v2
Книги, главы из книг для написания диплома, курсовой работы, реферата по предмету Юриспруденция: Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2001 год - Выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и других отдаленных местностях. -"Электив"

Книги, главы из книг

Юриспруденция

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2001 год

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ .

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Списки литературы

Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

 

Rambler's Top100
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и других отдаленных местностях.

В разосланном Военной коллегией в окружные и флотские военные суды письме указано, что при рассмотрении таких дел необходимо иметь в виду следующее.

Выплата военнослужащим повышенных должностных окладов и процентных надбавок за непрерывную службу в отдаленных местностях устанавливалась ранее постановлениями Совета Министров СССР, в частности, Постановлением N 188-75 от 7 марта 1974 года.

Была она предусмотрена и статьями 257 - 285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 N 075.

С изданием 16 марта 1996 года Министром обороны Российской Федерации приказа N 115 "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях" статьи 257 - 285 названного выше Положения признаны не действующими в Вооруженных Силах. Одновременно была утверждена Инструкция об условиях и порядке осуществления дополнительных выплат военнослужащим, проходящим службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях.

В соответствии с Инструкцией выплата военнослужащим повышенных должностных окладов и процентных надбавок за службу в указанных местностях была сохранена, а сфера применения данной льготы - расширена. В частности, дополнен круг отдаленных местностей, увеличены размеры повышения должностных окладов и процентных надбавок, установлен единый порядок предоставления данной льготы офицерам и другим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

31 декабря 1999 года Федеральным законом N 229-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статья 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена новым пунктом 6.

Согласно этому пункту военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Поскольку приведенная правовая норма вступила в силу с 1 января 2000 года, о необходимости ее применения было сказано в подготовленном Военной коллегией Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2000 год.

Данная рекомендация остается в силе.

Вместе с тем, в связи с изменением действующего законодательства отдельные положения упомянутого Обзора требуют уточнения.

Это касается вопросов о том, следует ли начислять районные коэффициенты и процентные надбавки на должностные оклады, выплачивавшиеся военнослужащим с повышением за службу в отдаленных местностях, и ежемесячную пенсионную надбавку к денежному довольствию, размер которой обусловлен размером пенсии, исчисляемой с применением районного коэффициента.

Отвечая на первый вопрос, необходимо иметь в виду, что решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 1998 года N СП-4/98 приказ Министра обороны от 16 марта 1996 года N 115, как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения, признан недействующим. Приказом Министра обороны от 13 апреля 2001 года N 172 он признан утратившим силу.

Возобновившие свое действие в связи с отменой приказа Министра обороны от 16 марта 1996 года N 115 статьи 257 - 285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота (приказ Министра обороны СССР от 14 августа 1978 N 075) признаны незаконными решением Военной коллегии от 7 марта 2000 года N ВКПИ-09.

Что касается упоминавшегося Постановления Совета Министров СССР N 188-75 от 7 марта 1974 года, то оно по своему содержанию вошло в противоречие с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ). Поэтому в силу требований пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 года "О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств" это постановление, как противоречащее законодательству Российской Федерации, применению не подлежит.

Изданные же одноименные Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 237 и приказ Министра обороны от 18 июня 2001 года N 275 "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность выплаты военнослужащим должностных окладов с повышением за службу в отдаленных местностях не предусматривают.

Таким образом, поскольку правовые основания для выплаты военнослужащим должностных окладов с указанным повышением в настоящее время отсутствуют, учитывать это повышение как при начислении районных (за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) коэффициентов, так и денежного довольствия в целом, нельзя.

Что касается возможности начисления районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в отдаленных местностях на ежемесячную пенсионную надбавку к денежному довольствию, размер которой обусловлен размером пенсии, исчисляемой с применением районного коэффициента, то позиция Военной коллегии по данному вопросу изложена в определении N 2н-135/01 от 7 июня 2001 года.

Существо этой позиции состоит в том, что при выплате ежемесячной надбавки военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, к сумме указанной надбавки применяется лишь надбавка за службу в отдаленной местности. Районный коэффициент к сумме исчисленной военнослужащему ежемесячной пенсионной надбавки не применяется.

При этом необходимо учитывать, что решением Военной коллегии N ВКПИ-01/70 от 29 августа 2001 года содержащееся в абзаце пятом пункта 2 приказа Министра обороны РФ от 18 июня 2001 года N 275 указание о том, что при выплате ежемесячной пенсионной надбавки военнослужащим процентная надбавка за службу в отдаленной местности не применяется, признано недействительным и не порождающим правовых последствий.

Соответствующее изменение в указанный приказ внесено приказом Министра обороны от 6 января 2002 года N 11.

Военнослужащие, направляемые в краткосрочные служебные командировки за пределы России, так же, как и другие граждане, имеют право на получение суточных в размере, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации N 1261 от 1 декабря 1993 года.

Командованием, а затем и судом К. было отказано в выплате суточных денег за командировку в Республику Таджикистан, в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" и письмом Министерства финансов РФ от 27 декабря 1996 г. N 110 "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран".

Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, военные суды указали, что ни Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан..." от 21 января 1993 г., ни Постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 280 выплата указанной категории военнослужащих суточных в иностранной валюте не предусмотрена.

Нет указаний об этом и в приказе Министра обороны 1996 г. N 9, а также в директиве начальника Генерального штаба Вооруженных Сил от 18 ноября 1996 г. N ДГШ-314\0631.

Что же касается Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 года N 1261 и письма Министерства финансов от 27 декабря 1996 года N 110, то они, по мнению судов, регламентируют выплату суточных рабочим и служащим, направленным в краткосрочные командировки за границу, а не военнослужащим, проходящим военную службу и получающим в связи с этим ряд других льгот, в том числе второй оклад по занимаемой должности во время нахождения в командировке.

Рабочие и служащие, в отличие от военнослужащих, во время нахождения в командировке не назначаются на должность и не получают второй оклад по месту пребывания.

Суды признали, что К. с 18 июня 1999 г. по 14 апреля 2000 г. находился в служебной командировке, но пришли к выводу, что ее нельзя признать краткосрочной, поэтому он не имеет права на получение суточных в соответствии с письмом Министерства финансов N 110 от 27 декабря 1996 г.

Рассмотрев данное дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные решения и вынесла новое решение об удовлетворении жалобы заявителя, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Как в предыдущие годы, так и сейчас, Правительством Российской Федерации не принималось по данному вопросу каких-либо специальных нормативных актов, касающихся только военнослужащих, а издавались общие нормативные акты о размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках, причем отдельно на территории России и отдельно на территории иностранных государств.

В настоящее время действуют три таких постановления Правительства Российской Федерации: "О нормах возмещения командировочных расходов" (на территории РФ) от 26 февраля 1992 г. N 122; "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261 и "О финансовом обеспечении работников учреждений Российской Федерации в государствах - участниках СНГ, Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике" от 19 июня 1994 г. N 713.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261 установлена выплата суточных командированным в Таджикистан в иностранной валюте и разрешено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в случае необходимости вносить изменения в размеры суточных, предусмотренные настоящим Постановлением. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 110 размер суточных установлен 20 долларов США в сутки.

Вывод судов о том, что командировка, в которой находился К., не является краткосрочной, в связи с чем он не имел права на получение суточных в иностранной валюте, как утверждалось в протесте, ничем не обоснован и противоречит п. 5 указанного Постановления, который определяет, что в случае пребывания работника в кратковременной командировке за границей более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня производится в размерах, установленных для работников загранучреждений Российской Федерации при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 г. N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", максимальный срок командирования указанных лиц составляет 2 года.

Кроме того, в протесте обращается внимание на то, что Соглашением о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. утверждено Положение об объединенном командовании коллективных миротворческих сил.

Согласно п. 19 Положения военнослужащие и гражданский персонал контингента миротворческих сил обеспечиваются денежным, вещевым, продовольственным и другими видами довольствия по нормам, установленным законодательством посылающего государства. Им предоставляются дополнительные гарантии и компенсации применительно к установленным законодательством Российской Федерации правилам.

При этом военнослужащие и гражданский персонал объединенного командования контингента миротворческих сил и воинских частей (коалиционного состава) получают денежное довольствие по должностям, с которых они были направлены в состав контингента миротворческих сил.

Каких-либо упоминаний о том, что предоставление дополнительных льгот военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, влияет на выплату суточных командированным, в приказе Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9, равно как и в Законе Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и других нормативных актах, в соответствии с которыми издан этот приказ, не имеется.

Напротив, в п. 3 приложения N 2 к данному приказу Министра обороны указано, что военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.

Поскольку ни один из нормативных правовых документов не устанавливает ограничения для обеспечения указанными выплатами военнослужащих, они должны получать их на общем основании, в связи с чем жалоба К. должна быть удовлетворена.

Нарушенные права военнослужащего на своевременное получение денежной компенсации взамен продовольственного пайка могут быть восстановлены путем выплаты задолженности с учетом стоимости пайка на момент фактической выплаты.

А. и другие обратились в Магнитогорский гарнизонный военный суд с жалобами на неправомерные действия военного комиссара г. Усть-Катава, связанные с невыплатой денежной компенсации взамен продовольственного пайка за длительные периоды времени. Указанную денежную компенсацию заявители просили выплатить им с учетом стоимости пайка на момент фактической выплаты.

Решением Магнитогорского гарнизонного военного суда жалобы заявителей удовлетворены.

По протесту председателя Уральского окружного военного суда постановлением президиума того же суда решение Магнитогорского гарнизонного военного суда по данному гражданскому делу изменено.

Суд надзорной инстанции исключил из решения указания о причинении убытков в результате несвоевременной выплаты заявителям денежной компенсации взамен продовольственного пайка и о необходимости выплаты им указанной денежной компенсации, исходя из стоимости пайка на момент производства выплаты.

Согласно принятому президиумом новому решению, жалобы А. и других удовлетворены частично, в связи с чем привлеченное к делу должностное лицо обязано выплатить им денежную компенсацию взамен положенных продовольственных пайков за прошедшие месяцы, в размере стоимости пайков, установленных на эти месяцы.

В удовлетворении требований об индексации причитающейся заявителям суммы денежной компенсации взамен продовольственного пайка на момент производства фактического расчета, отказано.

Свое решение Уральский окружной военный суд мотивировал тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1999 г. N 29 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 10 июля 1992 г. N 479-28 и подпункт "б" пункта 3 изложен в новой редакции: слова "с учетом индексации цен на продукты питания" исключены.

Во исполнение указанного Постановления Министр обороны издал приказ от 13 февраля 1999 г. N 61, которым внесены изменения в приказ МО 1992 г. N 200.

В частности, абзац второй ст. 18 "Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ" изложен в новой редакции, из которой следует, что выплата денежной компенсации взамен положенных продовольственных пайков за прошедшие месяцы производится в размере стоимости пайков, установленной на эти месяцы. Данные изменения не противоречат положениям ст. 14 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".

Упомянутые изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ N 29-1999 г. и приказом МО РФ N 61-1999 г., согласуются с Законом РФ от 24 октября 1991 г. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан", которым индексация денежной компенсации взамен продовольственных пайков не предусмотрена.

Кроме того, по мнению суда надзорной инстанции, заявители в своих жалобах не выдвигали требований о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями должностных лиц. Следовательно, суд первой инстанции, сославшись в решении на ст. 1064 и указав, что заявителям в результате инфляции и своевременной невыплаты командованием денежных сумм компенсации были причинены убытки, тем самым вышел за пределы требований А., З., С., У., Е., К. и К. При этом суд не мотивировал свой вывод о необходимости выхода за пределы требований заявителей.

Военная коллегия Верховного Суда, рассмотрев дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда - председателя Военной коллегии, отменила постановление президиума Уральского окружного военного суда, а решение Магнитогорского гарнизонного военного суда оставила в силе, указав следующее.

Суд первой инстанции, разрешив вопрос о возмещении заявителям понесенных убытков, вопреки утверждению об этом в постановлении Президиума, не вышел за пределы их требований.

Как следует из материалов дела, А. и другие в своих жалобах просили выплатить причитающуюся им задолженность по денежной компенсации за продовольственный паек в размере его стоимости на момент производства расчета в связи с обесцениванием продовольственного пайка за периоды невыплат.

На своих требованиях они настаивали в ходе судебного заседания, поясняя, что в результате невыплаты денежной компенсации им были причинены убытки и их права могут быть восстановлены лишь при выплате компенсации исходя из стоимости пайка на момент фактического расчета.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть компенсирован понесенный в связи с этим ущерб в полном объеме и, в частности, потери от инфляции.

Согласно ст. 239-7 ГПК РСФСР и ст. 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", права гражданина, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц, подлежат восстановлению в полном объеме. При этом убытки возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок возмещения таких убытков установлен ст ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ, согласно которым убытки возмещаются в полном объеме.

Поскольку в результате инфляции невыплаченные своевременно А. и другим заявителям денежные средства значительно утратили свою покупательную способность, причиненные им убытки должны быть полностью возмещены.

Произведенные судом надзорной инстанции изменения в решении суда привели к тому, что нарушенные права заявителей оказались не полностью восстановленными.

Таким образом, принятое судом первой инстанции решение о выплате А. и другим задолженности по денежной компенсации за продовольственный паек с учетом понесенных заявителями убытков, исходя из стоимости пайка на момент производства выплаты, является правильным и оно должно быть оставлено в силе.

В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кроме дополнительных выплат военнослужащим, предусмотренных указанной статьей, сохраняются и другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полярнинским гарнизонным военным судом удовлетворена жалоба Л. на действия командира войсковой части, связанные с невыплатой ему положенных видов денежных компенсаций и единовременного денежного вознаграждения за непрерывную службу в качестве мичмана за 1997 - 1999 гг.

Обосновывая свое решение о выплате указанного денежного вознаграждения, суд сослался на п. 7 приказа Министра обороны N 020 от 27 января 1993 г. В кассационном порядке решение не обжаловалось и не опротестовывалось.

Президиум Северного флотского военного суда, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту председателя названного суда, решение гарнизонного суда в части удовлетворения требования заявителя о выплате единовременного денежного вознаграждения за непрерывную службу в качестве мичмана отменил и в удовлетворении этого требования отказал.

Рассмотрев материалы дела по протесту ее председателя, Военная коллегия постановление президиума флотского военного суда в данной части отменила, оставив в силе решение гарнизонного военного суда, исходя из следующего.

В обоснование принятого решения, президиум флотского суда указал, что данное вознаграждение было установлено ст. 208 и 209 Положения о денежном довольствии военнослужащих в СА и ВМФ (приказ Министра обороны СССР N 075 - 1978 г.) и п. 5 приложения N 14 к приказу Министра обороны Российской Федерации N 020 -1993 г.

Однако в связи с изданием 16 марта 1996 г. Министром обороны приказа N 115, ст. ст. 208 и 209 приказа МО СССР N 075 - 1978 г. признаны недействующими, а п. 5 приложения N 14 к приказу Министра обороны N 020 - 1993 г. - утратившим силу.

Между тем, приказ Министра обороны N 020 от 27 января 1993 г. был издан во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 65 от 27 января 1993 г. "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты", которое не отменено и действует в настоящее время.

Согласно п. 7 этого Постановления Правительства прапорщикам, мичманам, предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения за непрерывную службу в качестве прапорщиков и мичманов. Данное обстоятельство не принято во внимание президиумом флотского военного суда.

Кроме того, президиум указал, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих", приказами Министра обороны N 20 от 10 января 1995 г. и N 61 от 4 февраля 1998 г., прапорщикам и мичманам был предусмотрен ряд других выплат.

Однако, в соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", кроме дополнительных выплат, предусмотренных указанной статьей, сохраняются и другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в полной мере, в том числе и в части выплаты надбавки к должностному окладу за ученую степень "кандидат наук", а также денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, применимы к военнослужащим - преподавателям высших военно-учебных заведений.

Пушкинским гарнизонным военным судом удовлетворены исковые требования Г. и других о взыскании с филиала Военного инженерно-космического университета (ВИКУ) убытков, связанных с недоплатой надбавки к должностному окладу за ученую степень "кандидат наук", а также невыплатой в определенные периоды денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Президиум Ленинградского окружного военного суда решение гарнизонного суда отменил и отказал заявителям в удовлетворении исковых требований, указав следующее.

Заявители проходят военную службу по контракту и в соответствии с требованиями ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры их окладов по воинским должностям и по воинским званиям, а также дополнительные выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Кроме выплат, указанных в данном Законе, Президентом и Правительством Российской Федерации (а в пределах выделенных ассигнований и Министром обороны) для военнослужащих могут устанавливаться другие надбавки и дополнительные выплаты.

К их числу относится надбавка за ученое звание и ученую степень, установленная Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65, которое воспроизведено в приказе Министра обороны - 1996 г. N 239.

Таким образом, необходимости применения для разрешения спора какого-либо иного нормативного акта, в том числе и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не имелось, а нормативных документов, устанавливающих право военнослужащих на получение компенсации за приобретение книгоиздательской продукции до 1 января 2001 г. ни Правительством, ни Министерством обороны не принималось.

В протесте председателя Военной коллегии ставился вопрос об отмене постановления президиума Ленинградского окружного военного суда по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кроме выплат, предусмотренных настоящим Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований и Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Выплата лицам офицерского состава надбавок за ученое звание и ученую степень была установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защищенности".

Аналогичный порядок выплаты надбавок за ученое звание и ученую степень был предусмотрен Инструкцией о порядке и размерах выплаты офицерам надбавки за ученое звание и ученую степень и надбавки за ученую степень, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 1996 г. N 239.

Вместе с тем, впоследствии, 22 августа 1996 года, был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Согласно п. 5 ст. 30 этого Закона научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлена надбавка к должностным окладам, существенно превышающим размер тех же надбавок, установленных названными выше постановлением Правительства и приказом Министра обороны.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" и ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации, и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования.

Таким образом, указывалось в протесте, по общему правилу положения Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", равно как и Закона Российской Федерации "Об образовании", как не содержащие каких-либо изъятий, применимы при регулировании отношений, возникающих в сфере военного образования.

Денежное довольствие военнослужащих, помимо перечисленных в ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплат, может включать, как об этом указано выше, иные надбавки и выплаты, устанавливаемые федеральными органами. Возможность регулирования этих вопросов различными нормативными актами прямо предусмотрена п. 4 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором указано, что особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" является специальным правовым актом, регулирующим правоотношения, складывающиеся в области профессионального образования, в том числе и в сфере оплаты труда педагогических кадров, поэтому положения п. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающего научно-педагогическим работникам всех высших учебных заведений повышенные надбавки за ученую степень и ученое звание, в полной мере распространяются и на преподавателей высших военно-учебных заведений.

Что же касается Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защищенности" и разработанной на его основе Инструкции о порядке и размерах выплаты офицерам надбавки за ученое звание и ученую степень и надбавки за ученую степень, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 1996 г. N 239, то эти подзаконные нормативные акты, как вошедшие в противоречие с упомянутым новым Законом, в соответствии с требованиями ст. 4, 15, 76 и 115 Конституции Российской Федерации применяться не могут.

С позицией президиума Ленинградского окружного военного суда, согласно которой действие законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" на военнослужащих решениями Правительства или приказами Министра обороны РФ распространено не было, вследствие чего они в условиях Вооруженных Сил неприменимы, согласиться нельзя, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обороне" федеральные и иные законы Российской Федерации действуют в Вооруженных Силах независимо от их объявления приказами или иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Исходя из изложенного, отмечалось далее в протесте, правильным является решение суда первой инстанции и в части выплаты названной категории научно-педагогических работников - преподавателям высших военно-учебных заведений, ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, предусмотренной п. 8 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Таким образом, поскольку положения Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в полной мере, в том числе и в части оплаты труда, применимы к преподавателям высших военно-учебных заведений, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены не было.

Согласившись с доводами протеста, Военная коллегия постановление президиума окружного военного суда по данному делу отменила, а решение суда первой инстанции оставила в силе.


Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.

Имя
E-mail
Телефон
Город, ВУЗ
Тип работы
Предмет
Тема работы
Объём работы
Сумма, которую Вы готовы заплатить
Максимальный срок выполнения заказа
Особые замечания

 

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai.

 

  HotLog Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru      
  Карта раздела тем Ресурсы сети Списки литературы