v2
Cтатьи, выдержки из статей для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" - Глава III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей -"Электив"

Cтатьи, выдержки из статей

Юриспруденция

Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей

Комментарий к статье 32

1. Подозреваемые и обвиняемые могут содержаться в общих или одиночных камерах. Вместе с тем, по общему правилу, они должны содержаться в общих камерах, ибо одиночное содержание является исключением и обусловливается обстоятельствами, точно указанными в комментируемой статье.

2. Закон регламентирует порядок оформления содержания подозреваемых или обвиняемых в одиночной камере. Специального оформления не требуется для содержания таких лиц в одиночной камере на срок до одних суток. Если же речь идет о более продолжительном времени, начальник места содержания под стражей выносит мотивированное постановление. Как правило, его должен санкционировать прокурор.

3. Без санкции прокурора разрешается содержание в одиночной камере подозреваемых и обвиняемых в том случае, если нет иной возможности обеспечить требования их раздельного содержания, предусмотренные ст.33 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст.33). В соответствии с требованиями названной статьи выделяется весьма значительное количество категорий осужденных, которые должны содержаться отдельно от других. С учетом дефицита площади в следственных изоляторах таких лиц приходится содержать в одиночных камерах. Это вынужденная мера, поэтому не требуется ее специального согласования с прокурором.

4. Не требуется санкции прокурора и в том случае, если подозреваемый или обвиняемый переводится в одиночную камеру в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья самого переводимого либо других подозреваемых или обвиняемых. При этом опасность может исходить от самого переводимого в одиночную камеру, а может и угрожать ему. Вопрос о том, кого в подобных случаях следует переводить в одиночную камеру, решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела: если одному подозреваемому или обвиняемому угрожает опасность от нескольких лиц, целесообразно перевести в одиночную камеру это лицо; если от одного лица исходит опасность в отношении нескольких, правильнее изолировать его. В данном случае перевод рассматривается как мера не взыскания, а безопасности.

5. Возможен перевод в одиночную камеру подозреваемого или обвиняемого по его письменному заявлению об одиночном содержании. Такая просьба может быть обусловлена разными причинами: опасением угрозы безопасности жизни или здоровью данного лица со стороны других подозреваемых или обвиняемых, желанием подготовиться к судебному процессу, состоянием здоровья, какими-либо физическими недостатками, которые затрудняют его пребывание в общей камере, и т.п. Такого рода заявление должно подвергаться проверке. Вопрос о переводе в одиночную камеру необходимо решать с учетом обоснованности мотивов, изложенных в заявлении, результатов проверки и фактических возможностей данного следственного изолятора. Так, если речь идет о безопасности того или иного лица, то при невозможности перевести его в одиночную камеру может быть решен вопрос о его переводе в другую общую камеру. Перемещение подозреваемого или обвиняемого в одиночную камеру по его заявлению не нуждается в санкционировании прокурором.

6. Не требуется согласования с прокурором вопроса о размещении подозреваемых в одиночных камерах на ночь, если днем они содержатся в общих камерах. Такая ситуация может возникнуть, например, при выводе на работу подозреваемых и обвиняемых с их согласия. Карательный элемент содержания в одиночной камере заключается в дефиците общения. Совместная работа осужденных снимает это соображение.

7. Смысл изоляции подозреваемых и обвиняемых заключается, в частности, в пресечении их нежелательных контактов, которые могут помешать следствию и установлению истины по делу. Исходя из этого, запрещаются переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, размещенными в других камерах и иных помещениях мест содержания под стражей, а также с находящимися на свободе, передача ими каких-либо предметов и переписка. Здесь имеются в виду контакты подозреваемых или обвиняемых путем перестукивания, выкриков во время прогулок, выводов к следователю, на свидание, через окна; негласное направление писем и записок. К сожалению, известны даже случаи передачи подозреваемым и обвиняемым оружия.

Комментируемый Федеральный закон допускает свидания, переписку, посылки и передачи подозреваемым и обвиняемым. Однако все эти контакты осуществляются под контролем администрации места содержания под стражей: переписка этих лиц подвергается цензуре, посылки и передачи досмотру, свидания проходят в присутствии сотрудника места содержания под стражей. Даже встречи подозреваемого и обвиняемого с защитником организуются в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их.

8. Подозреваемые и обвиняемые при проведении расследования и во время суда нередко выводятся за пределы места содержания под стражей для участия в осмотре места происшествия, при проведении следственного эксперимента, экспертизы, для участия в судебном заседании и т.д. Закон требует, чтобы во всех этих случаях обеспечивались требования изоляции подозреваемых и обвиняемых.

Комментарий к статье 33

1. Раздельное размещение подозреваемых или обвиняемых в камерах имеет целью обеспечить нормальный ход предварительного и судебного следствия для установления истины по делу, а также не допустить отрицательного влияния более опасных преступников на менее опасных. Кроме того, раздельное размещение обеспечивает отделение больных осужденных от здоровых и безопасное содержание всех лиц, заключенных под стражу.

Для раздельного размещения подозреваемых или обвиняемых закон использует ряд классификационных признаков: социально-демографические и психологические (пол, возраст, гражданство, должностное положение до ареста, психологическая совместимость, состояние здоровья); уголовно-правовые (характер преступлений, которые ранее совершили подозреваемые или обвиняемые, и тех, в которых они подозреваются или обвиняются, совершение преступления при особо опасном рецидиве, предшествующее содержание в местах лишения свободы); уголовно-процессуальные (правовой статус подозреваемые и обвиняемые либо осужденные; прохождение по одному делу с другими подозреваемыми или обвиняемыми); поведение в месте содержания под стражей (угрозы, исходящие от них другим подозреваемым или обвиняемым, либо угрозы им со стороны других подозреваемых или обвиняемых).

3. Комментируемая статья впервые в нашем законодательстве требует размещать подозреваемых и обвиняемых с учетом их личности и психологической совместимости. К сожалению, реально в местах лишения свободы не может ставиться вопрос о психологическом обследовании личности подозреваемых или обвиняемых (как, впрочем, и осужденных), поскольку для этого нет кадров, которые могли бы осуществлять такое обследование. Вместе с тем психологическая несовместимость, проявляющаяся, например, в конфликтах, драках, должна учитываться при размещении заключенных под стражу. Конфликтующие между собой лица должны содержаться в разных камерах.

4. Известно, что многие подозреваемые и обвиняемые курят. Запретить курение в камерах невозможно, так как многие курящие тяжело переживают такой запрет. Нет возможности в местах содержания под стражей выводить содержащихся там лиц из камер для курения в специально отведенные помещения. С другой стороны, постоянное нахождение некурящих в накуренных камерах, особенно с учетом весьма ограниченного объема камер, и неприятно, и вредно для здоровья. Поэтому комментируемая статья предлагает по возможности содержать курящих отдельно от некурящих. Это правило должно неукоснительно соблюдаться в отношении содержания беременных женщин и женщин, содержащихся с детьми.

5. Раздельно содержатся мужчины и женщины.

6. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых по ряду причин. Прежде всего, некоторые отличия имеет их правовой статус (наличие ряда дополнительных прав, более удобное размещение, создание некоторых условий для занятия спортом(см. комментарий к ст.31). Кроме того, совместное содержание может привести к отрицательному влиянию более запущенных в социально-нравственном отношении взрослых на несовершеннолетних. Иногда несовершеннолетние отличаются повышенной агрессивностью; они могут притеснять других подозреваемых или обвиняемых, особенно пожилого возраста. Исходя из этих соображений, комментируемая статья предусматривает раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых. Вместе с тем закон допускает, что в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, могут содержаться положительно характеризующиеся взрослые, впервые привлекаемые к уголовной ответственности за преступления, не являющиеся тяжкими (см. комментарий к ст.31).

7. Раздельное содержание лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и ранее содержавшихся в местах лишения свободы, связано с необходимостью не допустить отрицательного влияния более опасных преступников на впервые привлекаемых к уголовной ответственности.

К числу ранее содержавшихся в местах лишения свободы должны быть отнесены лица, которые:

за совершенные в прошлом преступления осуждались к лишению свободы и отбывали наказание в исправительных учреждениях, т.е. в исправительной колонии или в воспитательной колонии любого вида или в тюрьме, если их судимость не была снята или погашена в установленном законом порядке;

были осуждены условно или освобождены в порядке отсрочки отбывания наказания на основании ст.82 УК РФ в связи с беременностью женщины или наличия у нее малолетних детей, если эти лица по установленным в законе основаниям были направлены для отбывания лишения свободы в исправительную колонию.

Признаются содержавшимися в местах лишения свободы лица, осужденные к наказанию в виде исправительных работ или ограничения свободы, если за злостное уклонение от их отбывания эти наказания были заменены им наказанием в виде лишения свободы.

8. Не могут рассматриваться как ранее содержавшиеся в местах лишения свободы:

лица, в отношении которых была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, если они были оправданы или осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы (так как для их содержания в местах лишения свободы суд не нашел законных оснований);

лица, осуждавшиеся к лишению свободы, если суд в кассационном или надзорном порядке отменил приговор с прекращением дела или изменил его, назначив наказание условно или наказание, не связанное с лишением свободы;

лица, осуждавшиеся к лишению свободы условно, если они не направлялись в места лишения свободы для отбывания назначенного наказания;

лица, осуждавшиеся к лишению свободы, которым суд заменил это наказание направлением в дисциплинарную воинскую часть;

лица, осуждавшиеся к лишению свободы, но фактически не отбывавшие его в связи с освобождением по амнистии, в порядке помилования, из-за истечения срока давности.

9. Отдельно от подозреваемых и обвиняемых должны содержаться осужденные, в отношении которых приговоры вступили в законную силу. О понятиях "подозреваемый", "обвиняемый", "осужденный" см. комментарий к ст.2.

10. Раздельно должны содержаться в камерах подозреваемые и обвиняемые. Названные правила действуют вплоть до вынесения приговора, т.е. до того момента, пока эти лица сохраняют статус подозреваемых или обвиняемых. После этого они приобретают новый статус осужденных, что должно менять порядок их размещения. Содержание осужденных в следственных изоляторах регулируется правилами, установленными в ст.80 УИК РФ.

11. В основу раздельного содержания осужденных, предусмотренного в ст.80 УИК, положено распределение их по видам режима. Однако названная статья УИК предусматривает раздельное содержание ряда категорий осужденных и в пределах одного и того же вида режима. Должны содержаться раздельно:

1) мужчины и женщины,

2) несовершеннолетние и взрослые.

3) лица, впервые осужденные к лишению свободы, и осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы.

4) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

5) осужденные бывшие работники судов и правоохранительных органов отдельно от других осужденных.

6) осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

12. Раздельно содержатся осужденные, которым назначено отбывание наказания в колониях-поселениях (если суд принял решение о направлении их к месту отбывания наказания под стражей):

1) совершившие впервые преступления по неосторожности;

2) отбывавшие наказания в исправительных колониях общего и строгого режима и переведенные из этих колоний в колонии-поселения как положительно характеризующиеся (они могут оказаться в следственном изоляторе, если направляются в колонию-поселение в порядке, установленном для лиц, находящихся под стражей);

13. Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых держатся бывшие судьи, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие внутренних войск МВД. Их отдельное содержание должно сохраниться и после суда. Они направляются в специально предназначенные для этого колонии. Такая изоляция на всех стадиях процесса и отбывания наказания объясняется нежелательностью контактов этих лиц с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, с которыми они сталкивались во время работы и, возможно, имели отношение к возбуждению против них уголовного дела, его расследованию, рассмотрению в суде или работали в местах лишения свободы, где содержались или отбывали наказание эти подозреваемые, обвиняемые или осужденные. Их раздельное содержание имеет целью предупредить возможную месть со стороны таких лиц.

14. Отдельно от граждан России должны содержаться иностранные граждане и лица без гражданства. На практике эта норма не применяется к гражданам государств СНГ, и они содержатся совместно с гражданами Российской Федерации. Закон позволяет делать такие исключения, говоря, что отдельное содержание этих категорий подозреваемых и обвиняемых осуществляется "при наличии условий". Иными словами, эта норма не является императивной.

Отделение иностранных граждан объясняется некоторыми особенностями их правового положения. Эти лица вправе встречаться с представителями государств, гражданами которых они являются. При содержании в общих камерах у них могут возникнуть трудности, связанные с языковым барьером. В местах содержания их под стражей, а также в колониях, где они содержатся, должны быть переводчики. Поскольку на них распространяются правила о цензуре, цензоры должны владеть иностранными языками.

15. Предусматривается раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых в зависимости от характера совершенного преступления. Отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества, что объясняется спецификой этого контингента.

16. Отдельно от других содержатся осужденные за некоторые насильственные преступления: убийство (ст.105 УК); убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111); заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122); изнасилование (ст.131); насильственные действия сексуального характера (ст.132); торговля несовершеннолетними (ст.152); грабеж (ст.161); разбой (ст.162); вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (чч. 2 и 3 ст.163); терроризм (ст.205); захват заложников (ст.206); организация незаконного вооруженного формирования (ст.208); бандитизм (ст.209); организация преступного сообщества (преступной организации) (ст.210); пиратство (ст.227); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321);

Как видно, перечисленные преступления отнесены законом к числу тяжких или особо тяжких. Большинство из них насильственные, у всех этих преступлений основной или дополнительный объект личность человека. Виновные в совершении насильственных преступлений всегда характеризуются агрессивными чертами личности. Их изоляция вызвана опасениями притеснений других подозреваемых и обвиняемых. Лица, подозреваемые и обвиняемые в заражении ВИЧ-инфекцией, сами являются зараженными этой инфекцией. Их содержат отдельно как из медицинских соображений, так и из опасения расправы над ними.

17. Отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления при особо опасном рецидиве. Это наиболее опасные преступники, большей частью совершившие крайне опасные насильственные преступления. Их изоляция от всех других преступников необходима.

18. Отдельно и изолированно друг от друга (по одному, как исключение по два человека в камере) содержатся осужденные к смертной казни. В отношении этой категории лиц принимаются меры особой безопасности и усиленной охраны. Как правило, камеры, где содержатся осужденные к исключительной мере наказания, расположены в отдельном корпусе или в крайнем случае в отдельном блоке следственного изолятора. Доступ туда имеет ограниченный круг должностных лиц.

Как известно, осужденные к смертной казни имеют ряд прав, для реализации которых они могут встречаться с теми или иными лицами. Так, они имеют право на свидание с родственниками, могут встречаться со священнослужителем, адвокатом для обсуждения вопросов об обжаловании приговора и написания ходатайства о помиловании. Они вправе оформить брак, в связи с чем в следственный изолятор должен прийти сотрудник загса, а также лицо, вступающее в брак с таким осужденным, и т.д. При допуске всех этих лиц должны соблюдаться особые меры предосторожности во избежание попытки побега осужденного, захвата заложников, нападения на этих лиц, на сотрудников администрации и др.

19. Решение о раздельном содержании может быть принято в отношении отдельных лиц как по инициативе администрации места содержания под стражей, так и в связи с письменным распоряжением лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Основанием для изоляции могут быть данные о том, что жизни и здоровью данного лица угрожает опасность со стороны других подозреваемых или обвиняемых. Такая опасность может быть, например, результатом показаний соответствующего лица, данных на допросах при расследовании уголовного дела, но может и не быть связана с этим.

20. Последнее указанное в комментируемой статье основание для изолированного содержания подозреваемого или обвиняемого связано с состоянием его здоровья. Во всех случаях такого заболевания необходимо с лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, обсудить вопрос о возможности изменения больному меры пресечения. Если с учетом личности подозреваемого или обвиняемого и всех обстоятельств уголовного дела мера пересечения данному лицу изменена быть не может, необходимо решить вопрос о месте его содержания.

Если речь идет об инфекционном заболевании, то больной должен быть изолирован (во избежание заражения других лиц). Вопрос о том, является ли соответствующее заболевание инфекционным, относится к компетенции врача. Он же принимает решение о том, достаточно ли перевести подозреваемого или обвиняемого в другую камеру (например, одиночную) или необходимо помещение в стационар. Во всех случаях принимаются меры по лечению больного.

Подозреваемые и обвиняемые, нуждающиеся в стационарном лечении, помещаются в больницы следственных изоляторов или в областные (межобластные) больницы уголовно-исполнительной системы. Там они размещаются в палатах по виду болезни. При этом во всех случаях должны быть изолированы осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы, отбывающие пожизненное лишение свободы и особо опасные рецидивисты.

В исключительных случаях заболевшие подозреваемые и обвиняемые могут помещаться в лечебные учреждения органов здравоохранения, где должна быть обеспечена их охрана и изоляция от других больных.

21. Необходимость в особом медицинском уходе или наблюдении может быть вызвана как острым заболеванием, так и хроническим состоянием либо физическим недостатком. В этом случае нуждаемость в уходе и характер такого ухода также определяются врачом. Врач может принять решение о переводе лица в другую камеру, в стационар медицинской части следственного изолятора, в больничное учреждение.

22. В следственных изоляторах отбывают наказание осужденные, оставленные там для хозяйственного обслуживания на основании ст.77 УИК. Это могут быть лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в колонии общего режима. На оставление в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию эти лица должны дать письменное согласие. Такое согласие лица требуется потому, что работа в следственном изоляторе всегда связана с большими ограничениями по сравнению с колонией, а тем более с колонией общего режима. Правоограничения этих осужденных соответствуют предусмотренным УИК РФ для исправительных колоний общего вида режима. Однако в колониях общего режима нет камерного содержания, осужденные в свободное время могут находиться на воздухе и т.п.

Осужденные, оставленные в следственном изоляторе для хозяйственного обслуживания, содержатся отдельно от других подозреваемых, обвиняемых и осужденных, там, где позволяют условия, в отдельных корпусах, секциях, блоках. Камеры, в которых они размещены, не запираются.

23. Часть 4 ст.77 УИК разрешает оставлять осужденных в следственном изоляторе при необходимости производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Сроки оставления таких лиц в следственном изоляторе определяются уголовно-процессуальным законодательством. Для участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля осужденный может бы оставлен в следственном изоляторе по определению суда на время рассмотрения дела в суде.

24. В следственном изоляторе в соответствии с ч. 6 ст.77 УИК могут содержаться также осужденные, если они привлекаются к уголовной ответственности по другому делу в случае, когда в отношении них избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Сроки такого содержания под стражей определяются ст.97 УПК. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе в связи с преступлением, совершенным как самими этими лицами, так и другими лицами, содержатся вместе с другими осужденными в зависимости от назначенного судом вида режима (см. п.11 комментария к настоящей статье).

25. Для практической реализации указаний закона о раздельном содержании в каждом следственном изоляторе составляется детальный план покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Этот план по мере необходимости дополняется в связи с изменением состава содержащихся в следственном изоляторе лиц.

В следственных изоляторах запрещено размещение задержанных за совершение административных правонарушений и арестованных в административном порядке. В изоляторах временного содержания эти лица размещаются отдельно от подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В изоляторы временного содержания запрещается помещать задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в состоянии опьянения; арестованные в административном порядке не могут помещаться в изолятор временного содержания при наличии в органе внутренних дел специального приемника для этих лиц.

Комментарий к статье 34

1. Охрана представляет собой систему организационно-практических мер, направленных на исключение возможности подозреваемым, обвиняемым или осужденным совершить побег из места содержания под стражей или из-под конвоя, а также на защиту учреждения или конвоя от нападения, предупреждение хищения имущества следственных изоляторов либо проноса на их территорию запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

2. Надзор это система организационно-практических мер постоянного контроля за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, сотрудников и иных лиц.

Для решения задач охраны и режима содержания подозреваемых и обвиняемых территория следственного изолятора разделяется на две зоны (участки) режимную и административно-хозяйственную. В режимной зоне расположены жилые корпуса для заключенных, пищеблок, баня-прачечная. К режимной зоне вплотную примыкает зона административно-хозяйственная, с административным зданием (штаб) и контрольно-пропускным пунктом, предназначенными для приема поступающих подозреваемых и обвиняемых, их обыска, фотографирования и дактилоскопирования, кабинеты для следователей и защитников, комнаты для свиданий с родственниками, кабинеты для администрации места содержания под стражей и др. Вхозяйственной зоне размещаются: склады, гараж, мастерские. Указанные зоны огорожены забором, они имеют контрольно-следовую полосу, постовые вышки по внутреннему периметру территории, оборудованы соответствующими инженерно-техническими средствами охраны и связи.

3. Для каждого места содержания под стражей разрабатывается план охраны.

4. Организация охраны и надзора возлагается на начальника места содержания под стражей и его заместителя по охране и режиму, а в учреждениях, где такая должность отсутствует, на заместителя начальника по оперативной работе, охране и режиму. Осуществление охраны и надзора возлагается на сотрудников отдела режима и охраны мест содержания под стражей. К надзору за подозреваемыми и обвиняемыми привлекаются и другие сотрудники мест содержания под стражей.

5. Охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за ними осуществляются круглосуточно личным составом четырех дежурных смен в корпусных отделениях, внутренних и наружных постах.

Внутренние посты устанавливаются: а) у камер, больничных палат, карцеров; б) на производственных участках, предприятиях и в мастерских; в) у пульта управления техническими средствами.

Посты наружной охраны устанавливаются: а) на постовых вышках круглосуточно; б) на тропе наряда; в) у главных ворот; г) у подсобных ворот; д)у прогулочных дворов (без оружия) на период прогулки.

6. Младшие инспектора отдела режима и охраны, несущие службу на наружных постах, вооружены.

7. Для наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных в камерах, в коридорах режимных корпусов, на прогулочных дворах, в мастерских, за территорией запретных и режимных зон могут применяться телевизионные установки.

8. По территории учреждения подозреваемые и обвиняемые передвигаются под конвоем или в сопровождении сотрудников места содержания под стражей, при этом держат руки за спиной.

9. Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в следственный изолятор, фотографируются, у них берутся отпечатки пальцев (дактилоскопирование). Дактилоскопирование лиц, водворенных в изоляторы временного содержания подозреваемых, обвиняемых органов внутренних дел, осуществляется в присутствии понятых. Дактилоскопирование и фотографирование осуществляются в целях обеспечения индивидуализации и учета лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также на случай использования этих данных при проверке причастности этих лиц к нераскрытым преступлениям и розыска при совершении побега.

10. Личный обыск и досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых имеет целью обнаружение и изъятие у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию или не принадлежащих данному лицу.

11. Личный обыск бывает полным и неполным. Правила устанавливают, что полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в следственный изолятор, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также в других случаях по указанию начальника следственного изолятора или его заместителя.

Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются совместно с медицинским работником. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается.

Неполный обыск производится при выводе подозреваемых в пределах следственного изолятора (к сотруднику, осуществляющему фотографирование и дактилоскопирование, врачу, следователю, до и после свидания с родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматриваются и прощупываются одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания.

12. Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками следственного изолятора одного с ними пола. При полном обыске не допускается присутствие лиц противоположного пола (за исключением медицинских работников).

13. Досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в их присутствии в следующих случаях: при поступлении в следственный изолятор, перед отправкой за его пределы; при переводе в другую камеру, медицинский стационар или водворении в карцер. По указанию начальника следственного изолятора или его заместителя в необходимых случаях досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в отсутствие их владельцев. Обязательным условием при производстве личного обыска и досмотра вещей лиц, выдворяемых в изоляторы временного содержания, является присутствии понятых.

14. Производство полного личного обыска и досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протоколом. К нему прилагается акт, в котором перечисляются все изъятые предметы, вещества и продукты питания. Протокол подписывается подозреваемым или обвиняемым и сотрудником следственного изолятора, производящим личный обыск или досмотр вещей. Отказ подозреваемого или обвиняемого подписать протокол, а также все его претензии при обыске и досмотре вещей оговариваются в протоколе. Протокол и акт приобщаются к личному делу обвиняемого и подозреваемого. После проведения личного обыска и досмотра вещей в карточке подозреваемого или обвиняемого делается отметка с указанием даты и фамилии лица, производившего обыск или досмотр вещей.

15. О результатах неполного личного обыска рапортом докладывается руководству следственного изолятора, где перечисляются изъятые запрещенные предметы, вещества и продукты питания.

16. Правилами допускается при проведении личного обыска и досмотра вещей подозреваемых или обвиняемых применение технических средств обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания. При этом рентгеновскую аппаратуру разрешается применять только для обыска одежды и досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых.

17. Принятые на хранение или изъятые у подозреваемого или обвиняемого деньги зачисляются на его лицевой счет. Ценности (ценные бумаги и ценные вещи) сдаются на хранение в финансовую часть следственного изолятора. Документы передаются на хранение в специальный отдел следственного изолятора. На принятые на хранение либо изъятые у подозреваемого или обвиняемого деньги, ценности, предметы, вещества и продукты питания составляются акты по установленной форме. Первые экземпляры актов выдаются на руки подозреваемому или обвиняемому.

18. Другие предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад учреждения или подлежат уничтожению. Уничтожение производится в присутствии содержащегося под стражей лица комиссионно по мотивированному постановлению начальника следственного изолятора или его заместителя. Об этом составляется соответствующий акт.

19. Правила предписывают уничтожение следующих предметов и веществ, изъятых у подозреваемых и обвиняемых: спиртных напитков, изделий на спиртовой основе, продуктов для их приготовления; наркотиков и приспособлений для их употребления; огнеопасных предметов, веществ; медикаментов, признанных по заключению медицинского работника следственного изолятора непригодными к использованию по назначению; игральных карт; порнографической рукописной, печатной и видеопродукции; продуктов питания, употребление которых опасно для здоровья и жизни подозреваемых и обвиняемых, требующих особых условий хранения, которые невозможно обеспечить в следственных изоляторах; иных предметов, веществ и продуктов питания, назначение или свойства которых установить невозможно либо утративших свои первоначальные потребительские свойства.

20. Изъятые у подозреваемых и обвиняемых не принадлежащие им предметы, вещества и продукты питания возвращаются владельцам. Если владелец не установлен, ценности передаются на хранение в финансовую часть, а остальные предметы, вещества и продукты питания на склад, где хранятся в течение шести месяцев. По истечении этого срока ценные бумаги или ценные вещи реализуются. Остальные предметы, вещества и продукты питания, находившиеся на хранении, уничтожаются в установленном порядке.

21. Предметы, вещества и продукты питания, которые находятся на хранении в следственном изоляторе, могут быть переданы родственникам подозреваемого или обвиняемого или иным лицам по заявлению подозреваемого или обвиняемого и с согласия лица либо органа, в производстве которых находится уголовное дело.

22. В случае смерти подозреваемого или обвиняемого ценности, деньги и иные предметы, вещества, находившиеся на хранении, передаются наследникам умершего.

23. Лицам, входящим на территорию режимной зоны и на объекты, где работают подозреваемые, обвиняемые и осужденные, запрещается проносить с собой какие-либо вещи, свертки, сумки и другие предметы. Эти вещи и предметы сдаются в специально оборудованные камеры хранения. В исключительных случаях пронос таких вещей и предметов может быть разрешен дежурным при условии обязательного их досмотра.

24. При наличии достаточных оснований по указанию начальника следственного изолятора, его заместителей, а в их отсутствие дежурного помощника может быть произведен досмотр вещей и личный досмотр лиц, входящих (выходящих) на территорию следственного изолятора. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых, и лиц, которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей (см. комментарий к ст. 21).

25. Для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в местах содержания под стражей организуются оперативно-розыскные отделы, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.3349; 1997. N 29. Ст.3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233).

Комментарий к статье 35

1. На территориях, которые непосредственно прилегают к местам содержания под стражей (изоляторам временного содержания и следственным изоляторам) и границы которых определяются органами местного самоуправления по представлению органов внутренних дел, территориальных органов уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности, могут устанавливаться режимные требования.

В комментируемом Законе перечень режимных требований не регламентирован. Он определяется руководителями изоляторов временного содержания и следственных изоляторов по согласованию с органами местного самоуправления. Поэтому указанные выше перечни могут иметь определенные расхождения, хотя, как правило, незначительные, поскольку общее целевое назначение территорий, прилегающих к местам содержания под стражей, обеспечить нормальное функционирование рассматриваемых учреждений.

При введении режимных требований сотрудники мест содержания под стражей вправе: временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать на указанные территории посторонних граждан, в случае же их нахождения на этих территориях обязывать их оставаться на месте до специального распоряжения либо покинуть эти территории; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие для пресечения преступлений или административных нарушений.

Контроль за соблюдением режимных требований возлагается на руководство следственного изолятора.

2. Лица, пытающиеся незаконно передать подозреваемым или обвиняемым запрещенные к хранению и употреблению ими предметы, а также допускающие действия, образующие угрозу жизни и здоровью граждан, доставляются в служебные помещения следственного изолятора или милиции для производства их обыска и досмотра, в том числе транспорта и вещей, в целях пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и оформления материалов в порядке, предусмотренном законодательством. Одновременно принимаются меры по выявлению подозреваемых или обвиняемых, которым предназначались запрещенные предметы.

3. В случае правонарушения уполномоченными лицами составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со ст.234, 235 КоАП.

4. Лица, совершившие правонарушение, и принадлежащие им вещи подвергаются досмотру. Если при этом были обнаружены запрещенные предметы, они изымаются (ст.244 КоАП). В протоколе об административном правонарушении делается соответствующая отметка о личном досмотре, досмотре и изъятии вещей и документов. Перед досмотром должно быть предложено добровольно предъявить вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также документы, подтверждающие личность задержанного. Запрещенные предметы, изъятые при досмотре, хранятся до рассмотрения дела об этих правонарушениях в местах, определяемых администрацией места содержания под стражей (например, деньги, ценные вещи в бухгалтерии, другие запрещенные предметы на складе), а после рассмотрения дела они в установленном порядке конфискуются, уничтожаются или возвращаются.

Комментарий к статье 36

1. Под юридической обязанностью понимается установленная в обязывающих и запрещающих нормах мера необходимого поведения подозреваемого или обвиняемого во время нахождения под стражей, обеспечивающая достижение целей поддержания правопорядка во время содержания под стражей, соблюдения прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц, а также достижение задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством.

2. В комментируемой статье перечислены лишь основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, поскольку во многих нормах Закона эти обязанности уточняются и детализируются. Кроме того, Закон содержит запретительные нормы, адресованные этим лицам, которые можно также рассматривать как разновидность обязывающих предписаний.

3. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, который регламентируется большинством норм комментируемого Закона и практически всеми нормами Правил внутреннего распорядка.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и ИВС, обязаны:

соблюдать порядок содержания под стражей;

выполнять законные требования администрации следственного изолятора и ИВС;

соблюдать требования гигиены и санитарии;

соблюдать правила пожарной безопасности;

бережно относиться к имуществу следственного изолятора и ИВС;

проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников следственного изолятора, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

не препятствовать сотрудникам следственного изолятора и ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц;

соблюдать установленный распорядок дня;

быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками следственного изолятора и ИВС;

при входе в камеры сотрудников следственного изолятора ИВС по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;

по требованию сотрудников следственных изоляторов и иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;

иметь опрятный вид, после подъема заправлять койку;

при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников следственного изолятора держать руки назад;

соблюдать тишину.

Подозреваемым и обвиняемым запрещается:

иметь при себе, получать в посылках и передачах, приобретать, хранить и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, запрещенными к хранению и использованию;

вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях следственного изолятора, перестукиваться или переписываться с ними;

нарушать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы;

без разрешения администрации выходить из камер и других помещений режимных корпусов;

нарушать линию охраны объектов следственных изоляторов;

изготовлять и употреблять алкогольные напитки, употреблять наркотические и психотропные вещества;

играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды;

наносить себе или иным лицам татуировки;

занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места;

пользоваться самодельными электроприборами;

пользоваться электроприборами без разрешения администрации;

разводить открытый огонь в камере;

содержать животных;

без разрешения администрации производить ремонт сантехники, осветительных приборов или регулировку освещения в камере;

засорять санузлы в камерах;

перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора и подбирать предметы, обнаруженные на его территории;

вступать в пререкания с нарядом по охране, отказываться или уклоняться от выполнения его распоряжений;

снимать со стен правила поведения и содержания под стражей, оклеивать стены бумагой, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, наносить на стены надписи и рисунки;

кричать, петь песни, нарушать тишину;

при движении по территории следственного изолятора выходить из строя, курить, разговаривать, заглядывать в камерные глазки, поднимать какие-либо предметы, нажимать кнопки тревожной сигнализации;

выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконники, высовываться в форточку, подходить вплотную к "глазку" двери, закрывать "глазок";

продавать, дарить или отчуждать иным способом предметы, находящиеся в личном пользовании.

4. Подозреваемые и обвиняемые обязаны выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Под законными понимаются те требования, которые прямо вытекают из комментируемого Закона и Правил внутреннего распорядка. Эти требования должны основываться на соответствующих запрещающих и обязывающих нормах, которые обращены к обвиняемым и подозреваемым.

5. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила гигиены и санитарии. Основные принципы поддержания санитарии и гигиены закреплены в Законе РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и в Основах законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 апреля 1993 г. и конкретизированы применительно к местам содержания под стражей в ряде ведомственных нормативных правовых актов, включая Правила внутреннего распорядка.

Правила санитарии и гигиены являются общепринятыми в любом человеческом общежитии. Установление обязанности по их соблюдению подозреваемыми и обвиняемыми объясняется необходимостью поддержания достаточного уровня санитарии и гигиены в условиях нахождения в местах содержания большого количества людей, нередко страдающих инфекционными и иными заболеваниями. Поэтому подозреваемым и обвиняемым вменяется в обязанность в порядке очередности подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора, мыть бачок для питьевой воды и т.д.

6. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, которые устанавливаются администрацией места содержания под стражей по согласованию с инспекцией государственного пожарного надзора.

7. Подозреваемые и обвиняемые обязаны бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей, например инвентарю, оборудованию, постельному белью, одежде, которая им выдается при отсутствии собственной, книгам и журналам из библиотеки, настольным играм и т.д.

8. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, других подозреваемых и обвиняемых и иных лиц. В данном случае имеется в виду оскорбление словом, действием или иным способом, который унижает человеческое достоинство любого человека, употребление нецензурных слов ит.п.

Реализации данной обязанности служит установленные в Правилах внутреннего распорядка правила взаимоотношений между подозреваемым и обвиняемыми, с одной стороны, и персоналом следственного изолятора и ИВС с другой. Так, установлено, что подозреваемые и обвиняемые должны быть вежливыми в обращении с сотрудниками следственного изолятора или ИВС, обращаться к ним на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка" и далее по званию или должности либо "гражданин начальник".

9. Подозреваемым и обвиняемым запрещается препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, выполнять их служебные обязанности. Под воспрепятствованием в выполнении служебных обязанностей понимается невыполнение ими законных требований указанных лиц, оказание сопротивления или противодействия в любой форме, а также подстрекательство к указанным действиям.

10. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц. Данная норма содержит два правила. Первое из них направлено на предупреждение самоубийства, членовредительства и голодовок указанных лиц; второе на предупреждение нападения на сотрудников мест содержания под стражей, которое может стать основанием для применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (см. комментарий к ст.44-47).

11. В комментируемой статье содержится норма, запрещающая обвиняемым и подозреваемым иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, не дозволенные к хранению и использованию (см. комментарий к ст.25).

Комментарий к статье 37

1. Поощрение представляет собой меру одобрения положительного поведения подозреваемого или обвиняемого. Оно является важным инструментом воспитания лица, стимулирует его правопослушное поведение, побуждает к повторению положительных поступков. Вместе с тем поощрение воздействует и на других подозреваемых и обвиняемых, которые знают о положительном поведении поощренного лица и применении к нему мер поощрения.

2. Комментируемая статья устанавливает основания поощрения. К их числу относятся примерное выполнение обязанностей и соблюдение установленного порядка содержания под стражей. Об основных обязанностях подозреваемых и обвиняемых см. комментарий к ст. 36. Одна из важнейших обязанностей заключается в соблюдении порядка содержания под стражей.

3. Примерное выполнение обязанностей означает прежде всего их своевременное выполнение. Это относится, например, к выполнению законных требований администрации, производству уборки камер и других помещений в порядке очередности, соблюдению правил гигиены и санитарии. В большинстве остальных случаев примерное выполнение обязанностей может выражаться в том, что подозреваемый или обвиняемый всегда выполняет предъявляемые к нему требования, т.е. бережно относится ко всему имуществу места содержания под стражей, никогда не препятствует сотрудникам мест содержания под стражей в выполнении ими своих служебных обязанностей, не совершает действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц и т.п.

4. Перечень мер поощрения включает всего три наименования: 1) досрочное снятие ранее наложенного взыскания; 2) денежную премию за лучшие показатели в работе; 3) демонстрацию дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга (последний вид поощрения применяется только к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым).

5. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания может применяться только к лицам, которые подвергались взысканиям во время пребывания в следственном изоляторе. Перечень взысканий, которые могут быть наложены на подозреваемых и обвиняемых, приведен в ст.38 комментируемого Федерального закона.

Порядок погашения взысканий не регламентирован. Видимо, это объясняется тем, что подозреваемые и обвиняемые должны находиться в следственном изоляторе сравнительно непродолжительное время. Однако на практике этот срок иногда превышает один два года, а подчас и больше. Если исходить из регламентации вопроса о погашении взысканий в различных отраслях права, то взыскание погашается в случае, когда лицо в течение года со дня его наложения не подвергается новому взысканию (например, ч.8 ст.117 УИК). Исходя из этого следует прийти к выводу, что досрочное снятие взыскания возможно до истечения года со дня его наложения.

Смысл снятия взыскания в том, чтобы лицо не считалось наказанным во время пребывания в следственном изоляторе, изоляторе временного содержания. Кроме того, учитывая, что постановление о наложении взыскания вкладывается в личное дело подозреваемого или обвиняемого, взыскание принимается во внимание и во время отбывания наказания в исправительном учреждении.

Данные о наложенных взысканиях учитываются при составлении характеристик подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в будущем при решении вопроса об их представлении к условно-досрочному освобождению, при применении помилования, амнистии, освобождении от отбывания наказания по болезни (ст.81 УК, ст.175 УИК). Исходя из этого, следует признать, что рассматриваемое поощрение является достаточно важным для подозреваемых и обвиняемых.

6. Денежной премией за лучшие показатели в работе могут быть поощрены только те подозреваемые или обвиняемые, которые трудятся на производстве в следственном изоляторе. Следует иметь в виду, что эти лица могут привлекаться к труду лишь при их желании. Слабая производственная база практически всех следственных изоляторов позволяет трудоустроить лишь незначительную часть выразивших такое желание. Поэтому рассматриваемая мера поощрения не может найти широкого применения.

Денежное поощрение в условиях следственного изолятора имеет весьма важное значение для подозреваемых и обвиняемых, поскольку далеко не все они имеют возможность рассчитывать на материальную помощь родственников и иных лиц. Денежная премия зачисляется на лицевой счет подозреваемого или обвиняемого. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету в магазинах следственных изоляторов продукты питания и предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары. Такие покупки доступны лицам, имеющим деньги на лицевом счете. Они могут также выписать газеты и журналы, воспользоваться дополнительными платными услугами (см. комментарий к ст.26). Не использованные в следственном изоляторе суммы перечисляются на лицевые счета осужденных по месту отбывания наказания и могут расходоваться там для покупок продуктов питания и предметов первой необходимости. Подозреваемые и обвиняемые могут использовать имеющиеся на их лицевых счетах деньги и для оказания материальной помощи семьям.

Премирование за лучшие показатели в работе осуществляется за счет тех доходов, которые следственный изолятор имеет от труда подозреваемых и обвиняемых.

7. Специальная мера, предусмотренная для поощрения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, касается сферы их досуга. Она заключается в демонстрации дополнительного фильма, разрешении на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга. Закон не регламентирует число фильмов, на демонстрации которых разрешено присутствовать несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым. Не регламентировано и время посещения помещения для спортивных занятий и т.д. Это объясняется разными возможностями следственных изоляторов. Поэтому такие вопросы должны быть урегулированы приказом начальника следственного изолятора. Это даст возможность уточнить и содержание рассматриваемой меры поощрения.

8. Комментируемая статья регламентирует порядок применения мер поощрения. Установлено, что поощрение применяется начальником места содержания под стражей, который издает соответствующее постановление. Поощрения производятся индивидуально, хотя может быть одновременно поощрено и несколько лиц. В личное дело каждого из них вкладывается копия постановления. Поощрение должно быть мотивировано, т.е. в нем указывается, за что поощрено данное лицо.

9. Поскольку в следственных изоляторах кроме подозреваемых и обвиняемых содержатся различные категории осужденных (см. п.11 комментария к ст.33), следует признать, что меры поощрения, названные в комментируемой статье, могут применяться и к ним.

Комментарий к статье 38

1. Взыскания в местах предварительного заключения под стражу применяются с целью обеспечить нормальные условия их функционирования и поддержания в них установленного порядка, предупреждения со стороны подозреваемых и обвиняемых совершения преступлений и иных правонарушений. Вместе с тем взыскания носят и воспитательный характер, показывая отрицательное отношение администрации места содержания под стражей к определенному проступку лица и помогая ему понять вредность того поведения, которое повлекло за собой взыскание.

2. Взыскание по своей правовой природе является мерой принуждения. Оно должно создать у наказанного контрмотив нарушениям порядка и невыполнениям его обязанностей.

3. Основанием наложения взысканий служит невыполнение подозреваемым или обвиняемым установленных обязанностей (см. комментарий к ст.36). Невыполнение этих обязанностей подрывает порядок, установленный в месте содержания под стражей, и тем самым в той или иной мере препятствует нормальной работе данного учреждения.

4. Комментируемый Федеральный закон установил следующие взыскания, которые могут применяться к подозреваемым и обвиняемым: выговор и водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте. Выговор выражает отрицательную оценку проступка подозреваемого или обвиняемого. Он может налагаться в устной и письменной форме и применяется за нарушения, не носящие серьезного характера. Фактически эта мера носит предупредительный характер. Другой мерой, предусмотренной комментируемой статьей, является водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте. Эта мера применяется на срок до 15 суток, а к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым на срок до 7 суток (о порядке содержания в карцере см. комментарий к ст.40).

5. Перечень взысканий, предусмотренный комментируемой статьей, является исчерпывающим. Поэтому к подозреваемым и обвиняемым не могут быть применены какие-либо иные меры взыскания.

6. Лицо, находящееся под стражей, если оно допустит какие-либо нарушения установленного порядка, режима содержания, будет нетактично или невежливо вести себя в отношении персонала или других подозреваемых и обвиняемых, может быть предупреждено о недопустимости такого поведения. Однако такое предупреждение является не взысканием, а мерой воспитательного характера.

7. В следственных изоляторах, кроме подозреваемых и обвиняемых, содержатся различные категории осужденных (см. п.11 комментария к ст.33). Следует признать, что меры взыскания, названные в комментируемой статье, не могут применяться к ним, поскольку их правовое положение определяется УИК РФ. При необходимости к этим лицам могут применяться меры взыскания, предусмотренные ст.115 УИК.

Комментарий к статье 39

1. Комментируемая статья в виде общего правила устанавливает, что право налагать взыскания имеют начальник места лишения свободы или его заместитель. Иной порядок установлен для водворения в карцер, которое может быть назначено только постановлением начальника места содержания под стражей. Помимо этого необходимо заключение медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Рассматриваемое взыскание не применяется к беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

2. Взыскание должно налагаться с учетом всех обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого и обвиняемого. Это значит, что принимается во внимание все, что характеризует предшествующее поведение подозреваемого или обвиняемого. В ст.10 комментируемого Федерального закона прямо говорится о необходимости учитывать ранее наложенные взыскания, в частности, когда речь идет о водворении в карцер.

3. Взыскание может быть наложено не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения. В ряде случаев в связи с совершенным нарушением должна быть проведена проверка. Может выявиться необходимость опроса каких-либо свидетелей, осмотра места происшествия, изучения документов и т.д. Если в связи с нарушением проводится проверка, срок для наложения взыскания исчисляется с момента ее окончания. Вместе с тем значительное удаление во времени взыскания от нарушения существенно снизит воспитательное значение принимаемых мер. Поэтому установлено, что взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения нарушения.

4. Взыскание, как правило, применяется немедленно. Однако в тех случаях, когда имеются какие-либо уважительные причины, например болезнь осужденного, необходимость его этапирования для производства следственных действий, участия в судебном заседании и т.п., не позднее месяца со дня наложения взыскания.

5. В процессе проверки обстоятельств нарушения до решения вопроса о наложении взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение, где он излагает свою версию обстоятельств нарушения. В тех случаях, когда это лицо отказывается дать объяснения, составляется акт, удостоверяющий этот факт.

6. Взыскание в виде выговора может быть наложено в устной или письменной форме. Взыскание в виде водворения в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте налагается только в письменной форме. При наложении взыскания в письменной форме выносится постановление, копия которого вкладывается в личное дело подозреваемого или обвиняемого. Туда же помещаются и материалы проверки.

7. За каждое нарушение может быть наложено только одно взыскание. В Законе не содержится каких-либо ограничений по поводу взыскания лицу, которое допустило повторное нарушение во время отбывания наложенного ранее взыскания. В связи с этим за нарушение, допущенное во время пребывания в карцере, возможно наложение нового взыскания, в том числе и в виде водворения в карцер.

8. Наложенное взыскание может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Порядок направления жалоб предусмотрен комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 21). Подача жалобы не приостанавливает исполнения взыскания.

Комментарий к статье 40

1. Водворение в карцер (здесь и далее имеется в виду также водворение в одиночную камеру на гауптвахте) является суровой мерой взыскания. Поэтому законодатель счел необходимым регламентировать те нарушения, за которые подозреваемые или обвиняемые могут выдворяться в карцер. Комментируемая норма построена по принципу ч.1 ст.116 УИК, в которой дано определение злостного нарушения режима. По сути дела, в комментируемой статье также дано понятие злостного нарушения режима в месте содержания под стражей.

2. Применяя водворение в карцер, следует иметь в виду, что некоторые из проступков, за которые налагается это взыскание, по степени общественной опасности близки к преступлениям. Если действия виновного содержат состав какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ, применение взысканий, в том числе и водворение в карцер, взамен уголовной ответственности недопустимо.

3. Притеснение и оскорбление других подозреваемых или обвиняемых является посягательством на честь, достоинство или здоровье этих лиц. Конкретно такие действия могут выражаться в постоянных унижениях, издевательствах, нанесении ударов с целью оскорбить, произнесении слов, унижающих достоинство человека, его самолюбие, и т.д. Здесь важно отграничить дисциплинарное нарушение, которое может повлечь водворение в карцер, от нетактичного поведения, влекущего лишь моральное осуждение, и от преступления, влекущего привлечение виновного к уголовной ответственности. Разумеется, если притеснение выражалось в избиении, нанесении вреда здоровью, насильственном мужеложстве и других действиях, предусмотренных УК в качестве преступления, должно быть возбуждено уголовное дело и виновный привлечен к уголовной ответственности. В остальных случаях грань между бестактностью и влекущим взыскание проступком определяется с учетом всех обстоятельств дела.

4. Нападение на сотрудников мест содержания под стражей (см. комментарий к ст. 12) или иных лиц может влечь дисциплинарное взыскание лишь при отсутствии в действиях виновных состава преступления.

Иными лицами, о которых говорится в комментируемой статье, могут быть как должностные лица правоохранительных органов, прибывшие в место содержания под стражей по делам службы, так и иные лица свидетели или потерпевшие, приглашенные для очной ставки, эксперты, адвокаты, журналисты и другие, находившиеся по той или иной причине в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания.

5. Посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, влечет уголовную ответственность на основании ст.295 УК.

Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении тех же лиц и в связи с такими же обстоятельствами влечет ответственность в соответствии со ст.296 УК.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в виде угрозы применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности, а также в виде применения насилия, не опасного либо опасного для жизни или здоровья, к этим лицам наказывается в соответствии со ст.321 УК.

Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении этих лиц наказывается в соответствии со ст.318 УК.

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается по ст.319 УК.

Если совершено деяние, не подпадающее под действие указанных выше норм, либо совершено нападение на иное лицо, не указанное в перечисленных нормах уголовного закона, и при этом ему причинена смерть или тяжкий либо средней тяжести вред здоровью в связи с осуществлением этим лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (например, свидетеля) уголовная ответственность наступает за убийство или причинение вреда здоровью соответствующей тяжести при отягчающих обстоятельствах соответственно на основании п.б"" ч. 2 ст.105, п."б" ч. 2 ст.111 или п."б" ч. 2 ст.112 УК.

Пункт "ж" ст.63 УК рассматривает в качестве отягчающего обстоятельства совершение любого преступления в отношении лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

6. Если осужденным совершены деяния, подпадающие под эти либо другие статьи УК РФ, администрация обязана обеспечить привлечение виновного к уголовной ответственности. Его водворение в карцер или применение к нему других дисциплинарных мер взамен уголовной ответственности не допускается.

7. Неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей это невыполнение их приказов, указаний. Проступок выражается в бездействии в то время, когда подозреваемый или обвиняемый был обязан выполнить требование соответствующего сотрудника. Неповиновение может выражаться в отказе прекратить карточную игру, вернуться с прогулки в камеру, перейти в другую камеру, прекратить громкое пение, привести в порядок спальное место, убрать камеру и т.п. Хотя закон не устанавливает, какие именно случаи неповиновения могут повлечь водворение в карцер, ясно, что столь суровая мера взыскания не должна применяться за мелкие единичные случаи неповиновения (например, лицо отказалось встать, застегнуть пуговицы и т.п.). Тяжесть каждого отдельного проступка должна оцениваться с учетом личности подозреваемого и обвиняемого и всех обстоятельств дела. Ответственность влечет неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц, т.е. таким, которые предъявлены в пределах компетенции данного должностного лица.

8. Оскорбление сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц, т.е. умышленное унижение их чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, влечет уголовную ответственность по ст.130 УК РФ лишь при наличии их жалобы, поскольку это дело частного обвинения. При отсутствии жалобы содеянное нельзя рассматривать как преступление. Поэтому за подобные действия возможно применение взыскания в виде водворения в карцер. Если "иным лицом" является судья, народный или присяжный заседатель, эксперт или иной участник судебного разбирательства, их оскорбление влечет ответственность по ст.297 УК независимо от жалобы потерпевшего. Поэтому примене


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы