v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих"В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава III. Определение размера причиненного ущерба и порядок его возмещенияСтатья 6. Определение размера причиненного ущерба 1. Комментируемая статья устанавливает порядок определения и исчисления размера ущерба, подлежащего взысканию с военнослужащих. Пункты 1 и 2 данной статьи посвящены общему порядку исчисления размера ущерба. Последующими ее пунктами предусматриваются особенности исчисления ущерба применительно к тем ситуациям, при которых общий порядок не может быть применен без дополнительных пояснений: при незаконном назначении на должность военнослужащих или лиц гражданского персонала (п. 3); при лечении военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих (п. 4); при причинении ущерба по вине нескольких военнослужащих (п. 5). Помимо перечисленных вопросов, комментируемая статья предусматривает также порядок определения размера денежного содержания военнослужащих, на которых налагается взыскание в рамках возмещения причиненного ущерба. 2. Военнослужащие обязаны возместить лишь причиненный по их вине реальный ущерб (см. комментарий к ст. 3). В соответствии с п. 1 ст. 6 комментируемого Закона размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета, т.е. размер ущерба должен быть подтвержден документально. Это общее правило распространяется в том числе и на военнослужащих, которым, например, имущество воинской части передано под отчет для хранения, выдачи, пользования и т.п. 3. Учет имущества воинских частей осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2002 г.), Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.). В Вооруженных Силах Российской Федерации, помимо названных нормативных правовых актов, действует также Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств, введенное в действие приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах воинских частей и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество воинских частей, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые воинскими частями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета в воинской части являются: - формирование и своевременное предоставление соответствующим должностным лицам и органам управления полной и достоверной информации о деятельности воинской части, о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств, необходимой для планирования и организации обеспечения ими войск; - контроль за сохранностью, законностью, целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных средств; - подготовка исходных данных для составления отчетных документов. В соответствии с п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все хозяйственные операции, проводимые воинской частью, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов, подтверждающих наличие ущерба, а также их хранения предусмотрен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение). В соответствии с Положением первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции, на бланках, применение которых в воинских частях предусмотрено нормативными правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. К ним относятся: накладные, чековые требования, раздаточные ведомости, акты, квитанции, путевые, рабочие, производственные и раздаточные листы, аттестаты. Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа (формы), код формы; б) дату составления; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); д) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники) (п. 13 Положения). В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Более подробные правила составления и оформления первичных документов содержатся в Руководстве по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств (п. 15) (далее - Руководство): а) в заголовочной части документа обязательно указываются: его номер, основание (цель) и дата операции; наименование службы, выдавшей документ; грузоотправитель (сдатчик) и грузополучатель (приемщик); срок действия документа; б) в содержательной части документа обычно указываются: номер по порядку; наименование материальных средств; код номенклатуры; единица измерения; количество материальных средств. При необходимости, кроме того, указываются: категория, сорт, заводской номер, цена единицы и сумма стоимости материальных средств, а также данные, предусмотренные конкретной формой документа. В конце содержательной части документа пишется "Итого наименований" и прописью указывается их количество. Строки и графы, оставшиеся свободными до подведения итога, обязательно перечеркиваются так, чтобы между текстом и подписями должностных лиц нельзя было что-либо вписать; в) документ подписывается соответствующим начальником и другими должностными лицами. Подпись начальника заверяется: на документах, предназначенных для отправки из воинской части, - мастичной гербовой печатью воинской части; на документах, предназначенных для обращения внутри воинской части, - мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части; г) документ считается исполненным, если указанные в нем операции выполнены, хотя бы и не в полном объеме. На дополучение (довыдачу) или досдачу материальных средств составляется новый документ; д) документы, составляемые в двух и более экземплярах, заполняются через копировальную бумагу печатающим устройством или химическим карандашом (шариковой ручкой); е) все первичные документы (кроме чековых требований и аттестатов), составляемые в службе, регистрируются в книге учета, порядковый номер регистрации является номером документа. Если документ состоит из нескольких листов, то его номер указывается на каждом листе документа. При наличии приложений к основному документу на всех их листах также ставится его номер. Реквизит-основание "Регистрационный номер" записывается только на входящих документах. По документам, не подписанным правомочными должностными лицами, не зарегистрированным в книге учета и не имеющим печати (где она предусмотрена), производить операции, связанные с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, категорически запрещается. Исполненные первичные документы после записи в книгах (карточках) учета произведенных по ним операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, в конце рабочего дня сдаются в соответствующую службу воинской части (соединения) под расписку в книге учета (форма N 25). В службу принимаются полностью оформленные документы. Документ без подписей получателя и сдатчика материальных средств считается недействительным. Учетные документы должны составляться и вестись разборчиво, без помарок и подчисток. Для исправления ошибок, допущенных при записях, неправильные цифры или слова зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать, а над ними записываются правильные цифры и слова. Сделанное исправление оговаривается на свободном месте этой же страницы документа: "Исправленному (указывается правильная запись) верить" и заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ. В случае когда производится только зачеркивание ошибочной записи без исправления ее, зачеркнутое оговаривается: "Зачеркнутое (указываются цифры или слова) не считать" и также заверяется в книге (карточке) учета подписью исполнителя, а в первичном документе - подписью начальника, подписавшего документ. Подпись должностного лица об исправлениях в первичном документе заверяется соответствующей печатью. При исправлении записи в книге (карточке) учета должны быть исправлены и последующие итоги с указанием даты исправления. Если после исправленной записи произведено еще две и более правильных записей, то итог (остаток) исправляется только в последней записи (п. 22 Руководства). Все исполненные учетные документы вместе с приложениями к ним подшиваются в дела строго в хронологическом порядке их поступления или исполнения; при этом каждое дело формируется, как правило, по однотипным (приходным или расходным) документам, с нумерацией каждого листа. Все учетные документы, не содержащие секретных данных, хранятся в запирающихся шкафах (ящиках), обеспечивающих сохранность документов. Ответственность за организацию их хранения несут начальники соответствующих служб, а в подразделениях - командиры подразделений. Бланки строгого учета хранятся отдельно от других бланков и документов в сейфах начальников служб (пп. 24, 26 и 27 Руководства). 4. Нехватка имущества воинской части, выявленная ответственным за его сохранность военнослужащим при учете, сама по себе автоматически не порождает наступления его материальной ответственности. Имущество может быть случайно перемещено без ведома ответственного за его сохранность военнослужащего либо выдано излишне (принято с недостачей) в результате счетной ошибки и находится в воинской части. В этом случае военнослужащий вправе ходатайствовать о проведении инвентаризации, т.е. официальной проверки фактического наличия ценностей, а командир воинской части обязан назначить ее. Вместе с тем в случаях, когда ущерб имуществу воинской части очевиден - нет сомнений в выходе имущества из владения воинской части или снижении его стоимости, количества такого имущества, - инвентаризация может не проводиться. Обязательность проведения инвентаризации при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, предусмотрена п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Порядок проведения инвентаризаций в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета, регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49). Инвентаризации подлежат все имущество воинской части независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие воинской части, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации 4 августа 1992 г. N 67). Основными целями инвентаризации являются: - выявление фактического наличия имущества; - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; - проверка полноты отражения в учете обязательств. Для проведения инвентаризации в воинской части создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в воинской части ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает командир (начальник) воинской части. Приказ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители управления воинской части, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Командир (начальник) воинской части должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование военнослужащим, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии воинской части, с данными выписок банков. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке: - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; - недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у воинской части. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов). На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение командиру (начальнику) воинской части. Окончательное решение о зачете принимает командир (начальник) воинской части. 5. Важнейшим в определении причиненного воинской части ущерба является его исчисление в денежной форме. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому исчисление размера причиненного военнослужащим ущерба осуществляется исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба. Данное положение вытекает из определения реального ущерба как расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Из сказанного следует, что одним из непременных условий для исчисления причиненного ущерба является установление действующей в данной местности цены на утраченное или поврежденное имущество. С учетом того, что специальных указаний на способ определения этой цены комментируемый Закон не содержит, целесообразным представляется использование методики, выработанной в гражданско-правовой сфере. Под действующей (рыночной) ценой на какое-либо имущество понимается превалирующая (обычная) цена на это имущество в том месте, где обязательство должно быть исполнено на момент, предусмотренный законом или соглашением сторон. Если приведение доказательств превалирующей цены в момент и в месте, указанных выше, оказывается затруднительным, то может быть взята цена, превалирующая в течение разумного срока до или после предусмотренного времени или в другом месте, когда такая замена может быть признанной разумной с точки зрения обычаев делового оборота. Доказательством действующей цены на утраченное (поврежденное) имущество воинской части, в частности, могут служить официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги (например, данные территориальных органов статистики). Необходимо отметить, что в отличие от порядка, принятого в гражданско-правовой сфере, для исчисления реального ущерба имуществу воинской части п. 1 комментируемой статьи предписывает использовать цены, действующие на день обнаружения ущерба, а не в момент добровольного исполнения обязательства или в день предъявления иска. В п. 1 комментируемой статьи предусматривается исключение из упомянутого общего правила исчисления размера причиненного ущерба. Данное исключение касается определения стоимости имущества (вооружения, военной техники, боеприпасов и др.), централизованно поставляемого воинским частям. Цены на такое имущество определяются уполномоченными на то государственными органами. Как правило, такими органами являются центральные довольствующие органы и службы федеральных органов исполнительной власти, в которых организовывается военная служба. 6. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества. Износ имущества определяется на основе срока его годности (эксплуатации), установленного предприятием-изготовителем или приказами руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором организована военная служба (его заместителей). Помимо износа, стоимость имущества может уменьшаться в процессе его естественной убыли (усушки, утруски, в процессе испарения и т.п.). Поэтому при определении размера причиненного ущерба необходимо учитывать эти процессы. Нормы естественной убыли устанавливаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Так, например, нормы естественной убыли лекарственных средств на аптечных складах (базах) утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1996 г. N 375; нормы естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов в розничной торговой сети утверждены приказом Министерства торговли РСФСР от 22 февраля 1988 г. N 45; нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании утверждены постановлением Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. N 40 (с изменениями и дополнениями от 7 августа 1987 г., 4 сентября, 1 октября 1998 г.) и т.д. 7. В п. 5 комментируемой статьи говорится о порядке определения размера возмещаемого ущерба, когда он причинен виновными противоправными действиями нескольких военнослужащих. Для того чтобы сделать вывод о том, что материальный ущерб является результатом действий нескольких лиц, необходимо, чтобы совершенные этими лицами действия (или бездействие) в своем единстве причинно обусловили возникновение такого ущерба. Характер и содержание конкретных действий (бездействия) указанных лиц могут быть различными, но для возложения на них материальной ответственности необходимо, чтобы действия (бездействие) каждого из них обладали признаками противоправности и виновности (т.е. совершены были умышленно или по неосторожности). Материальная ответственность военнослужащих, совместно причинивших ущерб воинской части, является долевой, т.е. каждый из них обязан возместить ущерб лишь в той доле, которая приходится на него, и не должен отвечать за содеянное другими военнослужащими, также виновными в причинении ущерба. Размер возмещения, возлагаемого на каждого конкретного военнослужащего, в первую очередь зависит от степени его вины в возникновении ущерба. Именно степень вины должна лежать в основе определения доли ущерба каждого военнослужащего. В пределах установленной для каждого из военнослужащих доли ущерба устанавливается размер возмещения, который зависит от вида материальной ответственности (ограниченной или полной) и предусмотренного объема (границ) возможного взыскания. 8. В п. 3 комментируемой статьи регламентируется порядок определения размера ущерба, причиненного незаконным назначением военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части. Такой ущерб согласно данной норме определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности. 9. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи размер ущерба, причиненного умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших от этих действий, определяется фактическими затратами на такое лечение. Порядок исчисления стоимости предоставленного лечения регулируется Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. N 01-23/4-10, 01-02/41. Данная Инструкция определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг. Объектом расчета стоимости является медицинская помощь, которая может быть представлена перечнем простых медицинских услуг (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства), перечнем сложных медицинских услуг ("койко-дни" в профильных отделениях стационаров) или перечнем комплексных медицинских услуг по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения (медико-экономические стандарты). В стоимость медицинской услуги включаются затраты в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: 110100 (оплата труда), 110200 (начисления на оплату труда), 110320 (медицинские расходы), 110340 (продукты питания), 110310 (канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей), 110400 (командировки и служебные разъезды), 110500 (оплата транспортных услуг), 110600 (оплата услуг связи), 110700 (оплата коммунальных услуг), 111000 (прочие текущие расходы), 130300 (трансферты населению), а также износ мягкого инвентаря и основных фондов, определяемые в соответствии с действующими нормативами. Расходы по страхованию профессиональной ответственности и другим видам страхования исключаются из налогооблагаемой базы и включаются в стоимость медицинской услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1996 г. N 1387. Для расчета стоимости медицинской услуги структурные подразделения медицинского учреждения делятся на основные и вспомогательные, оказываемые услуги - на простые, сложные и комплексные, а расходы учреждения - на прямые и косвенные. К основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг. К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно-диагностических подразделений (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.). К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания: - оплата труда основного персонала; - начисления на оплату труда основного персонала; - материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.); - износ мягкого инвентаря по основным подразделениям; - износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе. К косвенным расходам относятся виды затрат, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги: - оплата труда общеучрежденческого персонала; - начисления на оплату труда обще-учрежденческого персонала; - хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т. д.); - затраты на командировки и служебные разъезды; - износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях; - амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг; - прочие затраты. Перечисленные косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты. При расчете затрат на один "койко-день" учитывается плановое функционирование койки на предстоящий период (по числу плановых "койко-дней" с учетом планового закрытия коек на ремонт, санобработку и т.д.). Услуги, оказываемые пациенту в профильном отделении стационара (осмотр больного лечащим врачом, медицинские услуги процедурного и перевязочного кабинетов), не относятся к простым, а включаются в "койко-дни". При расчете затрат на "койко-день" затраты отделения для новорожденных и недоношенных детей суммируются с затратами акушерского отделения (если койки этих отделений являются сверхсметными), затраты на содержание коек по уходу за детьми (для матерей, госпитализированных с детьми) суммируются с затратами соответствующих педиатрических отделений. 10. В п. 6 комментируемой статьи говорится о порядке определения размера оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размера месячной надбавки за выслугу лет при привлечении военнослужащего к материальной ответственности. В соответствии с указанной нормой размер данных выплат определяется на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба. Данный вопрос приобретает актуальность прежде всего в тех случаях, когда момент привлечения военнослужащего к материальной ответственности значительно разнесен по времени с моментом причинения ущерба. В этот период размер денежного содержания может измениться как в случае его планового повышения, так и в случае изменения должностного положения военнослужащего, привлекаемого к ответственности (назначения его на вышестоящую или нижестоящую должность). Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба 1. Для привлечения военнослужащего к материальной ответственности необходимо установить, что совершенное им действие (или бездействие) обладает всеми необходимыми признаками, предусмотренными комментируемым Законом, которые в своей совокупности и делают его поступок подлежащим такой ответственности. Данный вид деятельности осуществляется в форме специального производства, называемого административным расследованием. Под административным расследованием понимается деятельность командиров (начальников) воинских частей и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков (правонарушений) военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия законных и обоснованных решений. На практике административное расследование заключается в сборе доказательств о наличии юридически значимых для дела фактов (действий или событий). Названный вид расследования необходимо отличать от административного расследования, осуществляемого уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами по делам об административных правонарушениях. Наиболее существенным различием между ними является то, что упомянутые органы исполнительной власти осуществляют данную деятельность в отношении лиц, не подчиненных этим органам в служебном отношении, в то время как командиры (начальники) проводят административное расследование только в рамках отношений подчиненности. В сравнении с другими известными видами расследования - дознанием, предварительным следствием административное расследование, назначаемое командирами (начальниками) воинских частей, регламентируется нормами военно-административного законодательства. Так, в Вооруженных Силах Российской Федерации общие правила проведения административного расследования определены пп. 94-112 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10. Нормы Наставления регламентируют порядок назначения и проведения административного расследования по сравнению с уголовно-процессуальными нормами проведения дознания и предварительного следствия менее детально и четко. При возникновении на практике вопросов, не отраженных в данном Наставлении, они должны разрешаться должностными лицами воинской части в соответствии с общими требованиями уставов и положений, в пределах предоставленных им полномочий. 2. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, основанием для назначения административного расследования в случаях причинения материального ущерба воинской части является его обнаружение, т.е. получение командиром (начальником) воинской части сведений, указывающих на наличие такого ущерба. Источниками сведений о наличии материального ущерба могут служить рапорты должностных лиц суточного наряда, караула, командиров подразделений, начальников служб, других военнослужащих, в том числе самих лиц, причинивших материальный ущерб, акты ревизий, проверок, другие документы, содержащие сведения о причиненном материальном ущербе, День обнаружения материального ущерба может не совпадать с днем его фактического причинения имуществу воинской части, так как материальный ущерб не всегда носит явный характер, а в ряде случаев может скрываться недобросовестными должностными лицами. Наличие материального ущерба в этих случаях может быть обнаружено в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части, инвентаризации имущества, в ходе приема и сдачи дел должностными лицами воинской части. При этом днем обнаружения материального ущерба считается день подписания соответствующего акта или заключения компетентной комиссии. Если по существующим правилам акт подлежит утверждению вышестоящим начальником, то днем обнаружения считается день официального получения командованием части такого акта. 3. Административное расследование назначается приказом командира (начальника) воинской части либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. В любом случае решение командира (начальника) должно содержать в себе указание, кому и в какой срок следует провести административное расследование. Максимальный срок проведения административного расследования, который может быть назначен командиром воинской части по факту причинения материального ущерба воинской части, установлен п. 1 комментируемой статьи. Он составляет один месяц со дня обнаружения ущерба. В некоторых случаях отведенного для проведения административного расследования срока не всегда достаточно для выяснения всех обстоятельств по делу. Прежде всего это бывает связано с проведением дополнительных исследований, экспертиз, необходимостью опроса множества людей или невозможностью опросить очевидцев или причинителей вреда (например, при нахождении их в отпуске, дальней командировке, прохождении военной службы за пределами места расквартирования воинской части и т.п.). В таких случаях комментируемая статья предусматривает возможность продления данного срока вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц. Для продления срока расследования командир (начальник) воинской части должен возбудить соответствующее ходатайство с изложением причин задержки (о порядке исчисления сроков см. п. 14 комментария к ст. 3). При назначении административного расследования весьма важным является выбор командиром лиц, которым оно будет поручено. Каких-либо положений на этот счет комментируемый Закон не содержит. Правила, относящиеся к данному вопросу, установлены Наставлением по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Наставление). В п. 96 Наставления предусмотрено, что административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию любым из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. Непосредственный выбор конкретного должностного лица или состава комиссии должен быть осуществлен командиром (начальником) с учетом существа самого дела. Так, расследование сложных случаев причинения материального ущерба (например, нарушение правил подготовки, эксплуатации боевой и другой техники и т.п.), требующих значительного времени и специальных технических знаний, рекомендуется поручать офицерам, имеющим опыт и соответствующую подготовку. Еще одним правилом выбора конкретных лиц для проведения административного расследования по делам о причинении материального ущерба является обеспечение независимости такого расследования. Данное правило обеспечивается запретом, содержащимся в п. 97 Наставления, поручать административное расследование офицеру, являющемуся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицеру, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Прямая или косвенная заинтересованность в исходе дела может выражаться в наличии родственных связей между расследующим и лицом, чьи действия расследуются, в возможном влиянии служебной деятельности расследующего на возникновение причин и условий материального ущерба. Так, например, не следует поручать командиру роты проведение административного расследования по фактам утраты его подчиненными имущества роты, так как это могло произойти в том числе и по причине нарушения правил ведения ротного хозяйства, за которое отвечает ее командир. 4. Практикой проведения административных расследований выработана определенная логическая последовательность действий офицера, назначенного для его проведения, которая условно может быть разделена на ряд этапов. На первом этапе необходимо получить и изучить все имеющиеся по делу документы, в которых содержится первичная информация, на основании которой административное расследование было назначено. Это могут быть рапорты, заявления, акты приема-сдачи должности, материалы проверки, инвентаризации или ревизии и т.п. На втором этапе следует изучить все нормативные правовые акты, непосредственно относящиеся к расследуемым обстоятельствам. Помимо норм комментируемого Закона и Наставления, в зависимости от особенностей конкретного дела, могут подлежать изучению нормативные правовые акты, содержащие, например, правила учета, получения, выдачи, сдачи, хранения, эксплуатации (использования) и списания материальных средств, их охраны и т.д. Без такого изучения зачастую бывает невозможно правильно квалифицировать действия военнослужащих и установить лиц, виновных в причинении материального ущерба. На третьем этапе офицеру, проводящему административное расследование, необходимо продумать последовательность и характер предстоящих действий по установлению фактических обстоятельств дела. Заблаговременное планирование позволяет согласовать расследующему свои действия с деятельностью воинской части, ее подразделений и служб, а при назначении комиссии - деятельность ее членов. Кроме того, на данном этапе определяется необходимость привлечения дополнительных средств (автотранспорта, измерительных приборов и т.п.), в связи с чем следует сделать соответствующий запрос командиру (начальнику) воинской части. При необходимости на данном этапе составляется план проведения административного расследования, который представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению, наименований документов, которые должны быть приобщены к делу в качестве доказательств, а также расчет времени. На четвертом этапе непосредственно устанавливаются все фактические обстоятельства дела: имел ли в действительности место материальный ущерб воинской части; где, когда, кем, при каких обстоятельствах он был причинен; в чем выразился и с какой целью был причинен материальный ущерб; требования каких именно нормативных правовых актов при этом были нарушены; явились ли действия или бездействие военнослужащего причиной возникновения ущерба; наличие вины в действиях (бездействии) военнослужащего, а также степень вины каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами; обстоятельства, влияющие на степень материальной ответственности; размер причиненного материального ущерба; причины и условия, способствовавшие причинению ущерба. Фактические обстоятельства дела устанавливаются путем: - опроса очевидцев и виновных лиц; - осмотра помещений, местности, техники, предметов и документов; - проведения экспериментов; - привлечения специалистов и экспертов. В соответствии с п. 106 Наставления при административном расследовании не проводятся обыски, выемки, допросы и некоторые другие действия, предусмотренные УПК РФ и характерные только для предварительного расследования. Правила опроса очевидцев и виновных лиц определяются п. 103 Наставления. Опрос осуществляется путем истребования объяснений в письменной форме. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; вопросы, которые необходимо перед ним поставить. Объяснения принято адресовать на имя командира воинской части. Они должны быть записаны, по возможности, дословно офицером, проводящим административное расследование. По желанию опрашиваемого ему может быть предоставлена возможность изложить свои объяснения собственноручно. Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование (или лицом, которому поручено истребовать такое объяснение по запросу командира (начальника) другой воинской части). Случай отказа какого-либо лица из числа личного состава воинской части дать расследующему объяснения по делу Наставлением не предусмотрен. В таком случае необходимо прежде всего руководствоваться положениями общевоинских уставов: рапортом доложить о случившемся командиру воинской части. Однако если отказавшееся от объяснений лицо является причинившим материальный ущерб, на случай рассмотрения дела в суде или обжалования решения командира целесообразно составить такой рапорт с приложением объяснений двух свидетелей отказа. При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. В сложных случаях расследующим могут быть привлечены к делу специалисты воинской части. Проведение экспертизы в рамках административного расследования, проводимого в воинской части, Наставлением не предусмотрено, однако командир воинской части вправе при необходимости обратиться в соответствующие экспертные учреждения или к экспертам за заключением. При этом экспертиза производится в упрощенном виде по сравнению с судебной экспертизой по уголовным делам: эксперту предоставляются объект исследования и перечень вопросов, которые интересуют расследующего в рамках дела. По окончании экспертизы эксперт представляет свое заключение. Такая экспертиза проводится за счет воинской части. Во время проведения административного расследования офицер, его проводящий, должен соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. На пятом этапе составляется письменное заключение по материалам административного расследования, которое докладывается командиру (начальнику) воинской части. Правила составления такого заключения установлены п. 108 Наставления. Оно составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную. В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил. В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке совершено нарушение; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку. В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования, представляется командиру. К заключению прилагаются следующие документы: - рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования; - объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п. - справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; - заключения специалистов и экспертов; - решение вышестоящего командира (начальника) о продлении срока административного расследования, если такой срок был продлен; - другие документы, собранные по делу. О прилагаемых к заключению документах делается соответствующая запись сразу за его резолютивной частью с указанием количества листов каждого документа. В соответствии с подп. "м" п. 12, подп. "ж" п. 14 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации материалы административного расследования по фактам причинения военнослужащими материального ущерба воинской части перед представлением их командиру воинской части должны пройти правовую экспертизу у помощника командира воинской части по правовой работе. Свидетельством о прохождении правовой экспертизы служит виза помощника командира воинской части по правовой работе на заключении по материалам административного расследования. 5. Для принятия по материалам административного расследования решения командиру (начальнику) предоставляется срок продолжительностью не более трех дней. Принятое решение объявляется в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия). Решение командира может содержать в себе и отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от такой ответственности. Если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, командир воинской части обязан возбудить уголовное дело, о чем немедленно уведомить военного прокурора. В таком случае все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу. 6. В п. 2 комментируемой статьи перечислены случаи, когда административное расследование после обнаружения материального ущерба, причиненного воинской части, может не проводиться. Это случаи установления причины ущерба, его размера и виновных лиц в ходе производств, отличающихся от административного расследования: судебного производства, производства ревизии, проверки, дознания или следствия. Данная норма освобождает командира от необходимости повторять производство, исполненное по тому же предмету и по тем же основаниям, обеспечивает оперативность в принятии решения по делу о причинении материального ущерба воинской части. Однако данное правило действует лишь в том случае, если предыдущими производствами собрана совокупность доказательств, необходимых и достаточных для привлечения виновных в причинении материального ущерба воинской части военнослужащих к материальной ответственности или для отказа в привлечении кого бы то ни было к такой ответственности (условия, при которых военнослужащий не может быть привлечен к материальной ответственности, подробно рассмотрены в комментарии к ст. 3). Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими Комментарий к пп. 1 и 2 1. Комментируемая статья предусматривает две формы возмещения военнослужащими причиненного ими материального ущерба имуществу воинской части. Согласно п. 1 данной статьи возмещение ущерба может быть осуществлено: а) на основании приказа командира (начальника) воинской части (в административном порядке); б) на основании решения суда, вынесенного по иску командира (начальника) воинской части (в судебном порядке). Законодатель четко разделяет случаи, при которых командиру (начальнику) следует использовать свои властные полномочия для возмещения ущерба, причиненного военнослужащим имуществу воинской части, а также случаи, в которых он обязан обратиться за соответствующим решением в суд. 2. Условия, при которых командир (начальник) воинской части наделяется правом своим приказом привлечь военнослужащего к материальной ответственности, сформулированы в пп. 1 и 2 комментируемой статьи. Согласно п. 1 комментируемой статьи возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части (о месячных окладах денежного содержания и месячных надбавках за выслугу лет военнослужащих подробнее см. пп. 5 и 6 комментария к ст. 4). При практическом применении нормы п. 1 может возникнуть вопрос о том, размер чего именно ограничивается ею: размер причиненного ущерба или размер суммы ущерба, подлежащей возмещению со стороны военнослужащего, ведь слова "размер которого не превышает:" могут относиться как к первому, так и ко второму. Согласно первому способу толкования в полномочия командира (начальника) воинской части входит привлечение военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) к материальной ответственности только в тех случаях, когда размер причиненного ими ущерба не превышает названного предела. Если же размер ущерба превышает этот предел, то вне зависимости от размера полагающегося с военнослужащего возмещения дело об этом должен решить суд. Согласно второму способу на решение командира относятся все перечисленные случаи, а также случай привлечения к материальной ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, призванных на военные сборы, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 4 комментируемого Закона (в последнем случае размер причиненного ущерба не имеет значения). Первый способ толкования названной нормы представляется более предпочтительным, так как полнее учитывает интересы сторон - государства, поскольку обеспечивает судебный контроль за правильным определением размера взыскания ущерба, и военнослужащего, поскольку сокращает случаи применения административного порядка привлечения к материальной ответственности. 3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия (подробнее о способах установления обстоятельств причинения ущерба см. комментарий к ст. 7). Соблюдение этого срока является необходимым условием для решения вопроса о привлечении военнослужащего к материальной ответственности властью командира (начальника) воинской части. В случае пропуска указанного срока согласно абз. 2 п. 2 комментируемой статьи командир (начальник) лишается названного права и обязан за соответствующим решением обратиться в суд (о порядке исчисления сроков см. п. 14 комментария к ст. 3). 4. Как следует из содержания пп. 1 и 2 комментируемой статьи, возмещение ущерба, производимое в административном порядке, осуществляется по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Такой приказ должен быть объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. Под обращением взыскания к исполнению обычно понимается вынесение уполномоченным органом соответствующих решений (составление актов) и совершение им комплекса действий, призванных обеспечить принудительное отчуждение денежных средств или имущества должника в пользу кредитора. Эти действия могут включать в себя: вынесение решения об обращении взыскания к исполнению, составление других актов; арест имущества, денежных средств должника; продажу имущества и т.п. В случае взыскания ущерба по приказу командира (начальника) воинской части под обращением его к исполнению необходимо понимать комплекс действий должностных лиц воинской части, предусмотренных Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота (введено в действие приказом министра обороны СССР 1973 г. N 80). Такими действиями являются: запись суммы ущерба в книгу учета недостач воинской части (форма N 45) и открытие отдельного лицевого счета на военнослужащего, виновного в причинении ущерба, в книге денежных взысканий и начетов (форма N 35). 5. Книга учета недостач служит для учета всех выявленных в воинской части недостач, утрат, растрат и хищений денежных средств и материаллных ценностей (кроме недостач материальных средств в пределах норм естественной убыли), незаконных расходов денежных средств, в том числе переплат и неположенных выплат денежного довольствия (кроме возмещенных до очередной ревизии и в период ее проведения), потерь от порчи материальных ценностей, а также уплаченных штрафов. Книга учета недостач ведется начальником финансового довольствия и предъявляется на просмотр всем инспектирующим войсковое хозяйство комиссиям и должностным лицам. Записи в книгу учета недостач производятся на основании приказа командира воинской части. О записи в книгу начальник финансовой службы производит за своей подписью отметку на копии приказа по части: "Записано в книгу учета недостач, стр. N___". Только при наличии такой отметки разрешается недостающие денежные средства или материальные ценности списывать в расход по книгам финансового и материального учета. Запись в книгу учета недостач, однако, не снимает с начальников соответствующих служб обязанности добиваться окончательного решения по недостачам. О списании по денежному журналу и книге денежных лицевых счетов недостающих денежных сумм в книгу учета недостач командир воинской части в каждом отдельном случае сообщает довольствующему финансовому органу. 6. Книга денежных взысканий и начетов (форма N 35) служит для контроля за исполнением судебных решений, а также для учета денежных взысканий и начетов, наложенных в соответствии с приказами командира воинской части и вышестоящих командиров (начальников), по исполнительным листам судебных органов и других денежных взысканий. В этой книге открываются отдельные лицевые счета на каждого плательщика. 7. В правоприменительной практике поднимался вопрос о конституционности наделения командира (начальника) воинской части правом своей властью привлекать военнослужащих к материальной ответственности. По данному вопросу было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда" от 10 апреля 2001 г. N 5-П. В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поводом к рассмотрению послужил запрос Находкинского гарнизонного военного суда (ТОФ), который придя к выводу о том, что подлежащая применению в одном из дел ч. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" не соответствует ст. 35 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Гарнизонный военный суд, приостановив производство по конкретному делу, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности содержащегося в ней положения, устанавливающего, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за высл Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |