v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияКурс уголовного права. Том 4. Особенная частьВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава V. Экологические преступления_ 1. Понятие, общая характеристика и виды экологических преступлений Экологическая*(494) проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни. На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. генеральный секретарь конференции Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Перед человечеством со всей очевидностью встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране окружающей природной среды. За последние 15-20 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, правовых и других мер, направленных на охрану окружающей среды. Развивается природоохранительное законодательство, возникают общества, движения и организации, помимо государственных, выступающие против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса. Вместе с тем среди части населения все еще бытует мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, что приводит к недооценке характера и степени общественной опасности нарушений природоохранительного законодательства. За последние 10 лет сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений. Так, в 1999 г. было зарегистрировано 12 413 экологических преступлений, что составило по отношению к 1990 г. + 363,7%*(495). Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, провозглашается Конституцией РФ (ст. 42). Одной из гарантий этого права является научно обоснованная система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств на экологическую безопасность человека и природы. Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые в истории уголовного законодательства нашей страны выделил самостоятельную главу "Экологические преступления", поместив ее в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, законодатель определил родовой объект экологических преступлений с учетом их специфики: экологическая общественная безопасность и экологический общественный порядок. Выделение в самостоятельную главу Кодекса экологических преступлений обусловлено: во-первых, совершенствованием системы уголовного законодательства, предполагающим четкое структурное подразделение Особенной части в зависимости от родового и видового объектов; во-вторых, многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства, что сделало необходимым создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств; в-третьих, международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. В настоящее время действует более 300 международных соглашений по охране окружающей среды*(496). В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного законодательства. В процессе формирования главы Кодекса "Экологические преступления" была разработана система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. Диспозиции всех статей, предусматривающих ответственность за экологические преступления, являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности. Одно из первых мест среди них занимает Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(497). Этот Закон, не являясь уголовно-правовым актом, играет значительную роль при установлении пределов ответственности и признаков составов конкретных экологических преступлений. Закон об охране окружающей природной среды устанавливает систему природоохранительных органов, определяет принципы проведения государственного экологического контроля и государственной экологической дисциплины, перечень платежей за природопользование, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и ряд других положений, регламентирующих базовые природоохранительные отношения. Признавая ведущую роль этого Закона, нельзя не отметить в то же время, что несвоевременный учет назревших изменений в природоохранной деятельности привел к несколько затруднительному его использованию из-за наличия ряда статей декларативного содержания либо, наоборот, по причине отсутствия положений, регламентирующих сложившиеся на практике правоотношения. Нормативная база Российской Федерации об охране окружающей среды обширна и многообразна. Экологическое законодательство только на федеральном уровне содержит более 800 законодательных и других нормативных актов. Глава Кодекса "Экологические преступления" содержит 17 статей, предусматривающих ответственность как за посягательства на окружающую природную среду в целом (ст. 246-248, 262), т.е. носящие общий характер, так и за специальные экологические преступления, т.е. посягающие на отдельные объекты (компоненты, составные части) природы (ст. 249-261). Общие экологические преступления посягают на экологическую безопасность окружающей среды в целом и населения. Все они представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие законы и подзаконные акты. Ответственность за эти преступления в прежнем уголовном законодательстве предусмотрена была только частично*(498). Помимо экологических преступлений общего характера в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность и за специальные экологические преступления, которые причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды - атмосферному воздуху, почве, недрам, поверхностным или подземным водам, растительному или животному миру и пр. (ст. 249-261). Во многих случаях экологические преступления общего характера причиняют вред и отдельным компонентам природы. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может повлечь за собой порчу земли, загрязнение вод, гибель растительности. В этих случаях квалификация определяется в соответствии с правилом о конкуренции норм. Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации. В качестве примера можно привести Москву - важнейший в стране политический, промышленный, научный и культурный центр. Особенности экологической обстановки города определяются значительной концентрацией промышленного производства при высокой плотности населения. На его территории проживает свыше 6% населения России, функционируют более 2500 промышленных предприятий и иных объектов, негативно воздействующих на состояние окружающей среды. Основные источники загрязнения водных объектов Москвы - это городские станции аэрации, сбрасывающие недостаточно очищенные сточные воды в р. Москву; поверхностный сток с селитебных территорий и промплощадок; сточные воды промышленных предприятий, имеющих самостоятельный выпуск сточных вод в водные объекты. Экологической проблемой столицы является и состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых. Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений, как уже отмечалось, являются общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и окружающей природной среды. В уголовно-правовой литературе высказываются различные мнения относительно объекта экологических преступлений. Например, объектом этих преступлений "...является сложный целостный комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки. Рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность"*(499). В другой работе объект определяется как "...специфическая группа однородных комплексных общественных отношений, сложившихся в обширной сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают собой отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Составным элементом этой социальной общности является и экологический правопорядок"*(500). Представляется, что названные определения видового объекта выходят за рамки уголовно-правовых общественных отношений, к тому же они излишне сложны и многословны. Общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность, охватывают, по нашему мнению, весь комплекс тех правоохраняемых интересов, которые защищаются уголовно-правовыми нормами. Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность*(501) предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона. Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.). Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений. Основная масса статей Кодекса об ответственности за экологические преступления сконструирована по типу материальных составов, что предполагает наступление общественно опасных последствий (причинение вреда здоровью или смерть человека, гибель животных и растительности, изменение природных свойств вод и воздуха и т.п.), находящихся в причинной связи с совершенным экологическим преступлением. С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно (например, незаконная охота - ст. 258 УК), так и по неосторожности (например, уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК). Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений. Однако они должны учитываться при решении судом вопроса о виде и размере наказания в пределах санкции. Субъект экологических преступлений, как правило, общий - лицо, достигшее 16 лет. Однако в отдельных случаях субъектом является лицо, обладающее специальными признаками. Например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ могут совершить лишь лица, ответственные за соблюдение определенных правил (ст. 246 УК). Кроме того, квалифицирующим признаком отдельных преступлений является использование лицом своего служебного положения. Например, незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК). Очевидно, что в этих случаях субъект преступления - специальный. Итак, экологические преступления - предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и природной среды*(502). Определение экологического преступления, а также размера крупного и особо крупного ущерба дано в примечании к гл. 26 "Преступления против экологической безопасности и природной среды" Уголовного кодекса Белоруссии. Экологическими преступлениями признаются "...совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности". В доктрине уголовного права предлагаются различные классификации экологических преступлений. Так, исходя из непосредственного объекта посягательства, их подразделяют на экологические преступления общего характера (ст. 246-248 УК) и специальные экологические преступления (все остальные)*(503). Одни ученые предлагают, исходя из содержания гл. 26 УК, выделить преступления, посягающие на основы: 1) целостности природы (ст. 246-248, 250-252, 254, 262); 2) должной сохранности недр (ст. 253, 255); 3) целостности животного и растительного мира (ст. 249, 256-261)*(504). Другие ученые - сторонники трехчленной классификации. В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности они выделяют преступления: 1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности; 2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты); 3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы земли*(505). В литературе предложена и шестичленная классификация. Это экологические преступления в области охраны: 1) общие их виды (ст. 246-248, 262); 2) вод (ст. 250, 252); 3) атмосферного воздуха (ст. 251); 4) земли и ее недр (ст. 254, 255); 5) животного мира (ст. 256-259); 6) растительного мира (ст. 249, 260, 261)*(506). В литературе времен действия Уголовного кодекса 1960 г., когда экологические преступления как самостоятельная группа выделялись только в доктрине уголовного права, предлагались и иные классификации. Например, основу классификации составляли способ совершения преступления - путем загрязнения, повреждения, уничтожения, противоправного использования либо субъективные признаки - корыстные, вандалистские, должностные и пр.*(507) Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако при дальнейшем рассмотрении за основу будет взята следующая классификация: общие (ст. 246-248, 262) и специальные (ст. 249-261) в зависимости от непосредственного объекта. Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений. Это посягательства: 1) на водную и воздушную среду (ст. 250-252); 2) на землю и ее недра (ст. 253-255); 3) на животный мир - фауну*(508) (ч. 1 ст. 249, 256-259); 4) на растительный мир - флору*(509) (ч. 2 ст. 249, 260, 261). Кроме экологических преступлений, содержащихся в гл. 26 УК, вред окружающей природной среде может быть причинен и при совершении иных преступлений, например при нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отмечается, что этот Закон "направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду"*(510). В ряде статей Закона отмечаются факторы, негативно влияющие на окружающую среду как среду обитания человека. То же можно сказать и о преступлениях, предусмотренных ст. 215, 216, 220, 237, 243 УК и др.*(511) Ответственность за преступные посягательства на окружающую природную среду предусмотрена уголовным законодательством подавляющего большинства стран мирового сообщества. "Ухудшение состояния окружающей среды, - отмечалось на Генеральной Ассамблее ООН,- угрожает нашей безопасности не меньше, чем гонка вооружений. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву"*(512). Так, в Уголовном кодексе Испании имеются такие главы, как "О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (гл. III разд. XVI); "О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны" (гл. IV того же раздела); "Общие положения" (гл. V), в которой дифференцировано наказание за преступления против окружающей среды в зависимости от причиненного ущерба и посткриминального поведения виновного. В Уголовный кодекс ФРГ разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" был включен в 1980 г. Позднее, в 1994 г., была изменена редакция некоторых статей и криминализированы отдельные деяния, посягающие на окружающую среду*(513). Однако некоторые параграфы о посягательстве на окружающую среду помещены законодателем в другие разделы. Например, браконьерство (_ 292) и браконьерский лов рыбы (_ 293) отнесены к корыстным преступным деяниям (разд. 25), видимо, на том основании, что охрана окружающей среды понимается законодателем как охрана среды обитания в первую очередь людей. Специальная гл. XXII "Преступления против окружающей среды" выделена в Уголовном кодексе Польши. В восьми статьях этой главы довольно детально регламентирована ответственность за посягательства на животный и растительный мир, на чистоту воды, воздуха и почвы и др. Наказание дифференцировано в зависимости от причиненного ущерба и формы вины. Одной из самых благополучных с экологической точки зрения стран мира являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Новый кодекс ОАЭ, целиком посвященный экологическим правонарушениям, состоит из 105 статей и подробно регламентирует виды наказаний за загрязнение воды, почвы, ущерб заповедникам, зеленым насаждениям и т.п. За особо тяжкое преступление против природы - загрязнение ядерными отходами - в этом Кодексе предусмотрена возможность осуждения к смертной казни. Много внимания уделяется охране окружающей среды в ряде других дальневосточных стран, например в Малайзии. Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены Кодексом РФ. Специфические признаки и отличия экологических преступлений от УК РФ будут рассмотрены при анализе конкретных посягательств на окружающую среду. _ 2. История развития законодательства об ответственности за экологические преступления История развития законодательства об охране природы уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, еще в период царствования Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) помимо широко известного Соборного Уложения 1649 г. было подготовлено 67 указов об ограничении отстрела лесного зверья. Целью этих указов было положить конец хищническому истреблению животных. Так, только в одном 1653 г. через Архангельск за границу было вывезено 350 тыс. беличьих шкурок. Систематически принимал крутые меры, обещая отправить браконьеров то на виселицу, то на каторгу, и Петр I. Однако система норм, обеспечивающих охрану природы, начала складываться лишь к концу XIX в. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. имелись отдельные статьи, защищающие конкретные объекты природы от преступных посягательств на них. Такими объектами являлись: дикие животные, рыбы, птицы, воздух, вода, растительность, особенно леса, земля. Однако говорить о системе природо-охранительного уголовного законодательства применительно к Уложению не приходится. Статьи, в которых предусматривалась ответственность за посягательства на отдельные объекты природы, нельзя отнести к чисто экологическим, так как в них предусматривалась ответственность и за деяния, не являющиеся экологическими. Кроме того, большинство статей о посягательствах на отдельные объекты природы по своей социальной направленности обеспечивали защиту прав собственников (государства, частных лиц). Таковы, например, нормы об ответственности за незаконную рубку, истребление диких животных, произведенные в казенных лесах или частных угодьях. Уголовное уложение 1903 г., сохранив большинство статей, предусматривающих ответственность за посягательства на природу, дополнило этот перечень рядом новых статей. Основная масса экологических статей была помещена в одну новую гл. 11 "О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние". Эта глава устанавливала ответственность за неисполнение постановлений об охоте, рыболовстве, устричном, тюленьем, зверином и ином промысле (ч. 1 ст. 253). Отдельно предусматривалась ответственность за производство запрещенного законом промысла морского котика (ст. 254). Имелась в Уголовном уложении и статья об ответственности лесовладельца или лица, которому предоставлено право распоряжаться лесом, за рубку растущего леса или корчевание пней в случаях, когда такая рубка или корчевание запрещены законом или обязательным постановлением (ст. 255) и пр. В статье "О нарушении правил об устройстве каналов и других водопроводных сооружений говорилось", в частности, о засорении водоемов (ст. 261). В Уголовном уложении имелись и другие нормы, которые могут быть отнесены к числу экологических. Однако гл. 11 Уголовного уложения в силу так и не вступила и вплоть до 1917 г. в части экологических преступлений продолжало действовать Уложение о наказаниях 1845 г. Вместе с тем в Уголовном уложении 1903 г. положено начало формированию системы экологических преступлений, что явилось шагом вперед по сравнению с Уложением о наказаниях, свидетельствует о той значительной работе, которая была проделана как учеными, так и законодателем по разработке системы экологических преступлений. В первые годы после революции новое государство разрабатывает первые законодательные акты об охране природы. Так, 27 мая 1918 г. был подписан декрет об охране лесов, в котором отмечалось их исключительное водоохранное, почвозащитное, экономическое и культурное значение. В это же время принимаются и декреты об охоте и о регулировании рыбного хозяйства в целях сохранения от расхищения и уничтожения редких пород животных и рыб. Еще до утверждения Уголовного кодекса 1922 г. было решено организовать охрану ценных уголков природы с их растительным и животным миром, для чего был принят ряд декретов об учреждении в разных районах страны заповедников. Уголовный кодекс 1922 г. содержал две нормы, призванные обеспечить охрану природы. В гл. 8, озаглавленной так же, как и в Уголовном уложении, "О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние" была, в частности, предусмотрена ответственность за нарушение установленных законом или обязательным постановлением правил об охоте и рыбной ловле (ст. 220-а)*(514). В гл. 2 УК "О преступлениях против порядка управления" предусматривалась ответственность за нарушение законов и обязательных постановлений, изданных в интересах охраны лесов от хищений и истребления (ч. 1 ст. 99), а также за ведение лесного хозяйства с нарушением установленных планов или разработка недр земли с нарушением установленных правил (ч. 3 ст. 99)*(515). Вместе с тем в Уголовном кодексе 1922 г. отсутствовала система экологических преступлений. С 1 января 1927 г. вступил в силу Уголовный кодекс 1926 г., издание которого вызывалось необходимостью приведения в соответствие республиканского уголовного законодательства с уголовным законодательством СССР. Поэтому он принципиально не отличался от Кодекса 1922 г. В нем также содержались и статьи об ответственности за нарушение постановлений об охране лесов, о запрещенных воднодобывающих промыслах, о незаконной разработке недр, о незаконном промысле котиков и бобров*(516), о незаконной охоте*(517). Эти статьи Уголовного кодекса неоднократно изменялись и дополнялись. Так, ст. 85 в первоначальной редакции дословно воспроизводила ст. 99 (об охране лесов). Затем, в связи с изданием новых постановлений об охране лесных богатств страны, ст. 85 неоднократно изменялась: менялись как условия уголовной ответственности за это преступление, так и меры наказания. Принятию Уголовного кодекса 1960 г. предшествовали многочисленные дискуссии относительно как структуры, так и объема уголовно-правовых запретов, условий уголовной ответственности за конкретные деяния, признаков составов преступлений, в том числе и преступлений, посягающих на окружающую среду. В доктрине уголовного права в этот период высказывалось мнение относительно необходимости выделения в Кодексе самостоятельной главы, в которую были бы помещены все статьи, предусматривающие ответственность за посягательства на сохранность и рациональное использование природных богатств. Однако такая глава отсутствовала даже в обсуждаемых проектах. Более оживленная дискуссия по этому вопросу началась после принятия Конституции СССР 1977 г., в которой отмечалась необходимость строгой охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды (ст. 18). Однако до принятия Конституции в доктрине уголовного права, в частности, в учебниках и учебных пособиях, стал выделяться самостоятельный раздел: "Преступления против природных богатств"*(518), в который включались посягательства на все основные объекты (компоненты) окружающей природной среды. В Уголовном кодексе 1960 г. статьи об ответственности за посягательства на природу находились в разных главах. Подавляющее большинство статей законодатель включил в главу шестую "Хозяйственные преступления" (ст. 160, 161, 163-169). Несколько статей находилось в главе десятой "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения" (ст. 222-223.1, 230), две статьи - в главе второй "Преступления против социалистической собственности" (ст. 98, 99)*(519) и одна статья (ст. 199) - в главе девятой "Преступления против порядка управления". В эти составы преступлений неоднократно вносились изменения и дополнения. Например, Федеральным законом от 1 июля 1994 г. из статей об уничтожении и повреждении имущества было исключено указание на лесные массивы. Сама глава также подверглась значительным изменениям. Статья 166 (незаконная охота) трижды изменялась. Расположение статей об ответственности за посягательства на окружающую среду в различных главах Уголовного кодекса 1960 г. свидетельствовало о том, что объекты данных преступлений определялись неодинаково. Это препятствовало созданию единой системы экологических преступлений в уголовном законодательстве. Однако в доктрине уголовного права такая система сложилась уже к концу 80-х - началу 90-х годов, что нашло отражение в проектах Уголовного кодекса 1994 и 1995 гг. Система экологических преступлений, содержащаяся в проекте 1995 г., полностью вошла в Кодекс 1996 г. в качестве гл. 26 "Экологические преступления". Кодекс 1996 г. отдает предпочтение при формулировании уголовно-правовых запретов экологически вредных деяний специальным нормам, не отказываясь полностью при этом от общих норм, являющихся в основном новеллами действующего Закона. _ 3. Общие экологические преступления К числу общих экологических преступлений относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК) и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК). Эти преступления относятся к общим, поскольку посягают на окружающую среду в целом и могут причинить ущерб различным компонентам природы одновременно. Например, при совершении преступления, предусмотренного ст. 262 УК, вред может быть причинен флоре, фауне, почве, недрам. Эти преступления представляют собой, как правило, нарушение определенных специальных правил, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды. Степень опасности данных преступлений определяется в зависимости от возможных или наступивших последствий. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Уголовный кодекс 1960 г. не предусматривал ответственность за это преступление. Включение данной статьи в Кодекс 1996 г. обусловлено как резким ухудшением экологической ситуации в стране, связанным не в последнюю очередь с нарушениями правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов народного хозяйства, военных, научных и т.п. объектов, так и рядом международных соглашений по охране окружающей среды*(520). Статья 246 УК относится к числу общих экологических норм. Предусмотренные ею деяния могут причинить вред в целом окружающей среде и различным ее объектам (компонентам). Общественная опасность этого преступления определяется тем, что в результате нарушения определенных правил происходит существенное ухудшение окружающей природной среды, отражающееся на состоянии здоровья людей, вплоть до генетических изменений, состоянии животного и растительного мира и т.п. Степень опасности определяется также распространенностью нарушения правил производства работ. Так, "по данным Госкомэкологии России, в 1995 г. было обследовано более 250 тыс. предприятий, организаций и других объектов. Серьезные нарушения выявлены на 150 тыс. объектов"*(521). Однако уголовные дела по ст. 246 УК возбуждаются крайне редко*(522). Рассматриваемое преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие экологический порядок и экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Некоторые ученые обоснованно вносят в определение объекта этого преступления и такой ограничительный признак, как "при функционировании и развитии различных отраслей хозяйства"*(523). Несколько иные определения объекта предлагают другие ученые, определяющие объект как "...нормативно определенный порядок производства работ, т.е. установленный соответствующими правилами порядок проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов"*(524) или "отношения в сфере хозяйственной и иной деятельности с целью сохранить природные объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопасность населения"*(525). В первом из приведенных определений не отражен такой признак объекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК, как отношения, обеспечивающие экологическую безопасность. Нарушение одного лишь нормативно определенного порядка производства работ выходит за пределы уголовно-правовой сферы, хотя в какой-то части может включать и экологический порядок. Что касается второго определения, то вряд ли можно считать целью отношений при производстве работ оздоровление среды. Криминализируя рассматриваемое преступление, законодатель стремился не допустить причинения вреда окружающей среде, оздоровление же природной среды находится за пределами уголовно-правовых отношений, возникающих при нарушении соответствующих правил производства работ, предусмотренном ст. 246 УК. С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем нарушения правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации различного рода объектов (промышленных, сельскохозяйственных, научных и пр.). Диспозиция ст. 246 УК является бланкетной, т.е. правила охраны окружающей среды, соблюдение которых обязательно при производстве различного рода работ, предусмотрены в законах и подзаконных нормативных актах, устанавливающих требования экологической безопасности при осуществлении определенных видов работ на различных их стадиях. К числу важнейших таких актов относятся Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(526), запрещающий разработку и реализацию проектов, ведущих к разрушению природной среды и природного равновесия (ст. 57), а равно принимать к эксплуатации предприятия, сооружения и иные объекты без выполнения необходимых экологических требований (ст. 44), а также Закон от 15 апреля 1998 г. "Об экологической экспертизе". Соответствующие правила обеспечения экологического порядка и экологической безопасности содержатся также в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 21 февраля 1995 г.; Правилах проектирования, строительства и размещения объектов и т.п.*(527). Перечень законодательных и подзаконных актов, устанавливающих требования экологической безопасности, объемен и многообразен, насколько многообразна хозяйственная деятельность. Поэтому дать исчерпывающий перечень таких актов не представляется возможным и необходимым. В ст. 246 УК в первую очередь говорится о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании объектов. Проектирование предполагает разработку и составление плана сооружения либо иного устройства. Очевидно, что на этой стадии работы говорить о причинении реального ущерба окружающей среде не приходится. Значительный временной разрыв между стадией проектирования и наступившими общественно опасными последствиями при эксплуатации объектов является одной из причин отсутствия судебной практики по ст. 246 УК*(528). Однако стадию проектирования законодатель выделяет обоснованно, так как в ряде случаев негативные последствия строительства и эксплуатации объектов бывают обусловлены игнорированием соответствующих правил именно при разработке проектов. Так, к колоссальным экономическим бедствиям привела реализация проектов хозяйственного освоения Аральского моря, озера Байкал, Волги, залива Кара-Богаз-Гол. Размещение объектов заключается в определении места, порядка и системы расположения запроектированных объектов. Общественно опасные последствия наступают в процессе не столько размещения (хотя такое возможно), сколько функционирования этих объектов. Так, ошибки в размещении, например, целлюлозного завода в 1966 г. привели к критическому в экологическом отношении состоянию такого уникального природного комплекса, как озеро Байкал. Это потребовало принятия ряда правительственных постановлений и распоряжений с целью ликвидации негативных последствий, в частности, неправильного размещения промышленных объектов*(529). При строительстве, т.е. непосредственном возведении объектов, а равно реконструкции (перестройка объекта по новой конструкции) вред окружающей среде может быть причинен несоблюдением как определенных строительных правил, так и правил, обеспечивающих экологический порядок и экологическую безопасность. При несоблюдении правил может происходить загрязнение водоемов, почвы, уничтожение флоры, фауны и пр. Ввод в эксплуатацию - строго определенная процедура сдачи выстроенного (или реконструированного) объекта приемной комиссии, члены которой обязаны проверить фактическое состояние объекта и возможность его функционирования без нарушения норм экологической безопасности. Так, неподготовленность очистных сооружений объекта к работе является основанием запрета ввода объекта в эксплуатацию. Эксплуатация объекта предполагает его функционирование в соответствии с теми целями, для осуществления которых он был построен (например, промышленное или сельскохозяйственное производство, пусковые комплексы ракет). Все перечисленные виды производства работ должны соответствовать экологическим требованиям, обеспечивающим экологическую безопасность, что и устанавливается при экологической экспертизе, которая является обязательной начиная с проектирования объекта. Так, каждый подготовленный проект до принятия окончательного решения о его реализации подвергается экологической экспертизе*(530). Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ могут выражаться как в невыполнении соответствующих требований, так и в их ненадлежащем выполнении. В любом случае обязательным условием ответственности по ст. 246 УК является наступление тяжких последствий, указанных в этой статье. Такими последствиями могут быть: 1) существенное изменение радиоактивного фона; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовая гибель животных; 4) иные тяжкие последствия. Перечисленные последствия должны быть вызваны именно нарушением правил охраны окружающей среды при производстве названных ранее видов работ, т.е. находиться с ними в причинной связи. Изменение радиоактивного фона предполагает уровень радиации, превышающий предельно допустимые нормы. Существенным изменение радиоактивного фона признается в тех случаях, когда доза излучения природных радионуклидов (цезия, стронция, криптона и др.) оказывается настолько выше установленных норм*(531), что приводит к облучению людей, опасному для здоровья и генетического фонда человека, либо к такому загрязнению окружающей среды, которое ведет к гибели или повреждению ее компонентов. Подобные изменения радиоактивного фона отмечались в районах, где ранее осуществлялись ядерные испытания, на месте аварии Чернобыльской АЭС в 1986 г., в местах эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок и пр. Причинение вреда здоровью человека предполагает причинение любой тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека. Причинение при этом средней тяжести и легкого вреда здоровью, признаки которых определяются в ст. 112 и 115 УК, полностью охватывается данным последствием. Причинение тяжкого вреда здоровью должно влечь квалификацию по совокупности ст. 246 и (при наличии умышленной вины) 111 УК. Массовая гибель животных подразумевает одновременную их гибель в большом количестве и на больших территориях (акваториях). При этом помимо количества погибших особей должна учитываться и величина популяции. Иные тяжкие последствия - это любые последствия, существенно нарушающие экологическую безопасность (экологическое равновесие), т.е. представляющие опасность для живых организмов, в том числе и для человека. Под иными тяжкими последствиями, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, данному в постановлении от 5 ноября 1998 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", "следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию"*(532). Преступление признается оконченным с момента наступления хотя бы одного из перечисленных последствий. По поводу окончания рассматриваемого преступления в литературе отмечалось наличие коллизии между данной нормой и ст. 31 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которой лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе, несут уголовную ответственность. Однако ст. 246 УК может применяться при наличии указанных в ней последствий. Следовательно, проектирование объекта, его размещение и пр. без экологической экспертизы, что чревато будущими катастрофами и колоссальным экономическим ущербом, ответственности по ст. 246 УК не влечет. Не могут такие нарушения квалифицироваться и как покушение, поскольку придется доказывать наличие прямого умысла на причинение указанных в ст. 246 последствий. Наличие же прямого умысла на причинение вреда, например здоровью, означает совершение преступления против личности, а не экологического. Учитывая сказанное, предлагалось сконструировать ч. 1 ст. 246 УК по типу составов конкретной опасности, т.е. предусмотреть угрозу наступления определенных последствий, а в ч. 2 и 3 перечислить конкретные наступившие последствия*(533). Относительно субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 246 УК, в доктрине уголовного права высказываются различные точки зрения. Рассматриваемые преступления одни ученые относят к числу умышленных*(534); другие допускают как умысел, так и неосторожность*(535); третьи - к неосторожным*(536); четвертые - к деяниям с двумя формами вины*(537). Наиболее предпочтительным представляется мнение, согласно которому преступление, предусмотренное ст. 246 УК, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Законодатель не определяет субъективную сторону данного преступления. Следовательно, он допускает возможность его совершения как умышленно, так и по неосторожности. Если бы законодатель отнес это преступление только к умышленным или только к неосторожным, то он должен был либо указать на умышленный характер действий (как он это делает во многих других случаях), и тогда деяние признавалось бы умышленным, либо отнести его к числу неосторожных (как это требуется в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК). Что же касается преступлений с двумя формами вины, то такие преступления, согласно ст. 27 УК, предполагают наличие двух последствий, психическое отношение к которым у субъекта различно. К прямому последствию - отношение умышленное, к другому, побочному, но более тяжкому - неосторожное. При совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК, возможно только одно последствие (или несколько из числа перечисленных). Само же нарушение соответствующих правил при отсутствии последствий уголовно наказуемым действием не является. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по неосторожности, когда виновный, нарушая соответствующие правила при производстве работ (нарушение может быть и осознанным), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможность их наступления, но должен и может их предвидеть. При умышленной вине субъект сознает опасность нарушения определенных правил, предвидит возможность или неизбежность наступления перечисленных в ст. 246 УК последствий и желает (что может иметь место крайне редко) либо сознательно допускает или безразлично относится к наступлению таких последствий (например, к массовой гибели животных). Субъект данного преступления - специальный. Это лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение указанных в статье правил. Такая обязанность может возлагаться на него законом, подзаконным нормативным актом или приказом и должна быть доведена до его сведения. Поскольку в ст. 246 УК выделена стадия ввода в эксплуатацию, постольку к ответственности могут привлекаться и члены приемной комиссии (в пределах возложенных на специалистов различного профиля задач). Преступление, предусмотренное ст. 246 УК, следует отграничивать от других преступлений, совершаемых путем нарушения правил (в том числе и экологических) при производстве конкретных работ. Так, ст. 215 УК установлена ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики. Одним из последствий этого преступления законодатель называет радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 2). Разграничение названных преступлений следует проводить в первую очередь по объективным их признакам: деяние, предусмотренное ст. 215 УК, посягает на общественную безопасность. Экологическая же безопасность, на которую посягает преступление, указанное в ст. 246 УК, составляет лишь часть общественной безопасности. Из числа объектов, нарушение правил производства работ на которых влечет ответственность по ст. 246, исключены объекты атомной энергетики. Функционирование последних предполагает особо тщательное соблюдение специальных, установленных для таких объектов правил. И, наконец, различие этих составов преступлений заключается в характере нарушаемых правил. Если в ст. 246 УК речь идет о правилах охраны окружающей среды, то в ст. 215 УК - о правилах безопасности. В уголовном законодательстве отдельных зарубежных стран также имеются статьи, аналогичные ст. 246 УК РФ. Например, в Кыргызстане - это ст. 265 УК; Таджикистане - ст. 220 УК; Казахстане - ст. 277 УК. В ст. 265 УК Белоруссии сконструировано два состава преступления: в ч. 1 - преступление, аналогичное предусмотренному ст. 246 УК РФ, за исключением того, что законодатель оговаривает неосторожное отношение к последствиям, в число которых он включает и причинение ущерба в особо крупном размере*(538), а в ч. 2 - состав конкретной опасности (заведомое создание угрозы наступления последствий, предусмотренных ч. 1). В Уголовном кодексе Узбекистана данный состав преступления содержит: "Нарушение должностным лицом норм и требований экологической безопасности при проектировании, размещении строительства, вводе в эксплуатацию промышленных, энергетических, транспортных, коммунальных, агропромышленных, научных или иных объектов, либо прием в эксплуатацию членами Государственной комиссии в нарушение установленных нормативными актами правил приемки этих объектов, повлекшие смерть человека, массовые заболевания людей, изменения в окружающей природной среде, отрицательно влияющие на ее состояние, или иные тяжкие последствия:" (ст. 193). Кроме того, в нем предусмотрена ответственность: 1) за умышленное сокрытие или искажение сведений о загрязнении окружающей природной среды (ст. 194); 2) за непринятие мер по ликвидации последствий ее загрязнения (ст. 195); за загрязнение окружающей среды (земель, вод, атмосферного воздуха), повлекшее указанные в статье последствия (ст. 196). Все эти 4 состава преступления носят общий характер, так как обеспечивают охрану окружающей природной среды в целом. В уголовных кодексах других зарубежных стран в отдельных статьях предусмотрена ответственность за причинение ущерба окружающей среде при работе предприятий определенного профиля. Так Уголовный кодекс ФРГ в разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" установил ответственность не только за посягательства на конкретные объекты природы, но и за незаконную эксплуатацию установок (_ 327); незаконное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными материалами и ресурсами (_ 328); угрозу нуждающейся в защите территории, т.е. территории, требующей особой защиты от вредного воздействия на окружающую среду (_ 329); тяжелая угроза окружающей среде (_ 330) и некоторые др. Уголовный кодекс Испании в гл. III "О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (разд. XVI) к числу общих норм, защищающих природу от причинения вреда при нарушениях законов и других общих положений о защите окружающей среды, отнес ст. 325 и 329, устанавливающие ответственность должностных лиц и государственных служащих, умышленно давших разрешение на функционирование предприятий, или на производство работ, загрязняющих окружающую среду. Наказание назначается в соответствии со ст. 331 на ступень ниже, если названные деяния совершены по грубой неосторожности, а не умышленно. В некоторых зарубежных странах уголовные кодексы не содержат общих норм, предусматривающих ответственность за нарушение экологических правил при производстве определенных работ, однако довольно детально регламентируют условия ответственности при посягательствах на конкретные объекты (компоненты) окружающей природной среды (например, гл. XXII УК Польши). Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК). Ответственность за данное преступление была предусмотрена Уголовным кодексом 1960 г. только частично (ст. 223.5 и ст. 226.2)*(539), но в доктрине уголовного права эти составы преступления не включались в систему экологических норм, а рассматривались как посягательства на общественную безопасность. Даже при характеристике иных тяжких последствий как обязательного признака состава преступления, установленного ст. 223.5 УК 1960 г., вред окружающей природной среде обычно не упоминался*(540). Опасность преступления, предусмотренного ст. 247 УК, определяется тем, что экологически опасные вещества и отходы оказываются в условиях, не защищающих людей и окружающую среду от их вредного воздействия. Отдельные промышленные предприятия не уделяют должного внимания разработке и внедрению малоотходных технологических процессов, бессточных систем водопользования и пр. Некоторые места России в последние годы стали кладбищем вредоносных ядерных и химических отходов, так как не все они захоронены в соответствии с экологическими требованиями. Особую опасность представляют радиоактивные, бактериологические и химические вещества и отходы. К радиоактивным относятся вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, которое сопровождается испусканием ядерных излучений. Проходя через живые ткани человека, радиоактивное излучение нарушает биохимические процессы, что приводит к физическим, химическим и, в конечном счете, к патологическим изменениям в организме человека. Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Химические вещества представляют собой соединения токсичных химических элементов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на организм человека и окружающую среду. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность и экологический порядок. С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем производства запрещенных видов опасных отходов, либо нарушения установленных правил при транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов. Диспозиция ст. 247 УК является бланкетной и отсылает к многочисленным законодательным и подзаконным актам, регулирующим различные общественные отношения с целью предупредить возможное причинение вреда окружающей природной среде, а следовательно, и людям. К таким нормативным актам относятся, например, упоминавшиеся ранее Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. "Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации"*(541); постановление Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 894 "О первоочередных работах в области обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами"*(542); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(543) и др. Производство запрещенных видов опасных отходов*(544) предполагает появление в процессе производственной деятельности (обычно это изготовление радиационной, бактериологической или химической продукции) таких отходов, которых не должно быть. Это происходит, как правило, в результате нарушений каких-то технологических норм и процессов. Представляется неточным утверждение, что производство запрещенных видов опасных отходов может заключаться также в неуничтожении, необезвреживании, ведущих к их накоплению*(545). Производство запрещенных видов опасных отходов всегда незаконно, поскольку таких отходов в производстве, о котором говорится в ст. 247 УК, быть не должно. Что же касается захоронения и иного обращения экологически опасных отходов, там, где их появление есть неизбежное последствие производственного процесса, то совершение таких действий без нарушения установленных правил не является незаконным и влечет за собой ответственность лишь при нарушении последних. Данное преступление, как уже отмечалось, может совершаться и путем нарушения установленных правил при обращении*(546) экологически опасных веществ и отходов. Виды обращения перечислены законодателем. Это транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение. Транспортировка предполагает перемещение указанных в ст. 247 УК веществ и отходов независимо от способа перевозки и места хранения. Хранение - любые действия, связанные с удержанием экологически опасных веществ и отходов во владении лица или лиц (например, при себе, в производственном помещении, на даче, в тайнике и пр.), хотя хранение их допускается только в специально предназначенных для этого помещениях. Захоронение заключается в погружении вещества или отходов в воду или грунт и оставлении его там. Захоронение, произведенное с нарушением установленных правил или в не предназначенных для этого местах, приводит к тяжелому поражению окружающей природной среды, что неизбежно отражается на состоянии здоровья населения. Использование экологически опасных веществ и отходов состоит в применении их с нарушением правил, обеспечивающих безопасность людей и окружающей природной среды. Иным обращением являются сбыт, передача, списание, выбрасывание, разрушение без разрешения компетентных органов и с нарушением установленных правил и пр. Все перечисленные виды обращения экологически опасных веществ и отходов не запрещены при условии строгого соблюдения специальных правил, установленных с целью обеспечения экологической безопасности как населения, так и окружающей среды. Преступление, предусмотренное ст. 247 УК, признается оконченным с момента появления в результате нарушения конкретных экологических норм угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей природной среде. О наличии угрозы причинения вреда свидетельствует констатация превышения норм предельно допустимой концентрации радиоактивных, бактериологических или химических веществ или отходов на определенной территории, в том числе на самом предприятии, в жилом районе, в водоеме и пр. Однако уголовная ответственность предусмотрена лишь при таком превышении норм предельно допустимой концентрации указанных веществ и отходов, которое может привести к причинению существенного вреда здоровью людей или окружающей природной среде. Понятие "существенный вред" является оценочной категорией, и его наличие определяется органами предварительного расследования и судом с учетом заключения экологической экспертизы. Представляется не совсем точным следующее определение момента окончания рассматриваемого преступления: "с момента совершения перечисленных в диспозиции деяний"*(547) поскольку сам факт нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов при отсутствии угрозы причинения именно существенного вреда уголовной ответственности не влечет. Данный состав сконструирован законодателем как состав поставления в опасность. Поэтому при привлечении к ответственности по ст. 247 УК необходимо установить не только факт нарушения соответствующих правил, но и наличие в результате этого нарушения угрозы существенного вреда здоровью людей или природной среде, так как не всякое превышение предельно допустимой концентрации веществ и отходов создает угрозу причинения существенного вреда. Кроме того, должна быть установлена и причинная связь между нарушением и появлением угрозы причинения существенного вреда. В упоминавшемся ранее постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. создание угрозы причинения существенного вреда определяется как "возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде" (п. 6). По поводу субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что это преступление совершается только с прямым умыслом*(548); другие - с косвенным умыслом*(549); третьи допускают возможность совершения данного преступления и по неосторожности*(550). Более предпочтительным представляется третье мнение. Вместе с тем, на наш взгляд, требуются некоторые уточнения. Производство запрещенных видов экологически опасных веществ и отходов может совершаться умышленно, когда производитель сознает опасность появления в результате какого-то технологического процесса таких веществ и отходов, предвидит возможность или неизбежность угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде и желает (что имеет место крайне редко) либо сознательно допускает эту угрозу. Однако в ряде случаев возможна и неосторожная вина, когда виновный, сознательно нарушая правила обращения экологически опасных веществ, предвидит возможность создания угрозы правоохраняемым интересам, но самонадеянно рассчитывает на ее предотвращение, либо не предвидит это, но должен был и мог предвидеть. Субъект преступления - специальный. Это лицо, на которое возложена обязанность соблюдения определенных правил с целью, во-первых, исключения возможности производства запрещенных видов отходов или, во-вторых, обеспечения соблюдения правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. В ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды данного преступления. Квалифицирующими это преступление признаками, согласно ч. 2, являются: 1) загрязнение, отравление или заражение окружающей среды; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовая гибель животных; 4) совершение таких действий в зоне экологического бедствия или в зоне экологической ситуации. Загрязнение окружающей среды - негативное радиоактивное, биологическое, физико-химическое или иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Наиболее распространенными, загрязняющими поверхностные воды России веществами являются нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения металлов и пр. В результате аварии на Чернобыльской АЭС загрязненными радионуклидами оказались значительные территории страны. Отравление и заражение окружающей среды представляют собой разновидности загрязнения, заключающиеся во внесении в окружающую среду токсических веществ, которые вызывают болезни и гибель компонентов окружающей среды (например, растительности, животных). Одним из опасных последствий загрязнения окружающей среды является такое воздействие на организм человека, которое вызывает генетические повреждения. Изучение частоты генетических нарушений у жителей городов с различными уровнями загрязнения воздуха, питьевой воды и почвы позволяет утверждать, что степень этих повреждений связана с суммарными загрязнениями среды мутагенными и канцерогенными веществами. Так, мониторинг генетического здоровья в г. Кемерово показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения физическими и химическими агентами в загрязненных районах проживания с превышением общепринятых норм указанных повреждений в два раза и более. Такие квалифицирующие признаки, как причинение вреда здоровью человека и массовая гибель животных, ничем не отличаются от аналогичных признаков, предусмотренных ст. 246 УК. Отнесение к числу квалифицирующих признаков совершения рассматриваемого преступления в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации обусловлено крайне неблагополучным состоянием окружающей среды на этих территориях. Зонами экологического бедствия объявляются государством такие участки территории Российской Федерации, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, генетических фондов флоры и фауны и их деградацию, включая неконтролируемые мутации. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются государством те участки территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые и углубляющиеся отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие стать необратимыми и уже существенно влияющие на здоровье населения, состояние естественных экологических систем, генетических фондов и т.п. В ч. 3 ст. 247 УК особо квалифицирующими признаками этого деяния названы смерть человека либо массовое заболевание людей. Понятие "массовость заболеваний" носит оценочный характер; его применение требует консультации (экспертизы) специалистов по организации здравоохранения. Вместе с тем очевидно, что массовое заболевание означает заболевание такого числа людей, которое значительно превышает уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в определенное время в конкретном регионе. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 247 УК, законодатель отнес к числу неосторожных, хотя сами нарушения правил обращения с экологически опасными веществами и отходами могут быть совершены и осознанно. Преступление, названное в ст. 247 УК, следует отграничивать от деяния, ответственность за которое установлена ст. 220 УК (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами). Статья 220 УК помещена законодателем в главу "Преступления против общественной безопасности", и она (статья) по отношению к ст. 247 УК считается специальной нормой, поскольку предметом преступления, которое предусмотрено ст. 220, являются только ядерные материалы и радиоактивные вещества. В статье же 247 говорится, помимо радиоактивных, и о бактериологических, а также о химических веществах и отходах. Самые опасные из них - радиоактивные. Поэтому законодатель отнес обращение (оборот) таких веществ к числу преступлений против общественной безопасности, а не против окружающей среды. Следовательно, при незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов в силу правила о конкуренции общих и специальных норм преимущественному применению подлежит специальная норма, т.е. ст. 220 УК. В остальных случаях, не предусмотренных ст. 220 УК (например, транспортировка, захоронение и пр.), будет применяться ст. 247 УК. Ответственность за преступления, аналогичные предусмотренным ст. 247 УК, установлена и в уголовных кодексах некоторых зарубежных государств, например, Кыргызстана (ст. 266), Казахстана (ст. 278). Несколько иначе решен этот вопрос в кодексах Белоруссии (ст. 268), Узбекистана (ст. 194), Таджикистана (ст. 221). В них предусмотрена ответственность за сокрытие или умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом загрязнении окружающей среды. В Уголовном кодексе ФРГ в разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" имеется ряд параграфов, касающихся ответственности за: неразрешенное обращение с опасными отходами (_ 326), незаконную эксплуатацию установок (_ 327), незаконное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными материалами и ресурсами (_ 328). Довольно суровое наказание предусмотрено Уголовным кодексом Польши за перевозку, собирание, складирование, выбрасывание или оставление без соответствующего обеспечения безопасности радиоактивных материалов либо иных источников ионизирующего излучения, если это угрожает жизни или здоровью человека либо влечет уничтожение растительного или животного мир Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |