v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Преступное невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) - 1. Краткая характеристика механизма валютного регулирования и валютного контроля -"Электив"

Книги, главы из книг

Юриспруденция

Преступное невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

1. Краткая характеристика механизма валютного регулирования и валютного контроля

Диспозиция статьи 193 УК РФ сформулирована следующим образом: "Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ".

Текст этот, как показывает практика, весьма сложен в уяснении, поскольку по своей конструкции относится к бланкетным. Чтобы дать правильную уголовно-правовую оценку преступному невозвращению работникам правоохранительных органов приходится обращаться не только к нормативным актам уголовного, но и к другим отраслям законодательства (прежде всего валютного и таможенного, а так же гражданского, финансового, административного). Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Процесс квалификации в значительной степени осложняется и тем, что содержание некоторых понятий, например, "руководитель организации", не раскрывается ни в одной из отраслей права. Дополнительные трудности связаны с тем, что массив нормативных актов, к которым требуется обращаться при квалификации комментируемого преступления, постоянно изменяется и дополняется. Кроме того, когда уголовный закон и валютное законодательство не содержат юридические омонимы, использование в не уголовном законодательстве терминов, не соответствующих уголовному законодательству, приводит при бланкетности норм уголовного закона к серьезным проблемам в квалификации преступлений*(7).

Таких проблем применительно к ст. 193 УК РФ в действующем массиве валютного и таможенного законодательства более чем достаточно.

Итак, диспозиция ст. 193 УК РФ отсылает прежде всего к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92, действующему в редакции от 05.07.99 N 128-ФЗ (См. Приложение 1) и целому ряду иных нормативно-правовых актов*(8).

Важным нормативным актом в сфере валютного контроля является и Таможенный кодекс (ТК РФ) (См. Приложение 2), в части главы 29 "Валютный контроль таможенными органами", статей 18, 98, 273 и других положений.

Для уяснения механизма валютного регулирования и валютного контроля правоприменителю необходимо, прежде всего, изучить основные понятия, используемые в перечисленном законодательстве. Их содержание в основном раскрыто в статьях Закона о валютном регулировании и валютном контроле*(9).

Так, в п. 5 ст. 1 Закона о валютном регулировании дано понятие "резидент". Ими являются:

а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".

Забегая вперед, уточним, что из этих лиц, признаваемых резидентами, не все, а только "руководители организаций" в правовом значении этого термина, могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.

В п.п. 3 и 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании законодатель раскрывает понятие "средства в иностранной валюте", как:

а) денежные знаки в виде казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах*(10).

Кроме того, к средствам в иностранной валюте следует отнести ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, облигации, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

В п.п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном регулировании раскрывается понятие "валютные операции" и указывается, что они делятся на "текущие" и "валютные операции, связанные с движением капитала". Не вдаваясь в детали и оговорки комментируемых норм (их можно уяснить только при личном изучении валютного законодательства) отметим, что текущие валютные операции это, в частности, переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а так же для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций.

Но только в том случае эти операции являются текущими, то есть осуществляются резидентами без ограничений (ст. 6 п. 1 Закона) и не требуют специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (ст. 6 п. 2 Закона), если расчеты по ним не превышают 90 дней (в ред. ФЗ от 29.12.98 N 192 ФЗ, ст. 2 раздела 2 Основных положений о регулировании валютных операций от 24.05.91)*(11). Валютными же операциями, связанными с движением капитала, в частности, являются те операции (по экспорту и импорту товаров и др.), в отношении которых получена отсрочка платежа на срок более 90 дней. При этом такая отсрочка предоставляется Центральным банком, а порядок ее предоставления определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБР.

Иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями) - резидентами в результате внешнеэкономической деятельности, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ (ст. 5 п. 1 Закона, ст. 6 раздела "Основных положений"). Это бланкетная норма закона по существу и является правовым основанием привлечения к уголовной ответственности руководителя организации за невозвращение из-за границы валюты на счет в уполномоченном банке.

Далее законодательством предусмотрена процедура обязательной продажи части валютной выручки государству. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ N 629 от 14 июня 1992 г. "О частичном изменении порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экономических пошлин" (утратил силу кроме пунктов 2 и 8, в последней редакции Указа Президента РФ N 2061 от 23.12.2000) 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу и внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ, не позднее чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Здесь следует уточнить, что вопросы обязательной продажи части валютной выручки не входит в предмет правового регулирования ст. 193 УК РФ. При необходимых условиях деяния, выразившиеся в уклонении от обязательной продажи части валютной выручки государству могут быть квалифицированы по другим статьям УК РФ.

Уполномоченными банками, согласно п. 11 ст. 1 Закона, являются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

В целях обеспечения требований валютного законодательства статьей 11 Закона установлено, что органами валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, а так же Правительство РФ. Здесь же вводится понятие "агенты валютного контроля", которые подотчетны органам валютного контроля. Такими агентами являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ.

Основным источником получение дохода в иностранной валюте резидентами-организациями в настоящее время является экспортная деятельность (а, кроме того, импортные, бартерные операции и др.).

Механизм осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров определен Инструкцией Центрального банка России N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13.10. 99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров" (См. Приложение 3). Особенностью этого механизма является принцип информационного обмена между таможенными органами и уполномоченными банками, осуществляющими расчетное обслуживание резидентов-экспортеров. Надлежащая организация валютного и таможенного контроля может относительно своевременно выявить признаки возможной противоправной деятельности. Схема контроля вкратце такова:

Экспортер заключает экспортный контракт. По каждому контракту оформляется паспорт сделки (ПС), являющийся базовым документом валютного контроля и содержащий все необходимые сведения о сделке. ПС подписывается от имени экспортера лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в банке. С подписанием ПС, это лицо принимает на себя ответственность не только за правильность всех сведений, но и за поступление валютной выручки из-за границы в предельный срок*(12). Во многих уполномоченных банках сложилась порочная практика, когда ПС разрешается подписывать не только лицу, имеющему право первой подписи, но и любому работнику предприятия, образцы подписи которого имеются в банке (заместители, бухгалтера и проч.). Это нарушение требований Инструкции порой исключает привлечение к уголовной ответственности конкретного руководителя организации.

Заполненный и подписанный ПС в двух экземплярах экспортер представляет в уполномоченный банк (далее - "банк") вместе с оригиналом соответствующего контракта.

Банк обязан, в том числе, проверить соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие предусмотренных им валютных операций требованиям законодательства, наличие в контракте условий возврата валютной выручки на счет экспортера в банке и др. Только при соблюдении этих и других условий (п. 3.9 раздела 3 Инструкции) уполномоченный сотрудник банка подписывает оба экземпляра ПС. Один из них возвращается экспортеру, а другой остается в банке и служит основанием для открытия досье. Если в дальнейшем условия сделки изменились, экспортер в 10-ти дневный срок с даты внесения изменений обязан представить в банк оригинал или копию соответствующего документа и дополнительные листы к ПС. Заверенная руководителем организации-экспортера копия ПС (и дополнительных листов) декларантом (он может не совпадать с экспортером) вместе с грузовой таможенной декларацией (ГТД) представляется в таможенный орган для таможенного оформления.

Таможенный орган обязан так же проверить соответствие сведений из ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, а так же условиям контракта и информации из других документов. Только при отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии ПС и заверяет ее своей личной номерной печатью. Далее таможенный орган проводит соответствующее оформление и возвращает копию ГТД с отметкой о выпуске товара экспортеру (раздел 4 Инструкции). В таможенном органе остается копия ГТД и ПС. Экспортер в 15-ти дневный срок с даты принятия решения о выпуске товаров, представляет в уполномоченный банк ксерокопию третьего листа ГТД. Этот экземпляр остается в формируемом банком досье. Кроме того, на основании данных деклараций, ГТК РФ составляет учетную карточку (УК) таможенно-банковского контроля. Учетные карточки, направляемые в один банк, включаются в реестр, который передается по каналам специальной связи. В банке реестр регистрируется в журнале и изготавливается второй экземпляр реестра, который не позднее контрольного срока, указанного в реестре, возвращается в ГТК РФ.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров, банк направляет ему извещение. Затем экспортер должен дать банку письменное поручение на обязательную продажу 75% этой выручки и на перевод остальной части средств на свой текущий валютный счет. После окончания этих операций банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его в ГТК РФ.

Если валютная выручка в установленный срок не поступила, либо поступила не полностью то, как видно из приведенной схемы, включаются механизмы как банковского, так и таможенного контроля. Кроме того, органы валютного контроля - Центральный банк РФ и Правительство РФ, осуществляют контроль и проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов.

В отношении валютного контроля за импортными и бартерными операциями резидентов необходимо отметить, что механизм банковского и таможенного контроля в принципе аналогичен механизму по экспортным операциям. Этот механизм по импортным сделкам подробно изложен в Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ N 91-И/01-11/28644 от 04.10.00 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (введена в действие с 01.01.01) и в Указе Президента РФ N 1163 от 21.11.95 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" (См. приложение 5).

Особенности механизма валютного контроля по бартерным сделкам отмечены в Указе Президента РФ N 1209 от 18.08.96 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (См. приложение 6).

Таможенные органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности экспортеров по фактам непоступления валютной выручки, как правило, по мере поступления из ГТК учетных карточек, а так же самостоятельно, и на основе данных банков. Практика показывает, что проверки финансово-хозяйственной деятельности не проводятся таможенными органами до истечения срока возврата валютных средств: например, по инициативе оперативно-розыскных подразделений (ОРО) при наличии сведений о допущенных нарушениях требований валютного и таможенного законодательства. Нами не найдены факты, когда бы уголовное дело было возбуждено по ст. 193 УК РФ со ссылкой на ст. 30 ч. 3 (покушение на невозвращение) до истечения предельного срока при наличии данных о предварительном умысле руководителя на невозвращение.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы