v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Книги, главы из книгЮриспруденцияАНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА И ОБЗОРОВ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
А.Ю. СИНЕНКО ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 23 апреля 2001 г. N 63 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОТКАЗОМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ПРИЗНАНИЕМ ВЫПУСКА АКЦИЙ НЕДЕЙСТВИТВ п. 1 Обзора Высший Арбитражный Суд РФ еще раз подтвердил свою позицию, высказанную ранее <1>, о ничтожности сделок с акциями, совершенными до государственной регистрации их выпуска. В этом же пункте сформулирована и позиция, согласно которой факт размещения части дополнительных акций до момента государственной регистрации их выпуска не является основанием для отказа в такой регистрации. -------------------------------- <1> См.: п. 1 Обзора практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 1998 г. N 33).
В обоснование такого вывода указывается на отсутствие в ст. 21 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) среди оснований отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг такого основания, как размещение акций (т.е. совершение сделок с ними) до даты государственной регистрации выпуска. Действительно, упомянутая ст. 21 не содержит данного основания, но при этом предусматривает общее условие отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг - нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Напомним, что запрет совершения сделок с ценными бумагами до государственной регистрации выпуска предусматривается ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг и ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Существуют все основания полагать, что указанные нормативные правовые акты являются частью законодательства о ценных бумагах Российской Федерации. Следовательно, по всем законам формальной логики совершение сделок с акциями незарегистрированных выпусков - это прямое нарушение законодательства о ценных бумагах и соответственно основание для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Данные аргументы свидетельствуют об определенной уязвимости для критики позиции высшей судебной инстанции. Вместе с тем сама направленность разъяснения скорее заслуживает положительной оценки, поскольку в большей мере соответствует доктринальному принципу, согласно которому отдельные нарушения частноправового характера не должны оказывать существенного влияния на права и обязанности широкого круга лиц. В самом деле ничтожность сделок с акциями по своим последствиям затрагивает только права и обязанности сторон по этим сделкам, которые по своему усмотрению решают вопрос о выборе способов защиты. Тогда как отказ от государственной регистрации выпуска неминуемо влечет негативные последствия и для эмитента, и для потенциальных приобретателей акций, а также с определенной степенью допущения и для существующих акционеров. Таким образом, по своей природе ничтожность конкретных сделок является более избирательным и "щадящим" механизмом регулирования по сравнению с административным решением об отказе в государственной регистрации выпуска акций и уже поэтому может рассматриваться как более приемлемый способ обеспечения защиты гражданских прав в данной ситуации. Практика судебных округов в целом следует рекомендациям, изложенным в п. 1 Обзора. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа были признаны обоснованными судебные акты нижестоящих инстанций о незаконности отказа Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР) в государственной регистрации выпуска акций, основанного только на одном нарушении эмитента - совершении сделок по размещению акций до даты государственной регистрации <1>. -------------------------------- <1> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 января 2007 г. по делу N КГ-А40/13548-06.
Вместе с тем нельзя не отметить и ряд проблемных вопросов, связанных с применением судами п. 1 Обзора. Во-первых, само осознание того, что нарушение запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска не является основанием отказа для последующей такой регистрации, явно не способствует повышению законопослушности эмитентов. Во-вторых, неясным остается упоминание в Обзоре о части акций незарегистрированного выпуска, которые были размещены. На практике конкретный эмитент может реализовать практически весь выпуск акций и только потом обратиться за его государственной регистрацией, полагаясь на положительное решение регистрирующего органа. И наконец, самое важное: заключение договоров отчуждения акций до регистрации и после может произойти на разных условиях (например, по цене размещения), что недопустимо в соответствии с общим принципом равенства условий размещения ценных бумаг одного выпуска. Представляется более взвешенной позицией выяснение и надлежащая оценка в совокупности всех обстоятельств конкретного спора. Выбор способа защиты в данном случае должен соизмеряться с правовыми последствиями. Если сделки с незарегистрированными акциями были единичными и это не повлекло массового нарушения прав остальных акционеров или потенциальных приобретателей, то вполне логично использование признания сделок недействительными. В противном случае отказ в государственной регистрации выпуска акций может стать адекватной мерой реагирования на нарушения эмитента. Процедура государственной регистрации выпуска ценных бумаг предусматривает представление в регистрирующий орган документов, определенных Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н. Срок представления таких документов различается в зависимости от способа размещения ценных бумаг. Так, согласно п. 3.2.2 указанных Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределяемых среди учредителей акционерного общества, должны быть представлены в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества <1>. При этом п. 2.4.8 этого же нормативного правового акта предусматривает общее правило о том, что документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны представляться не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске, а если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее одного месяца с даты утверждения такого проспекта. -------------------------------- <1> На момент выхода комментируемого Обзора аналогичный месячный срок представления документов на государственную регистрацию выпуска акций был предусмотрен п. 10.8 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. N 19.
В п. 2 Обзора сформулирован вывод о том, что пропуск эмитентом указанных сроков представления документов в регистрирующий орган не является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций. Позиция представляется обоснованной, поскольку достаточно формальное нарушение эмитентом требований процедуры эмиссии в случае отказа по этому основанию влечет возникновение несоразмерно значимых последствий как для него, так и для остальных участников эмиссионного процесса. В отдельных судебных актах по указанной категории споров помимо использования рекомендации п. 2 комментируемого Обзора вполне удачно применяются и важные правовые позиции Конституционного Суда РФ. Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы в деле об обжаловании отказа регистрирующего органа в государственной регистрации выпуска акций по основанию пропуска срока представления документов суд согласился с доводом истца о том, что отказ в регистрации выпуска ценных бумаг в данном случае может рассматриваться как ответственность за нарушение закона, ограничивающая конституционную свободу предпринимательской деятельности <1>. В Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П Конституционный Суд РФ указал, что "по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, исходя из общих принципов права, введение ответственности... и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния". По данному делу было принято решение о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации выпуска акций. -------------------------------- <1> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 г. по делу N А40-32893/05-145-291 (информация о пересмотре или изменении указанного решения вышестоящими судебными инстанциями отсутствует).
Примечательно, что указанная в п. 2 Обзора рекомендация стала применяться в судах и в спорах, связанных с реализацией Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". Напомним, что проблема совершения сделок с акциями незарегистрированных выпусков в начале и середине 90-х гг. прошлого века приобрела массовый и системный характер. Решить данные вопросы, по сути дела легализовать прошлые незарегистрированные выпуски акций, был призван указанный специальный Закон. Данный Закон предусматривал обязанность регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в такой регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. При этом решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций должно было приниматься по основаниям, предусмотренным Законом о рынке ценных бумаг, за исключением случая нарушения акционерным обществом - эмитентом требований законодательства в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска (п. 3 ст. 1 указанного Закона). Сам срок представления документов для государственной регистрации указанных выпусков акций был установлен не позднее одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ, т.е. до 25 декабря 2004 г. Вопрос о последствиях пропуска указанного срока представления документов получил оценку в одном из споров, рассмотренных Тринадцатым арбитражным апелляционным судом <1>. В соответствии с обстоятельствами дела акционерное общество обжаловало решение регистрирующего органа об отказе в регистрации выпуска акций, принятое на основании истечения годичного срока представления документов. Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция, отменив решение, удовлетворила заявленные исковые требования, указав в Постановлении, что, исходя из целей и смысла Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ, срок представления документов в течение одного года не является пресекательным, а его пропуск не лишает акционерное общество права представления документов для государственной регистрации выпуска акций. -------------------------------- <1> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2007 г. по делу N А56-36766/2006. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |