v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКомментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечениеКомментарий к статье 17 1. Права подозреваемых и обвиняемых представляют собой важный элемент их правового статуса. Их реализация и гарантированность позволяют повысить эффективность деятельности мест содержания под стражей, обеспечить законность помещения и содержания в них подозреваемых и обвиняемых. 2. Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Информация и правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых должна содержать в себе извлечения из комментируемого Федерального закона, в первую очередь нормы ст.16 и 36. Сведения о режиме содержания под стражей и дисциплинарных требованиях должны включать в себя разъяснение правил поведения подозреваемых и обвиняемых, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции (ст.32), охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора за ними (ст.34), поддержания внутреннего распорядка содержания под стражей. Подозреваемым и обвиняемым доводится также информация о мерах поощрения и взыскания (ст.37 и 38), возможности применения мер безопасности и оружия (ст.43), технических и иных средствах охраны и надзора, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Информация о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб подозреваемыми и обвиняемыми содержится в ст.21 комментируемого Закона. Информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб предоставляется подозреваемым и обвиняемым при приеме их в места содержания под стражей в письменном или в устном виде. Кроме того, она доводится подозреваемым и обвиняемым по радио, телевидению, во время посещения камер сотрудниками мест содержания под стражей, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальниками мест содержания под стражей и уполномоченными ими лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе из библиотеки (в тех местах содержания под стражей, где она имеется) выдаются комментируемый Федеральный закон и Правила внутреннего распорядка. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых. 3. Необходимость закрепления в законе, с одной стороны, права подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность, с другой обязанности персонала обеспечить таковую вызвана повышенной криминогенностью содержащихся под стражей лиц, имеющими место проявлениями агрессии и нападения со стороны подозреваемых и обвиняемых, особенно объединенных в организованные преступные группы и сообщества. О конкретных формах обеспечения личной безопасности см. комментарий к ст.19. 4. Подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения этих лиц на его территории. О порядке обращения с такой просьбой и правилах личного приема см. комментарий к п. 19 ст. 16. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторах временного содержания, могут обращаться с просьбой о личном приеме также к лицам, контролирующим деятельность изолятора временного содержания, во время нахождения указанных лиц на его территории. О перечне должностных лиц и органов, контролирующих деятельность мест содержания под стражей, см. комментарий к ст.21. 5. Подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с защитником, родственниками и иными лицами, перечисленными в ст.18 комментируемого Федерального закона. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в изоляторах временного содержания, в соответствии со ст.52 Федерального закона стали пользоваться правом на свидания с родственниками и иными лицами по мере создания соответствующих условий (строительства комнат для краткосрочных свиданий и их оборудования в соответствии с установленными требованиями), с 1января 1998г. 6. Подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу. Например, копии протоколов выемки, обыска, наложения ареста на имущество, которые согласно ст.177 УПК вручаются лицу, у которого были произведены эти следственные действия; документы и записи, относящиеся к назначению и проведению экспертизы, так как следователь на основании ст.184 и 193 УПК обязан ознакомить обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, заключением эксперта и его допросом. Еще больший объем документов и записей может храниться у обвиняемого в связи с ознакомлением с уголовным делом. Согласно ч. 5 ст.201 УПК РСФСР обвиняемый вправе в процессе ознакомления с материалами дела выписывать из него любые сведения и в любом объеме. Подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов: решения суда по гражданским делам, касающиеся подозреваемого или обвиняемого (о разводе, разделе имущества и т.п.), ответы на жалобы и заявления подозреваемых и обвиняемых, квитанции и акты на сданные на хранение деньги, ценности, документы и другие предметы. Личные документы подозреваемого или обвиняемого (паспорта, удостоверение личности и др.) передаются на хранение администрации места содержания под стражей. Подозреваемым и обвиняемым не разрешается хранить при себе документы и записи, которые могут быть использованы в противоправных целях. К их числу следует отнести, например, бланки удостоверений сотрудников правоохранительных или иных государственных органов, записи о замышляемых или подготавливаемых правонарушениях и преступлениях, о системе или отдельных элементах охраны места содержания под стражей, о сотрудниках места содержания под стражей, членах их семей, способах передачи запрещенных предметов, побегов и т.п.Сюда же относятся записи (сообщения, информации) о воровских собраниях, решениях, принятых на них, неофициальных нормах поведения подозреваемых и обвиняемых, а также игральные карты, эротическая, порнографическая или пропагандирующая культ насилия рукописная, графическая, печатная, фото- и видеопродукция. Подозреваемым и обвиняемым не разрешается хранить при себе документы и записи, содержащие сведения, относящиеся к государственной или иной охраняемой законом тайне (см. комментарий к ст.20). 7. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе по вопросам нарушений их прав и законных интересов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. О порядке реализации указанного права см. комментарий к ст.21. Подозреваемые и обвиняемые, помимо указанных выше органов, вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд. Прежде всего такое обращение возможно по вопросу о законности и обоснованности содержания под стражей. В соответствии со ст.220 УПК жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем непосредственно или через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора. Администрация места содержания лица под стражей по получении адресованной суду жалобы этого лица на арест или продление срока содержания под стражей обязана немедленно и во всяком случае не позднее двадцати четырех часов с момента получения направить жалобу в соответствующий суд с уведомлением о том прокурора. В случае, если жалоба принесена через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора, то последние обязаны в течение двадцати четырех часов направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, а при необходимости также со своими объяснениями. В случае, если жалоба была принесена через администрацию места содержания под стражей, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение двадцати четырех часов с момента получения от администрации места содержания под стражей уведомления о подаче этим лицом жалобы. При этом подача жалобы до ее разрешения не приостанавливает действия постановления о применении заключения под стражу в порядке меры пресечения и не влечет освобождения лица из-под стражи, если это не найдет нужным сделать лицо, производящее дознание, следователь или прокурор. Следует также иметь в виду, что согласно ст.220.1 УПК судебная проверка законности и обоснованности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно законности и обоснованности продления срока содержания под стражей производится судьей по месту содержания лица под стражей, т.е. в следственном изоляторе или ином месте содержания под стражей. 8. Подозреваемые и обвиняемые имеют право вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями. О порядке переписки подозреваемых и обвиняемых см. комментарий к ст.20. Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемым и обвиняемым разрешается получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету в магазинах (ларьках), иметь при себе и хранить письменные (бумагу для письма, ученические тетради, шариковую авторучку и стержни к ней черного, фиолетового и синего цвета, простой карандаш) и почтовые (конверты, открытки, почтовые марки, бланки телеграмм и иных почтовых отправлений) принадлежности. Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе администрацией места содержания под стражей выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка). 9. Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Формы и порядок реализации указанного права подозреваемых и обвиняемых см. комментарий к ст.22-24. 10. Подозреваемые и обвиняемые имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РСФСР. Ночным временем согласно п.15 ст.34 УПК считается время с 22 до 6 часов по местному времени. В это время согласно ч.2 ст.150 УПК возможен допрос подозреваемого или обвиняемого в случаях, не терпящих отлагательства. Решение о наличии таких случаев и о допросе подозреваемого или обвиняемого в ночное время принимает лицо, проводящее дознание, следователь или прокурор. Свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, мероприятия, предусмотренные внутренним распорядком в местах содержания под стражей (медицинский осмотр, выдача посылок и передач, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости и др.), не могут проводиться в ночное время. Реализация права на восьмичасовой сон в ночное время во многом зависит от уровня материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, в частности от обеспеченности их индивидуальным спальным местом. В силу переполнения изоляторов временного содержания и следственных изоляторов в настоящее время не представляется возможным обеспечить каждого обвиняемого или подозреваемого индивидуальным спальным местом, поэтому они нередко спят по очереди, в том числе и в дневное время. По этой причине в ст.52 настоящего Федерального закона предусмотрено, что норма об обеспечении индивидуальным спальным местом вступает в силу в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1января 1998г. Однако и после этой даты право подозреваемых и обвиняемых на восьмичасовой сон в ночное время не обеспечено в полном объеме. 11. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; несовершеннолетние пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией места содержания с учетом распорядка дня, погоды, количества подозреваемых и обвиняемых и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничивается. Однако при этом должны быть соблюдены требования внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, в частности необходимость выполнения распорядка дня приема пищи, участия в следственных и иных процессуальных действиях, восьмичасового сна и т.п. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в изоляторах временного содержания, в соответствии со ст.52 комментируемого Федерального закона пользуются правом на ежедневную прогулку с 1января 1998г. Для этого на охраняемой территории изоляторов временного содержания оборудуются специальные прогулочные дворы, количество которых определяется с учетом необходимости обеспечить прогулкой в течение светового дня всех содержащихся в изоляторе временного содержания. На прогулку не выводятся больные подозреваемые и обвиняемые, которым прогулка не рекомендована медицинскими работниками. Согласно Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел прогулка может быть отменена или сокращена по распоряжению начальника в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также на период ликвидации чрезвычайных происшествий и других осложнений обстановки (стихийное бедствие, пожар, побег и т.п.). Подозреваемые и обвиняемые, нарушающие правила поведения во время прогулки, возвращаются в камеру досрочно. 12. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка. Применительно к следственным изоляторам уголовно-исполнительной системы Минюста России перечень таких вещей и предметов дан в приложении N 2 к упомянутым Правилам. Содержание данного перечня, а также порядок пользования указанными вещами и предметами см. комментарий к ст. 16. 13. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати. Для этого в местах содержания под стражей организуются библиотеки, где они могут получать книги, журналы и газеты. При этом в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России газеты из библиотеки следственного изолятора выдаются в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на десять человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек. Обмен книг и журналов из библиотеки следственного изолятора осуществляется один раз в неделю. Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати (журналами, газетами), приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, в том числе путем подписки через отделения связи Российской Федерации. Порядок подписки на периодические издания регламентируется соответствующими почтовыми правилами и Правилами внутреннего распорядка мест содержания под стражей. Оформление подписки на периодическую печать, а также приобретение книг, журналов и газет в торговой сети осуществляется администрацией места содержания под стражей за счет денежных средств подозреваемых и обвиняемых или их родственников. Получать книги, журналы и газеты в посылках и передачах подозреваемым и обвиняемым не разрешается по режимным соображениям. 14. Подозреваемые и обвиняемые могут пользоваться предоставляемыми администрацией мест содержания под стражей настольными играми: шашками, шахматами, домино, нардами. Однако им запрещается играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды. Под иной выгодой в данном случае понимается извлечение каких-либо льгот или преимуществ в результате игры в настольные игры (освобождение от дежурства по камере, обязанности производить уборку камер и других помещений следственного изолятора и т.п.) 15. В соответствии с положениями ст. 28 Конституции РФ и ч.3 ст.22 Закона "О свободе вероисповеданий" предусмотрено право лиц, находящихся в местах предварительного заключения под стражу, получать, приобретать и пользоваться предметами культа и религиозной литературой, равно как и право совершать и участвовать в религиозных обрядах. Комментируемым Законом данное право конкретизируется применительно к такой категории, содержащейся в местах заключения под стражу, как подозреваемые и обвиняемые. Последние могут отправлять (совершать обряды и участвовать в них) религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности в специально оборудованных для этих целей помещениях. Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и др.), кроме предметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную или историческую ценность. Отправление религиозных обрядов в местах содержания под стражей и пользование религиозной литературой и предметами религиозного культа не должно приводить к нарушению Правил внутреннего распорядка, прав других подозреваемых и обвиняемых. Например, религиозные обряды не должны ущемлять право подозреваемых и обвиняемых на восьмичасовой сон в ночное время. Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией. Для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым, по их просьбе и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, допускается приглашение в следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России служителей религиозных культов. Услуги служителей религиозных культов, если они не являются благотворительными, оплачиваются из средств подозреваемых или обвиняемых, находящихся на их лицевых счетах. Согласно действующему законодательству все религии и религиозные организации равны перед законом. Однако работникам мест содержания под стражей следует не допускать получения, приобретения, хранения и использования религиозной литературы, предметов религиозного культа, а также приглашения служителей тоталитарных религиозных культов, проповедующих насилие, отказ от семьи и иных социальных ценностей (Белые одежды, Аум Сенрике), как религиозных течений, способных привести к нарушениям Правил внутреннего распорядка, прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, других лиц. 16. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, могут заниматься самообразованием и пользоваться специальной литературой. Для этого несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, им разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в посылках и передачах сверх норм, предусмотренных ст.25 комментируемого Закона. Реализации права на самообразование служит возможность подозреваемых и обвиняемых пользоваться художественной и иной, в том числе специальной, литературой из библиотеки, получать ее через администрацию мест содержания под стражей из торговой сети, выписывать периодику специального назначения журналы, буклеты, газеты и т.д. 17. Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать посылки и передачи. О порядке реализации указанного права см. комментарий к ст.25. 18. Подозреваемые и обвиняемые имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей. Данное положение основывается на международных актах о правах человека и обращении с заключенными. В ст.10 Пакта о гражданских и политических правах указывается, что все "лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности". Более того, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка прямо требует, чтобы при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважали и защищали человеческое достоинство, поддерживали и защищали права человека по отношению ко всем лицам (ст.2). В Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России установлено, что сотрудники обращаются к подозреваемым и обвиняемым на "Вы" и должны называть их "гражданин" или "гражданка" и далее по фамилии, либо соответственно "подозреваемый", "обвиняемый" или "осужденный" и далее по фамилии. Соответственно подозреваемые и обвиняемые обязаны быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками следственного изолятора, не совершать действий, унижающих их достоинство. 19. Лица, содержащиеся под стражей, имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках. Данное право вытекает из признания того факта, что на основании ст.6 комментируемого Федерального закона подозреваемые и обвиняемые при заключении под стражу не лишаются гражданства государства и правового статуса гражданина. Вместе с тем содержание под стражей и присущие ему ограничения порождают определенную специфику в реализации общегражданских прав, в том числе и при совершении гражданско-правовых сделок. Об этой специфике см. комментарий к ст.29. 20. Вторая часть комментируемой статьи устанавливает правовые возможности, которыми могут пользоваться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах. Реализация их в других местах содержания под стражей (изоляторах временного содержания под стражей, гауптвахтах) невозможна из-за отсутствия соответствующих материальных или организационных гарантий либо просто нецелесообразна по причине краткого срока нахождения в них подозреваемых и обвиняемых. Согласно комментируемой норме подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах и тюрьмах, пользуются дополнительно правом: получать и отправлять денежные переводы (см. комментарий к ст.25); заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях (см. комментарий к ст.29); приобретать продукты питания и предметы первой необходимости вмагазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети (см. комментарий к ст.22). 21. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, имеют право подписываться на газеты и журналы и получать их. О порядке подписки см. п. 13 комментария к настоящей статье. 22. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, имеют право на получение от администрации при необходимости одежды по сезону, разрешенной к ношению в местах содержания под стражей. На основании указанной нормы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определено, что администрация обеспечивает бесплатно подозреваемых и обвиняемых одеждой по сезону (при отсутствии собственной). Указанное имущество выдается во временное пользование на период содержания под стражей. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый, освобожденный из-под стражи, в случае необходимости обеспечивается администрацией места содержания под стражей одеждой по сезону (см. комментарий к ст.50). 23. Согласно части третьей комментируемой статьи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться. В соответствии со ст.27 комментируемого Закона такая возможность предоставляется подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах и тюрьмах. Оформах и порядке привлечения указанных лиц к труду см. комментарий к ст.27. Комментарий к статье 18 1. В соответствии с ч.1 ст.47 УПК защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения. 2. Оказание юридической помощи подозреваемым и обвиняемым невозможно без предоставления свиданий с защитником. Свидания предоставляются защитнику при наличии у него документа о допуске к участию в уголовном деле, выданного в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, а также документа, удостоверяющего личность защитника. Свидания могут предоставляется трем категориям защитников. Во-первых, адвокату, участвующему в деле в качестве защитника, по предъявлении им ордера юридической консультации (адвокатской конторы или бюро). Во-вторых, представителю профессионального союза (профсоюза) или другого общественного объединения, являющемуся защитником, по предъявлении им соответствующего протокола. Под последним понимается протокол общего собрания коллектива профессионального союза или общественного объединения, или их выборных органов с решением о назначении защитника подозреваемому или обвиняемому. Протокол должен быть надлежащим образом оформлен, выполнен на бланке профессионального союза или общественного объединения, иметь исходящий номер, подпись председателя и секретаря, оттиск гербовой печати. При решении вопроса о предоставлении свидания защитнику с подозреваемым и обвиняемым следует иметь в виду, что согласно ч.4 ст.47 УПК представитель от профессионального союза или общественного объединения может участвовать в уголовном деле в качестве защитника лишь по делам членов этих союзов и общественных объединений. В-третьих, близким родственникам, законным представителям, опекунам подозреваемого или обвиняемого и иным лицам, допущенным определением суда или постановлением судьи к участию в деле в качестве защитника подозреваемого или обвиняемого. Основанием для предоставления свидания в этом случае является надлежащее оформленное определение суда или постановления судьи о допуске указанных лиц в качестве защитника обвиняемого. 3. Для обеспечения тайны сведений, сообщаемых подозреваемым или обвиняемым защитнику, тактики их защиты при проведении предварительного следствия и суда устанавливается, что свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником происходит наедине. Это означает, что другие лица, даже по желанию или с согласия подозреваемого или обвиняемого и защитника, не могут присутствовать на свиданиях. В случае, если подозреваемый или обвиняемый имеет двух или более защитников, то свидания могут предоставляться наедине с каждым защитником либо по их желанию вместе со всеми защитниками. 4. При проведении свиданий подозреваемого или обвиняемого с защитником следует учитывать необходимость обеспечения режима содержания в следственных изоляторах, а также безопасности участников свидания. Поэтому в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что свидание подозреваемого или обвиняемого с защитником проводится в условиях, позволяющих сотрудникам мест содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их. Такое решение законодателя значительно усилило гарантии тайны свидания защитника и подозреваемого или обвиняемого. 5. Количество и продолжительность свиданий с защитником не ограничиваются. Однако при этом должны быть соблюдены требования Правил внутреннего распорядка мест содержания под стражей. В соответствии с ними запрещается вывод подозреваемых и обвиняемых из камер на свидания в период сдачи-приема дежурства дежурными сменами (не более одного часа), во время приема пищи (завтрак, обед, ужин) согласно распорядку дня, а также в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня). 6. Нормы чч. 3 и 4 комментируемой статьи направлены, с одной стороны, на сохранение и укрепление семейных, родственных и иных социально-полезных связей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах содержания под стражей, с другой на обеспечение интересов раскрытия и расследования уголовных преступлений. Именно поэтому комментируемые нормы допускают свидания с родственниками и другими лицами только с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Свидание предоставляется только по письменному разрешению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. В разрешении, действительном на одно свидание, должно быть указано, кому и с какими лицами оно разрешается. Подозреваемому или обвиняемому может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц, независимо от количества уголовных дел, по которым он признан подозреваемым или привлекается в качестве обвиняемого. На свидание с подозреваемым или обвиняемым допускаются родственники или иные лица (близкие друзья, лица, находившиеся в фактических брачных отношениях, коллеги на совместной работе) либо те и другие одновременно, но не более двух взрослых человек. В число родственников входят близкие родственники (супруг или супруга, родители, дети, усыновители или удочерители, усыновленные или удочеренные, братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также иные родственники, имеющие менее близкие с подозреваемым или обвиняемым родственные связи (двоюродные братья и сестры, прадедушка и прабабушка, правнуки). 7. На основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, а также письменного заявления лица, прибывшего на свидание, и документов, удостоверяющих его личность, администрация места содержания под стражей дает письменное указание о проведении свидания. Продолжительность свиданий в конкретном месте содержания под стражей определяется администрацией исходя из местных условий. При этом общая продолжительность свидания не может превышать трех часов. Свидания предоставляются в порядке общей очереди. Перед началом свидания лица, прибывшие на него, информируются о правилах поведения и предупреждаются о прекращении свидания в случае нарушения установленных правил. Гражданам, прибывшим на свидание без документов, удостоверяющих их личность, либо в нетрезвом состоянии, а также лицам, не указанным в разрешении, свидания не предоставляются. Причины отказа в предоставлении свидания объявляются лицу, прибывшему на свидание. Свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей. Поэтому они проводятся, как правило, в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство. Они могут прослушиваться сотрудниками мест содержания под стражей. 8. Частью четвертой комментируемой статьи установлены основания досрочного прекращения свиданий с родственниками и иными лицами. Такими основаниями являются, во-первых, попытка передачи или передача подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания. К их числу относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей. Их перечень дан в ст.25 и 34 комментируемого Закона и Правилах внутреннего распорядка мест содержания под стражей. Во-вторых, передача сведений, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступлений. Такая передача может осуществляться как письменно, так и устно. Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов дополнительными основаниями для досрочного прекращения свидания являются невыполнение лицами, прибывшими на свидание, законных требований сотрудника места содержания под стражей, ответственного за проведение свидания, а также использование лицами, прибывшими на свидание, условных сигналов, шифра и других ухищренных способов связи. В случае досрочного прекращения свидания сотрудник, ответственный за его проведение, докладывает об этом руководителю места содержания под стражей с указанием причины досрочного прекращения свидания. Решение о прекращении свидания может быть обжаловано должностным лицам, пользующимся правом контроля за деятельностью мест содержания под стражей. 9. Реализация права подозреваемых и обвиняемых на свидания может быть временно приостановлена. Согласно ч.4 ст.40 комментируемого Федерального закона в период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются свидания, кроме свиданий с защитником. Проведение свиданий может быть ограничено или приостановлено во время действия режима особых условий, введенного на основании ст.48 настоящего Федерального закона, а также карантина. В случае кратковременного прекращения свиданий (в связи с карантином, введением режима особых условий и по другим причинам) начальник места содержания под стражей извещает об этом прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов в этом учреждении, соответствующие судебные и следственные органы; в приемной для посетителей вывешивается объявление. Комментарий к статье 19 1. Для обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых администрация мест содержания, лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны предпринять ряд профилактических мер, которые включают в себя, в частности, отдельное содержание подозреваемых и обвиняемых, жизни и здоровью которых угрожает опасность, в том числе в одиночных камерах, раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу, так как именно между этими категориями лиц чаще всего возникают противоречия, способные привести к конфликтам и посягательствам на их личную безопасность. Обеспечению личной безопасности служит также осуществляемый в местах содержания надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых, обыск помещений и личный обыск подозреваемых и обвиняемых, досмотр их вещей, передач и посылок. На предупреждение преступлений против личности подозреваемых и обвиняемых и, следовательно, обеспечение их личной безопасности направлена оперативно-розыскная работа, проводимая в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" в местах содержания под стражей. 2. Юридическим основанием для принятия мер по обеспечению личной безопасности является возникновение угрозы совершения преступлений против личности подозреваемых и обвиняемых, в том числе направленных на причинение ущерба их жизни и здоровью. Под угрозой понимается высказанное или выраженное иным способом намерение совершить преступление против другого человека. При этом угроза может быть ему неизвестна либо доведена до его сведения любым способом (лично или через третьих лиц, устно, письменно, с помощью жестов, демонстрации оружия и т.п.). Основанием для обеспечения личной безопасности может быть угроза совершения преступления против подозреваемого или обвиняемого, выявленная лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, при проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу. В этом случае лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны сообщить о возникшей угрозе администрации мест содержания под стражей. Угроза может быть выявлена администрацией места содержания под стражей и самостоятельно, например, при проведении оперативно-розыскных или надзорных мероприятий. 3. Поводом для принятия мер по обеспечению личной безопасности является заявление подозреваемого или обвиняемого (устное или письменное), сообщение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, материалы надзорных или оперативно-розыскных мероприятий, иные письменные (например, письмо с угрозой совершения преступления) или устные сообщения. 4. Комментируемая статья указывает в качестве источника возникновения угрозы жизни и здоровью действия других подозреваемых или обвиняемых. Однако, исходя из смысла настоящей статьи, сотрудники мест содержания обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого, если угроза исходит от иных лиц, например сотрудников мест содержания, осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания и отбывающих наказание в виде лишения свободы в следственных изоляторах, и других категорий. 5. К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Минюста России, органов внутренних дел, военнослужащие органов и подразделений федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы и Министерства обороны, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей (см. комментарий к ст.12). 6. Меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого предусмотрены комментируемым Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами. Во-первых, это перевод лица, которому угрожает опасность, или лица, от которого исходит опасность, в одиночную камеру. Такой перевод может быть осуществлен на срок до двадцати четырех часов по решению дежурного (дежурного помощника начальника следственного изолятора), а свыше двадцати четырех часов по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей. В отличие от иных оснований помещение подозреваемых или обвиняемых в одиночные камеры в интересах их личной безопасности или безопасности других подозреваемых или обвиняемых не требует санкции прокурора. Во-вторых, по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность, содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. В-третьих, в случаях, когда угроза жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого достаточно реальна и перерастает в активные насильственные действия, сотрудники мест содержания обязаны применить меры безопасности, включающие в себя применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. О порядке применения указанных средств см. комментарий к ст.43-47. 7. Согласно п.9 ст.36 комментируемого Закона подозреваемые или обвиняемые обязаны не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц. Поэтому угроза жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых представляет собой в местах содержания под стражей состав дисциплинарного проступка. В этом случае администрация вправе применить к виновным меры взыскания вплоть до водворения в карцер до 15 суток, что также является мерой обеспечения личной безопасности других подозреваемых и обвиняемых. В случаях, если угроза жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого содержит состав уголовного преступления, администрация обязана решить вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении виновного к уголовной ответственности. Комментарий к статье 20 1. Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Администрация мест содержания под стражей обязана обеспечить подозреваемых и обвиняемых необходимыми для ведения переписки почтовыми и письменными принадлежностями. Почтовые принадлежности (конверты, марки, бланки телеграмм) подозреваемые и обвиняемые приобретают в магазине (ларьке) места содержания под стражей. Отправление и получение корреспонденции (например, пришедшей на имя подозреваемого или обвиняемого наложенным платежом) осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых. 2. Отправление и получение подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм и писем осуществляются только через администрацию мест содержания под стражей. Поэтому письма и заполненные бланки телеграмм от подозреваемых и обвиняемых принимаются представителем администрации ежедневно, причем письма только в незапечатанных конвертах. С момента приема телеграммы или письма от подозреваемого или обвиняемого и до их отправки, а также с момента поступления телеграммы или письма в места содержания под стражей до его вручения адресату администрация несет ответственность за их сохранность и обеспечение тайны переписки. С этой целью, например, в следственных изоляторах вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления. 3. Переписка подозреваемых и обвиняемых подвергается цензуре. Последняя представляет собой систему надзора администрации места содержания под стражей, лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, за содержанием получаемой и отправляемой подозреваемым или обвиняемым информации (писем, телеграмм). Администрация вправе и одновременно обязана вскрыть письма и телеграммы, ознакомиться с их содержанием и в случаях, установленных комментируемым Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, принять меры по пресечению доведения указанных в письмах и телеграммах сведений до адресата. Не направляются адресату и не вручаются подозреваемым или обвиняемым письма: содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления (например, сообщения о показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу, необходимости их изменения, угрозы в адрес участников уголовного процесса, их близких и родственников и т.п.); выполненные тайнописью или с помощью шифра. Подобные письма могут не направляться адресату и не вручаться подозреваемым или обвиняемым при наличии лишь признаков использования тайнописи и шифра. При этом не имеет значения, удалось ли восстановить истинный текст письма; содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну. Правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах установили дополнительное основание для задержания корреспонденции. Согласно _8 Правил письма и телеграммы, адресованные потерпевшим, свидетелям преступления, а также содержащие какие-либо сведения по уголовному делу, оскорбления, угрозы, призывы к расправе, информацию об охране следственного изолятора, его сотрудниках, способах передачи запрещенных предметов адресату не направляются, подозреваемому или обвиняемому не вручаются, а направляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело. 4. Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, ограничена. Она осуществляется с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. 5. Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производится администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым. Из этого срока исключаются праздничные и выходные дни. В случаях, если письмо пришло на непонятном для администрации языке, оно переводится на государственный язык Российской Федерации русский либо государственный язык субъекта Федерации. В этом случае срок вручения письма увеличивается на время, необходимое для перевода. 6. Сведения о смерти или тяжком заболевании близкого родственника сообщаются подозреваемому или обвиняемому незамедлительно после их получения. Это правило действует независимо от того, получены ли указанные сведения в письме или телеграмме. 7. Во время содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещается переписка, т.е. отправление и получение писем и телеграмм. Однако сведения о смерти или тяжком заболевании близкого родственника сообщаются подозреваемому или обвиняемому незамедлительно, в том числе и во время нахождения в карцере. Письма и телеграммы, поступившие на имя подозреваемого или обвиняемого, вручаются ему после окончания срока пребывания в карцере. 8. Письма, поступившие на имя подозреваемого или обвиняемого после его убытия из места содержания под стражей, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются по месту его убытия. Как правило, такие письма направляются в адрес исправительного учреждения, где адресат отбывает наказание в виде лишения свободы. В случае освобождения из места содержания под стражей по причинам осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы, условного осуждения, вынесения оправдательного приговора или изменения меры пресечения поступившая корреспонденция направляется по адресу последнего места жительства подозреваемого или обвиняемого. Комментарий к статье 21 1. Возможность обращения с предложениями, заявлениями и жалобами является субъективным правом подозреваемого и обвиняемого. Одновременно это гарантия обеспечения и защиты других субъективных прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого, нарушение которых может стать предметом заявления или жалобы указанных лиц. 2. Предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, независимо от субъекта, кому они адресуются, направляются через администрацию места содержания под стражей. Администрация обязана организовать прием, регистрацию и направление по назначению предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых. Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых как в устном, так и в письменном виде. Предложения, заявления и жалобы, поданные в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение; изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора регистрируются в журнале и докладываются начальнику следственного изолятора, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения. 3. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. 4. Иные органы государственной власти, пользующиеся правом контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, различаются в зависимости от вида места содержания. Так, согласно ч.1 ст.38 Закона Об" учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы Минюста России, включающей в себя следственные изоляторы, осуществляют: а) Президент Российской Федерации; б) Правительство Российской Федерации; в) законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В указанной норме (ч.1 ст.38 приведена в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" от 21 июля 1998 г.) в качестве субъекта контроля не указано Федеральное Собрание в лице двух его палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Несомненно, указанные органы государственной власти пользуются правом контроля за местами содержания под стражей и соответственно предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные им, цензуре не подлежат. Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека. Согласно ст.19 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26февраля 1997г. жалобы, направленные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Непосредственный контроль за деятельностью мест содержания под стражей осуществляют министерства и ведомства, в организационной структуре которых находятся места содержания под стражей, центральные и территориальные органы управления ими. Органы местного самоуправления и общественные объединения пользуются правом контроля за местами содержания под стражей только в случаях, установленных федеральным законодательством Российской Федерации. 5. Не подлежат цензуре администрации предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, поданные ими во время посещения мест содержания под стражей должностными лицами, обладающими правом контроля за ними. При этом не имеет значения, поступили ли указанные обращения во время личного приема подозреваемых и обвиняемых либо во время непосредственного ознакомления этих должностных лиц с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых. Согласно ч.4 ст.38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста для осуществления контроля имеют право: 1) Президент Российской Федерации; 2) Председатель Правительства Российской Федерации; 3) Уполномоченный по правам человека Российской Федерации; 4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации; 6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории; 7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий. 6. Комментируемый Федеральный закон не гарантирует освобождения от цензуры обращений подозреваемых и обвиняемых в международные организации, включая ООН и Совет Европы. Однако при реализации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которую Россия ратифицировала в 1998г., возможно обеспечение тайны обращений подозреваемых и обвиняемых. Так, в указанной Конвенции предусмотрены посещения мест, где содержатся лишенные свободы, в том числе следственные изоляторы и изоляторы временного содержания, в процессе которых в соответствии с п.3 ст.8 Конвенции члены Европейского комитета вправе беседовать с лицами, лишенными свободы, наедине. Во время этих встреч подозреваемые и обвиняемые могут передавать членам комитета заявления, предложения и жалобы. Они не подлежат цензуре администрации места содержания под стражей, так как согласно п.1 ст.11 Конвенции информация, собранная Европейским комитетом в связи с посещением, носит конфиденциальный характер. 7. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, подвергаются цензуре и направляются по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи исключая выходные и праздничные дни. Согласно _ 9 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, если в предложениях, заявлениях и жалобах подозреваемых и обвиняемых поставлены вопросы, которые не связаны с производством по уголовному делу и которые могут быть разрешены на месте администрацией следственного изолятора, то с согласия подозреваемого или обвиняемого они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащихся в обращениях подозреваемых и обвиняемых. Если администрация некомпетентна разрешить вопросы, поставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению. В этом случае к обращению подозреваемого или обвиняемого администрация следственного изолятора прилагает письмо (справку), в котором дает пояснение по существу поставленных вопросов и мерах, принимаемых по их разрешению. Если предложения, заявления и жалобы адресованы лицам, которые некомпетентны решать поставленные вопросы, подозреваемым и обвиняемым даются соответствующие разъяснения и рекомендуется обращаться в компетентные органы. Если автор настаивает на их отправке адресату, они направляются в соответствии с его желанием. 8. Предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются, а передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело. 9. Подозреваемые и обвиняемые на основании ст.46 и 52 УПК вправе приносить жалобы на действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание. Порядок такого обжалования определен нормами уголовно-процессуального законодательства применительно к отдельным следственным действиям либо приговору в целом. Решения прокурора, следователя и лица, производящего дознание, о применении меры пресечения могут быть обжалованы подозреваемым или обвиняемым в суд. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя и прокурора направляются не позднее трех дней с момента их подачи. В этот срок не входят праздничные и выходные дни. 10. Оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных и направленных прокурору, в суд и иные органы государственной власти, пользующиеся правом контроля за местами содержания под стражей, производится за счет отправителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег на лицевом счету расходы производятся за счет места содержания под стражей, за исключением предложений, заявлений и жалоб, поданных в виде телеграмм. 11. Согласно действующему законодательству суды, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны дать письменный ответ на предложения, заявления и жалобы граждан. Ответы на обращения подозреваемых и обвиняемых, поступившие в места содержания под стражей, объявляются им под расписку и приобщаются к их личным делам. 12. Ограничение или временное приостановление права подозреваемых и обвиняемых на направление предложений, заявлений или жалоб не допускаются. Подозреваемые и обвиняемые, водворенные в карцер, направляют предложения, заявления и жалобы в обычном порядке (см. комментарий к ст. 40). Не предусмотрено ограничение указанного права подозреваемых и обвиняемых при введении в местах содержания под стражей режима особых условий и карантина. 13. Не допускается преследование подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. При этом закон запрещает преследование в любой форме: незаконное ограничение прав подозреваемых или обвиняемых, отказ в удовлетворении законной просьбы, необоснованное или незаконное применение мер взыскания и т.д. За указанные действия должностные лица мест содержания под стражей несут ответственность в соответствии с законом. Так, действия должностных лиц, допустивших преследование, могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК) или превышение должностных полномочий (ст.286 УК). Дисциплинарная ответственность должностных лиц и сотрудников мест содержания под стражей за указанные действия наступает в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в соответствующих ведомствах. Комментарий к статье 22 1. Организация питания подозреваемых и обвиняемых подчинена задаче поддержания их хорошего физического состояния и здоровья во время содержания под стражей. Для этого подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Нормы питания подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах содержания под стражей уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также в следственных изоляторах ФСБ России, определены постановлением Правительства Российской Федерации N 935 от 1 декабря 1992 г. Согласно этим нормам питание подозреваемых и обвиняемых дифференцируется в зависимости от возраста, состояния здоровья, наличия беременности и малолетних детей у женщин, содержащихся под стражей, и других факторов. Нормы питания не ставятся в зависимость от характера и тяжести совершенного преступления, количества судимостей и других уголовно-правовых признаков. Они также не различаются в зависимости от признаков пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. 2. Достаточное для поддержания сил и здоровья питание подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей является не только их субъективным правом, но и юридической обязанностью. Подозреваемые и обвиняемые обязаны не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, в том числе действий, связанных с отказом от приема пищи в местах содержания под стражей (голодовкой). В этом случае администрация места содержания под стражей может предпринять принудительные меры по поддержанию здоровья подозреваемого или обвиняемого (см. комментарий к ст. 42). Поскольку отказ от приема пищи, ставящий под угрозу жизнь и здоровье подозреваемого или обвиняемого, является по смыслу статьи 36 комментируемого Закона правонарушением, то к отказывающемуся от приема пищи лицу могут быть применены меры взыскания. При этом применение принудительных мер, направленных на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, не является препятствием для вынесения ему взыскания. 3. Возможность приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости, а также других промышленных товаров свидетельствует о проявлении гуманного подхода к подозреваемым и обвиняемым, направленного на обеспечение здорового и цивилизованного образа жизни в местах содержания под стражей. Право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости имеется у подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, где, как правило, размещены специализированные магазины (ларьки). Кроме того, допускается приобретение через администрацию места содержания под стражей продуктов питания и предметов первой необходимости непосредственно в торговой сети, если в следственном изоляторе или тюрьме нет магазина (ларька) либо он по каким-либо причинам не работает. 4. В местах содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым запрещено иметь в наличии деньги и совершать с их помощью какие-либо сделки. Поэтому названные лица приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие промышленные товары по безналичному расчету. Для этого они пишут по установленной форме заявления, которые сдаются представителю администрации вместе с денежными квитанциями о наличии денег на лицевых счетах. Работник магазина (ларька) проверяет в финансовой части наличие денег на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых, изъявивших желание приобрести товары. Купленные товары разносятся по камерам и вручаются под расписку. Если у лица, для которого приобретался товар, остались деньги на лицевом счете, квитанция ему возвращается с соответствующей отметкой, а если остатка нет, квитанция приобщается к заявлению. По окончании рабочего дня работник магазина составляет авансовый отчет и вместе с заявлениями сдает его в финансовую часть для списания денег с лицевых счетов. При отсутствии в следственном изоляторе магазина (ларька) для приобретения необходимых товаров в торговой точке, расположенной вне следственного изолятора, подозреваемые и обвиняемые выдают доверенность (заверенную в установленном порядке) его сотруднику на получение в подотчет требуемой суммы денег с их лицевых счетов из кассы финансовой части учреждения. Выданные деньги списываются с подотчетного лица на основании авансового отчета и документов, подтверждающих выдачу приобретенных продуктов питания и предметов первой необходимости лицам, подавшим об этом заявления. На основании заявления и расписки в получении продуктов питания и предметов первой необходимости их стоимость списывается с лицевых счетов подозреваемых и обвиняемых. О сумме денег (с указанием даты), израсходованных на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости подозреваемыми и обвиняемыми, администрация следственного изолятора делает отметку в личном деле. 5. Ассортимент продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут приобретать по безналичному расчету в магазинах (ларьках) мест содержания под стражей и в торговой сети, устанавливается Правилами внутреннего распорядка. В следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России он включает в себя, в частности: любые продукты питания, кроме скоропортящихся, с истекшим сроком хранения, требующих тепловой обработки, алкогольных напитков, пива и дрожжей (перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы; общий вес продуктов питания, которые подозреваемый или обвиняемый может хранить при себе, не должен превышать 50 кг); табачные изделия и спички; туалетные принадлежности; обувь, одежду, белье; электробытовые приборы и письменные принадлежности; предметы религиозного культа; лекарственные препараты; настольные игры и др. 6. Сумма, на которую подозреваемый или обвиняемый может приобрести товары, не ограничивается. Нормы отпуска подозреваемому или обвиняемому продуктов питания и иных товаров по ассортименту, количеству и весу устанавливаются администрацией места содержания под стражей с учетом покупательского спроса, количества имеющегося товара и возможности их хранения в камерах. 7. Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости может быть временно приостановлено в установленных настоящим Законом случаях, в частности, при водворении подозреваемого или обвиняемого в карцер за невыполнение возложенных на них обязанностей, при введении режима особых условий в местах содержания под стражей (см. комментарий к ст. 40 и 48). Комментарий к статье 23 1. Закон предусматривает обеспечение подозреваемых и обвиняемых необходимыми бытовыми условиями, коммунально-бытовым обслуживанием. 2. Территория следственного изолятора, его здания, помещения проектируются в соответствии с действующими нормативами, оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, сигнализации и связи, содержатся согласно нормам и правилам, установленным Госкомсанэпидемнадзором, Государственной противопожарной службой России и другими органами. Санитарная норма 4 кв. м в камерах изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении органов внутренних дел, на основе комментируемой статьи предусмотрена в приказе МВД России N 41 от 26января 1996 г. 3. Для размещения подозреваемых и обвиняемых оборудуются камеры сухие, вентилируемые, с естественным и электрическим освещением помещения из расчета не менее 2,5 кв. м жилой площади на человека, что на 1,5кв. м ниже установленной санитарной нормы. Указанная норма в 2,5 кв. м временно действующая и вызвана недостатком необходимых площадей. Строительство новых и реконструкция старых учреждений позволит в будущем привести указанный показатель в соответствие в требованиями Федерального закона (4 кв. м на человека). Правительство РФ 30 ноября 1994 г. приняло "Федеральную программу строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем МВД РФ, а также строительства жилья для персонала указанных учреждений на период до 2000 года", направленную на развитие и укрепление следственных изоляторов. Все указанные меры должны изменить положение в следственных изоляторах и обеспечить исполнение требований комментируемого Закона в полном объеме. 4. Место содержания под стражей включает в себя комплекс сооружений, куда входят: административное здание, режимный корпус, здания хозяйственного назначения, производственные мастерские, бани, прачечные, парикмахерские, ремонтно-бытовые мастерские (сапожные, портняжные), дезинфекционные камеры, склады (камеры) для хранения личных вещей и ларьки (магазины), инженерно-технические сооружения охраны и связи, культурно-бытовые здания (помещения для школы, библиотеки, радиоузла и др.), водоэлектроканализационные сети. 5. Камеры оборудуются в один или два яруса металлическими кроватями с жесткой сеткой или металлическими полосами таким образом, чтобы обеспечить каждого подозреваемого и обвиняемого спальным местом. В помещении должна поддерживаться температура не ниже 18°С. Во время вывода на прогулку подозреваемых и обвиняемых камеры проветриваются открытием окон и дверей. 6. Об условиях содержания несовершеннолетних см. комментарий к ст.33. Подозреваемые и обвиняемые в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом); постельным бельем (двумя простынями, наволочкой); полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой); одеждой установленного образца по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки следственного изолятора. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. 7. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными Правилами нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются бесплатно: мыло ту Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |