v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Таможенное право - Глава 12. Определение страны происхождения товаров 12.1. Страна происхождения товаров -"Электив"

Книги, главы из книг

Юриспруденция

Таможенное право

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава 12. Определение страны происхождения товаров 12.1. Страна происхождения товаров

В настоящее время со вступлением в силу Таможенного кодекса 2003 г. вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, регулируются как ТК, так и продолжающим действовать Законом РФ "О таможенном тарифе".

Согласно ст. 25 Закона РФ "О таможенном тарифе" полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товаров наделяется Правительство РФ. Там же сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товаров должны основываться на существующей международной практике.

Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.

В Киотской конвенции установлены три критерия для определения страны происхождения:

1) критерий переработки предполагает такую переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной классификации, т.е. переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа в другую. Переработка (обработка) товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена переработка (обработка), а саму эту страну считать страной его происхождения;

2) критерий процентного содержания устанавливает предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового товара;

3) установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен. К таким товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты животного происхождения, рыба и продукты рыбного промысла, вторичное сырье, полученное в данной стране, а также все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.

В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товаров под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в статьях 31 и 32 ТК. Аналогичное определение содержится в ст. 26 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товаров в широком смысле слова - как место происхождения товаров. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия "страна происхождения", за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский союз.

В статье 31 ТК перечислены товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список содержится в ст. 27 Закона РФ "О таможенном тарифе".)

Полностью произведенными в данной стране считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1-10.

В Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (приложение к Соглашению от 12 апреля 1996 г.) уточняется, что к товарам, полностью произведенным в стране, относятся продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продукции морского промысла, добытой в Мировом океане судами данной страны или судами, зафрахтованными данной страной. Эта норма, не нашедшая отражения в ст. 27 Закона РФ "О таможенном тарифе", получила закрепление в ст. 31 ТК (п. 7).

Кроме того, новым в Таможенном кодексе (по сравнению с Законом РФ "О таможенном тарифе") является отнесение к товарам, полностью произведенным в данной стране, продукции, полученной с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр.

Далее, к продукции, полностью произведенной в данной стране, отнесены вторичное сырье, скрап (отходы производства доменных и сталеплавильных цехов, а также всякий железный и стальной лом, обрезки, стружка, идущие в переплавку) и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также собранные внутри данной страны использованные продукты, пригодные для восстановления сырья.

Статья 32 Таможенного кодекса посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Аналогичная норма содержится в ст. 28 Закона "О таможенном тарифе".

Критерием достаточной переработки товара в данной стране являются:

правило смены товарной позиции - изменение классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены (отсюда и само название - ad valorem, т.е. "с цены") поставляемого товара;

составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Когда в отношении конкретных товаров или страны особенности определения страны происхождения товаров особо не оговариваются, применяется общее правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех.

Заметим, что при использовании правила смены товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений, т.е. списки, содержащие перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и ведут к изменению товарной позиции, не считаются признаками достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий.

При использовании в качестве критерия достаточной переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются:

для импортируемых материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или при неизвестном происхождении импортированных материалов - по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

для конечной продукции из стран СНГ - по цене на условиях "франко-завод" ("франко-склад") продавца.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки (ст. 32 ТК п. 3):

операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки (регулирование температурного режима, проветривание и т.д.);

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, погрузочно-разгрузочные операции и т.д.);

простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;

смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;

комбинация двух или большего числа вышеназванных операций.

Законодательство допускает установление в отношении конкретных товаров или стран некоторых особенностей применения критерия достаточной переработки. Так, в Правилах определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций предусмотрено, что товар считается подвергшимся достаточной переработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:

товар подвергся обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

товар произведен в одной из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.

В первом и втором случаях стоимость товара, происходящего из страны, на которую не распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране - производителе экспортируемого товара. Стоимость товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории развивающейся страны - производителя экспортируемого товара.

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления таких льгот Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

Так, согласно Правилам определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Информация о стране происхождения товаров может содержаться в различных документах: сертификате происхождения; в документах по маркировке груза; коммерческом счете; внешнеторговой документации и т.д.

Таможенный орган вправе требовать подтверждения страны происхождения товаров в следующих случаях (ст. 37 ТК):

если стране происхождения ввозимого товара Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации;

при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Кроме необходимости представлять сертификат о происхождении товаров при ввозе товаров из развивающихся стран, пользующихся преференциями, сертификат о происхождении товаров представляется в обязательном порядке:

на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) либо иными мерами экономической политики;

если это предусмотрено международными соглашениями, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, здоровья населения, общественного порядка и т.д.;

в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможни есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Правительство РФ своими постановлениями пересматривает перечень стран - пользователей схемой преференций РФ и список товаров, на который при импорте на территорию РФ преференциальный режим не распространяется.

В свою очередь, ГТК России своими нормативными актами доводит до сведения таможенных органов новые перечни стран и списки товаров, уточняет порядок предоставления сертификатов.

В соответствии с порядком подтверждения таможенным органом страны происхождения отдельных товаров сертификаты происхождения следующих товаров должны быть сданы в ГТК России, региональные таможенные управления и таможни (табл. 2) и подтверждены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации (приказ ГТК России от 7 августа 1995 г. N 484 "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения товаров", приказ ГТК России от 6 сентября 2001 г. N 885 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 7 августа 1995 г. N 484", приказ ГТК России от 20 декабря 2001 г. N 1206 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 7 августа 1995 г. N 484", приказ ГТК России от 16 мая 2003 г. N 532 "О классификации отдельных товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и подтверждении страны происхождения отдельных товаров").

Порядок подтверждения таможенными органами страны происхождения отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержден приказом ГТК России от 16 мая 2003 г. N 532. Порядок применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения, за исключением:

товаров, поступающих в адрес дипломатических представительств, международных организаций и иных иностранных учреждений и организаций, приравненных к дипломатическим:

товаров, ввозимых в качестве технической помощи;

товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи;


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы