующего расследования Правительство РФ могло ввести компенсационные меры, Министерство торговли РФ должно установить наличие:

- субсидии иностранного государства (союза иностранных государств);

- существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения.

После определения, в соответствии с положениями ст.2, п.2 ст.12 и ст.13 первых двух элементов (см. комментарий к названным статьям), следующим действием, в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер, является установление третьего элемента - причинно-следственной связи (один из основных вопросов расследования).

Ее определение основывается на анализе всей информации, имеющей отношение к расследованию. При этом исследуются также любые другие известные факторы, которые оказывали негативное воздействие на состояние отрасли российской экономики одновременно с субсидируемым импортом, включая:

- объем и цены несубсидируемого импортного аналогичного товара;

- последствия ограничительной торговой практики и конкуренции между иностранными и российскими производителями товара;

- изменение технологии производства;

- изменение экспортного потенциала российских производителей товара;

- изменение производительности труда в отрасли российской экономики.

Существенный ущерб, причиненный при наличии таких факторов, не может учитываться при определении существенного ущерба, наносимого субсидируемым импортом.

2. Временная компенсационная пошлина является исключительной мерой защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Такая пошлина вводится постановлением Правительства РФ в случае, если:

- расследование инициировано и об этом опубликовано соответствующее уведомление;

- заинтересованным сторонам были обеспечены достаточные возможности, чтобы предоставить информацию и высказать свои соображения;

- в предварительном порядке определено существование субсидируемого импорта товаров, который наносит существенный ущерб отечественной отрасли экономки или создает угрозу его нанесения;

- временные компенсационные пошлины необходимы для предотвращения ущерба в период расследования.

Этот вид пошлин не вводится ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования, что означает возможность и более позднего их применения. Действие временных компенсационных пошлин ограничено периодом, не превышающим четырех - шести месяцев. Кроме того, их применение лимитировано и сроком проведения расследования, предшествующего применению компенсационных мер, который в соответствии с п.2 ст.21 настоящего закона составляет 12 месяцев.

Период действия временных компенсационных пошлин, предусмотренный в абз.1 п.2 настоящей статьи, несколько меньше зарубежных аналогов. К примеру, согласно ст.81 постановления "О законе о несправедливой иностранной торговой деятельности", утвержденного декретом Президента Республики Венесуэлы от 5 апреля 1993 года N 2.883**122), основной период действия временных компенсационных пошлин составляет 4 месяца, но этот срок может составлять и 1 год с даты инициирования расследования. Однако такой длительный срок действия временных компенсационных пошлин трудно признать обоснованным, так как проведение расследования вовсе не означает применение по его итогам окончательных мер, введение которых является своего рода подтверждением правомерности обвинения в использовании недобросовестных методов конкуренции. Соответственно, если у государства есть право на ошибку, то такое преимущество должно быть сбалансировано лояльным отношением к лицу, на которое возложена обязанность по внесению на депозит временной компенсационной пошлины.

О внесении, уплате и возврате особых видов пошлин, см. комментарий к п.2 ст.6 и п.4 ст.11.

3. Если в ходе расследования на предмет введения компенсационных пошлин выносится окончательное определение о наличии субсидии, ее величине и о том, что из-за действия субсидии субсидированный импорт наносит существенный ущерб отечественной отрасли экономики или создает угрозу его нанесения, то может быть введена компенсационная пошлина.

Ее ставка - норма или размер обложения - является одним из основных элементов компенсационной пошлины. Под ней понимается величина пошлины на единицу обложения.

Для определения размера компенсационной пошлины рассчитывается размер субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), приходящийся на единицу ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации указанного товара (тонну, кубический метр, штуку и т.п.).

При определении размера субсидии учитываются показатели, характеризующие инфляцию в соответствующем иностранном государстве (союзе иностранных государств). Это делается для того, чтобы высокие темпы инфляции, если они таковые, не могли исказить полученные результаты.

По общему правилу, размер субсидии на единицу товара устанавливается исходя из размера расходов соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) на эти цели.

Стоимость субсидированного товара рассчитывается как общая стоимость продаж юридического лица - получателя субсидии за 12 месяцев, которые предшествовали получению субсидии.

По общепринятому правилу, в ходе определения размера субсидии, из ее общей суммы вычитается регистрационный сбор и другие расходы, понесенные для того, чтобы получить эту субсидию (такая оговорка включается как в национальное законодательство, так и в межгосударственные договоренности (см. например, ст.9 решения Комиссии по соглашению Картагена N 283 (Лима, 21 марта 1991 года))**123).

Если субсидия представляется не в отношении определенного количества произведенного, выпущенного, экспортированного или транспортированного товара, то расчет размера субсидии за единицу товара осуществляется путем деления общей суммы субсидии на объем производства, продаж или экспорта данного товара за период предоставления субсидии. При необходимости учитывается доля субсидируемого импортируемого товара в общем объеме производства, продаж или экспорта.

Когда субсидия связана с развитием или приобретением основных фондов, то ее размер рассчитывается путем распределения субсидии на средний срок амортизации таких основных фондов в рассматриваемой отрасли экономики в соответствующем иностранном государстве (союзе иностранных государств).

В расчет размера субсидии на единицу товара включаются также те субсидии, которые предоставлялись на приобретение основных фондов до начала периода, охватываемого расследованием, но срок амортизации которых еще не истек.

При определении размера субсидии в случае, если величина субсидии, предоставляемой в различные периоды времени или на различные цели для одного и того же товара различна, могут быть применены средневзвешенные показатели размера субсидии по объему производства, продаж или экспорта.

При предоставлении субсидии в форме налоговых льгот стоимость товара рассчитывается из расчета общей стоимости его продаж за последние 12 месяцев, в течение которых применялись налоговые льготы.

Итоговое решение о том, вводить или не вводить компенсационную пошлину в случаях, когда все требования для ее применения выполнены, а также решение о том, должна ли величина устанавливаемой компенсационной пошлины равняться полному размеру субсидии или быть меньше его, принимается Правительством РФ.

В соответствии с требованием комментируемого пункта, никакая компенсационная пошлина не должна взиматься с импортного товара в размере, превышающем установленную величину субсидии, исчисленную в величине субсидирования на единицу субсидированного и экспортированного товара. Однако, она может быть меньше размера субсидии если такая меньшая компенсационная пошлина достаточна для устранения существенного ущерба (или его угрозы) для отечественной отрасли экономики.

4. Содержание п.4 комментируемой статьи показывает, что в отдельных случаях расследование, предшествующее применению компенсационных мер может быть завершено без установления окончательных компенсационных пошлин. При этом, как следует из этого пункта, такое изменение хода расследования возможно только до или после введения временных компенсационных пошлин, но не позже даты принятия решения о применении окончательных компенсационных пошлин.

Расследование на предмет введения компенсационных мер может быть завершено без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения добровольного обязательства, в соответствии с которым:

- правительство иностранного государства (союза иностранных государств), в лице соответствующего уполномоченного органа, соглашается отменить или ограничить субсидию, либо принять другие меры в отношении последствий субсидирования;

- экспортер (производитель) соглашается пересмотреть свои цены таким образом, что будут устранены неблагоприятные последствия субсидирования.

В последнем случае повышение цен по таким обязательствам не должно превышать величины, необходимой для компенсации суммы субсидии. При этом, желательно, чтобы повышение цен было меньше суммы субсидии, если такое повышение достаточно для устранения существенного ущерба, причиняемого отечественной отрасли экономики.

Так же как и в случае с антидемпинговыми обязательствами, предложения по принятию (назовем их) компенсационных обязательств представляются Министерством торговли РФ в Правительство РФ. Обязательства производителя (экспортера) иностранного государства (союза иностранных государств) принимается Правительством РФ или по его поручению Министерством торговли РФ.

Компенсационные обязательства не принимаются, если только не вынесено предварительного утвердительного определения в отношении существования субсидии и существенного ущерба, причиняемого такой субсидией, и, в случае если обязательства со стороны экспортеров (производителя), не получат поддержки со стороны уполномоченных органов государства-экспортера.

Предложенные обязательства не принимаются, если их принятие считается Министерством торговли РФ непрактичным, например, если число действительных или потенциальных экспортеров слишком велико, либо по другим причинам, включая общеполитические соображения. Об этом Министерство торговли РФ должно сообщить иностранному экспортеру.

Если обязательство принимается, расследование по вопросам субсидирования и существенного ущерба тем не менее доводится до конца, если этого желает правительство страны производителя (экспортера) в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств), или если такое решение принимается Министерством торговли РФ. Иными словами принятие обязательств, в отличие от установления окончательных компенсационных пошлин, не всегда означает прекращение расследования, предшествующего применению компенсационных мер.

В случае вынесения отрицательного определения в отношении наличия субсидирования или существенного ущерба, обязательство автоматически теряет силу, за исключением случаев, когда такое определение в значительной степени является результатом наличия обязательства. В подобных случаях, обязательство продолжает действовать в течение разумного периода времени - до устранения существенного ущерба или угрозы его причинения вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств). В случае подтверждения наличия субсидирования и существенного ущерба обязательство продолжает действовать в соответствии с его условиями.

Обязательства по ценам могут быть предложены Министерством торговли РФ, но принятие таких обязательств не должно навязываться какому-либо иностранному экспортеру. Тот факт, что правительства или экспортеры не предлагают взять на себя подобные обязательства или не соглашаются на предложение сделать это, никаким образом не влияет на рассмотрение дела. Однако орган, проводящий соответствующее расследование вправе прийти к выводу, что угроза ущерба более вероятна в случае продолжения субсидированного импорта.

От любого иностранного государства (в лице уполномоченного органа) или экспортера, от которых было принято обязательство, Министерством торговли РФ может быть потребовано периодически предоставлять информацию, касающуюся выполнения подобного обязательства, и оно может проводить проверку соответствующих данных. При этом отказ в представлении информации рассматривается как нарушение обязательства.

Последнее требование направлено на надлежащее исполнение обязательств, принятых в соответствии с п.4 комментируемой статьи. В данном случае исполнение обязательства состоит в совершении лицом, его принявшим, действий, составляющих его обязанность.

Если сравнивать процедуру принятия и исполнения компенсационных обязательств с антидемпинговыми (см. комментарий к п.6 ст.11), то обнаруживается стопроцентное сходство. А вот в правовой природе этих мер есть различия.

Во-первых (как это ни банально звучит), компенсационные обязательства направлены на устранение отрицательного воздействия субсидий, в то время как антидемпинговые - демпинга. Во-вторых (и это главное), компенсационные обязательства могут приниматься правительством иностранного государства (союза иностранных государств), в лице соответствующего уполномоченного органа, в то время как соблюдение антидемпинговых обязательств может лишь гарантироваться правительством страны экспорта в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств), но принимаются они только иностранным экспортером.

5. По общему правилу, компенсационная пошлина действует только в течение такого периода времени и в таком размере, которые необходимы для нейтрализации субсидирования, причиняющего существенный ущерб.

Согласно п.5 комментируемой статьи, необходимость продолжения взимания этой пошлины пересматривается регулярно, в течение срока ее действия, по инициативе Правительства РФ. При этом, другие заинтересованные лица, при формальном толковании положений п.5 настоящей статьи, в отличие от заинтересованных лиц, участвующих в антидемпинговых расследованиях (см. п.8 ст.11 комментируемого закона), не вправе обращаться с запросом о проведении пересмотра компенсационной пошлины.

В законодательстве зарубежных стран, в части этого вопроса, основной акцент сконцентрирован именно на правах заинтересованных лиц. При этом посредством отсылок или напрямую, прописана сама процедура пересмотра.

Так, в ст.99 мексиканского постановления от 30 декабря 1993 года "О законе о внешней торговле" определено, что пересмотр окончательных компенсационных пошлин производится в случае изменившихся обязательств**124). В этом случае, процедура пересмотра может быть запрошена:

- участвовавшим в процессе заинтересованным лицом, в отношении которого введена окончательная компенсационная пошлина;

- импортером или экспортером не участвовавшим в процессе, но который может показать свой правовой интерес.

Об инициировании пересмотра и завершении соответствующих процедур должно быть опубликовано уведомление в "Официальной газете федерации" и поставлены в известность заинтересованные лица. По возможности, пересмотр проводится в соответствии с правилами, применяемыми в ходе расследования, по результатам которого введены пошлины, являющиеся объектом пересмотра. Бремя представления необходимой информации и доказательств лежит на стороне, требующей проведения пересмотра. Если в результате такого пересмотра будет определено, что применение окончательной компенсационной пошлины больше не является оправданным, оно должно быть немедленно прекращено.

Как следует из содержания п.5 комментируемой статьи, действие любой окончательной компенсационной пошлины должно быть прекращено не позднее, чем через 5 лет с даты ее введения (или с даты последнего пересмотра, если такой пересмотр касается одновременно субсидирования и причинения ущерба), если в ходе пересмотра, начатого по инициативе Правительства РФ, не будет определено, что прекращение действия пошлины скорее всего привело бы к продолжению или возобновлению субсидирования и причинению существенного ущерба. До получения результатов повторного расследования взимается компенсационная пошлина, то есть инициирование пересмотра не является основанием для приостановления ее действия.

Пересмотр - повторное расследование является (не считая обращения в суды) заключительным этапом процесса защиты отрасли национальной экономики при осуществлении внешней торговли товарами при производстве и/или экспорте которых использовались субсидии.

В государствах-участниках двусторонних и многосторонних соглашений следующим этапом является пересмотр решений третейскими группами (анг. - panel), действующими в рамках соответствующих договоренностей.

Согласно п.1 ст.1904 Североамериканского соглашения о свободной торговле от 7 октября 1992 года, "каждая Сторона вправе инициировать юридический пересмотр заключительного определения об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в двусторонней третейской группе"**125). При этом в связи с тем, что в настоящее время участницей этого соглашения, помимо США и Канады, является и Мексика, понятие "две стороны" стал означать, что, если например, США одновременно обложили компенсационными пошлинами аналогичные или непосредственно конкурирующие товары Канады и Мексики, а власти этих стран требуют проведения пересмотра в третейской группе, то будут созданы две двух-национальные группы: одна по рассмотрению заявления Канады, другая - Мексики.

В рамках Всемирной торговой организации применяется так называемая Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (приложении 2 к соглашению об учреждении этой организации)**126). Ее центральным элементом также являются третейские группы, доклады которой могут быть обжалованы в специальный апелляционный орган.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы