v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Cтатьи, выдержки из статейЮриспруденцияСоотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской ФедерацииВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
ЗаключениеВыявление системных связей и свойств закона и подзаконного нормативного правового акта требует исследования различных аспектов соотношения между ними. В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление. В целом ряде случаев соотношение определенного вида подзаконных нормативных правовых актов с законом опосредуется нормативным правовыми актами, занимающими между ними промежуточное положение. Например, нормативные указы Президента Российской Федерации опосредуют соотношение федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации. Зачастую нормативные указы не укрепляют двусторонние связи федерального закона с постановлениями Правительства, а, наоборот, ослабляют их, пытаются поставить издание постановлений Правительства Российской Федерации главным образом в зависимость от издания нормативных указов. Такая практика в современных условиях представляется неоправданной. Анализ различных нормативных формулировок показывает, что в них не всегда удачно используются общие формулировки соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Например, в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в формулировании соотношения этих с актами других органов не всегда устанавливается их зависимость от вышестоящих актов и полный перечень актов, для которых акты федеральных органов исполнительной власти будут обязательны. Представляется целесообразным, в целях укрепления законности издания нормативных правовых актов различных уровней вводить исчерпывающий перечень актов большей и меньшей юридической силы, с которыми закрепляется соотношение. Такое нормативное соотношение должно соответствовать в первую очередь требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В установлении нормативного соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно также чтобы не нарушалось иерархическое строение системы нормативных правовых актов Российской Федерации. Каждый последующий за федеральным законом иерархический уровень может занимать только один вид нормативных правовых актов определенного властного органа, а не два вида актов органов различных уровней, как это произошло с нормативными указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Центрального Банка Российской Федерации. Лучше избегать подобного рода коллизий. В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования тех или иных общественных отношений. Раскрываются эти условия во многом благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенчатый характер. Использование форм развития и конкретизации для установления оптимального соотношения закона с подзаконными нормативными правовыми актами не укладывается в рамки чисто технической стороны правотворческой деятельности. Это сложная, комплексная деятельность, связанная с установлением взаимосвязей между федеральным законом и подзаконным нормативным правовым актом Российской Федерации, требующая согласованных действий не только со стороны правотворческих органов, принимающих подзаконные нормативные правовые акты, но и со стороны законодательного органа. При издании федерального закона важно учитывать потребности развития и конкретизации его положений в будущем, формулировать основы для этих связей в самом законе при его издании. Как показывает практика, в некоторых случаях между законом и подзаконным нормативным правовым актом могут устанавливаться не только связи нисходящего типа (от закона к подзаконному нормативному правовому акту), но и связи восходящего типа (от подзаконного нормативного правового акта к закону). К примеру, наиболее удачные положения некоторых подзаконных нормативных правовых актов могут быть воспроизведены в тематических законах или кодексах. Это ничуть не противоречит принципу законности, но в лучшую сторону может повлиять на качество самого федерального закона, его адекватности динамично развивающимся отношениям в российском обществе. На примере рассмотрения соотношения федерального закона с подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлено, что каждый вариант соотношения конкретного вида законов с конкретным видом подзаконных нормативных правовых актов имеет определенную специфику, сложность, а зачастую носит и противоречивый характер. Практика издания нормативных указов Президента Российской Федерации по любому вопросу в отсутствие закона не находит нормативно закрепленного подтверждения в Конституции Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к компетенции Президента, он может, безусловно, издавать свои указы до принятия соответствующего федерального закона, поскольку об обязанности главы государства издавать свои акты на основании федерального закона в Конституции ничего не сказано, а закреплено только то, что они "не должны противоречить федеральному закону". По всем остальным вопросам, которые очевидно входят в конституционную формулу "основные направления внутренней и внешней политики государства" Конституция предписывает Президенту определять их на основе иного соотношения: "в соответствии с федеральными законами". При рассмотрении общих формул соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта было установлено значение последней формулировки, согласно которой конкретный подзаконный нормативный правовой акт по определенному вопросу может быть издан при наличии соответствующего закона, т.е. при наличии первичного регулирования определенного вида общественных отношений в форме закона. К тому же определение Президентом Российской Федерации "основных направлений политики государства", к примеру, в нормативных указах, по всей видимости, может быть связано не столько с изданием конкретных правовых норм, сколько с изданием в первую очередь норм-принципов, норм-дефиниций и других исходных для подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации норм. В настоящее время можно говорить о том, что нормативные указы Президента Российской Федерации явно недостаточно связаны с федеральным законом. Резервы для издания нормативных указов в полной мере еще не использованы Президентом Российской Федерации. Они могут быть связаны с первоочередным развитием норм федеральных законов в целях координации деятельности различных органов государственной власти, в выработке основных направлений государственного воздействия на регулирование общественных отношений. Не совсем логичной представляется нормативная формулировка соотношения постановлений Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы, в частности с нормативными указами Президента Российской Федерации. В соответствии с конституционной формулировкой Правительство издает постановления на "основании и во исполнение нормативных указов Президента". Получается, что Правительство Российской Федерации не вправе издавать свои нормативные правовые акты в отсутствие нормативных указов Президента Российской Федерации. Представляется более логичным в современных условиях российского варианта разделения властей соотношение актов Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы изложить в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить нормативным указам Президента Российской Федерации". На примере нормативных правовых актов МВД России было установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти на издание своих нормативных правовых актов закрепляются не в федеральном законе, а в нормативных указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. В нормативных основах этого соотношения отсутствует логика, они в ряде случаев носят противоречивый характер. Представляется целесообразным первоочередное принятие специального федерального закона, в котором будет содержаться четкая и определенная формулировка соотношения нормативных правовых актов таких органов с актами большей юридической силы - федеральным законом, нормативным указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации. В соотношении федеральных законов с актами иных ведомств Российской Федерации (Центрального Банка, Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры) устанавливаются специфические варианты взаимоотношений обеих групп актов. Эти варианты расширяют наши представления о юридических средствах формирования взаимосвязей нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта содержит требование последовательного согласования норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствия каких-либо расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации. С.А. Иванов, кандидат юридических наук ————————————————————————————————————————————————————————————————————————— *(1) В данном случае и далее везде понятие "законодательство" понимается в узком смысле как совокупность законов. *(2) Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. / Перевод с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова. Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1994. С.113. *(3) Цит. по кн.: Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С.32. Следует отметить, что официальный перевод указанного отрывка выглядит следующим образом: "... остаются истоком всего государственного и гражданского права". См.: Ливий Тит. История Рима от основания города. / Редакторы переводов М.Л. Гаспаров и Г.С. Кнабе. Ред. комментариев В.М. Смирин. Отв. ред. Е.С.Голубцова. В 3-х т. Т.1. М., 1989. С.145. *(4) Хвостов В.М. История римского права. М., 1919. С.79. *(5) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т.2. М., 1989. С.59. *(6) Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Около 57 тыс. слов. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. стереотип. М., 1988. С.222. *(7) См., напр.: Кечекьян С.Ф. О понятии источника права. // Ученые записки МГУ. Вып.116. Труды юридического факультета. Кн.1. М., 1946. С.4. *(8) Ожегов С.И. Указ. соч. С.222. *(9) Там же. *(10) Источник как явление природного характера (родник) здесь не рассматривается. *(11) Как это делается, например, в кн.: Иванов В.В. Общая теория договора. М., 2000. С.15. *(12) Правовой обычай также становится источником права тогда, когда он санкционирован государством в соответствующем официальном нормативном документе (акте). *(13) Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968. С.21; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. Т.1. М., 1970. С.580. *(14) Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С.155. *(15) Александров Н.Г. Понятие источника права. // Ученые труды ВИЮН. М., 1946. Вып.VIII. С.53-54; Сюкияйнен Н.В. Система, источники и форма права. // Право в странах социалистической ориентации. М., 1979. С.60. *(16) Кечекьян С.Ф. Указ. Соч. С.5-7. *(17) Зивс Л.С. Источники права. М., 1981. С.9; Алексеев С.С. Указ. Соч. С.341. *(18) Предложения некоторых ученых (А.Ф. Шебанов и др.) заменить понятие "источник права" другим, более точным, по их мнению, понятием "форма права" не встретило поддержки среди ученых-юристов, главным образом со стороны специалистов отраслевых юридических наук. *(19) См.: Зивс. Указ. Соч. С.21; Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. N 2. С.28-30 и др. работы. *(20) См.: Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. N 2. С.29-30. *(21) Чиркин В.Е. Закон как источник права в развивающихся странах. // Источники права. М., 1985. С.6. *(22) Зивс С.Л. Указ. Соч. С.35. *(23) Примером последних являются: Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"; Приказ Центрального Банка Российской Федерации от 15.09.97 N 02-395 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" и др. *(24) См.: Материалы международной научно-практической конференции "Судебная практика как источник права", проходившей 25-26 ноября 1999 года в г. Москве при поддержке Фонда правовых реформ в рамках реализации проекта ТАСИС "Укрепление правового государства и правовая подготовка в условиях новых рыночных отношений". *(25) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст.3176. *(26) Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти СССР. Автореф. : д.ю.н. М., 1974. С.6. *(27) П.2 абз.2 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года, N 781-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст.5506. *(28) См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 28-О "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1995 г. N 72 "О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края" в связи с запросом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". // Текст определения официально опубликован не был. *(29) См.: Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. С.24. *(30) Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. В 2-х т. Т.2. Свердловск, 1973. С.13. *(31) Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов: (организация и методика). М., 1968. С.76. *(32) Напр.: Федеральный закон от 18 декабря 2001 года, N 117-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст.4924. *(33) См.: Комментарий части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. С.32. *(34) Напр.: Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 года N 21 "О внесении дополнений в некоторые указы по вопросам федеральной государственной службы". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст.500. *(35) См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2001 года N 132 "О приостановлении действия Указа Президента Республики Ингушетия от 22 апреля 2000 года N 76 "Об упразднении Государственного комитета Республики Ингушетия по связи" и постановления Правительства Республики Ингушетия от 20 мая 2000 года N 192 "Об учреждении государственного унитарного предприятия "Управление электрической связи Республики Ингушетия". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 7. Ст.627. *(36) См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года, N 759 "Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 45. Ст.4271. *(37) Более подробно об этом см. параграф 1 главы 2. *(38) См.: Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. // Ученые записки ВИЮН. 1947. Вып. VI. С.68. *(39) См.: Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. 1998. N 2. *(40) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст.2757. *(41) Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституции Российской Федерации. // Московский журнал международного права. 1994. N 4. С.13-15. *(42) Конституционный Суд РФ неоднократно ссылался на Международный пакт о социальных и экономических правах как на доказательство существования общепризнанных норм, в то время как многие государства отказались от его подписания и прямо заявили, что содержащиеся в пакте нормы не являются общепризнанными. Об этом см.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С.53. *(43) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст.3301 (по состоянию на 15 мая 2001 года). *(44) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 16. Ст.2607 (2001. N 22. Ст.2125). *(45) Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.141. *(46) Вишневский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1914. С.18. *(47) Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х т. Т.2. Вып.2,3,4. Репринтное изд. М. 1995. С.89. *(48) См.: Судебная практика в советской правовой системе. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1975. С.55; Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.176 и др. работы. *(49) Хотя по выражению руководящих работников Верховного Суда РФ они "несмотря ни на что всегда найдут возможность на практике реализовать линию Пленума Верховного Суда, например, в порядке кассационной, апелляционной или надзорной проверки Верховным Судом РФ приговоров и решений нижестоящих судов или каким-либо другим способом". Из материалов международной научно-практической конференции "Судебная практика как источник права", проходившей 25-26 ноября 1999 года в г. Москве при поддержке Фонда правовых реформ в рамках реализации проекта ТАСИС "Укрепление правового государства и правовая подготовка в условиях новых рыночных отношений". *(50) См.: Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С.16; Гурова Т.В. Судебный прецедент как формальный источник права и его место в системе источников права в России. // Межвузовский сборник научных статей. Серия юриспруденция. Тольятти, 1998. N 2. С.6-9 и др. работы. *(51) Цихоцкий А.В. Судебное нормотворчество: научная дилемма о компетенции суда в современных условиях. // Межвузовский сборник научных статей. Серия юриспруденция. Тольятти, 1998. N 1. С.3. *(52) Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права. // Судебная практика как источник права. М., 1997. С.7-11. *(53) Терюкова Е.Ю. Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия. Автореф. : к.ю.н. М., 1999. С.7. *(54) См., напр.: Кошелева В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Вопросы теории и практики. Автореф. : к.ю.н. Саратов, 1999. С.10. *(55) Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов). // Судебная практика как источник права. М., 1997. С.35. *(56) Однако судебный прецедент в классической форме нигде не закрепляется и не утверждается никаким актом, он разделяется всеми членами общества на уровне основополагающего правового принципа. *(57) См.: Диков Г.В. Проблемы создания системы административной юстиции в России (в свете зарубежного опыта). // Государство и право. 2001. N 5. С.33. *(58) Нестеренко И.А. К вопросу о понятии и структуре правовой системы. // Труды СГУ. Вып.16. М., 2000. С.10. *(59) См.: Право и политика современной России. М., 1996. С.135-136. *(60) См.: Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституции Российской Федерации. // Московский журнал международного права. 1994. N 4. С.13-14; Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. // Государство и право. 1994. N 8. С.72; Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция. // Московский журнал международного права. 1995. N 2. С.17-20 и др. работы. *(61) См.: Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С.10. *(62) В предложенной юридической формуле нет никакой тавтологии: см. 2 второй главы. Обе части этой формулы имеют различный смысл и значение. *(63) См., напр.: Федеральный закон от 19.06.1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст.3030; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 г. N 909. // Собрание законодательства Российской Федерации. N 25. Ст.3010. *(64) Отношения между органами государственной власти автономных округов в составе субъектов федерации с органами государственной власти самих субъектов могут быть урегулированы на основе "федерального закона и соответствующего договора" (ч.4 ст.66 Конституции Российской Федерации). *(65) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст.3176. *(66) Постановления палат Федерального Собрания здесь не учитываются (см. _ 3 данной главы). *(67) Для данного вида актов в целом ряде случаев не исключена зависимость от ведомственных актов Российской Федерации). *(68) Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран Древнего мира. Препринт. Екатеринбург. 1996. *(69) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. проф З.М. Черниловского. Составит. В.Н. Садиков. М., 1996. С.162-163. *(70) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: С.206. *(71) См.:Законотворчество в Российской Федерации. (Научно-практическое и учебное пособие). / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С.426. *(72) Свод законов Российской Империи. Т.1. Ч.1. СПб, 1892. *(73) Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие в 2-х т. Т.2. Вып.2, 3, 4. М. 1995. Репринт. изд. С.15-16. *(74) Исключением является Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 года "О реквизиции и конфискации имущества" (Собрание узаконений. 1927. N 38. Ст.248; изменения внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1964 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 51. Ст.892). Некоторые положения данного закона действуют до сих пор. *(75) Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. М. 1998. С.190. *(76) Делегированное законодательство здесь не рассматривается. *(77) Чиркин В.Е. Закон как источник права в развивающихся странах. // Источники права: Сборник статей. / АН СССР, Ин-т государства и права. Отв. ред. С.А. Сосна. М., 1985. С.7. *(78) Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. М., 1998. С.30. *(79) См., напр.: Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 205-ФЗ "О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи В.Н. Швецова". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 52. Ст.5113. *(80) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-I ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации.1997. N 47. Ст.5492. *(81) См.: Воронкова И.В. Закон как приоритетная форма советского права. Автореф. : к.ю.н. Саратов, 1989. *(82) Рахманина Т.Н. Закон как высшая форма кодификации. // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.37. 1987. С.37. *(83) См., напр.: Федеральный закон о нормативных правовых актах (проект). // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С.215-241. *(84) Поленина С.В. Научные основы предмета правового регулирования. // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник ст.: В 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т.1. С.134. *(85) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст.1929 (N 48. Ст.4566; 1996. N 26. Ст.3028; N 49. Ст.5489; 1997. N 1. Ст.3; 1998. N 30. Ст.3613; N 31. Ст.3812; 1999. N 29. Ст.3692; 2000. N 39. Ст.3348; N 43. Ст.3348; 2001. N 23. Ст.2285; N 53. Ч.1. Ст.5017). *(86) Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.82. *(87) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст.5005 (2000. N 31. Ст.3205; 2001. N 7. Ст.608). *(88) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст.491. *(89) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного Кодекса Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 3. Ст.429. *(90) Там же. *(91) Завадская Л.Н. Концепция закона: отрицание отрицания. // Теория права: Новые идеи. Вып.3. М., 1993. С.5. *(92) Горобец В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации. Автореф. : д.ю.н. М., 2000. С.27; Карханин С. "Лоббист" проходит сквозь стену. // Российская газета. 15 октября 1994 года. *(93) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст.4408. *(94) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 10. Ст.1146. *(95) Котелевская И.В. Конституционные законы и законодательный процесс. // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. N 1. С.27-28. *(96) Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров в данном случае не рассматриваются. *(97) Имеются ввиду Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, принятая Съездом народных депутатов РСФСР и Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года и Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятых Верховным Советом РСФСР, в которых закреплены важнейшие конституционно-правовые принципы. Декларации, принятые позже Государственной Думой (к примеру, Декларация о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам, принятой в форме постановления и др.), Президентом России и другими органами к этой группе не относятся. *(98) См.: Игнатенко В.В. Модельный региональный закон о правотворческой деятельности: концепция и содержание. Иркутск, 1995. *(99) Воронкова И.В. Российский закон и его эффективность. // Россия: государство, общество, личность. Материалы межвуз. науч. конфер. / Сост.: Бахтурина А.Ю., Саприкина О.В. М., 1997. С.129. *(100) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-I ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации.1997. N 47. Ст.5492. *(101) См.: Концепция стабильности закона. М., 2000. С.76-77. *(102) Дюрягин И.Я. О понятии механизма реализации нормативных правовых актов. // Механизм реализации нормативных правовых актов: Сб. науч. тр. / Под ред. И.Я. Дюрягина. Челябинск, 1995. С.4-5. *(103) Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24). // Российская газета. 18 января 2000 года. *(104) Примером из современной законодательной практики можно назвать Трудовой Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ч. 1. Ст.3), который, по мнению многих специалистов, значительно ухудшает права работников на труд, на отдых, на достойное вознаграждение, что противоречит основным международным стандартам в этой сфере. *(105) Закон в переходный период: опыт современной России (Круглый стол журнала "Государство и право"). // Государство и право. 1995. N10. С.29. *(106) Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. С.44-52. *(107) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного Кодекса Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 3. Ст.429. *(108) См.: Конституция, закон, подзаконный акт. М.; 1994. С.52; Тихомиров Ю.А. Механизм реализации законов. // Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронеж, 1996. С.151; Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М; 1998. С.28 и др. *(109) См.: Ноздрачев А.Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР. // Ученые записки ВНИИСЗ. 1968. Вып 12. С.74; Левченко В.М. Акты Совета Министров СССР и акты, их развивающие. // Советское государство и право. 1975. N 3. С.107; Поленина С.В. Теоретические проблемы Советского законодательства. М., 1979. С.114-120 и др. *(110) Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.358. *(111) Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.27. *(112) В решениях Конституционного Суда Российской Федерации данная группа постановлений палат Федерального Собрания названа "правоприменительными решениями" . См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 1995 г. N 66-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности постановления Совета Федерации Федерального Собрания "О Федеральном законе "Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации". // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 6. С.2-6. *(113) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст.5712 (с учетом изменений и дополнений ФКЗ от 31.12.1997 г. N 3-ФКЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 1. Ст.1). *(114) См. , напр.: Постановление Правительства РФ от 4 января 1999 г. N 4 "О Мошкине Ю.А."// Собрание законодательства РФ. 1999. N 2. Ст.326; Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000г. N 450 "О присвоении классного чина государственного советника налоговой службы II ранга Вазарханову И.С.". // Собрание законодательства РФ. 2000. N 25. Ст.2698. *(115) Далее, для краткого обозначения актов данного вида будет использоваться рабочее понятие "ведомственные акты". *(116) Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975. С.19. *(117) Конституция, закон, подзаконный акт: С.103. *(118) См.: Закон и ведомственные нормативные акты в СССР. Труды ВНИИСЗ. Т. 46. М., 1989 и др. работы. *(119) Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.18. *(120) См.: Федеральные законы и исполнительная власть. // Журнал российского прваа. 1997. N 3. С.17; Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. / Ю.А. Тихомиров. К.В. Котелевская. М., 1999. С.215. *(121) См.: Соловьева Л.В. Регистрация и контроль за ведомственными нормативными актами. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1998. N 1. С.89-90. *(122) Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 6. М., 1988. С.67. *(123) Коркунов Н.М. Указ и закон. Спб, 1894. *(124) Алексеев А.С. Конспект лекций по государственному праву: 1891 - 1892 уч. год. М., 1892; Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России. Спб, 1911 и др. работы. *(125) Кирин В.А. К вопросу о соотношении общесоюзного и республиканского законодательства (на опыте уголовного законодательства). // Советское государство и право. 1963. N 8. С.111. *(126) Там же. С.113. *(127) См.: Цвик М.В. О подзаконности указов Президиума Верховного Совета СССР. // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 7. 1956. С.30-31 и др. работы. *(128) См.: Лазарев Л.В. О соотношении закона и указа. // Советское государство и право. 1965. N 5; Самощенко И.С. Иерархия и основные подразделения нормативных актов социалистического государства. // Ученые записки ВНИИСЗ. 1968. N 15. *(129) Самощенко И.С. Указ. Соч. С.7. *(130) Кузнецов И.Н. К вопросу о юридической природе Указа Президиума Верховного Совета и его соотношении с законом. // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С.252. *(131) Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства (Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР). М., 1968. С.100. *(132) См., напр.: Мицкевич А.В. Указ. Соч. С.125. *(133) Ноздрачев А.Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР (по материалам функциональных министерств и ведомств Союза ССР). // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.12. 1968; Попова В.И. Соотношение актов Совета Министров союзной республики с актами других органов государственного управления. Автореф.: д.ю.н. М., 1973 и др. работы. *(134) Попова В.И. Указ. Соч. с. 18-19. *(135) Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. : д.ю.н. М., 1972. С.6. *(136) Тихомиров Ю.А. Соотношение закона и подзаконных актов. // Социалистическая законность. 1980. N 8. С.16. *(137) Там же. С.16-18; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С.23. *(138) Пиголкин А.С. О соотношении законов и указов Президента в Российской Федерации. // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. N 1. С.36-41. *(139) Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. С.58-86. *(140) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст.3823. *(141) Правовые акты. / Под ред. Ю.А. Тихомирова, И.В. Котелевской. М., 1999. С.26. *(142) Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Около 57 тыс. слов. /Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. стереотип. М., 1988. С.650. *(143) Там же. С.408. *(144) Там же. С.642. *(145) Более подробно данный вид соотношения рассмотрен в параграфе 2 главы 3. *(146) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 31. Ст.3895 (1997. N 50. Ст.5689; 1998. N 47. Ст.5771; 1999. N 8. Ст.1026). *(147) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1996. N 3. С.57-59. *(148) Принципиальные различия данных формулировок рассматриваются в 3 главы 3. *(149) Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов. М., 2000. С.20. *(150) Конституция Республики Тыва. // Текст сверен по: НТЦ "Система". *(151) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3595. *(152) Программа приватизации ежегодно разрабатывается Правительством Российской федерации и утверждается в форме федерального закона. *(153) См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 Федерального закона от 14 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 50. Ст.5711. *(154) Тихомиров Ю.А. Критерии конституционности правовых актов. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 6. С.35. *(155) Лифшиц Ю.П. Критерии оценки конституционности нормативных актов (Депонир. рукопись в ИНИОН РАН). М.: ИГП РАН, 1994. С.5. *(156) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1 от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст.3824, 3825. *(157) Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979. С.100. *(158) Ткачева С.Г. Конкретизация норм закона и его судебное толкование. Автореф. : к.ю.н. М., 1973. С.7. *(159) Апт Л.Ф. Формы выражения и изложения правовых норм в нормативных актах. Автореф. : к.ю.н. М., 1973. С.9. *(160) Пучков О.А. Воспроизведение нормативных предписаний как способ формирования советского законодательства. Автореф. : к.ю.н. Свердловск, 1988. С.6. *(161) Пучков О.А. Воспроизведение нормативных предписаний как способ формирования советского законодательства. Автореф. : М., 1988. С.7. *(162) Об этом см.: Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979. С.119. *(163) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 3. *(164) Российская газета. 31 декабря 2001 года. *(165) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001 г. N 6. С.19-25. *(166) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст.218. *(167) Российская газета. 19 ноября 1992 года. *(168) Российская газета. 5 июня 1993 года (по состоянию на 30 декабря 2001 года). *(169) Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 22. Ст.2311. *(170) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст.3702. *(171) Постановление Правительства Российской федерации от 23 мая 2000 года N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". // Собрание законодательства Российской федерации. 2000. N 22. Ст.2314. *(172) Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 43. Ст.4904. *(173) См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 года N 879 "Об установлении прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2001 года". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст.4980. *(174) Ноздрачев А.Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР. // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.12. 1968. С.74-75. *(175) Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1988. N 39. Ст.4857 (с 10 февраля 2002 года утратил силу, в связи с принятием нового одноименного закона. Данная часть ст.17 в новом федеральном законе сохранена). *(176) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2000 г. N 471 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст.2775. *(177) Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст.3824 (по состоянию на 31 декабря 2001 года). *(178) Ведомственное приложение к Российской газете. 14 августа 1999 года. *(179) Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N31. Ст.2990. *(180) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 года N 490 "Об испытании на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 28. Ст.2979. *(181) См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 21 Ст.2168. *(182) Коркунов Н. М. Указ и закон. СПб, 1894. С.270. *(183) Алексеев А.С. Конспект лекций по русскому государственному праву. 1891-92. уч. год. М., 1892. с.232. *(184) Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи. Одесса, 1912. С.108. *(185) См.: Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. М., 1998. С.191. *(186) См.: Кузнецов И.Н. К вопросу о юридической природе Указа Президиума Верховного Совета СССР и его соотношении с законом. // Вопросы Советского государственного права. М., 1959. С.230; Лазарев Л.В. О соотношении закона и указа. // Советское государство и право. 1965. N5. С.63 и мн. др. работы. *(187) Лучин В.О. "Указное право" в России. М., 1996. С.3. *(188) См.: Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества. // Советское государство и право. 1991. N 8. С.30-32.; Пиголкин А.С. О соотношении законов и указов Президента в Российской Федерации. // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. N 1. С.36-37 и др. *(189) Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 195; Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: конституционная и политическая практика. М., 1996. С.102; Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С.27-32. *(190) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР И Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст.1456. *(191) Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С.88; Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. // Государство и право. 1994. N 12. С.28; Пиголкин А.С. Соотношение законов и указов Президента Российской Федерации. // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1995. N 1. С.40; Лучин В.О. "Указное право" в России. М., 1996. С.23; Деревнин А.А., Петрушев В.А. Указы Президента Российской Федерации в системе нормативных правовых актов в Российской Федерации. // Проблема правотворчества и совершенствования законодательства. Сб. науч. трудов. Иркутск, 1996. С.30; Мазуров А.В. Указ Президента Российской Федерации как источник права: проблемы теории и практики. Автореф. : к.ю.н. М., 1999. С.12 и другие работы. *(192) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 19. Ст.2320. *(193) Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.139. *(194) См.: Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. С.50; Поленина С.В. Научные основы определения предмета правового регулирования. // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2т. / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т.1. С.138 и др. работы. *(195) Имеются в виду только те нормативные указы Президента, которые были опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" за 1999, 2000 и 2001 гг. по критериям нормативности актов, изложенных в первом параграфе первой главы данного исследования. *(196) Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.28. *(197) Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С.9. *(198) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 17. Ст.1691. *(199) Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 14. Ст.1327 *(200) Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С.33. *(201) Исследование проводилось на основе анализа постановлений Правительства Российской Федерации за 2000 и 2001 гг., опубликованных в "Собрании законодательства Российской Федерации". *(202) См.: Федеральные законы и исполнительная власть. // Журнал российского права. 1997. N 3. С.14-15. *(203) См.: Социология власти (РАГС). 1999. N 4. С.22. *(204) Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 13. Ст.1375. *(205) Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975. С.9. *(206) Заец А.П. Система советского законодательства (проблема согласованности). Киев, 1987. С.6. *(207) Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 30. Ст.3605. *(208) Указ Президента РФ от 31 июля 2000 г. N 1415 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" ("О создании и деятельности окружных подразделений МВД РФ в федеральных округах"). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст.3342. *(209) О необходимости принятия данного закона неоднократно указывалось в научных исследованиях. См., напр.: Червяков Н.Н. Проблемы совершенствования ведомственного нормотворчества (на материалах МВД России). Автореф. : к.ю.н. М., 2000. С.8; Арзамасов Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел. Автореф.: к.ю.н. М., 1998. С.9 и др. *(210) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 4. *(211) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст.5005. *(212) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст.3895. *(213) Об этом см.: Иванов С.А. Взаимодействие нормативных правовых актов МВД России с иными актами. // Актуальные проблемы организации и деятельности органов внутренних дел. Сб. науч. ст. / Под ред. В.Н. Казакова, К.Е. Сигалова, И.И. Лизиковой. М., 2001. С.48-49. *(214) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 27. С.105-109. *(215) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 11. С.36-48. *(216) Действует временно до отмены, в связи с преобразованием Государственной противопожарной службы. *(217) Зарубежный опыт правового регулирования и практика его применения по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства. Сборник правовых актов, организационных документов и информационно-аналитических материалов. / Под общ. Ред. В.В. Черникова. М., 2000. *(218) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст.2790. *(219) Соотношение нормативных правовых актов МВД России с другими источниками права, как например, с различными разновидностями нормативного договора (международными, внутригосударственными договорами), здесь не рассматриваются, поскольку этот вопрос выходит за тематические рамки данного исследования. *(220) Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст.1428. *(221) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 31. *(222) Черников В.В. Состояние и перспективы участия МВД России в формировании и развитии законодательной базы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. // Законотворческая техника современной России: состояние проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2-х т. /Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т.1.С.438. *(223) Петров Н.И. К вопросу о нормативности правовых актов. // Советское государство и право. 1963. N 9. С.129-130; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства: С.7-8 и др. работы. *(224) Организация правовой работы в системе МВД России: Сб. правовых актов, организационных документов и информационно-аналитических материалов. М., ГУПРиВС МВД России, 2000. С.256-282.. *(225) Участие МВД России в подготовке нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной работе не рассматривается. *(226) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 10. Ст.1182. *(227) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 6. Ст.711. *(228) Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст.2790. *(229) Нормативные постановления палат Федерального собрания здесь не учитываются. *(230) См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2001 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 ст.13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и пунктов 1 и 2 ст.26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами ряда граждан". // Российская газета. 2001. 11 июля. *(231) Гейвандов Я.А. Какой Центральный Банк нужен России? // Государство и право. 1999. N 8; Кашкин С. Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России? // Российская юстиция. 1999. N 10 и др. *(232) См.: Голикова Ю. С., Хохленкова М. А. Банк России: организация деятельности. В 2-х т. М., 2000. Т. 1. С.23-24. *(233) Ср.: Акты Правительства Российской Федерации издаются "на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации". Эта юридическая формулировка имеет принципиально иное значение, чем формулировка "не должны противоречить". См.: Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правого акта Российской Федерации. М., 2002. С.92-107. *(234) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст.5712 (в ред. ФКЗ N 3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 1. Ст.1). *(235) См. ч.3 ст.76 Конституции Российской Федерации: "федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам". *(236) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 36. Ст.4339 (1999. N 14. Ст.1653; 2001. N 29. Ст.2941). *(237) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст.503 (по состоянию на 4 августа 2001 года). *(238) Алексеев Н.А. Организационно-правовые основы взаимодействия ОВД с избирательными комиссиями. Автореф. : к.ю.н. М., 2001. С.16-18. *(239) Российская газета. 30 декабря 2001 года. *(240) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст.1958. *(241) Текст приказа официально опубликован не был. *(242) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 27. Ст.4472 (по состоянию на 29 декабря 2001 года). *(243) Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст.167 (2001. N 53 (ч.1). Ст.5030). *(244) Соменков А.Д. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации. // Журнал российского права. 1997. N 3. С.37. *(245) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст.1011. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |