v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" - Глава I. Общие положения -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава I. Общие положения

1. Комментируемый Федеральный закон регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Под порядком и условиями содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов (см. комментарий к ст.8) и изоляторов временного содержания (см. комментарий к ст.9). Закон определяет изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу (см. комментарий к ст.2); надзор за ними; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним (см. комментарий к ст.15, 16).

2. Задача правового регулирования содержания под стражей установление правового статуса подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных, т.е. объема их прав и обязанностей, законных интересов, создание необходимых гарантий и их реализации.

3. Комментируемый Федеральный закон взаимосвязан с Уголовно-процессуальным кодексом, который является базовым для первого. Поэтому можно сказать, что основная задача комментируемого Закона создание правового механизма, обеспечивающего реализацию уголовно-процессуального законодательства в той части, которая касается содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

4. Следует иметь также в виду, что следственные изоляторы выполняют функции исправительного учреждения в отношении лиц, оставленных в этих учреждений для хозяйственного обслуживания в соответствии со ст.77 УИК РФ.

Комментарий к статье 2

1. Понятия "подозреваемый", "обвиняемый", "подсудимый", "осужденный" применяются в комментируемой статье в общепроцессуальном значении, однако с точки зрения настоящего Федерального закона (ст.1) эти понятия использованы в нем лишь применительно к тем случаям, когда указанные участники уголовного процесса подвергаются содержанию под стражей, причем как предварительной уголовно-процессуальной мере принуждения, а не как уголовному наказанию в виде лишения свободы. Именно поэтому понятие "осужденный" определяется как лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. После вступления приговора в законную силу лишение свободы осужденного осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

2. В отношении подозреваемого содержание под стражей может иметь место в двух случаях: 1) когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления; 2) когда к лицу до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

По общему правилу, меры пресечения применяются к обвиняемым, подсудимым и осужденным (до вступления приговора в законную силу). Однако закон (ст.90 УПК) допускает применение в исключительных случаях меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, и до предъявления обвинения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

3. Подозреваемый фигура эпизодическая в уголовном процессе. Задержание в связи с подозрением лица в совершении преступления не может продолжаться свыше 48 часов (ст.22 Конституции). Действующий УПК пока не приведен в соответствие с Конституцией и допускает задержание до 72 часов.

Заключение под стражу как мера пресечения может продолжаться в отношении подозреваемого лишь до десяти суток. По истечении указанного срока, если обвинение подозреваемому не предъявлено, он подлежит освобождению (ст.90 УПК). Если обвинение предъявлено, то об этом необходимо официально уведомить администрацию места содержания арестованного. В отношении обвиняемого в таком случае применяется общий срок содержания под стражей в период предварительного расследования (см. комментарий к ст.14).

4. Решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, принимают орган дознания, следователь, прокурор. О произведенном задержании составляется протокол. Именно он является юридическим основанием содержания подозреваемого под стражей. Решение о применении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу принимает суд (ст.22 Конституции) по мотивированному ходатайству лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Если решение принимает единолично судья, он выносит соответствующее постановление, если суд (коллегиально) то определение (см. комментарий к ст. 5).

По действующему УПК предварительное решение о заключении под стражу (в форме мотивированного постановления) принимает орган, в производстве которого находится уголовное дело (лицо, производящее дознание, следователь), а санкцию на арест дает прокурор. Если решение о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого принимает прокурор, то он выносит об этом мотивированное постановление.

В "Заключительных и переходных положениях" Конституции РФ установлено, что "до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления".

5. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого могут выносить в пределах своей компетенции лицо, производящее дознание, следователь и прокурор при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления. В постановлении указываются: фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемого; преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием установленных обстоятельств; статья Уголовного кодекса, предусматривающая данное преступление.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно быть предъявлено обвиняемому и помещается в уголовное дело.

После вынесения указанного постановления обычно решается вопрос об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения, в том числе заключения под стражу.

6. В положении арестованного обвиняемого (в отличие от подозреваемого) лицо может находиться длительное время: на предварительном следствии до двух с половиной лет, а после поступления дела в суд до разрешения дела (вынесения приговора или прекращения дела). В случае возвращения дела судом для дополнительного расследования статус обвиняемого не меняется, но продолжительность пребывания его в этом статусе определяется с учетом срока содержания под стражей и продления его в соответствии со ст.97 УПК (см. комментарий к ст.14).

7. Обвиняемый становится подсудимым с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Указанное постановление означает принятие судом уголовного дела к производству. Никакого специального акта о принятии судом дела к производству действующий УПК не предусматривает.

Вопрос о назначении судебного заседания, если обвиняемый содержится под стражей, должен быть разрешен не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд.

8. Подсудимый становится осужденным с момента подписания обвинительного приговора судьями или судьей (если дело рассматривал судья единолично). Приговор, если он не обжалован или не опротестован, вступает в законную силу по истечении семи суток с момента его вынесения, а если обжалован или опротестован, то с момента вынесения кассационным судом решения об оставлении приговора в силе (полностью или частично).

9. Следует отличать осужденных, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, от осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Первые охватываются понятием "обвиняемый", вторые уже признаны виновными в совершении преступления, т.е. преступниками. В силу презумпции невиновности обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. Поэтому осужденные, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, относятся к категории обвиняемых.

Комментарий к статье 3

1. Действующий УПК прямо не определяет цели, для достижения которых применяется содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых. Указание на цели задержания было в Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: 1)выяснение причастности задержанного к преступлению; 2) разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. И хотя это Положение в настоящее время не имеет юридической силы, по существу изложенные там цели задержания вполне соответствуют истинному назначению данной меры принуждения.

2. Необходимость достижения той или иной цели сама по себе не является основанием для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Статья 122 УПК устанавливает конкретные фактические основания для задержания:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Любое из указанных обстоятельств является одновременно основанием и для подозрения лица в совершении преступления, и для задержания его. При наличии же иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или если оно не имеет постоянного места жительства, или если не установлена личность подозреваемого.

3. В ст. 96.1 и 96.2 УПК содержится также такое условие задержания, как применение его только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

4. При наличии указанных выше оснований и условий задержания лицо может быть задержано для достижения как обеих целей выяснения причастности его к преступлению и разрешения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, так и одной из них. Причем задержание исключительно для решения вопроса о применении меры пресечения производится обычно в тех случаях, когда причастность подозреваемого к совершению преступления очевидна и требуется лишь обеспечить обоснованное и законное решение вопроса.

5. Цели задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, следует отличать от мотивов. Цели могут быть достигнуты и без применения указанной меры принуждения. Однако в силу определенных соображений (мотивов) задержание в том или ином конкретном случае признается целесообразным или даже необходимым. Такими мотивами при наличии соответствующих оснований могут служить опасения, что, оставаясь на свободе, подозреваемый скроется от следствия или суда, воспрепятствует установлению истины, будет заниматься преступной деятельностью.

6. О целях применения меры пресечения в виде заключения под стражу можно сделать вывод из тех оснований, которые установлены ст.89 УПК для применения мер пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия, суда или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также обеспечение исполнения приговора. Предотвращение перечисленных нежелательных последствий или хотя бы одного из них либо обеспечение исполнения приговора и являются по существу целями, для достижения которых применяется содержание обвиняемого под стражей. Заключение под стражу применяется лишь в тех случаях, когда достижение цели с помощью других мер пресечения маловероятно или невозможно.

Комментарий к статье 4

1. Принципы, закрепленные в комментируемой статье, не являются декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Они, во-первых, определяют построение и структуру настоящего Федерального закона. Во-вторых, влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых. В-третьих, через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику мест содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. Принципы содержания под стражей вытекают из ст.4, 13, 15, 17-19 и других статей Конституции РФ и имеют прямое действие. В указанных принципах закрепляются приоритетные права человека, подвергнутого изоляции в качестве меры пресечения. Основополагающим для всей системы принципов является положение ст.6 Конституции, согласно которой "подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

3. Принцип законности выражается прежде всего в провозглашении верховенства закона при регулировании порядка и условий содержания под стражей. Иные нормативные правовые акты, устанавливающие права и обязанности подозреваемых и обвиняемых, должны быть основаны на законе, зарегистрированы в Минюсте и опубликованы. Так, согласно ст.16 комментируемого Федерального закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей соответствующим ведомствам по согласованию с Генеральным прокурором РФ предоставлено право принять Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, которые должны соответствовать этому Закону.

Принцип законности выражается также в том, что обвиняемые и подозреваемые признаются законом в качестве субъекта права, пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными комментируемым Законом и иными федеральными законами.

Принцип законности означает также, что деятельность мест содержания под стражей, их сотрудников основывается на строгом соблюдении законов. Требования закона должны выполняться также всеми иными лицами, посещающими места содержания под стражей (следователями, проводящими расследование уголовного дела, адвокатами и т.д.). Средства обеспечения реализации принципа законности прокурорский надзор, судебный контроль, контроль органов государственной власти, включая ведомственный.

4. Принцип равенства всех граждан перед законом тесно связан с принципом законности и вытекает из него. Применительно к условиям содержания под стражей он состоит в том, что все лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, пользуются равными правами и обязанностями и равно несут ответственность независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религии, принадлежности к общественным объединениям. Никто из лиц, содержащихся в местах содержания под стражей, не вправе требовать для себя каких-либо дополнительных льгот исходя из перечисленных признаков, а персоналу этих учреждений запрещается предоставлять такие права и льготы.

5. Принцип гуманизма и вытекающий из него принцип уважения человеческого достоинства в обращении с подозреваемыми и обвиняемыми состоит в том, что порядок и условия их содержания должны основываться на гуманистических и общечеловеческих ценностях и не иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

6. Содержание под стражей осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Данное положение вытекает из п.4 ст.15 Конституции, согласно которой общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

К числу таких международно-правовых актов ООН, на принципах и нормах которых базируется комментируемый Закон, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. В частности, в ст. 10 Пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности: "Обвиняемым предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц".

Международным сообществом приняты также специализированные акты, определяющие принципы и правила обращения с заключенными. К их числу относятся, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989г. В Минимальных стандартных правилах сформулированы руководящие принципы обращения с заключенными, которые в той или иной форме нашли отражение в комментируемом Законе, в частности запрещение дискриминации заключенных по признаку расы, пола, языка, различных политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, семейного положения. В Своде принципов защиты всех лиц: сформулированы основные положения и требования, на которых должно базироваться национальное законодательство. В комментируемом Законе перечисленные принципы закреплены и охватывают всю сферу деятельности мест содержания под стражей.

7. В 1996г. Российская Федерация была принята в Совет Европы (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст.775). Она ратифицировала ряд европейских международно-правовых соглашений, в том числе Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26ноября 1987г. (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.1466).

Поэтому по смыслу ст.4 комментируемого Федерального закона содержание под стражей должно соответствовать и этим региональным международным стандартам.

8. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. Под пыткой в ст.1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате применения законных санкций (включая содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей), неотделимы от них или вызываются ими случайно.

9. Исключение из практики содержания под стражей пыток, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, действий, имеющих целью причинение физических или нравственных страданий, является принципиальным положением для правоохранительной деятельности России. Поэтому, помимо национальных средств обеспечения указанных в комментируемой статье принципов, признаются предусмотренные международными актами механизмы международного контроля за практикой содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с целью исключения указанных негативных явлений. В рамках ООН, в соответствии с указанной выше Конвенцией, такими формами контроля являются:

а) представляемые в Комитет ООН против пыток доклады государств о принятых мерах по предотвращению пыток, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

б) сообщения других государств о том, что другое государство участник Конвенции не выполняет своих обязательств и применяет указанные выше виды обращения и наказания;

в) сообщение лиц, находящихся под юрисдикцией государства, о том, что они стали жертвами нарушения положений Конвенции.

Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания введен еще один механизм: члены Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания посредством посещений изучают обращение с лицами, лишенными свободы (в том числе подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей), с целью защиты их от пыток и других негативных явлений. Такие посещения могут осуществляться в любые места, где содержатся лишенные свободы. При этом государство, где осуществляется посещение, обеспечивает членам вышеуказанного комитета:

а) доступ на свою территорию с правом передвижения без ограничения;

б) полную информацию о местах содержания лишенных свободы лиц;

в) неограниченный доступ в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничения;

г) возможность беседовать с лицами, лишенными свободы, наедине;

д) право свободно вступать в контакт с любым лицом, которое может предоставить членам комитета соответствующую информацию.

По итогам посещения комитет составляет доклад о фактах, установленных во время посещения, а также ежегодный общий отчет, который предоставляется Комитету министров Совета Европы. Первое посещение экспертами вышеназванного Европейского комитета мест лишения свободы России, в том числе мест содержания под стражей, состоялось в ноябре 1998г.

Комментарий к статье 5

1. О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснения задержанного и времени составления протокола (ч.3 ст.122 УПК).

2. В протоколе задержания должно быть отражено время и место задержания, а также время составления протокола. В первом случае имеется в виду указание времени и места фактического ограничения свободы лица (поимки, захвата), а не момента принятия решения о его задержании. Момент принятия решения может предшествовать фактическому задержанию (в том случае, когда оно произведено по постановлению или письменному указанию следователя или прокурора) либо последовать за фактическим ограничением свободы лица (например, после доставления лица в милицию потерпевшим, очевидцами, милиционером). Во втором случае время составления протокола о задержании обычно совпадает с моментом принятия решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления. Но может быть и расхождение. Во всяком случае период принятия решения и составления протокола не может превышать трех часов с момента фактического задержания человека.

3. Доставление в милицию лица, заподозренного в совершении преступления, если оно не произведено по предварительному указанию уполномоченного на то лица, само по себе еще не является уголовно-процессуальным действием. Такое доставление может быть осуществлено гражданами, постовыми милиционерами и другими лицами, не являющимися субъектами уголовно-процессуальных решений (об этом составляется рапорт и производится соответствующая регистрация). Лишь уполномоченное на то лицо вправе оценить основания доставления, принять решение о возбуждении уголовного дела, о задержании и составить протокол задержания, который и является основанием для содержания подозреваемого под стражей в пределах установленного законом срока.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и при отсутствии оснований для административного задержания доставленного лица оно должно быть немедленно освобождено.

4. Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол, это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать какие-либо объяснения в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

5. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Однако в тех случаях, когда решение о задержании принято органом дознания, протокол, составленный и подписанный работником этого органа, должен быть утвержден начальником органа дознания или заменяющим его лицом. Это необходимо потому, что протокол задержания является юридическим выражением решения о задержании, которое вправе принимать орган дознания, а не его сотрудник. Прежде чем предложить задержанному подписать протокол задержания, ему предоставляется возможность лично ознакомиться с содержанием протокола (по просьбе задержанного он может быть прочитан ему вслух). В случае отказа задержанного подписать протокол лицо, производящее задержание, делает отметку об этом в протоколе и удостоверяет ее своей подписью.

6. В соответствии с ч.2 комментируемой основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение. Эта норма соответствует ст.22 Конституции РФ, но вступает в силу лишь после внесения соответствующего изменения в уголовно-процессуальное законодательство. До изменения уголовно-процессуального законодательства сохраняется прежний порядок ареста и содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых (ч.2 ст.6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ).

Прежний порядок ареста обвиняемых и подозреваемых предусматривает вынесение следователем или лицом, производящим дознание, мотивированного постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и дачу санкции на арест прокурором. Арест может быть произведен и по мотивированному постановлению прокурора, а также по мотивированному судебному решению (в форме определения суда или постановления судьи).

7. В постановлении или определении должно быть указано преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, и основание для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Постановление или определение должно быть объявлено лицу, в отношении которого оно вынесено. Об этом должна быть отметка с подписью данного лица, а в случае отказа его от подписи отметка лица, объявившего постановление или определение.

Комментарий к статье 6

1. В ч.1 комментируемой статьи формулируется презумпция невиновности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Она, в свою очередь, базируется на общепризнанных международных принципах и на положениях ч.1 ст.49 Конституции РФ, где установлено, что "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". В качестве гарантий обеспечения презумпции невиновности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений предусмотрен установленный порядок доказывания их вины. Действующим в настоящее время Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР предусмотрено последовательное и строго регламентированное расследование уголовных дел о совершенных преступлениях, судебное разбирательство, кассационное обжалование и опротестование вынесенного приговора.

2. Приговором суда, согласно п.10 ст.34 УПК, является решение, вынесенное судом в заседании по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. На основании примечания к ст.2 комментируемого Федерального закона понятием "обвиняемый" охватывается также подсудимый, если иное не предусмотрено законом. В соответствии с ч.1 ст.356 УПК вступившим в законную силу считается приговор, который не был обжалован или опротестован в течение установленного в законе срока.

В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста приговор, если он не был отменен, вступает в законную силу по рассмотрению дела вышестоящим судом. Приговоры судебных коллегий Верховного Суда РФ подлежат обжалованию в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

3. С момента вступления приговора в законную силу изменяется правовой статус подозреваемых и обвиняемых, так как прекращаются отношения, регулируемые комментируемым Федеральным законом. Наступает стадия исполнения приговора, а затем (в случае вынесения обвинительного приговора с назначением виновному уголовного наказания) стадия исполнения уголовного наказания. Последняя регламентируется нормами УИК РФ.

4. Граждане Российской Федерации, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не могут быть лишены гражданства Российской Федерации. Более того, согласно ст.23 Закона "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст.243) в случае привлечения гражданина России к уголовной ответственности и вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого не допускается выход из гражданства по желанию ходатайствующего об этом лица.

5. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации с определенными ограничениями. Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К числу ограничений, установленных комментируемым Федеральным законом, следует отнести правила, обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешнего мира и внутри мест содержания под стражей (см. комментарий к ст.32), возможность личного обыска, дактилоскопирования и фотографирования осужденных по решению администрации, досмотра их вещей, посылок и передач (см. комментарий к ст.34), цензуры корреспонденции (см. комментарий к ст.20) и др.Ограничения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых установлены и другими федеральными законами.

6. Положения ч. 1 комментируемой статьи свидетельствуют о том, что права и свободы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им как гражданам России, не могут быть ограничены законами субъектов Российской Федерации, а также решениями Президента РФ и Правительства РФ, ведомственными (например, Минюста России и МВД России) нормативными актами.

7. Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Как и на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства в случае содержания их под стражей распространяются ограничения их прав и свобод, установленные комментируемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Таким образом, правовой статус подозреваемых и обвиняемых иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от правового статуса подозреваемых и обвиняемых граждан России тем, что общие права, свободы и обязанности первой группы лиц устанавливаются специальным законодательством Российской Федерации, определяющим статус иностранных граждан и лиц без гражданства во время нахождения на территории России.

8. В ч. 3 комментируемой статьи конкретизируется конституционный принцип равенства человека и гражданина перед законом и судом. Согласно закрепленным в этой части положениям, не допускается дискриминация, т.е. различие в правах, свободах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам. Предусмотренное в ч.2 ст.33 комментируемого Федерального закона раздельное размещение различных категорий подозреваемых и обвиняемых (мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, судей, работников правоохранительных органов и т.п.) не является дискриминационным, поскольку в этих случаях правовой статус подозреваемых и обвиняемых не изменяется.

Особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних обусловливаются действием принципа гуманизма. Они не свидетельствуют о какой-либо дискриминации других категорий подозреваемых и обвиняемых, например мужчин, содержащихся под стражей, так как учет физиологических особенностей женщин и несовершеннолетних и соответственно установление для них дополнительных льгот лишь "выравнивает" общие условия содержания под стражей.

Комментарий к статье 7

1. Места содержания под стражей предназначены для размещения подозреваемых в совершении преступлений, а также подозреваемых и обвиняемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Указанные профилактические цели определяют "набор" тех мест, где осуществляется содержание под стражей.

Вместе с тем разновидности мест содержания под стражей зависят также от их ведомственной принадлежности, категорий подозреваемых или обвиняемых и иных обстоятельств.

2. Существуют два традиционных для России вида мест содержания под стражей:

следственные изоляторы;

изоляторы временного содержания.

По своему функциональному назначению и правовому статусу они имеют определенные различия.

3. Законом предусмотрено наличие двух разновидностей следственных изоляторов: изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России (находившиеся ранее в ведении МВД России) и изоляторы органов федеральной службы безопасности.

4. Исходя из значительного количества подозреваемых и обвиняемых, дознание и предварительное следствие по делам которых находится в компетенции органов внутренних дел и Пограничных войск, этим ведомствам законом разрешается создание сети изоляторов временного содержания, предназначенных для кратковременного содержания под стражей лиц указанных категорий.

5. Осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях (исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах), задержанные по подозрению в совершении других преступлений, могут содержаться в этих учреждениях. При этом они содержатся, как правило, в штрафных и дисциплинарных изоляторах, отдельно от других осужденных. В этом случае данные помещения исправительных учреждений выполняют функции следственного изолятора.

6. Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие заключаются под стражу на гауптвахтах.

7. Существуют необычные обстоятельства, при наличии которых приходится приспосабливать под функции следственного изолятора не предназначенные для этого помещения. Законом называются два вида таких обстоятельств:

совершение преступного деяния и необходимость содержания под стражей задержанного за это лица на морском судне, находящемся в дальнем плавании;

те же обстоятельства, имеющие место на зимовках в период отсутствия с ними транспортных связей.

Решение о задержании в этих случаях возлагается на капитанов морских судов или начальников зимовок, которые действуют в строгом соответствии со ст.96 и п.7 ст.117 УПК РСФСР.

8. Близкие родственники подозреваемого или обвиняемого в соответствии со ст.96 УПК и комментируемой статьей Закона должны быть незамедлительно извещены о месте содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей либо его изменении. Такой порядок позволяет более полно обеспечить права подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с п.9 ст.34 УПК РСФСР близкими родственниками являются: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги.

Комментарий к статье 8

1. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также подсудимых и осужденных, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции. Они являются учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

2. Правовую основу деятельности следственного изолятора уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, УИК РФ, комментируемый Федеральный закон, Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", иные нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ N 20 от 25 января 1999 г., другие нормативные правовые акты Минюста, Главного управления исполнения наказаний Минюста, территориального органа уголовно-исполнительной системы.

3. Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы является юридическим лицом. Он имеет гербовую печать со своим полным наименованием, иные необходимые реквизиты, текущий расчетный, валютный и иные счета. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом и не противоречащие стоящим перед ним задачам.

4. В следственный изолятор уголовно-исполнительной системы для участия в следственных действиях, судебном разбирательстве, передачи конвою для отправки к месту назначения принимаются подозреваемые и обвиняемые, поступающие по мотивированному постановлению (определению) следователя, лица, производящего дознание, санкционированному прокурором, прокурора или по мотивированному определению суда (судьи), а также следующие транзитом в другие подразделения уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 16 марта 1999 г., сформулирована в новой редакции ст.77 УИК, а также введены в действие ст.77.1 и 77.2 УИК РФ. В соответствии с установленными в них нормами в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы могут содержаться, кроме упомянутых выше, еще три категории лиц.

5. Согласно ст.77 УИК в следственном изоляторе могут быть оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Оставление производится только с письменного согласия осужденного, оформленного решением начальника следственного изолятора. В отличие от иных категорий лиц, содержащихся в следственном изоляторе, осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от других лиц на условиях, предусмотренных УИК РФ для исправительных колоний общего режима. Они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа. Таким образом, режим содержания этой категории лиц в следственном изоляторе существенно отличается от режима содержания иных лиц.

6. Исходя из ст.771 УИК, при необходимости производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителями либо приравненным к нему прокурором или его заместителями, на срок, не превышающий двух месяцев, а санкционированного Генеральным прокурором РФ и его заместителями на срок до трех месяцев. При необходимости участия в судебном разбирательстве по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

Указанные категории осужденных содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Осуществление права на длительные свидания на территориях исправительного и воспитательного учреждений или за их пределами, а также права несовершеннолетнего осужденного на краткосрочные свидания с выходом за пределы воспитательного учреждения заменяется правом на телефонный разговор.

7. В соответствии со ст.772 УИК РФ, если осужденныйк лишению свободы привлекается к уголовной ответственности по другому делу и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, сроки его содержания в следственном изоляторе определяются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 14).

8. К основным задачам следственного изолятора уголовно-исполнительной системы относятся:

создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда;

принятие мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

обеспечение законности, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;

обеспечение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;

организация функционирования следственного изолятора, развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

9. Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. Начальник следственного изолятора наделен необходимыми полномочиями для организации выполнения задач, поставленных перед изолятором.

10. Решение о создании, реорганизации и ликвидации следственных изоляторов федеральной службы безопасности принимает директор этой службы. Функционирование следственных изоляторов этого вида преследует те же основные цели, что и функционирование следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Особенности деятельности следственных изоляторов федеральной службы безопасности определяются нормативными правовыми актами данной службы.

11. Финансирование следственных изоляторов обоих видов производится за счет средств федерального бюджета. Этот порядок позволяет устойчиво удовлетворять основные потребности изоляторов.

Вместе с тем в сложных экономико-финансовых условиях, имеющих место в России в настоящее время, важное значение приобретает использование возможностей для дополнительного материально-технического и финансового обеспечения следственных изоляторов. В этой связи комментируемым Законом предусмотрено дополнительное финансирование следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Дополнительное финансирование позволяет осуществлять ремонт следственных изоляторов, улучшать его техническое оснащение, решать иные материально-технические и социальные задачи.

12. Количество содержащихся в следственном изоляторе подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в зависимости от различных обстоятельств может существенно колебаться. В целях сохранения кадрового ядра персонала следственных изоляторов его штатная численность остается неизменной в течение двух лет при уменьшении численности лиц, содержащихся в изоляторе, при проведении амнистии, изменении законодательства и в других случаях.

Комментарий к статье 9

1. Изоляторы временного содержания предназначены для краткосрочного содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

2. Основанием для приема и содержания в изоляторе временного содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, предусмотренном УПК РСФСР.

Если протокол составлен лицом, производящим дознание, он должен быть утвержден начальником органа дознания, подписан лицом, составившим его, и подозреваемым.

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются:

судебное решение, вынесенное в порядке, установленном УПК;

постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу;

постановление прокурора о заключении под стражу в качестве меры пресечения.

Перечисленные документы должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

3. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание проводится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем, то с момента его фактического задержания.

4. Лица, осужденные к лишению свободы, если они содержатся в изоляторе временного содержания до вступления приговора в законную силу, переводятся в следственные изоляторы для направления в места лишения свободы в соответствии с приговором.

При необходимости производства следственных действий осужденные к лишению свободы могут быть оставлены в изоляторе временного содержания:

для производства следственных действий о преступлении, совершенном другим лицом, на основании постановления, санкционированного прокурором;

при привлечении лица к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на основании постановления об избрании этой меры.

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, могут содержаться в изоляторе временного содержания:

в связи с рассмотрением дела в суде по определению суда на время рассмотрения дела;

в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, на основании постановления, санкционированного прокурором.

5. Женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, принимаются в изолятор временного содержания с детьми только в случае невозможности передачи ребенка близким родственникам или отказа от этого.

6. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел финансируются за счет средств федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться их дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение.

7. Решение о создании, реорганизации или ликвидации изоляторов временного содержания принимается на ведомственном уровне: относительно изоляторов временного содержания органов внутренних дел МВД России, в отношении изоляторов временного содержания Пограничных войск Российской Федерации в порядке, определенном Главнокомандующим Пограничными войсками.

Комментарий к статье 10

1. Для содержания под стражей могут быть использованы не только следственные изоляторы, но и исправительные учреждения. Это связано как со спецификой категорий подозреваемых и обвиняемых (например, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы), так и с реально существующим переполнением следственных изоляторов, ущемляющим права содержащихся в них лиц.

2. Временное содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных, обвинительные приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, на территории исправительных учреждений предусматривалось начиная с 1993г. Для содержания этих категорий лиц в исправительных учреждениях оборудовались специальные помещения, которые выполняли функции следственных изоляторов. С этого времени ситуация с переполненностью следственных изоляторов не изменилась. Вэтой связи возможность содержания рассматриваемых категорий лиц в исправительных учреждениях была закреплена в настоящем Законе.

3. В исправительных учреждениях, как местах содержания под стражей, могут пребывать две основные категории подозреваемых и обвиняемых:

осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях, если они задержаны по подозрению в совершении другого преступления;

иные подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Обе категории подозреваемых и обвиняемых содержатся в специально оборудованных помещениях отдельно от осужденных, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении. Эти помещения функционируют как следственные изоляторы, выполняя задачи, определенные относительно содержания подозреваемых и обвиняемых уголовно-процессуальным законодательством.

4. Для использования в качестве мест содержания под стражей пригодны в силу различных причин (отдаленность от населенных пунктов, отсутствие свободных помещений и др.) далеко не все исправительные учреждения. В этой связи составляется специальный перечень исправительных учреждений, на территории которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые. Этот перечень утверждается министром юстиции по согласованию с Генеральным прокурором. В перечень входят, как правило, те исправительные учреждения, которые расположены в черте или вблизи достаточно крупных населенных пунктов и могут обеспечить решение задач, стоящих перед заключением под стражу.

5. Подозреваемые и обвиняемые, к которым в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут быть в соответствии с УПК направлены на экспертизу. В этом случае, а также при необходимости оказания им медицинской помощи они помещаются в медицинские учреждения. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Минздравом и Минюстом России. Такой порядок позволяет, с одной стороны, профессионально оказать медицинскую помощь, а с другой обеспечить те цели, которые стоят перед содержанием подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Комментарий к статье 11

1. Порядок содержания подозреваемых и обвиняемых военнослужащих определяется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом подозреваемые и обвиняемые должны содержаться отдельно от находящихся на гауптвахте других категорий правонарушителей (арестованных в дисциплинарном порядке, отбывающих уголовное наказание в виде ареста и др.).

2. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений военнослужащие могут содержаться на гауптвахте только временно, в течение трех суток. В то же время при наличии исключительных обстоятельств, когда их доставка в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности его расположения либо отсутствия путей сообщения, подозреваемые и обвиняемые военнослужащие могут содержаться на гауптвахте свыше трех, но не более тридцати суток.

3. Военнослужащие, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, принимаются на гауптвахту только при наличии должным образом оформленного постановления органа дознания или следователя с санкцией военного прокурора или постановления военного прокурора. При приеме подозреваемых и обвиняемых военнослужащих проверяется наличие у них необходимых личных вещей, производятся личный досмотр, а при наличии медицинских показаний медицинское освидетельствование.

4. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений военнослужащие содержатся на гауптвахте на общих для всех категорий помещенных в эти места правонарушителей условиях; в отличие от них они не привлекаются только на работы и занятия.

5. Содержащимся на гауптвахте подозреваемым и обвиняемым военнослужащим предоставляются свидания, допускается защитник.

Комментарий к статье 12

1. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками мест содержания под стражей регламентируются законами Российской Федерации, Положениями о службе в органах внутренних дел, федеральной службы безопасности, Пограничных войск и Вооруженных Сил, нормативно-правовыми актами указанных органов. В связи с передачей следственных изоляторов из системы МВД в Минюст России предполагается принятие Положения о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.

Сотрудники мест содержания под стражей имеют специальные звания. На них распространяется действие уставов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности, порядок прохождения службы и т.п.; они обеспечиваются социальной защитой со стороны государства и пользуются установленными законодательством льготами. С учетом особенностей, обусловленных порядком прохождения службы, а также в целях обеспечения наиболее эффективной деятельности сотрудников мест содержания под стражей, условий их работы взаимоотношения с другими сотрудниками, порядок подчиненности, обжалование приказов, увольнение и ряд других положений строго регламентированы.

2. Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются общим законодательством Российской Федерации о труде, а также Правилами внутреннего распорядка мест содержания под стражей. На них в полном объеме распространяются положения законодательства о труде, регулирующие вопросы условий труда, времени работы и отдыха, приема на работу, увольнения с работы и т.д. Они пользуются целым рядом льгот, установленных для них законодательством в области государственного страхования, возмещения ущерба в случае увечья или смерти, пенсионного обеспечения и др.

3. Персонал мест содержания под стражей исполняет обязанности и пользуется в пределах своей компетенции правами, предоставленными комментируемым Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Так, Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяет права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы (к ней относятся и работники следственных изоляторов). Права их сводятся к осуществлению контроля за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; выполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности; требованию от осужденных, а также от подозреваемых, обвиняемых и иных лиц исполнения ими обязанностей в соответствии с законодательством и соблюдения установленных правил; применению по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производства досмотров, обысков подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, изъятия запрещенных вещей и документов. Сотрудники имеют право в установленных законом случаях применять физическую силу, использовать специальные средства и огнестрельное оружие и пр.

4. Что касается обязанностей, то Закон требует от персонала мест содержания под стражей, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принятия мер по спасению людей, предотвращению и пресечению преступлений или иных правонарушений, личному задержанию лиц по подозрению в совершении этих деяний и информирования об этом территориальных органов внутренних дел.

5. Начальники мест содержания под стражей, перечисленные в ч.3 ст.12 комментируемого Закона, несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на них задач и функций. Они обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации по содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых; соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины; осуществляют текущее руководство деятельностью мест содержания под стражей на принципах единоначалия, определяют пределы полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений; издают в соответствии со своей компетенцией приказы по вопросам деятельности мест содержания под стражей; организуют соответствующий закону порядок содержания осужденных к исключительной мере наказания; хранят личные дела заключенных под стражей и ведут соответствующую служебную переписку.

Не позднее чем за 24 часа до истечения сроков содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых они уведомляют об этом органы или лица, в производстве которых находятся уголовные дела, а также прокуроров.

Начальники мест содержания под стражей освобождают своими постановлениями из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых истекли установленные законом сроки заключения под стражу. Они представляют интересы мест содержания под стражей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в российских, международных и зарубежных организациях, на предприятиях всех форм собственности по вопросам, входящим в их компетенцию, заключают договоры и контракты, касающиеся выполнения возложенных на следственные изоляторы функций, выступают истцами и ответчиками в судах.

6. В целях обеспечения режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и исключения возможности скрыться от следствия и суда капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица обязаны ограничить свободное передвижение подозреваемых и обвиняемых и в этих целях изыскать отдельное, закрываемое на замок помещение для содержания этих лиц и назначить ответственного за их охрану и надзор. Эти лица вправе утверждать для подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в отдельном помещении, правила внутреннего распорядка.

Для воспрепятствования со стороны подозреваемого или обвиняемого установлению истины по расследуемому уголовному делу они имеют право подвергнуть подозреваемого и обвиняемого личному обыску как в момент задержания, так и в процессе содержания под стражей. Производство обыска при водворении в изолированное помещение оформляется протоколом, в котором должны быть перечислены все вещи, изъятые у подозреваемого или обвиняемого. Протокол подписывается капитаном судна, начальником зимовки или уполномоченными ими лицами. Изъятию и сдаче на хранение подлежат также деньги, ценные вещи, документы, не относящиеся к производству по делу, они перечисляются в квитанции, один экземпляр которой вручается подозреваемому или обвиняемому.

Помещение, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, регулярно обыскивается, а личные вещи, передаваемые продукты питания подлежат досмотру. Ответственные лица обязаны предотвратить возможность хранения в помещении, где содержится подозреваемый или обвиняемый, недозволенных предметов (в частности, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще-режущих предметов и т.д.), перечень которых установлен приложением к Правилам внутреннего распорядка в местах содержания под стражей.

Не допускается также проникновение письменной и иной информации, могущей помешать установлению истины по уголовному делу.

Лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, обязаны не допустить каких-либо переговоров и переписки с подозреваемыми и обвиняемыми членов экипажа морского судна или зимовки.

О других правах и обязанностях капитанов морских судов и начальников зимовок, а также их уполномоченных по обеспечению режима содержания под стражей см. комментарий к ст.32-34.

7. Начальники мест содержания под стражей ответственны за состояние финансово-экономической, производственно-хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельности мест содержания под стражей, их социального развития, утверждают сметы доходов и расходов исходя из имеющихся финансовых ресурсов и задач. К их компетенции относится распоряжение финансовыми ресурсами, выделенными местам содержания под стражей из федерального бюджета для решения поставленных перед ними задач, а также полученными в результате предпринимательской деятельности и из других законных источников.

8. В обязанности начальника мест содержания под стражей в полном объеме входит работа с персоналом, включая вопросы приема и увольнения, поощрения, установления льгот и т.п.

Комментарий к статье 13

1. К категории подозреваемых, которые могут быть переведены из следственного изолятора в изолятор временного содержания, относятся те лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения. Подозреваемые, которые подвергнуты кратковременному заключению (до 48 часов), не должны содержаться в следственных изоляторах (см. комментарий к ст.8).

2. Вопрос о переводе подозреваемого или обвиняемого из следственного изолятора в изолятор временного содержания возникает лишь в случае необходимости производства следственных действий с участием арестованного или рассмотрения дела судом в течение двух дней и более.

3. Невозможность ежедневной доставки арестованного к месту производства следственных действий или к месту рассмотрения дела судом следует понимать как наличие каких-либо конкретных обстоятельств: например, по соображениям безопасности; в связи с погодными условиями или проблемами транспортировки и конвоирования; необходимостью сочетания следственных действий с оперативными мероприятиями в отношении подозреваемого или обвиняемого по месту производства следственных действий и т.п.

4. Оценку обстоятельств, делающих необходимым перевод арестованного в изолятор временного содержания, производит то лицо или тот орган, в производстве которого находится уголовное дело. Именно в компетенцию этого лица или органа входит принятие решения о переводе подозреваемого или обвиняемого в изолятор временного содержания. Такое решение может быть принято не только заблаговременно, т.е. в момент содержания подозреваемого или обвиняемого в следственном изоляторе, но и после доставки его в иной населенный пункт для производства следственного действия или судебного рассмотрения дела, если необходимость помещения арестованного в изолятор временного содержания возникла внезапно (например, для производства ряда дополнительных следственных действий с участием данного подозреваемого или обвиняемого, для продолжения судебного процесса). В этом случае в следственный изолятор, в изолятор временного содержания и конвою должны быть представлены соответствующие документы.

5. Юридическим основанием (правовым документом), на основании которого производится перевод арестованного из следственного изолятора в изолятор временного содержания, являются постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в производстве которого находится уголовное дело, либо решение суда, который рассматривает дело. Решение суда может быть принято судьей, если он рассматривает дело единолично (постановление), либо председательствующим коллегиального суда (определение). Первый экземпляр постановления или определения направляется начальнику следственного изолятора, второй начальнику изолятора временного содержания, в который должен быть помещен подозреваемый или обвиняемый.

6. Десятисуточный срок в течение месяца, на который допускается перевод арестованного из следственного изолятора в изолятор временного содержания, обусловлен соображениями более надежного обеспечения прав и законных интересов содержащегося под стражей.

7. Перевод арестованного в изолятор временного содержания может быть произведен неоднократно, однако общий срок пребывания его в таком изоляторе не должен превышать десяти суток в течение одного месяца. Втечение каждого последующего месяца содержания обвиняемого (подсудимого) под стражей он может быть снова переведен в изолятор временного содержания в пределах до десяти суток.

Закон не исключает возможности перевода арестованного в изолятор временного содержания на десять суток в конце одного месяца и на такой же срок в начале следующего месяца. Общий срок пребывания в изоляторе временного содержания составит, таким образом, двадцать суток. Однако о переводе на следующий срок, который совмещается с предыдущим, лицо или орган, в производстве которого находится дело, должен вынести постановление (суд определение) и представить его администрации соответствующего места содержания под стражей.

8. В комментируемой статье регламентированы основания перевода в изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Но в соответствии с законодательством в следственных изоляторах в определенных случаях могут содержаться и осужденные к лишению свободы. В частности, ст.77 УИК РФ предусматривает такую возможность, когда необходимо производство с участием осужденного следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами. По аналогии с комментируемой статьей лица, осужденные к лишению свободы и содержащиеся в следственном изоляторе, могут переводиться в изоляторы временного содержания на тех же условиях, что и подозреваемые или обвин


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы