v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
МетодичкиЮриспруденцияЯ47 Историко-правовые аспекты борьбы с терроризмом в дореволюционной России: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 47 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
ВВЕДЕНИЕНа протяжении многих веков в российском государстве происходило становление и развитие различных государственных и правовых институтов, которые призваны были осуществлять охрану государственного и общественного строя. В XVIII–XIX вв. и начале XX столетия решение этой задачи выражалось через государственно-правовые институты, которые приобретали такие формы как: устройство внешней безопасности и устройство внутренней безопасности; охрана государственного порядка и общественного спокойствия; обеспечение государственной и общественной безопасности. Борьба с терроризмом в России являлась одной из частных задач по обеспечению охраны государственного и общественного строя. Общеизвестно, что для того, чтобы понять существо какой-то частной проблемы необходимо четко представлять с какими общетеоретическими явлениями она связана. В нашем случае проблему борьбы с терроризмом необходимо рассматривать с общегосударственных, общеправовых и общеполитологических позиций. Только через такой подход можно понять социально-классовую, социально-политическую суть такого явления, как терроризм и борьбу с ним. Только идя этим путем, можно разобраться в причинах, целях, задачах, средствах и методах террора и его месте среди других противоправных посягательств на политическую, экономическую и идеологическую основы общественного строя. В предлагаемом курсе автором предпринята попытка показать роль и место борьбы с терроризмом в общей системе мер царского режима по обеспечению охраны государственного и общественного строя. На наш взгляд, в материалах курса следует обратить внимание на следующие проблемы. 1. В охране государственного и общественного строя основными объектами защиты являлись экономическая, политическая и идеологическая системы общества в конкретной исторической обстановке. Борьба с политическим терроризмом являлась лишь частью охранительной внутренней функции по обеспечению безопасности российского общества и государства. Политический террор безусловно несет в себе огромную общественную опасность. Это обстоятельство заставляло специальные службы рассматривать борьбу с террористами, политическими партиями и движениями, использовавшими террор в качестве основного средства борьбы, как первоочередную задачу. В силу этого всегда есть опасность недооценить, а то и просто «проглядеть» угрозы существующему строю, исходящие от иных оппозиционных сил. Именно это произошло с царской Россией, когда социал-демократы (большевики), оставшись в тени и заслоненные социалистами-революционерами (эсерами), сумели завладеть политической инициативой и на базе своих идеологических установок привлечь на свою сторону значительную массу обездоленного населения страны, с помощью которого впоследствии большевики осуществили свержение старого общественного строя и утверждение нового. Здесь имела место явная недооценка партии большевиков со стороны государственных структур царской России, в чем признавались позже сами профессионалы политического розыска. 2. В охране государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом принимала участие вся система государственных и негосударственных органов. Среди государственных органов, принимавших участив в данной деятельности, можно условно выделить три группы: высшие органы государственной власти и управления (император, государственная дума, государственный совет, совет министров, сенат); министерства и ведомства (МВД, МИД, военное министерство, министерство финансов); специальные службы («особый отряд», дворцовая охрана, отряд подвижной охраны и дворцовая агентура управления дворцового коменданта, а также департамент полиции, корпус жандармов и охранные отделения МВД). К числу негосударственных органов, принимавших участие в деятельности по охране государственного порядка и общественной безопасности, относились общественные движения и политические партии монархического толка: «Союз русского народа», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Русское собрание», «Совет объединенного дворянства» и т.п. Основную и непосредственную работу по предупреждению и пресечению террористической деятельности выполняли специальные службы (органы) царской России, которые, на наш взгляд, зарекомендовали себя достаточно дееспособными органами по выполнению возложенных на них задач. Между этими органами существовало определенное разделение труда, были различия и в формах и методах деятельности, но все вместе они осуществляли функцию политического розыска (именно розыска, а не сыска), под которым подразумевалось и предупреждение, и пресечение, и ликвидация террористических акций. На конкретном историческом материале борьбы с терроризмом в России, думается можно сделать непреложный вывод о необходимости и целесообразности подобных органов, которые призваны были вести борьбу с насильственными террористическими посягательствами на общественный и государственный строй. На наш взгляд, подобные органы должно иметь любое государство, которое защищает себя не только от внешней, но и от внутренней угрозы, а значит обязано выполнять и соответствующую внутригосударственную функцию. Называть эту функцию можно по-разному: внутренняя политическая разведка, или внутренний политический розыск, или даже политический сыск – всё равно суть остается одна. Например, в царской России эта функция именовалась политическим розыском или негласным политическим розыском, что подтверждается самими архивными источниками. Так, в «Положении об охранных отделениях» от 9 февраля 1907 года при изложении тех или иных норм употребляются следующие термины: «отдельные розыскные органы», «розыскное дело», «политический розыск», «негласный розыск». Термины же «сыск», «сыскные отделения» находили официальное употребление применительно лишь к организации и деятельности общеуголовной исполнительной полиции. Термин «политический сыск» применительно к царской России, на наш взгляд, начал широко употребляться после февраля 1917 г., когда Временным правительством была создана комиссия для расследования деятельности Департамента полиции и его органов по преследованию запрещенных в период царизма революционных партий. Затем эта терминология была узаконена уже самими большевиками в советское время. Термин «политический сыск» стал использоваться как политический и идеологический жаргон, когда нужно было «побольнее ущипнуть» или царский режим или буржуазные государства за использование ими органов тайной полиции по линии внутреннего политического розыска. 3. В деятельности органов политического розыска царской России по борьбе с терроризмом можно выделить несколько основополагающих принципов, которые определяли суть этой деятельности. На первое место, пожалуй, следует поставить конспиративный характер деятельности органов политического розыска. Конспиративность в борьбе с терроризмом определялась многими обстоятельствами. Во-первых, сами террористы действовали скрыто и конспиративно, а значит открытые методы борьбы с ними были малоэффективны и почти невозможны, особенно на стадии выявления и разработки террористических организаций. Во-вторых, террористы были беспощадны в своих действиях не только по отношению к объектам политического террора, но и по отношению к сотрудникам спецслужб, стоявших на пути их террористических устремлений. Поэтому конспирация необходима была и для обеспечения физической безопасности самих сотрудников органов политического розыска. Другим принципом, которого обязаны были придерживаться органы политического розыска в своей работе, являлась необходимость действовать в рамках российских законов. На практике этот принцип не всегда выдерживался, часто нарушался со стороны отдельных нечистоплотных сотрудников (а то и просто проходимцев), проникавших на работу в спецслужбы. Но такие люди больше причиняли вреда, чем приносили пользы царскому режиму в деле борьбы с насильственными посягательствами на существовавший строй. Контроль за соблюдением российских законов в деятельности органов политического розыска осуществляли прокуратура России и её судебные органы. Роль прокуратуры была значительна и весома. Это проявлялось не только в осуществлении ею строго надзора за предварительным расследованием и поддержанием обвинения в суде, но и в решении целого ряда других вопросов, связанных с деятельностью полицейских органов. Административная власть, например, предварительно согласовывала с прокуратурой вопросы о назначении на должности отдельных полицейских чиновников (начальников сыскных отделений). Сравнительно независимое положение судебных органов России, которые завершали процесс по уголовно-правовому преследованию лиц, посягавших на государственный и общественный строй, обязывало спецслужбы России действовать в определенных рамках законности. В работе приводятся фактические данные о том, что некоторыми судами по политическим процессам выносилось до 40% и более оправдательных приговоров, что, на наш взгляд, достаточно убедительно подтверждает данное положение. Принципиальным моментом в деятельности специальных служб являлась профилактическая направленность их работы. Руководящие документы, определявшие задачи органов политического розыска в борьбе с насильственными посягательствами на существовавший режим, предписывали в первую очередь решать задачи по предупреждению преступлений. Так, в положении об охранных отделениях говорилось, что «...начальники охранных отделений обязаны руководствоваться тем соображением, что главным мерилом успешности их деятельности будет всегда не количество произведенных ими ликвидаций, а число предупрежденных преступлений и процентное отношение обысканных лиц к количеству тех из них, которые подверглись судебной каре». Борьба с терроризмом носила межгосударственный наднациональный характер, что также можно рассматривать в качестве одного из принципов данной деятельности. Государственные органы России имели соглашения с правительствами европейских монархий по совместной борьбе с политическим террором. 4. Значительное место в курсе лекций заняло освещение вопроса о специальных силах, средствах и методах деятельности органов политического розыска, тактике и методике их использования по борьбе с политическим терроризмом. Силы спецслужб формировались из официальных сотрудников и негласного аппарата. К официальным сотрудникам относились лица, состоявшие на воинской службе (офицеры, вахмистры и унтер-офицеры) и гражданские лица (имевшие классные чины и не имевшие классных чинов). В негласный аппарат входили агентура («секретные сотрудники», «вспомогательные агенты», «штучники», «откровенники») и филёры (наблюдательные агенты: старшие и младшие). Наиболее важными средствами и методами политического розыска являлись: агентурный метод разработки, метод наружной проследки, перлюстрация корреспонденции, специальные учеты, содержание конспиративных квартир. Можно выделить несколько характерных особенностей в использовании специальных сил и средств по борьбе с террором в России: а) численность официальных сотрудников и негласного аппарата спецслужб применительно к масштабам России – была сравнительно не велика. Всего в Отдельном корпусе жандармов на рубеже XIX–XX веков (данные 1895 г.) насчитывалось 693 офицера, 28 классных чинов, 8522 нижних чинов (из них 6930 вахмистров и унтер-офицеров). Но здесь следует заметить, что этот штат жандармов был рассчитан в основном на российские города, население которых составляло всего пятую часть жителей России; б) достаточно широкие возможности органов политического розыска в использовании чинов общей исполнительной полиции в борьбе с терроризмом; в) начальникам органов политического розыска была предоставлена полная свобода в выборе конкретных сил и средств для решения поставленных перед ними задач. Сами начальники определяли соотношение официальных сотрудников и негласного аппарата, внутренней агентуры и филёрской службы; г) в рамках отведенной сметы для того или иного органа политического розыска их начальникам была предоставлена определенная свобода в расходовании финансовых средств; д) обеспечение достаточно высокой степени социальной защищенности официальных сотрудников и негласного аппарата (приличное денежное содержание, пенсии, обеспечение физической безопасности и т.п.). 5. Правовой основой организации и деятельности органов политического розыска по обеспечению безопасности государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом служили в основном правовые нормы государственного, уголовно-правового, уголовно-процессуального и административно-полицейского законодательств. Особенно, на наш взгляд, следует отметить четкую правовую регламентацию стадий и этапов уголовно-процессуальной деятельности и её подчеркнутое дистанцирование от агентурно-розыскной деятельности. В частности, это обеспечивалось и структурной обособленностью органов, проводивших: агентурно-розыскную деятельность (охранные отделения), дознание (жандармские управления) и предварительное следствие (следователи судебных органов). Рассмотрение на примере историко-правового материала царской России проблемы обеспечения защиты государственного и общественного строя и борьбы с терроризмом, на наш взгляд, может обогатить наши знания и расширить возможности решения аналогичных проблем на современном этапе развития российского государства и в юридической подготовке студентов. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |