v2
![]() |
![]() |
![]() |
||
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
МетодичкиЮриспруденцияЯ47 Историко-правовые аспекты борьбы с терроризмом в дореволюционной России: Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 47 с.В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники. Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ . Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету. Список тем работ, которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.
|
![]() |
|
![]() |
Глава 1. РОЛЬ И МЕСТО БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЦАРСКОЙ РОССИИГосударственно-правовые аспекты обеспечения охраны государственного и общественного строя и борьбы с терроризмом в дореволюционной России Автор не претендует на полноту изложения всех аспектов, определявших обеспечение охраны государственного и общественного строя. Ставится более скромная задача: попытаться обозначить основные составляющие части, элементы таких понятий, как государственный и общественный строй России с тем, чтобы подойти к частным вопросам: что надлежало охранять? от кого? какими силами и средствами? Ответ на эти вопросы автор попытается дать с позиций государственного права, то есть высветить как раз государственно-правовые аспекты проблемы терроризма. Содержание понятия государственного и общественного строя России в конце XIX – начале XX вв. в развернутом виде излагается в соответствующих разделах учебников по курсу: «История государства и права России». На наш взгляд в данном понятии можно выделить три основных опорных элемента: политическую систему, экономическую систему, идеологическую систему. Именно об охране этих элементов и проявляется главная забота при организации охраны государственного и общественного строя. А с другой стороны, от состояния этих элементов, в первую очередь конечно от политической системы, зависит сама организация охраны государственного и общественного строя. Политическая система в курсе теории государства и права определяется как совокупность государственных и негосударственных органов и организаций. Совокупность государственных органов целесообразно рассмотреть через механизм государства и его основные формы (правления, территориально-государственного устройства и политического режима). По форме правления Россия являлась монархией, где пост главы государства по наследству переходил к одному из членов династии Романовых, в руках которого сосредоточивалась неограниченная законодательная, исполнительная и судебная власти. Это, в частности, подтверждается статьями Основных законов Российской империи, где царь объявляется верховным самодержцем, ему принадлежит «почин по всем предметам законодательства» и он утверждает все законы, император – «державный вождь Российской армии и флота», объявляет местности на военном или исключительном положении, «устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы» и т.п. Данный порядок вещей мог измениться только лишь при свержении существовавшего монархического строя. Поэтому, не случайно, именно такие задачи и ставили перед собой многие подпольные революционные организации, которые начинают появляться в России во второй половине XIX – начале XX вв. В государствах с республиканской формой правления предусматривается возможность смены главы государства в ходе очередных или внеочередных выборов, на что и направляются основные усилия политической оппозиции. Политический режим царской России вообще не допускал существование каких-либо политических партий и союзов вплоть до первой буржуазно-демократической революции. Партии и союзы, как вынужденная уступка царизма, были разрешены императорским манифестом от 17 октября 1905 г., и здесь же правительство сразу поспешило ограничить эту «свободу» целым рядом «временных правил». Официальная государственная политика, проповедовавшая идею унитаризма и целостности территории всей Российской империи, при её многонациональном составе населения, не могла не вызывать определенного недовольства и брожения на национально-государственной почве, особенно в национальных окраинах России. Заботясь о сохранении монархии, царизм пошел на компромиссы и уступки, разрешая создание парламентского учреждения в России в виде Государственной думы. В думе допускалось создание партийных фракций. В ней были представлены национальные окраины (в 1 и 2 думах национальным окраинам отводилось более 1/5 мест). С созданием думы царь лишился своей исключительной монополии в области законодательства, и была сделана хотя бы видимость ограничения его исполнительной власти. Положение монарха во многом зависело от состояния и эффективности деятельности как государственного механизма, так и негосударственных структур, поддерживающих его. К ним относились: система высших и местных органов управления; карательные учреждения; различные дворянско-сословные и монархические объединения и формирования. В понимании сущности экономической системы России в первую очередь следует выяснить роль и значение господствующих форм собственности и их видов. Не претендуя на глубокое исследование этих вопросов, обозначим некоторые устоявшиеся в экономической истории России суждения на этот счет. Основными формами собственности в царской России на рубеже двух последних веков являлись: государственная, дворцовая (собственность царской фамилии), частная, коллективная (общинная). За каждой формой собственности стояли определенные классы или группы людей, государство и его политические институты. Основными видами собственности, в которых могли проявляться перечисленные выше формы собственности, являлись: земельная собственность и капиталистическая промышленная и торговая собственность, а также банковский и финансовый капитал. Землевладение в России носило сословный характер. Согласно существующей статистике, в 50 губерниях Европейской России было 280 млн десятин земли, пригодной для ведения сельского хозяйства. Из них в 1905 г. 39,1% принадлежало государству, церкви и городам; 35,1% составляли надельные земли; 25,8% – частновладельческие (101,7 млн десятин). Последние принадлежали: дворянам – 53,1 млн десятин; разным группам городского населения – 20,4 млн; крестьянам в личном владении – 13,2 млн; крестьянским товариществам – 7,6 млн; сельским обществам – 3,7 млн. Причем, крестьянские земли (надельные, находившиеся в личном пользовании, а также во владении обществ и товариществ) составляли около 2/3 всех обрабатывавшихся земель. Таким образом, крестьянское хозяйство занимало «доминирующее положение в сельскохозяйственном производстве». Последняя треть обрабатываемой земли находилась в руках крупных собственников (примерно 30 тыс. человек), составлявших менее 1% от общей численности всех землевладельцев. «Если бы земли тридцати тысяч крупных владельцев перешли к десяти миллионам крестьянских дворов, то землевладение этих дворов почти удвоилось бы». Развитие капитализма в сельском хозяйстве России постепенно привело к утрачиванию в крупном землевладении его дворянского характера. К 1905 г. среди крупных землевладельцев около трети составляли выходцы из купцов и крестьян. Многие из этих землевладельцев перестраивали свои имения на капиталистический лад, всё больше вовлекаясь в буржуазную аграрную эволюцию. Это проявилось в росте товарного производства хлеба, районировании и специализации сельского хозяйства. Россия активно участвовала в конце XIX – начале XX вв. в формировании аграрного капиталистического рынка, вынося на него 50% мирового урожая ржи, 20–25% мирового урожая овса. Капиталистическое развитие промышленности России шло более интенсивно, чем сельского хозяйства. Крестьяне, голодавшие и разорявшиеся в деревне, бросали свои земли и уходили в город. Усиленно строились железные дороги, заводы, фабрики. В строительстве железных дорог главным источником выступали «государственные средства». Российская буржуазия, делая первые шаги, опиралась на правительственную поддержку. Но, становясь на ноги все крепче и крепче, она начинала тяготиться опекой, сковывавшей её инициативу. Экономическая политика царского правительства приобретала все более противоречивый характер. С одной стороны правительство способствовало развитию капитализма в промышленности, а с другой – неуклонно отстаивало устаревшую систему государственного управления, защищало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства, консервировало феодальные пережитки в деревне. Сама Россия была бедна капиталами, и около половины их притекало из-за границы. В 1900 г. иностранные вложения составили 45% всего акционерного капитала в стране. Особенностью капиталистического развития России являлась высокая концентрация труда и капитала. Росту концентрации и централизации производства и капитала способствовало создание монополистических объединений в ходе экономического кризиса 1900–1903 гг. Поскольку в России в отличии от стран Запада торговая прибыль намного превышала промышленную, то главной задачей этих объединений являлось освобождение от торговых посреднических услуг и овладение рынком непосредственно. Данные объединения (синдикаты), являясь монополистическими союзами, занимались сбытом продукции по взвинченным монопольным ценам. Семья Романовых была крупным земельным и промышленным собственником, а царь – самым богатым человеком России. Одни только удельные земли царской семьи оценивались в 100 млн рублей золотом. Царь получал проценты с капиталов, находившихся в английских и немецких банках. Еще со времен Александра II в Лондонском банке хранилось 200 млн царских денег. Примерно в 160 млн рублей оценивался «мертвый капитал» императорской семьи – драгоценности Романовых, накопленные за 300 лет. Существенные различия в имущественном положении россиян привели к складыванию в конце XIX – начале XX вв. следующей социально-экономической структуры общества (все население обоего пола): Крупная буржуазия, помещики, высшие чины и прочие около 3,0 млн Зажиточные мелкие хозяева 23,1 Беднейшие мелкие хозяева 5,8 Пролетарии и полупролетарии 63,7 Всего 125,6 Такая резкая полярность в количественном соотношении богатых и бедных способствовала постоянному возрастанию политической напряженности в российском обществе. Система идеологического состояния и развития российского общества традиционно строилась на общеизвестной триаде: «Православие, самодержавие, народность». Последний российский монарх твердо придерживался этой концепции, а ближайшее окружение монарха зорко наблюдало за тем, чтобы он последовательно выдерживал данную идеологическую линию. Так, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, являвшийся одним из воспитателей Николая II в его молодые годы, перед коронацией последнего внушал ему, что самодержавная власть «не только необходима России, она не только есть залог внутреннего спокойствия, но и существенное условие национального единства и политического могущества государства». Идею национального характера российского самодержавия отстаивали представители правой печати, как Л.А. Тихомиров, Н. Энгельгардт, В.П. Мещерский. Восхваляя самодержавие, Победоносцев обрушивался на западный парламентаризм как систему управления, совершенно непригодную для России. Николай II оказался способным и достойным учеником своего учителя. Однако за этим единодушием монарха и его ближайшего окружения ясно видны были признаки кризиса консервативной идеологии. Так, речь царя во время коронации в январе 1895 г. вызвала не только разочарование, но и недовольство либеральных слоев населения Российского общества. После речи императора в Петербурге появилось открытое письмо, в котором говорилось, что «слова царя бьют по самым скромным надеждам «и «вызывают на борьбу все живые силы». П.Б. Струве, автор письма, обращаясь к Николаю II, писал: «Вы первый начали борьбу, и борьба не заставит себя ждать». История показала, что значительное место в этой борьбе с царским режимом занимал террор. Этимологическое значение слов «террор», «террористический». В латинском языке имеется слово terror, что означает СТРАХ, УЖАС. От него произошло французское – terroriser – «терроризировать», что означает преследовать, угрожать расправой, держать в состоянии страха. В настоящее время распространенным явлениям стал террор, осуществляемый в отношении частных лиц, не являющихся ни политическими, ни государственными, ни общественными деятелями. Жертвами такого террора становятся коммерсанты, предприниматели, дети богатых родителей и другие состоятельные лица, и совершается он из корыстных материальных побуждений – так называемый террор на бытовой почве. Но поскольку последний часто совершается в форме организованной преступности и жестокими способами и методами, то он несет огромную общественную опасность. Такой террор в случае приобретения массового явления начинает носить политическую окраску. В рамках данного курса основное внимание будет уделено проблеме политического террора в дореволюционной России и борьбе с ним со стороны правительства. Из чисто методических соображений автор далее не проводит различий между понятиями политический террор и убийство из политических целей, объединяя их одним понятием – политический террор. Исторические корни политического террора в России. Террор как метод устранения политических противников, конкурентов зарождается вместе с государственностью. На Руси использование убийств из политических целей можно усмотреть уже в X–XI вв. Так, например, убийство князей Бориса и Глеба их двоюродным братом Святополком, получившем прозвище «окаянный» за это злодеяние, вполне можно рассматривать как пример политического террора. Данное убийство преследовало цель – убрать возможных конкурентов на великий княжеский стол, то есть претендентов на верховную политическую власть. Из отечественной и зарубежной истории можно привести массу примеров, когда с помощью подосланных террористов или путем дворцовых заговоров осуществлялись политические убийства с целью разрешения вопроса о власти. По мере становления и развития карательных органов (тайная полиция разведка, контрразведка) последние также начинают вовлекаться в деятельность по совершению политических убийств. Причем эти органы используются для совершения подобных акций как внутри своего собственного государства, так и за рубежом – в отношении политических деятелей иностранных государств. В качестве примера можно привести исторический факт, связанный с подготовкой спецслужбами Турции террористического акта против российского царя Петра I. Из следственного дела, которое вел Преображенский приказ, было установлено, что турецкие террористы под видом греческих купцов проникли в Россию и должны были попытаться отравить Петра I. При аресте в Москве у них была изъята банка с ядом. Но, видимо, все же следует признать, что во времена Петра I и в целом в XVIII в. террористические акты были явлением редким, носившем одиночный индивидуальный характер. Организованный политический террор по совершению индивидуальных террористических актов. В XIX столетии, ознаменовавшемся несколькими революционными этапами в истории России, террор начинает использоваться как постоянное и активное средство политической борьбы, в частности, со стороны революционных народников. Объектом их террористических устремлений становится император Александр II, на которого было подготовлено и совершено несколько покушений. Каракозов в 1866 и Халтурин в 1879 гг. не сумели достичь поставленной цели – убийства императора. Это удалось Желябову, Перовской, Кибальчичу и другим членам их организации в 1881 г. В январе 1902 г. официально родилась «Партия социалистов революционеров» (эсеров) с центральным комитетом и центральным органом «Революционная Россия». Партия эсеров выбрала себе девиз: «В борьбе обретешь ты право своё». ЗАДАЧИ ПАРТИИ: ближайшая – свержение самодержавия; конечная цель – переустройство России на социалистических началах. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЭСЕРОВ: Бакунин, Герцен, Лавров. Идеологом в легальной печати выступал, столь популярный ныне, Михайловский. Небезынтересно язвительное замечание жандармского офицера Спиридовича относительно «народнического русского характера» партии эсеров, где по его словам основными «заправилами выступали»: Гоц, Минор, Гершуни, Рубанович, Натансон, Азеф. СРЕДСТВА БОРЬБЫ: пропаганда, агитация, террор. Среди революционных партий эсеры являлись прямыми последователями партии «Народная воля» с её тактическим девизом: «Цель оправдывает средства». Всякая другая работа, кроме террористической, объявлялась центральным комитетом партии эсеров незначительной. СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ПАРТИИ: на первых порах работа среди рабочих, интеллигенции и, где можно, среди крестьян. Впоследствии эсеры главную ставку делают на крестьян как свою основную социальную базу, полагая, что крестьянская община может быть использована как ступень к переходу на социалистический строй. По данным, которые приводят сами эсеры за период 1902–1911 гг., среди участников их террористических акций были «62 рабочих, 14 представителей интеллигенции, 9 крестьян, 18 учащихся». ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА: государственные, общественные, политические деятели, с именами и положением которых олицетворялась незыблемость политической, экономической и идеологической систем российского общества. Статистика террористической деятельности партии эсеров довольно громкая. С 1902 по 1911 гг. в России более 200 раз раздавались взрывы эсеровских бомб и револьверные выстрелы. Объектами этого террора стали «два министра, 33 губернатора, генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников охранных отделений, полицмейстеров, прокуроров, помощников прокуроров, начальников сыскных отделений, 24 начальника тюрьмы, начальника каторги, тюремного управления, околоточных и тюремных надзирателей, 26 приставов и исправников и их помощников, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 8 присяжных поверенных, 26 шпионов и провокаторов». РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА ЭСЕРОВ: ряд удавшихся и неудавшихся индивидуальных террористических актов; отвлечение на себя усилий карательной машины царского правительства и значительные потери своих членов; разочарование в методах индивидуального террора значительной части партии, приведшее к её расколу на несколько партий; утрата общественного доверия и симпатий российского населения по причине трагических последствий акций террора, когда при покушении на жизнь одного человека страдали десятки других людей. Имели место и просто ошибки при совершении террористических покушений. Так, в 1906 г. эсеры, пытаясь убить генерала Трепова в Петергофском парке, убили некоего генерала Козлова; в Пензе, вместо жандармского генерала Прозоровского, убили пехотного генерала Лиссовского; в Киеве, вместо жандармского генерала Новицкого, ударили в Купеческом саду ножом одного из отставных армейских генералов; а в Швейцарии, вместо министра Дурново, отправили на тот свет немецкого купца Мюллера. В годы первой буржуазно-демократической революции политические убийства приобрели значительный размах. Так, по официальным данным в результате террористических актов и революционных выступлений в 1906–1907 гг. были убиты 4 126 и ранены 4 552 должностных лица. Сам Столыпин пережил 10 покушений, в том числе взрыв эсерами-максималистами дачи премьер-министра на Аптекарском острове, повлекший многочисленные человеческие жертвы. Таким образом, можно заключить, что результаты деятельности эсеров, основанные на использовании террора, во многом расходились с целями и задачами партии эсеров, о которых говорилось выше. Несоответствие целей и результатов деятельности не могло не сказаться «негативно» на перспективах данной партии (организационное единство, общественный авторитет и т.п.). При рассмотрении на примере партии эсеров задач, идейной платформы, социальной базы, объектов, методов и результатов деятельности партий, нами сделана попытка системного подхода к анализу этой целеполагающей деятельности через рассмотрение её основных элементов: цель, объект, субъект, силы, средства, методы, результат. Этого подхода, как нам представляется, целесообразно придерживаться и при анализе деятельности царского правительства, осуществлявшего охрану государственного и общественного строя. А одной из задач этой охраны являлась борьба с терроризмом. Система органов царской России, обеспечивавшая охрану государственного и общественного строя и борьбу с терроризмом В охране государственного и общественного строя принимает участие вся система государственных и негосударственных органов. Иными словами в этом процессе задействована вся политическая система общества. В рамках данного пособия по многим причинам не представляется возможным более или менее четко показать роль и значение различных элементов политической системы России, принимавших участие в обеспечении безопасности государства и общества. Главная причина состоит в том, что данная проблема нуждается в комплексном её анализе и изучении на уровне кандидатских, докторских, монографических исследований. Государственные органы, принимавшие участие в обеспечении охраны государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом Среди государственных органов, принимавших участие в обеспечении безопасности России, необходимо, на наш взгляд, выделить три группы государственных органов: высшие органы государственной власти и управления; министерства и ведомства; специальные государственные органы. К высшим органам государственной власти и управления дореволюционной России, принимавшим участие в охране государственного и общественного строя, относились: российский император; Государственная дума и Государственный Совет; совет министров; Сенат. Все они участвовали в выработке наиболее важных концептуальных решений по вопросам внутренней и внешней политики, связанных с обеспечением безопасности России. Затем этим решениям, в случае необходимости, могла придаваться юридическая форма правовых актов. Все законы с 1906 г. принимались императором «в единении с Государственным Советом и Государственной думой». Совет министров заметную роль в решении общегосударственных дел начинает играть лишь после выхода царского указа 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», согласно которому в России впервые создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров. Функции Сената проявлялись главным образом в области судопроизводства. Высшими органами государственной власти и управления осуществлялся и высший контроль за исполнением принятых решений по вопросам охраны государственного порядка и общественной безопасности. При этом нужно иметь в виду, что в условиях монархического строя, как уже говорилось выше, последнее слово в принятии важнейших решений по вопросам безопасности Российского государства всегда оставалось за императором. Соответственно на него ложилась и главная ответственность за состояние безопасности государства. Министерства и ведомства. В обеспечении безопасности государственного и общественного строя России принимали участие самые различные министерства и ведомства. Нас в первую очередь будут интересовать те из них, в задачи которых входила охрана государства и общества от прямых насильственных угроз как извне, так и изнутри государства и защита государственного суверенитета. Такими министерствами и ведомствами являлись: Военное министерство, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Из состава Военного министерства для указанных выше целей могли использоваться: строевые части и подразделения; части военной жандармерии; корпус внутренней стражи; военная контрразведка. Строевые части и подразделения применялись для подавления и физической расправы над участниками бунтов и восстаний внутри государства. Армия же в целом использовалась для защиты государства от внешних угроз. Части военной жандармерии выполняли задачи по этапированию задержанных, осужденных, военнопленных и другие задачи по поддержанию порядка в армии. Подразделения корпуса внутренней стражи использовались для поддержания государственного порядка внутри губерний, выполняли функции конвоирования, охраны важных объектов. В задачи органов военной контрразведки входила борьба с подрывной деятельностью иностранных спецслужб. В Министерстве внутренних дел задачи по охране государственного и общественного порядка возлагались на: институт губернаторов и градоначальников; органы полиции (уездная, городская, дворцовая, волостная, фабричная, мызная, горная, портовая, лесная, ярмарочная и т.п.); органы политического розыска (Департамент полиции, Отдельный корпус жандармов, охранные отделения и т.п.). Об этих подразделениях Министерства внутренних дел, осуществлявших борьбу с терроризмом, пойдет подробный разговор в последующих разделах данного пособия. Министерство иностранных дел призвано было защищать суверенные права Российского государства на международной арене, а так же по возможности через свои дипломатические и консульские представительства за рубежом добывать информацию о разведывательных устремлениях спецслужб иностранных государств в отношении России и о различных террористических проявлениях, которые могли быть направлены против российских государственных деятелей. В структуре Министерства финансов находились Отдельный корпус пограничной стражи и Таможенный департамент. Эти органы Министерства финансов были задействованы в борьбе с террористами при их миграции через государственную границу. Специальные государственные органы. На наш взгляд специальными государственными органами, принимавшими участие в охране государственного и общественного строя, следует считать те органы, которые были наделены правом иметь специфические силы, средства, методы по обеспечению безопасности государства и борьбе с террористами. Специфичность их заключалась в негласном конспиративном характере деятельности, о чем более подробно будет сказано в других главах пособия. Негосударственные органы, участвовавшие в охране государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом В охране царского режима кроме государственных органов принимали участие и различные негосударственные организации (общественные движения и политические партии) монархического толка. Таковыми являлись, например: «Союз русского народа», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Русское собрание» и некоторые другие черносотенные организации. С 1906 г. деятельность таких объединений стала направляться «Советом объединенного дворянства». Это был постоянный негосударственный орган, выбираемый на три года общероссийской дворянской организацией «Объединенное дворянство». Последняя была создана вскоре после царского манифеста от 17 октября 1905 г., допускавшего создание общественных организаций и объединений, в мае 1906 г. на первом съезде уполномоченных от дворянских обществ. «Совет объединенного дворянства» и съезды уполномоченных от дворян, не являясь формально частью самодержавного государственного аппарата, в то же время направляли многие вопросы царской политики: роспуск I Государственной думы; столыпинская аграрная реформа; третьеиюньский переворот и т.п. Черносотенные организации начали появляться весной 1905 г. Численность черносотенцев установить довольно трудно. Сами они определяли её в 3 млн человек, но эта цифра, по мнению специалистов,– сомнительна. Согласно архивным данным, численность «черной сотни» к концу 1907 – началу 1908 гг. достигла 408 999 человек. Черносотенные организации существовали в 2 229 населенных пунктах. Верхушку «черной сотни» составляли помещики, старозаветные купцы и консервативная интеллигенция. Основной социальной базой являлись различные деклассированные элементы. Вместе с тем в «черные сотни» записывались и квалифицированные высокооплачиваемые рабочие. Из люмпен-пролетариев вербовались боевые дружины крайне правых, которые использовались как средство террора для осуществления политических убийств. В Москве погромщики убили Н.Э. Баумана, а в Иваново-Вознесенске Ф.А. Афанасьева. Погромы прокатились в 358 населенных пунктах, в ходе которых погибло 1 622 и получили ранения 3 544 человека. Кровопролитные погромы произошли в «черте еврейской оседлости». Таким образом, видно, что в охране государственного и общественного строя царским режимом активно были задействованы и различные негосударственные органы, но все же главную роль в этой деятельности играли специальные службы России. Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе "Услуги и цены". Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки, ответами на наиболее частые вопросы, статьями наших авторов.
Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома Вы можете сделать, заполнив форму заказа, позвонив по телефону горячей линии 8(926)2300747, или переслав сообщение по адресу zakaz@xn--b1afjhd8b5d.xn--p1ai. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||
|
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |